Урок «В мире кодов. Способы кодирования информации»

Предмет - Информатика и ИКТ Класс - 5 Базовый учебник - Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. Тема урока - В мире кодов. Способы кодирования информации. Цель урока -  организация деятельности учащихся по первичному осознанию и осмыслению  понятий код и  кодирование,  знакомству с многообразием окружающих человека кодов. Задачи урока: - обеспечить осознание общего представления о кодировании информации; - формировать умения применения теоретических положений в условиях решения учебных задач по кодированию и декодированию информации с помощью различных кодов; - развивать навыки совместной деятельности. Тип урока -урок первичного предъявления новых знаний Необходимое оборудование - мультимедийное оборудование
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока


Предмет - Информатика и ИКТ

Класс - 5

Базовый учебник - Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Тема урока - В мире кодов. Способы кодирования информации.

Цель урока - организация деятельности учащихся по первичному осознанию и осмыслению понятий код и кодирование, знакомству с многообразием окружающих человека кодов.

Задачи урока:

- обеспечить осознание общего представления о кодировании информации;

- формировать умения применения теоретических положений в условиях решения учебных задач по кодированию и декодированию информации с помощью различных кодов;

- развивать навыки совместной деятельности.

Тип урока -урок первичного предъявления новых знаний

Необходимое оборудование - мультимедийное оборудование

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Организационный момент

Создание благоприятного эмоционального настроя

Запись темы урока в тетрадь.

Регулятивные универсальные учебные действия: саморегуляция.

Личностные:формирование положительного эмоционального смысла учения.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке.

2

Актуализация знаний УУД в начале урока

Задает вопросы:

  • Что такое информация?

  • Какие действия человек совершает с информацией?

  • Как человек хранит информацию?

  • Как человек может передавать информацию?

Отвечают на вопросы.

Познавательные универсальные учебные действия: способность к осознанию и усвоению содержания.

3

Постановка цели урока в процессе урока

Задает вопрос: люди знают, где можно переходить дорогу, а где нет. Почему?

Для чего вам нужно изучать эту тему?


В ходе беседы приходят к выводу, что люди заранее договорились, как понимать различные сигналы, другими словами разработали код. Определение темы урока.

Определение задач урока.

Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание как самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Познавательные универсальные учебные действия: постановка учебной задачи.

4

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Организует мини - дискуссию

Работают по вопросу 8 на с.45 учебника

Коммуникативные универсальные учебные действия:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

5

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

В жизни мы встречаемся с множеством кодов. Показывает карточки с различными способами кодирования информации, демонстрирует презентацию «Кодирование информации»

Делают вывод о способе кодирования информации

Познавательные универсальные учебные действия: моделирование, выделение существенных свойств, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

6

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Делит класс на группы, по желанию - индивидуально

Групповое или индивидуальное разгадывание кроссворда в рабочей тетради

Регулятивные универсальные учебные действия: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата Коммуникативные универсальные учебные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия

7

Динамическая пауза

Показывает карточки с заданиями

Под музыку кодируют информацию мимикой и жестами

Познавательные универсальные учебные действия : выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

8

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

Предлагает заполнить таблицу в рабочей тетради в парах






Предлагает придумать собственный способ кодирования букв русского алфавита и закодировать слово «успех». Предлагает разработать критерии проверки выполнения данного задания. Оценивают выполнение задания

В паре заполняют таблицу «Сфера применения кода» с использованием учебника


Разрабатывают критерии.

Выполняют творческое задание

Коммуникативные универсальные учебные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнёра

Познавательные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации

Познавательные универсальные учебные действия: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные универсальные учебные действия: планирование, оценка

9

Рефлексия деятельности

Просит с помощью мимики ответить на высказывания: удовлетворенность успешностью усвоения темы, необходимость в продолжении изучения темы.

Где на уроках информатики нам может пригодится сегодняшняя тема?

Отвечают на вопросы с помощью мимики


Отвечают на вопрос, приводят примеры

Регулятивные универсальные учебные действия: оценка

10

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

Задает и комментирует домашнее задание

Выставляет отметки за урок, поводит качественную оценку

Записывают домашнее задание

Воспринимают информацию, проводят самооценку

Регулятивные универсальные учебные действия: саморегуляция, оценка




ЛИСТ анализа УРОКА

КЛАСС - 5 ДАТА____________

УЧИТЕЛЬ Шувалова Е.Н.

ЭКСПЕРТ____________________________

ТЕМА «В мире кодов. Способы кодирования информации».

Цель урока - организация деятельности учащихся по первичному осознанию и осмыслению понятий код и кодирование, знакомству с многообразием окружающих человека кодов._

ПАРАМЕТРЫ

Баллы

УУД

Соот.пр.с.

