- Преподавателю
- Информатика
- МР практического занятия по информатике на тему Сортировка и фильтрация данных в MS Excel
МР практического занятия по информатике на тему Сортировка и фильтрация данных в MS Excel
Раздел | Информатика |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Потемкина О.А. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ДИСЦИПЛИНА
«Информатика»
Раздел 2. Пакет прикладных программ «Microsoft Office»
Занятие 13. Сортировка и фильтрация данных в MS Excel.
Специальность
31.02.01 Лечебное дело
Курс - второй
2015
Одобрена на заседании цикловой
методической комиссии _________________
Протокол №___от_______________________
Председатель___________________________
Разработчик: О.А. Потемкина
преподаватель первой квалификационной категории
Оглавление
Выписка из рабочей программы дисциплины
«Информатика»
для специальности 31.02.01 Лечебное дело
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 2.
Пакет прикладных программ «Microsoft Office»
90
Тема 2.10.
Поиск, сортировка и фильтрация данных
Содержание учебного материала
2
Внедрение современных прикладных программных средств. Основные статистические, математические и логические функции в Excel.
1,2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
13) Современные прикладные программные средства. Сортировка и фильтрация данных.
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение лекционного материала, составление плана ответа, выполнение упражнений (метод разработка).
Повторение материала по конспектам теоретического занятия, [1, стр. 178-179], выполнение практического задания [2, стр.110, задание 18.4.]
2
Мотивация
Табличный процессор MS Excel дает в руки пользователя мощные средства анализа данных.
Одной из особенностей данных в MS Excel является возможность добавления записей в таблицу, их удаления или изменения с помощью форм.
Фильтрация - это способ поиска подмножества данных в списке. Для данных одного или нескольких столбцов задаются условия отбора, после этого в отфильтрованном списке отображаются только те строки, которые содержат данные, отвечающие этим условиям.
В табличном процессоре MS Excel используется два способа фильтрации списков: Автофильтр для простых условий отбора и Расширенный фильтр для более сложных условий. В отличие от сортировки при фильтрации порядок записей в списке не изменяется. При фильтрации временно скрываются строки, которые не требуется отображать. Строки, отобранные при фильтрации в Microsoft Excel, можно редактировать, форматировать и выводить на печать, а также создавать на их основе диаграммы, не изменяя порядок строк и не перемещая их.
Методический лист
Вид занятия - практическое занятие
Продолжительность - 90 мин.
Требования к результатам освоения темы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 31.02.01 Лечебное дело:
В результате изучения темы обучающийся должен уметь:
-
использовать персональный компьютер в профессиональной и повседневной деятельности;
-
внедрять современные прикладные программные средства;
В результате изучения темы обучающийся должен знать:
-
методы и средства обработки информации;
-
базовые программные продукты и пакеты прикладных программ.
Цели занятия:
1. Учебные цели:
-
сформировать знания по базовым программным продуктам и пакетам прикладных программ (возможности табличного процессора MS Excel по оформлению документов);
-
сформировать умение использовать и внедрять современные прикладные программные средства (табличный процессор MS Excel) в профессиональной деятельности.
2. Развивающие цели:
способствовать
-
развитию познавательной активности студентов через изучение работы в среде табличного процессора MS Excel.
3. Воспитательные цели:
способствовать
-
развитию информационной культуры;
-
формированию готовности к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, мультимедийных технологий.
Место проведения занятия: аудитория колледжа.
Интегративные связи: дисциплины, требующие расчета различных величин и знания компьютера.
Список используемых источников:
-
Жукова, Е. Л. Информатика: Учебное пособие. [Текст] / Жукова, Е. Л., Бурда Е. Г. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007. - 272 с.
-
Калабухова, Г.В. , Титов, В.М. Компьютерный практикум по информатике. Офисные технологии: учеб. пособие [Текст] - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. - 336 с.: ил. - (Высшее образование).
-
Михеева, Е. В. Практикум по информатике: учебное пособие для студ. сред. проф. образования [Текст] / Е.В. Михеева. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 192 с.
