- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по курсу Информатика 8 класс. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ
Рабочая программа по курсу Информатика 8 класс. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ
Раздел | Информатика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Серебрякова О.Н. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БАРАИТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ Бараитской СОШ № 8:
____________________ С. Л. Ткаченко
Приказ № _____ от ___. ____. 2015 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ
В 8 КЛАССЕ
на 2015 / 2016 учебный год
учитель: Серебрякова Ольга Николаевна
с. Бараит 2015 г
Пояснительная записка
Рабочая программа курса информатике и ИКТ для 8 класса составлена соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне.
Содержание программы направлено на усвоение учащимися знаний, умений, навыков на базовом уровне.
Курс нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели программы:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Программа курса рассчитана на преподавание информатики и ИКТ в 8 классе на 35 учебных часов из расчета 1 ч в неделю.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
S учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011»;
S методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011»;
Место предмета в федеральном базисном учебном плане:
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение информатики и ИКТ на ступени основного общего образования отводится не менее 35 ч из расчета 1 ч в неделю в 8 классе. Информатика и ИКТ изучается в 8 классе 1 полугодие 17 ч, по 1 ч в неделю, II полугодие 18 ч- 1 ч в неделю, всего 35 ч.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Учебно-тематический план:
Наименование раздела
Примерная
программа
Количество часов в рабочей программе
Всего
Теория
Практика
Практикум
8 класс
-
Информация и информационные процессы
4
4
2
2
-
-
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
12
6
6
3
-
-
Представление информации
6
-
-
-
-
-
Кодирование и обработка текстовой информации
14
17
4
7
1
-
Кодирование и обработка числовой информации
6
10
3
5
I
6. Итоговое повторение
2
2
1
1
1
Итого
35
11
17
(4)
Раздел «Представление информации» (6 часов) не преподается отдельным блоком, а включен отдельными темами при изучении соответствующих разделов: «Информация и информационные процессы» - 1 час, «Обработка текстовой информации» - 1 час, «Обработка числовой информации» - 2 часа, «Мультимедийные технологии» - 2 часа. Образующийся резерв времени (5 часов) используется на изучение раздела «Алгоритмы и исполнители» и 6 часов на контроль и резерв учебного времени.
Предполагается проведение непродолжительных практических работ (ПР) на 10- 25 минут, направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Основное содержание (35 ч)
-
Информация и информационные процессы (4 ч).
Информация. Информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
Практические работы:
-
-
«Фиксация аудио- и видеоинформации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи».
-
-
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 ч)
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
Практические работы:
-
«Подключение внешних устройств» Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.
-
«Знакомство с графическим интерфейсом» Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).
-
«Планирование информационного пространства». Создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.
-
«Защита от вирусов, обнаружение и лечение».
-
Кодирование и обработка текстовой информации (14 ч).
Компьютерное представление текстовой информации.
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Практические работы:
-
«Кодирование текстовой информации». Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.
-
«Создание визитных карточек на основе шаблона». Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
-
«Установка параметров страниц документа, вставка колонтитулов и номеров».
-
«Вставка в документ формул»;
-
«Форматирование символов и абзацев»;
-
«Создание и форматирование списков»;
-
«Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»;
-
«Создание гипертекстового документа»;
-
«Перевод текста с использованием системы машинного перевода»;
-
«Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».
Практикум:
-
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).
Планирование текста, создание оглавления. Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернете. Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование цитат и ссылок (гипертекста). Использование систем перевода текста и словарей. Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, история, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
-
Кодирование и обработка числовой информации (6 ч).
Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации. Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.
Практические работы:
-
-
«Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления с помощью программного калькулятора»;
-
«Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных»;
-
«Создание и обработка таблиц»;
-
«Создание таблиц значений функций в электронных таблицах». Ввод математических формул и вычисление по ним.
-
«Построение диаграмм и графиков». Параметры диаграммы.
-
-
Кодирование и обработка графической информации (4 ч).
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).
Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.
Практические работы:
-
«Кодирование графической информации». Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.
-
«Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора». Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
-
«Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора». Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования;
-
Ввод изображений с помощью графической сканера». Использование готовых графических объектов. Сканирование графических изображений.
Практикум:
-
Создание графического объекта.
Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде. Создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного). Создание изображений с использованием графической панели. Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата. Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, искусство.
В программно-методическим комплекс по информатике и информационным технологиям входят:
Учебник по информатике и ИКТ 8 класс / Угринович Н.Д.- М.: Бином, 2008;
Учебное пособие для ОУ Практикум по информатике и информационным технологиям. / под. ред. Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. - М.: БИНОМ, 2005.
Календарно-тематическое планирование по курсу информатики ИКТ 8 класс
№ п/п
Наименование урока
Краткое содержание
Требование к уровню подготовки
Форма
контроля
Примечание
Дата план
Дата факт
А
1
2
3
4
5
6
7
-
Информация и информационные процессы (4 ч)
1.1
Информация. Информационные объекты. ПТБ.
ПТБ. Информация. Информационные объекты. Человек и информация. Способы восприятия. Свойства информации.
Чем опасен ПК, как избежать нарушения здоровья при работе, правила поведения в кабинете информатике.
ВК
03.09
2.2
Основные
информационные
процессы.
Информационные процессы: хранения, передачи и обработки информации. Восприятие, запоминание, и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей.
Роль информации в жизни людей. Приводить примеры хранения, передачи и обработки информации
фронт.
опрос
10.09
3.3
Количество
информации
Определение количества
информации
Деление Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации. Знакомство с клавиатурным тренажером (5 минут)
Основные единицы измерения количества информации Решать задачи на определение количества информации.
фронт.
опрос
17.09
4.4
Фиксация и видеоинформация.
Проверочная работа по теме: «Информация и информационные процессы»
Понятия, свойства информации. Основные информационные процессы. Единицы измерения количества информации.
Фиксировать аудио- и видеоинформацию наблюдений, измерений с помощью цифровых устройств звукозаписи и цифровых камер.
24.09
-
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (12 часов)
5.1
Устройства компьютера и их функции
Процессор и системная плата. Устройства ввода. Устройства вывода ПР № 2.1 по теме: «Подключение внешних устройств»
Различие между данными и программами. Названия и функциональное назначение, характеристики различных устройств. Виды памяти.
Вводить текстовую и числовую информацию (русская раскладка) Приводить примеры различных устройств компьютера по их характеристикам. Включать и выключать компьютер. Получать информацию о характеристиках компьютера.
Обсуждение, ПР
01.10
6.2
Программное обеспечение (ПО) компьютера
Оперативная и долговременная память. ПР № 2.2 по теме: «Знакомство с графическим интерфейсом»
Назначение операционных систем и прикладного программного обеспечения. Приемы квалифицированного клавиатурного письма. Определять тип программного обеспечения. Применять «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма для набора.
Обсуждение, ПР
08.10
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||
7.3 | Файл и файловая система | Данные и программы. Использование файлового менеджера. ПР № 2.3 по теме: «Планирование информационного пространства» | Основные элементы ОС Windows: рабочий стол, значки и окна. Меню и контекстное меню. Назначение управляющих элементов диалоговых панелей. Различать элементы ОС, определять управляющие элементы диалоговых панелей. Работать с графическим интерфейсом ОС Windows | Обсуждение, ПР |
| 15.10
|
| |||||||
8.4 | Программное обеспечение компьютера | Операционная система. | Программный принцип работы компьютера. Знать правила создания, именования, сохранение, перенос и удаление объектов. Выполнять операции с файлами |
|
| 22.10 |
| |||||||
9.5 | Прикладное программное обеспечение. | Приложения общего назначения. Приложения специального назначения | Графические редакторы, звуковые редакторы. Разработка презентаций |
|
| 29.10 |
| |||||||
10.6 | Графический интерфейс ОС и приложений | Диалоговые окна. Окна папок и приложений. Контекстные меню | Элементы управления, поле адреса список папок Установка параметров экранной заставки, контекстное меню |
|
| 12.11 |
| |||||||
11.7 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы | Файловые вирусы. Микровирусы. Сетевые вирусы | Заражение компьютеров вирусом Установка антивирусных программ | беседа |
| 19.11 |