1

Целеполагание:

  • преобразование педагогической цели в проблемную ситуацию, ведущую к целеобразованию;

  • групповое обсуждение значения темы и цели урока для решения жизненных задач ребенка

  • групповое обсуждение значения темы и цели урока для изучения предмета;

  • организация сопоставления индивидуальных целей с вариантом, предложенным педагогом (учебником)

  • групповое обсуждение того, что знают и что хотели бы узнать о теме урока;

  • определение учителем значения темы и цели урока для усвоения знаний по предмету;

3

2,5

2

1,5

1

0,5

П, К,Л,Р

П,К,.Л

П,К

П,Р

П,Р

+

+

+

-

-

-

2

ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ

  • формулировка целей, учебных задач;

  • выбор целей, учебных задач;

  • выбор количества и уровня трудности заданий;

  • выбор способа выполнения и формы организации деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной деятельности)

  • рассмотрение разных вариантов ответов;

  • оценка детьми своей работы; анализ детьми ответов других учащихся

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Р, П,Л

Р, Л

Р,Л

П,Р,Л

Р,Л

+

+-

+

+

+

3

ФОРМИРОВАНИЕ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ

 выделение учащимися проблем, постановка задач;

 построение гипотез и планов их проверки;

 выполнение обучающимися заданий, имеющих множество решений;

 поиск информации, дающего представление о происхождении явления (понятия);

 поиск способа решения (он не может быть задан);

 участие обучающихся в дискуссии

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

П, Р

П,Р

П,Р

П,Р

+

-

+

-

+

+

4

РЕАКЦИЯ НА ОШИБКИ УЧЕНИКОВ

  • использование ошибки для углубления знаний

  • предоставление возможности ученику самому исправить ошибку

  • провокация ошибки учителем

  • предупреждение ошибки учителем

  • исправление ошибки другими учащимися

  • исправление ошибки учителем

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

П,Л

П,Л

Р

Р К

+

+

-

+

+

+

5

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГА

  • помогает прояснить, конкретизировать мнение учащегося

  • выражает свое отношение к ситуации взаимодействия на уроке

  • уважительно выслушивает дополнения, предложения, идеи детей

  • подбадривает неактивных, привлекает их к работе

  • инструктирует, советует

  • прибегает к внушению, убеждению учащихся

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

П,Л,Р,К

Л,К

Л,К

П,К,Л

Л,К,П

Р,Л,К

+

+

+

+

+

+

6

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • побуждает к самооценке в форме описания продвижения, переформулирования «недостатков» в позитивные цели;

  • организует обсуждение критериев выполнения задания

  • отмечает продвижение, переформулирует «недостатки» в позитивные цели

  • проводит ознакомление обучающихся с листом критериального оценивания до выполнения задания

  • приводит собственный вариант оценки по листу критериального оценивания, обсуждает варианты сходства или различия с данными обучающегося

  • организует оценку в обобщенном виде: правильно-неправильно

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Л, Р, П

Л,Р, П

Л, Р, П

Л, Р, П

Л, Р, П

Л, Р, П

+

+

+

-

+

+

7

ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ

  • осмысление продвижения в направлении поставленных целей и задач

  • выявление учащимися причин ошибок, допущенных в работе;

  • задания, в которых не срабатывает известный способ решения;

  • задания «как научить другого решать такие задачи»;

  • прогностическая оценка учащимися своих возможностей;

  • работа с картой знаний (составление карты, определение своего места в процессе изучения учебного материала, итоговая рефлексия).

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Р.П,Л, К

+

+

-

-

+

-

ГРУППОВАЯ РАБОТА

  • предлагаются учебная задача, для решения которой необходима коллективно-распределенная деятельность

  • учитель высказывает предложения по оптимизации работы группы (распределение ролей, структурирование времени и т.д.);

  • учитель контролирует соблюдение групповых норм;

  • учитель включается по запросу группы;

  • учитель периодически проясняет ситуацию решения;

  • проясняет, конкретизирует удовлетворенность учащихся результатом и участием в групповой работе.

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

К, П, Р

+

+

+

+

+

+

ОБУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯМ

 вводимые понятия соотносятся с опытом учащихся;

 термины, непонятные слова и выражения объясняются;

 вводятся задачи, содержащие существенные и несущественные признаки, и объекты, не относящиеся к усваиваемым понятиям;

 существенные, необходимые и достаточные признаки понятия выделяются ;

 выясняется место нового понятия в системе других понятий;

 ученики поощряются к объяснению понятий своими словами.

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

П, Л

П

П

П

П

П

+

+

+

+

+

+


© 2010-2022