Рабочая программа по курсу Информатика 8 класс. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БАРАИТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8






УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ Бараитской СОШ № 8:

____________________ С. Л. Ткаченко

Приказ № _____ от ___. ____. 2015 г







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИНФОРМАТИКЕ

В 8 КЛАССЕ

на 2015 / 2016 учебный год

учитель: Серебрякова Ольга Николаевна









с. Бараит 2015 г

Пояснительная записка

Рабочая программа курса информатике и ИКТ для 8 класса составлена соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне.

Содержание программы направлено на усвоение учащимися знаний, умений, навыков на базовом уровне.

Курс нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Цели программы:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Программа курса рассчитана на преподавание информатики и ИКТ в 8 классе на 35 учебных часов из расчета 1 ч в неделю.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

S учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011»;

S методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011»;

Место предмета в федеральном базисном учебном плане:

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение информатики и ИКТ на ступени основного общего образования отводится не менее 35 ч из расчета 1 ч в неделю в 8 классе. Информатика и ИКТ изучается в 8 классе 1 полугодие 17 ч, по 1 ч в неделю, II полугодие 18 ч- 1 ч в неделю, всего 35 ч.

Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.

Учебно-тематический план:

Наименование раздела

Примерная

программа

Количество часов в рабочей программе

Всего

Теория

Практика

Практикум

8 класс

  1. Информация и информационные процессы

4

4

2

2

-

  1. Компьютер как универсальное устройство обработки информации

12

6

6

3

-

  1. Представление информации

6

-

-

-

-

  1. Кодирование и обработка текстовой информации

14

17

4

7

1

  1. Кодирование и обработка числовой информации

6

10

3

5

I

6. Итоговое повторение

2

2

1

1

1

Итого


35

11

17

(4)

Раздел «Представление информации» (6 часов) не преподается отдельным блоком, а включен отдельными темами при изучении соответствующих разделов: «Информация и информационные процессы» - 1 час, «Обработка текстовой информации» - 1 час, «Обработка числовой информации» - 2 часа, «Мультимедийные технологии» - 2 часа. Образующийся резерв времени (5 часов) используется на изучение раздела «Алгоритмы и исполнители» и 6 часов на контроль и резерв учебного времени.

Предполагается проведение непродолжительных практических работ (ПР) на 10- 25 минут, направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Основное содержание (35 ч)

  1. Информация и информационные процессы (4 ч).

Информация. Информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

Практические работы:

    1. «Фиксация аудио- и видеоинформации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи».

  1. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 ч)

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Практические работы:

  1. «Подключение внешних устройств» Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.

  2. «Знакомство с графическим интерфейсом» Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).

  3. «Планирование информационного пространства». Создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.

  4. «Защита от вирусов, обнаружение и лечение».


  1. Кодирование и обработка текстовой информации (14 ч).

Компьютерное представление текстовой информации.

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.

Практические работы:

  1. «Кодирование текстовой информации». Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.

  2. «Создание визитных карточек на основе шаблона». Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.

  3. «Установка параметров страниц документа, вставка колонтитулов и номеров».

  4. «Вставка в документ формул»;

  5. «Форматирование символов и абзацев»;

  6. «Создание и форматирование списков»;

  7. «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»;

  8. «Создание гипертекстового документа»;

  9. «Перевод текста с использованием системы машинного перевода»;

  10. «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».

Практикум:

  1. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).

Планирование текста, создание оглавления. Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернете. Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование цитат и ссылок (гипертекста). Использование систем перевода текста и словарей. Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, история, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

  1. Кодирование и обработка числовой информации (6 ч).

Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации. Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.

Практические работы:

    1. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления с помощью программного калькулятора»;

    2. «Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных»;

    3. «Создание и обработка таблиц»;

    4. «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах». Ввод математических формул и вычисление по ним.

    5. «Построение диаграмм и графиков». Параметры диаграммы.

  1. Кодирование и обработка графической информации (4 ч).

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).

Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.

Практические работы:

  1. «Кодирование графической информации». Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.

  2. «Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора». Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.

  3. «Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора». Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования;

  4. Ввод изображений с помощью графической сканера». Использование готовых графических объектов. Сканирование графических изображений.

Практикум:

  1. Создание графического объекта.

Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде. Создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного). Создание изображений с использованием графической панели. Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата. Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, искусство.

В программно-методическим комплекс по информатике и информационным технологиям входят:

Учебник по информатике и ИКТ 8 класс / Угринович Н.Д.- М.: Бином, 2008;

Учебное пособие для ОУ Практикум по информатике и информационным технологиям. / под. ред. Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. - М.: БИНОМ, 2005.


Календарно-тематическое планирование по курсу информатики ИКТ 8 класс

№ п/п

Наименование урока

Краткое содержание

Требование к уровню подготовки

Форма

контроля

Примечание

Дата план

Дата факт

А

1

2

3

4

5

6

7

  1. Информация и информационные процессы (4 ч)

1.1

Информация. Информационные объекты. ПТБ.

ПТБ. Информация. Информационные объекты. Человек и информация. Способы восприятия. Свойства информации.

Чем опасен ПК, как избежать нарушения здоровья при работе, правила поведения в кабинете информатике.

ВК

03.09

2.2

Основные

информационные

процессы.

Информационные процессы: хранения, передачи и обработки информации. Восприятие, запоминание, и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей.

Роль информации в жизни людей. Приводить примеры хранения, передачи и обработки информации

фронт.