| |||||||
12.8 | Правовая охрана информации | Правовая охрана программ и баз данных | Авторское право на программу Электронно -цифровая подпись | беседа |
| 26.11 |
| |||||||
13.9 | Лицензионные, условно бесплатные программы | Лицензионные программы | Лицензионная программа | беседа |
| 03.12 |
| |||||||
14.10 | Лицензионные, свободно распространяемые программы | Свободно распространяемые программы | Различие между программами, типы программ | беседа |
| 10.12 |
| |||||||
15.11 | Защита информации | Физическая защита, защита информации в интернете | Способы идентификации Программные и аппаратные способы защиты | беседа |
| 17.12 |
| |||||||
16.12 | Защита информации | ПР № 2.4 по теме: «Защита от вирусов, обнаружение и лечение» | Проверить диск на наличие вирусов | ПР |
| 24.12 |
| |||||||
| ||||||||||||||
17.1 | Передача информации | Обмен информации | Характеристики каналов обмена информации Определять пропускную способность | беседа |
| 15.01 |
| |||||||
18.2 | Локальные и компьютерные сети. | ПР «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети» | Назначение локальных сетей | опрос |
| 22.01 |
| |||||||
19.3 | Глобальная компьютерная сеть интернет. Состав интернета | ПР «подключение к интернету» | Операции при подключении к интернету, спутниковые каналы Подключение к интернету | Беседа, практикум |
| 29.01 |
|
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
20.4 | Адресация в интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям | ПР «География Интернета» | Понятие адресации и маршрутизации Задавать маршрутизацию, создавать подключение к Интернет | практикум |
| 05.02 |
|
21.5 | Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина | ПР «Путешествие по всемирной паутине» | Браузеры, адресные строки Находить нужную информацию | фронт. Опрос, практикум |
| 12.02 |
|
22.6 | Электронная почта | Адрес электронной почты. Функционирование эл.почты | Преимущества электронной почты Создание электронной почты | Беседа, фронтальный опрос |
| 19.02 |
|
23.7 | Общение в интернете | ПР «Работа с электронной Web-почтой» |
| практикум |
| 26.02 |
|
24.8 | Мобильный интернет | Мобильные возможности интернет | Назначение и использование. Создавать запуск интернета |
|
| 04.03 |
|
25.9 | Звук и видео в интернете | Привести примеры и организовать самостоятельное изучение звукового и видео содержания на Web- странницах | Звуковое и видео содержание | опрос |
| 11.03 |
|
26.10 | Поиск информации в Интернете | Познакомить с основами осуществления поиска информации в Интернете | Знать основы и виды поиска в Интернете, поисковые системы | тс |
| 18.03 |
|
27.11 | Электронная коммерция в Интернете | Познакомить с электронной коммерцией в Интернете. |
| беседа |
| 25.03 |
|
28.12 | Разработка Web- сайтов с использованием I языка разметки гипертекста HTML. | ПР «Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML» | Теоретические знания в теме для применения при создании Web-сайтов Знать структуру Web-c границы. Знать теорию и практику по данной теме. Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт- дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернете. Ввод текста. Сохранять документ в разных форматах. Печать документа. Сохранять документ в разных форматах. Печать документа. |
|
| 08.04 |
|
29.13 | Web-страницы и Web-сайты Структура Web- страницы - | Изучить особенности дизайна, правила оформления Web- страниц и Web-сайтов. |
|
| 15.04 |
| |
30.14 | Форматирование текста на Web- странице Вставка изображений в Web- страницы | Научить форматировать текст на Web-странице. |
|
| 22.04 |
| |
31.15 | Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web- страницах. | Формировать умение оптимизировать навигацию по проекту, оформлять поисковые возможности сайта. Рассмотреть способы создания интерактивных форм на Web- страницах. | СК | Планирование текста, создание оглавления. Поиск информации. | 29.04 |
| |
32.16 | Контрольная работа №3 по теме: «Компьютерные коммуникации». | Контроль знаний и умений: выполнение зачетной практической работы | СК | Оформление Документа (форматирование). | 06.05 |
| |
33.17 | Практикум | Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета). |
|
| 13.05 |
|
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||
| ||||||||||||
34.1 | Повторение материала. Решение упражнений. |
|
|
|
| 20.05 |
| |||||
35.2 | Контрольная работа № 4 «Обобщающее повторение»
|
|
|
|
| 27.05 |
|