-
Омельченко, В.П. Математика: компьютерные технологии в медицине: учебник [Текст] / В.П. Омельченко, А.А. Демидова. - Изд. 2-е, испр. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 588 с.: ил. - (Среднее профессиональное образование)
Оснащение занятия:
-
Мультимедиа
-
Проектор
-
Раздаточный материал
Домашнее задание:
-
Повторение материала по конспектам теоретического занятия.
Выполнение практического задания [2, стр.110, задание 18.4.]
Примерная хронокарта занятия
№
Наименование этапа
Время
Цель этапа
Деятельность
Оснащение
преподавателя
студентов
1
2
3
4
5
6
7
Организационный этап
2
Организация начала занятия.
Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.
Сообщение темы и плана занятия.
Отмечает отсутствующих студентов в журнале.
Сообщает тему и план занятия.
Староста называет отсутствующих студентов.
Журнал
Цели занятия
1
Установка приоритетов при изучении темы
Озвучивает цели занятия
Слушают, записывают в тетрадь тему занятия
Методический лист МР
Актуализация опорных знаний
5
Ориентация на глубину усвоения знаний, систематизация материала
Фронтальный опрос студентов по изученной теме.
Отвечают на вопросы.
Приложение 1
Мотивационный этап:
6
Развитие интереса к теме занятия
Проведение краткой инструкции о технологии выполнения практических упражнений
Объясняет студентам важность изучения данной темы.
Проводит технологический инструктаж.
Слушают, задают вопросы
Методический лист МР
Практическая часть
65
Закрепление и осмысление полученных знаний и умений по базовым системным программным продуктам и пакетам прикладных программ.
Формирование умения использовать изученные программные средства в профессиональной деятельности.
Осмысление полученных знаний и умений.
Контролирует правильность выполнения заданий
Выполняют задания работая за ПК
Приложение 2
Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов
1
Закрепление знаний.
Формирование готовности к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности.
Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов
Записывают задание
Методический лист
Проверка и подведение итогов занятия
10
Подведение итога занятия
Выставляет оценки, комментируя ошибки, сделанные в ходе работы
Слушают, анализируют.
Журнал
Приложение 1
Актуализация опорных знаний
Вопросы для фронтального опроса по предыдущим темам
-
Дать определение понятию «список».
{Список - способ хранения данных в таблице, совокупность поименованных строк, содержащих однородные данные (набор строк таблицы, содержащий связанные данные, например базу данных аптек или набор адресов и телефонов пациентов)} -
Перечислить требования к оформлению списков.
{• на листе рабочей книги может размещаться только один список;
• если на этом листе размещаются данные, не входящие в список, то их должны отделять от списка не менее одного пустого столбца и одной пустой строки;
• первая строка списка должна содержать заголовки столбцов;
• оформление заголовков столбцов должно отличаться от данных, для этого используется их выделение с помощью шрифта, выравнивания, форматов и рамок;
• во всех ячейках столбца размещаются однотипные данные, при этом используется один формат;
• перед содержимым ячейки не должно быть пробелов.}
-
Дать определение понятию «сортировка»
{Сортировка - расположение данных на листе в определенном порядке}. -
Описать технологию сортировки записей в списках
-
Описать технологию создания «промежуточных итогов».
-
Описать технологию отбора записей с помощью Автофильтра.
-
Описать технологию отбора записей с помощью Расширенного фильтра.
Приложение 2
Упражнения для закрепления
Упражнения для закрепления
Упражнение №1
Сортировка данных и вычисление итоговых данных в списках
-
Создайте новую Книгу и сохраните её под именем «Списки»
-
На Лист1 скопируйте таблицу сотрудников из файла Списки и фильтры.xls (Лист1) сетевого диска и присвойте Листу1 книги Списки название Список сотрудников.
-
Скопируйте список сотрудников на Лист2.
-
Присвоить данному листу название Итоги.
-
Выполнить сортировку списка по фамилиям сотрудников.
