- Преподавателю
- Информатика
- Урок «В мире кодов. Способы кодирования информации»
Урок «В мире кодов. Способы кодирования информации»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шувалова Е.Н. |
Дата | 22.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
Предмет - Информатика и ИКТ
Класс - 5
Базовый учебник - Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Тема урока - В мире кодов. Способы кодирования информации.
Цель урока - организация деятельности учащихся по первичному осознанию и осмыслению понятий код и кодирование, знакомству с многообразием окружающих человека кодов.
Задачи урока:
- обеспечить осознание общего представления о кодировании информации;
- формировать умения применения теоретических положений в условиях решения учебных задач по кодированию и декодированию информации с помощью различных кодов;
- развивать навыки совместной деятельности.
Тип урока -урок первичного предъявления новых знаний
Необходимое оборудование - мультимедийное оборудование
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1
2
3
4
5
1
Организационный момент
Создание благоприятного эмоционального настроя
Запись темы урока в тетрадь.
Регулятивные универсальные учебные действия: саморегуляция.
Личностные:формирование положительного эмоционального смысла учения.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке.
2
Актуализация знаний УУД в начале урока
Задает вопросы:
-
Что такое информация?
-
Какие действия человек совершает с информацией?
-
Как человек хранит информацию?
-
Как человек может передавать информацию?
Отвечают на вопросы.
Познавательные универсальные учебные действия: способность к осознанию и усвоению содержания.
3
Постановка цели урока в процессе урока
Задает вопрос: люди знают, где можно переходить дорогу, а где нет. Почему?
Для чего вам нужно изучать эту тему?
В ходе беседы приходят к выводу, что люди заранее договорились, как понимать различные сигналы, другими словами разработали код. Определение темы урока.
Определение задач урока.
Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание как самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Познавательные универсальные учебные действия: постановка учебной задачи.
4
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Организует мини - дискуссию
Работают по вопросу 8 на с.45 учебника
Коммуникативные универсальные учебные действия:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
5
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач
В жизни мы встречаемся с множеством кодов. Показывает карточки с различными способами кодирования информации, демонстрирует презентацию «Кодирование информации»
Делают вывод о способе кодирования информации
Познавательные универсальные учебные действия: моделирование, выделение существенных свойств, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
6
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков
Делит класс на группы, по желанию - индивидуально
Групповое или индивидуальное разгадывание кроссворда в рабочей тетради
Регулятивные универсальные учебные действия: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата Коммуникативные универсальные учебные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия
7
Динамическая пауза
Показывает карточки с заданиями
Под музыку кодируют информацию мимикой и жестами
Познавательные универсальные учебные действия : выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
8
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД
Предлагает заполнить таблицу в рабочей тетради в парах
Предлагает придумать собственный способ кодирования букв русского алфавита и закодировать слово «успех». Предлагает разработать критерии проверки выполнения данного задания. Оценивают выполнение задания
В паре заполняют таблицу «Сфера применения кода» с использованием учебника
Разрабатывают критерии.
Выполняют творческое задание
Коммуникативные универсальные учебные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнёра
Познавательные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации
Познавательные универсальные учебные действия: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Регулятивные универсальные учебные действия: планирование, оценка
9
Рефлексия деятельности
Просит с помощью мимики ответить на высказывания: удовлетворенность успешностью усвоения темы, необходимость в продолжении изучения темы.
Где на уроках информатики нам может пригодится сегодняшняя тема?
Отвечают на вопросы с помощью мимики
Отвечают на вопрос, приводят примеры
Регулятивные универсальные учебные действия: оценка
10
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников
Задает и комментирует домашнее задание
Выставляет отметки за урок, поводит качественную оценку
Записывают домашнее задание
Воспринимают информацию, проводят самооценку
Регулятивные универсальные учебные действия: саморегуляция, оценка
ЛИСТ анализа УРОКА
КЛАСС - 5 ДАТА____________
УЧИТЕЛЬ Шувалова Е.Н.
ЭКСПЕРТ____________________________
ТЕМА «В мире кодов. Способы кодирования информации».
Цель урока - организация деятельности учащихся по первичному осознанию и осмыслению понятий код и кодирование, знакомству с многообразием окружающих человека кодов._
№
ПАРАМЕТРЫ
Баллы
УУД
Соот.пр.с.