Для этого выделите диапазон A2:J40 и выполните команду:
-
Данные - Сортировка и фильтр Сортировка;
-
В поле Сортировать по укажите заголовок - Фамилия;
-
В поле Сортировка укажите - Значения;
-
В поле Порядок укажите - От А до Я;
-
Установите флажок в положение Мои данные содержат заголовки;
-
Нажмите на кнопку Ok
-
Выполните двухуровневую сортировку списка: по номеру отдела и фамилиям сотрудников
Для этого выделите диапазон A2:J40 и выполните команду:
-
Данные - Сортировка и фильтр Сортировка;
-
В поле Сортировать по укажите заголовок - Номер отдела;
-
В поле Сортировка укажите - Значения;
-
В поле Порядок укажите - По возрастанию;
-
Нажмите на кнопку Добавить уровень и повторите действия пп. B F п.5;
-
Скопируйте таблицу и вставьте 6 раз с сохранением ширины столбцов, оставляя между таблицами как минимум 4-5 пустых строк (или 1-2 пустых столбца)
-
Подсчитать количество сотрудников в каждом отделе.
-
Подсчитать максимальный, минимальный и средний оклад сотрудников в каждом отделе.
-
Определить среднее значение оклада для штатных сотрудников и совместителей в каждом отделе.
-
Определить количество мужчин и женщин в каждом отделе.
-
Определить количество сотрудников с высшим, средним специальным и средним образованием в каждом отделе.
-
Сохранить изменения в файле
Примечание:
Для выполнения заданий по пп. 8 12 необходимо:
-
выделить весь диапазон ячеек, содержащий список, включая заголовки столбцов;
-
выполнить необходимую сортировку данных;
-
с помощью команды Данные/Структура/Промежуточный итог вызвать появление диалогового окна Промежуточные итоги и заполнить поля в нем необходимыми значениями путем выбора их из раскрывающихся списков.
Упражнение №2
Использование фильтров для поиска данных в списках
1. Перейдите на Лист3.
2. С помощью автофильтра выведите для просмотра записи, содержащие данные:
• о сотрудниках 1-го отдела;
• о женщинах - сотрудницах 3-го отдела;
• о совместителях, состоящих в штате 4-го отдела;
• о пяти сотрудниках с наибольшим окладом;
• о трех сотрудниках с наибольшим стажем работы.
и скопируйте отобранные записи на Лист3, присвоив ему название Фильтр
Примечание:
Для выполнения задания необходимо:
• выделить диапазон ячеек, содержащих заголовки столбцов;
• с помощью команды Данные/Сортировка и фильтр/Фильтр создать раскрывающиеся списки в заголовках столбцов;
• отобрать необходимые данные путем выбора критериальных значений условий отбора в списках, раскрывающихся в соответствующих столбцах.
3. С помощью расширенного фильтра вывести для просмотра записей, содержащие данные:
• о сотрудниках пенсионного возраста (женщины старше 55 и мужчины старше 60 лет);
• о сотрудниках, нуждающихся в повышении квалификации (со средним образованием и стажем менее 3 лет);
• о сотрудниках призывного возраста (мужчины от 18 до 27 лет, не имеющие на иждивении детей).
Примечание:
Для выполнения задания необходимо:
• создать диапазон условий путем копирования ячеек, содержащих заголовки столбцов списка. При размещении этого диапазона на листе, содержащем список, следует иметь в виду, что от списка он должен быть отделен не менее чем одним пустым столбцом, а над ним должно быть не менее чем три пустые строки;
• в ячейки, расположенные под соответствующими заголовками столбцов диапазона условий, ввести критериальные значения условий отбора. При этом условия, записанные в одной строке, соответствуют логической операции И, а в разных - ИЛИ;
• с помощью команды Данные/Сортировка и фильтр/Расширенный фильтр вызвать диалоговое окно Расширенный фильтр (рис. 3.92) и заполнить в нем поля, содержащие необходимые указания о требованиях к созданию отфильтрованного списка.
4. Скопировать отобранные записи на лист Фильтр.
5. Сохранить изменения в файле.
Эталоны выполненных упражнений
Упражнение №1
П.5 (фрагмент)
П.6 (фрагмент)
П.8 Подсчитать количество сотрудников в каждом отделе.
П.9 Подсчитать максимальный, минимальный и средний оклад сотрудников в каждом отделе.
П.10 Определить среднее значение оклада для штатных сотрудников и совместителей в каждом отделе.
П.11 Определить количество мужчин и женщин в каждом отделе.
П.12 Определить количество сотрудников с высшим, средним специальным и средним образованием в каждом отделе.
Упражнение №2
П2. С помощью автофильтра выведите для просмотра записи, содержащие данные:
• о сотрудниках 1-го отдела;
• о женщинах - сотрудницах 3-го отдела;
• о совместителях, состоящих в штате 4-го отдела;
• о пяти сотрудниках с наибольшим окладом;
• о трех сотрудниках с наибольшим стажем работы.
П3. С помощью расширенного фильтра вывести для просмотра записей, содержащие данные:
• о сотрудниках пенсионного возраста (женщины старше 55 и мужчины старше 60 лет);
• о сотрудниках, нуждающихся в повышении квалификации (со средним образованием или стажем менее 3 лет);
• о сотрудниках призывного возраста (мужчины от 18 до 27 лет, не имеющие на иждивении детей).
Критерии оценки
«5» - 100% (точность и правильность оформления таблиц при выполнении всех упражнений);
«4» - 80-90% (точность оформления таблиц при выполнении 1 упражнения и П.2 второго упражнения);
«3» - 70% (правильность оформления таблиц при выполнении первого упражнений);
«2» - менее 70% (точность оформления таблиц при выполнении первого упражнения и только П.5 - П.8).
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
НА ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №13
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ДИСЦИПЛИНА
«Информатика»
Раздел 2. Пакет прикладных программ «Microsoft Office»
Тема: «Современные прикладные программные средства.
Сортировка и фильтрация данных»
Специальность
31.02.01 Лечебное дело
Курс - второй
2015
Цели занятия:
1. Учебные цели:
-
сформировать знания по базовым программным продуктам и пакетам прикладных программ (возможности табличного процессора MS Excel по оформлению документов);
-
сформировать умение использовать и внедрять современные прикладные программные средства (табличный процессор MS Excel) в профессиональной деятельности.
2. Развивающие цели:
способствовать
-
развитию познавательной активности студентов через изучение работы в среде табличного процессора MS Excel.
3. Воспитательные цели:
способствовать
-
развитию информационной культуры;
-
формированию готовности к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Список рекомендуемых источников:
-
Жукова, Е. Л. Информатика: Учебное пособие. [Текст] / Жукова, Е. Л., Бурда Е. Г. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007. - 272 с.
-
Михеева, Е. В. Практикум по информатике: учебное пособие для студ. сред. проф. образования [Текст] / Е.В. Михеева. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 192 с.
Оснащение занятия:
-
ПК
-
Раздаточный материал
Домашнее задание:
-
Повторение материала по конспектам теоретического занятия.
-
Выполнение практического задания [2, стр.110, задание 18.4.]
№
Этапы занятия
Время
Методические указания
1.
Выполнение заданий разного уровня сложности
65
Цель: закрепление полученных знаний и умений.
2.
Проверка и подведение итогов занятия
1
Оценка на практическом занятии ставится за самостоятельное выполнение практических упражнений на компьютере (критерии оценки см. ниже)
Критерии оценки:
«5» - «5» - 100% (точность и правильность оформления таблиц при выполнении всех упражнений);
«4» - 80-90% (точность оформления таблиц при выполнении 1 упражнения и П.2 второго упражнения);
«3» - 70% (правильность оформления таблиц при выполнении первого упражнений);
«2» - менее 70% (точность оформления таблиц при выполнении первого упражнения и только П.5 - П.8).
Упражнения для закрепления
Упражнение №1
Сортировка данных и вычисление итоговых данных в списках
-
Создайте новую Книгу и сохраните её под именем «Списки»
-
На Лист1 скопируйте таблицу сотрудников из файла Списки и фильтры.xls (Лист1) сетевого диска и присвойте Листу1 книги Списки название Список сотрудников.
-
Скопируйте список сотрудников на Лист2.
-
Присвоить данному листу название Итоги.
-
Выполнить сортировку списка по фамилиям сотрудников.