1
Целеполагание:
-
преобразование педагогической цели в проблемную ситуацию, ведущую к целеобразованию;
-
групповое обсуждение значения темы и цели урока для решения жизненных задач ребенка
-
групповое обсуждение значения темы и цели урока для изучения предмета;
-
организация сопоставления индивидуальных целей с вариантом, предложенным педагогом (учебником)
-
групповое обсуждение того, что знают и что хотели бы узнать о теме урока;
-
определение учителем значения темы и цели урока для усвоения знаний по предмету;
3
2,5
2
1,5
1
0,5
П, К,Л,Р
П,К,.Л
П,К
П,Р
П,Р
+
+
+
-
-
-
2
ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ
-
формулировка целей, учебных задач;
-
выбор целей, учебных задач;
-
выбор количества и уровня трудности заданий;
-
выбор способа выполнения и формы организации деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной деятельности)
-
рассмотрение разных вариантов ответов;
-
оценка детьми своей работы; анализ детьми ответов других учащихся
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Р, П,Л
Р, Л
Р,Л
П,Р,Л
Р,Л
+
+-
+
+
+
3
ФОРМИРОВАНИЕ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ
выделение учащимися проблем, постановка задач;
построение гипотез и планов их проверки;
выполнение обучающимися заданий, имеющих множество решений;
поиск информации, дающего представление о происхождении явления (понятия);
поиск способа решения (он не может быть задан);
участие обучающихся в дискуссии
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
П, Р
П,Р
П,Р
П,Р
+
-
+
-
+
+
4
РЕАКЦИЯ НА ОШИБКИ УЧЕНИКОВ
-
использование ошибки для углубления знаний
-
предоставление возможности ученику самому исправить ошибку
-
провокация ошибки учителем
-
предупреждение ошибки учителем
-
исправление ошибки другими учащимися
-
исправление ошибки учителем
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
П,Л
П,Л
Р
Р К
+
+
-
+
+
+
5
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГА
-
помогает прояснить, конкретизировать мнение учащегося
-
выражает свое отношение к ситуации взаимодействия на уроке
-
уважительно выслушивает дополнения, предложения, идеи детей
-
подбадривает неактивных, привлекает их к работе
-
инструктирует, советует
-
прибегает к внушению, убеждению учащихся
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
П,Л,Р,К
Л,К
Л,К
П,К,Л
Л,К,П
Р,Л,К
+
+
+
+
+
+
6
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
-
побуждает к самооценке в форме описания продвижения, переформулирования «недостатков» в позитивные цели;
-
организует обсуждение критериев выполнения задания
-
отмечает продвижение, переформулирует «недостатки» в позитивные цели
-
проводит ознакомление обучающихся с листом критериального оценивания до выполнения задания
-
приводит собственный вариант оценки по листу критериального оценивания, обсуждает варианты сходства или различия с данными обучающегося
-
организует оценку в обобщенном виде: правильно-неправильно
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Л, Р, П
Л,Р, П
Л, Р, П
Л, Р, П
Л, Р, П
Л, Р, П
+
+
+
-
+
+
7
ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ
-
осмысление продвижения в направлении поставленных целей и задач
-
выявление учащимися причин ошибок, допущенных в работе;
-
задания, в которых не срабатывает известный способ решения;
-
задания «как научить другого решать такие задачи»;
-
прогностическая оценка учащимися своих возможностей;
-
работа с картой знаний (составление карты, определение своего места в процессе изучения учебного материала, итоговая рефлексия).
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Р.П,Л, К
+
+
-
-
+
-
ГРУППОВАЯ РАБОТА
-
предлагаются учебная задача, для решения которой необходима коллективно-распределенная деятельность
-
учитель высказывает предложения по оптимизации работы группы (распределение ролей, структурирование времени и т.д.);
-
учитель контролирует соблюдение групповых норм;
-
учитель включается по запросу группы;
-
учитель периодически проясняет ситуацию решения;
-
проясняет, конкретизирует удовлетворенность учащихся результатом и участием в групповой работе.
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
К, П, Р
+
+
+
+
+
+
ОБУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯМ
вводимые понятия соотносятся с опытом учащихся;
термины, непонятные слова и выражения объясняются;
вводятся задачи, содержащие существенные и несущественные признаки, и объекты, не относящиеся к усваиваемым понятиям;
существенные, необходимые и достаточные признаки понятия выделяются ;
выясняется место нового понятия в системе других понятий;
ученики поощряются к объяснению понятий своими словами.
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
П, Л
П
П
П
П
П
+
+
+
+
+
+