Для этого выделите диапазон A2:J40 и выполните команду:
-
Данные - Сортировка и фильтр Сортировка;
-
В поле Сортировать по укажите заголовок - Фамилия;
-
В поле Сортировка укажите - Значения;
-
В поле Порядок укажите - От А до Я;
-
Установите флажок в положение Мои данные содержат заголовки;
-
Нажмите на кнопку Ok
-
Выполните двухуровневую сортировку списка: по номеру отдела и фамилиям сотрудников
Для этого выделите диапазон A2:J40 и выполните команду:
-
Данные - Сортировка и фильтр Сортировка;
-
В поле Сортировать по укажите заголовок - Номер отдела;
-
В поле Сортировка укажите - Значения;
-
В поле Порядок укажите - По возрастанию;
-
Нажмите на кнопку Добавить уровень и повторите действия пп. B F п.5;
-
Скопируйте таблицу и вставьте 6 раз с сохранением ширины столбцов, оставляя между таблицами как минимум 4-5 пустых строк (или 1-2 пустых столбца)
-
Подсчитать количество сотрудников в каждом отделе.
-
Подсчитать максимальный, минимальный и средний оклад сотрудников в каждом отделе.
-
Определить среднее значение оклада для штатных сотрудников и совместителей в каждом отделе.
-
Определить количество мужчин и женщин в каждом отделе.
-
Определить количество сотрудников с высшим, средним специальным и средним образованием в каждом отделе.
-
Сохранить изменения в файле
Примечание:
Для выполнения заданий по пп. 8 12 необходимо:
-
выделить весь диапазон ячеек, содержащий список, включая заголовки столбцов;
-
выполнить необходимую сортировку данных;
-
с помощью команды Данные/Структура/Промежуточный итог вызвать появление диалогового окна Промежуточные итоги и заполнить поля в нем необходимыми значениями путем выбора их из раскрывающихся списков.
Упражнение №2
Использование фильтров для поиска данных в списках
1. Перейдите на Лист3.
2. С помощью автофильтра выведите для просмотра записи, содержащие данные:
• о сотрудниках 1-го отдела;
• о женщинах - сотрудницах 3-го отдела;
• о совместителях, состоящих в штате 4-го отдела;
• о пяти сотрудниках с наибольшим окладом;
• о трех сотрудниках с наибольшим стажем работы.
и скопируйте отобранные записи на Лист3, присвоив ему название Фильтр
Примечание:
Для выполнения задания необходимо:
• выделить диапазон ячеек, содержащих заголовки столбцов;
• с помощью команды Данные/Сортировка и фильтр/Фильтр создать раскрывающиеся списки в заголовках столбцов;
• отобрать необходимые данные путем выбора критериальных значений условий отбора в списках, раскрывающихся в соответствующих столбцах.
3. С помощью расширенного фильтра вывести для просмотра записей, содержащие данные:
• о сотрудниках пенсионного возраста (женщины старше 55 и мужчины старше 60 лет);
• о сотрудниках, нуждающихся в повышении квалификации (со средним образованием и стажем менее 3 лет);
• о сотрудниках призывного возраста (мужчины от 18 до 27 лет, не имеющие на иждивении детей).
Примечание:
Для выполнения задания необходимо:
• создать диапазон условий путем копирования ячеек, содержащих заголовки столбцов списка. При размещении этого диапазона на листе, содержащем список, следует иметь в виду, что от списка он должен быть отделен не менее чем одним пустым столбцом, а над ним должно быть не менее чем три пустые строки;
• в ячейки, расположенные под соответствующими заголовками столбцов диапазона условий, ввести критериальные значения условий отбора. При этом условия, записанные в одной строке, соответствуют логической операции И, а в разных - ИЛИ;
• с помощью команды Данные/Сортировка и фильтр/Расширенный фильтр вызвать диалоговое окно Расширенный фильтр (рис. 3.92) и заполнить в нем поля, содержащие необходимые указания о требованиях к созданию отфильтрованного списка.
4. Скопировать отобранные записи на лист Фильтр.
5. Сохранить изменения в файле.