опрос

10.09

3.3

Количество

информации

Определение количества

информации

Деление Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации. Знакомство с клавиатурным тренажером (5 минут)

Основные единицы измерения количества информации Решать задачи на определение количества информации.

фронт.

опрос

17.09

4.4

Фиксация и видеоинформация.

Проверочная работа по теме: «Информация и информационные процессы»

Понятия, свойства информации. Основные информационные процессы. Единицы измерения количества информации.

Фиксировать аудио- и видеоинформацию наблюдений, измерений с помощью цифровых устройств звукозаписи и цифровых камер.


24.09


  1. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (12 часов)

5.1

Устройства компьютера и их функции

Процессор и системная плата. Устройства ввода. Устройства вывода ПР № 2.1 по теме: «Подключение внешних устройств»

Различие между данными и программами. Названия и функциональное назначение, характеристики различных устройств. Виды памяти.

Вводить текстовую и числовую информацию (русская раскладка) Приводить примеры различных устройств компьютера по их характеристикам. Включать и выключать компьютер. Получать информацию о характеристиках компьютера.

Обсуждение, ПР

01.10

6.2

Программное обеспечение (ПО) компьютера

Оперативная и долговременная память. ПР № 2.2 по теме: «Знакомство с графическим интерфейсом»

Назначение операционных систем и прикладного программного обеспечения. Приемы квалифицированного клавиатурного письма. Определять тип программного обеспечения. Применять «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма для набора.

Обсуждение, ПР

08.10



А

1

2

3

4

5

6

7

7.3

Файл и файловая система

Данные и программы. Использование файлового менеджера. ПР № 2.3 по теме: «Планирование информационного пространства»

Основные элементы ОС Windows: рабочий стол, значки и окна. Меню и контекстное меню. Назначение управляющих элементов диалоговых панелей. Различать элементы ОС, определять управляющие элементы диалоговых панелей. Работать с графическим интерфейсом ОС Windows

Обсуждение, ПР


15.10



8.4

Программное обеспечение компьютера

Операционная система.

Программный принцип работы компьютера. Знать правила создания, именования, сохранение, перенос и удаление объектов. Выполнять операции с файлами



22.10


9.5

Прикладное

программное

обеспечение.

Приложения общего назначения. Приложения специального назначения

Графические редакторы, звуковые редакторы. Разработка презентаций



29.10


10.6

Графический интерфейс ОС и приложений

Диалоговые окна. Окна папок и приложений. Контекстные меню

Элементы управления, поле адреса список папок Установка параметров экранной заставки, контекстное меню



12.11


11.7

Компьютерные вирусы и антивирусные программы

Файловые вирусы. Микровирусы. Сетевые вирусы

Заражение компьютеров вирусом Установка антивирусных программ

беседа


19.11


12.8

Правовая охрана информации

Правовая охрана программ и баз данных

Авторское право на программу Электронно -цифровая подпись

беседа


26.11


13.9

Лицензионные, условно бесплатные программы

Лицензионные программы

Лицензионная программа

беседа


03.12


14.10

Лицензионные,

свободно

распространяемые

программы

Свободно распространяемые программы

Различие между программами, типы программ

беседа


10.12


15.11

Защита информации

Физическая защита, защита информации в интернете

Способы идентификации

Программные и аппаратные способы защиты

беседа


17.12


16.12

Защита информации

ПР № 2.4 по теме: «Защита от вирусов, обнаружение и лечение»

Проверить диск на наличие вирусов

ПР


24.12


  1. Коммуникационные технологии(17 часов)

17.1

Передача

информации

Обмен информации

Характеристики каналов обмена информации Определять пропускную способность

беседа


15.01


18.2

Локальные и компьютерные сети.

ПР «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети»

Назначение локальных сетей

опрос


22.01


19.3

Глобальная компьютерная сеть интернет. Состав интернета

ПР «подключение к интернету»

Операции при подключении к интернету, спутниковые каналы Подключение к интернету

Беседа,

практикум


29.01




А

1

2

3

4

5

6

7

20.4

Адресация в интернете.

Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям

ПР «География Интернета»

Понятие адресации и маршрутизации

Задавать маршрутизацию, создавать подключение к Интернет

практикум


05.02


21.5

Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина

ПР «Путешествие по всемирной паутине»

Браузеры, адресные строки Находить нужную информацию

фронт.

Опрос,

практикум


12.02


22.6

Электронная почта

Адрес электронной почты. Функционирование эл.почты

Преимущества электронной почты Создание электронной почты

Беседа, фронтальный опрос


19.02


23.7

Общение в интернете

ПР «Работа с электронной Web-почтой»


практикум


26.02


24.8

Мобильный

интернет

Мобильные возможности интернет

Назначение и использование. Создавать запуск интернета



04.03


25.9

Звук и видео в интернете

Привести примеры и организовать самостоятельное изучение звукового и видео содержания на Web- странницах

Звуковое и видео содержание

опрос


11.03


26.10

Поиск информации в Интернете

Познакомить с основами осуществления поиска информации в Интернете

Знать основы и виды поиска в Интернете, поисковые системы

тс


18.03


27.11

Электронная коммерция в Интернете

Познакомить с электронной коммерцией в Интернете.


беседа


25.03


28.12

Разработка Web- сайтов с использованием I языка разметки гипертекста HTML.

ПР «Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML»

Теоретические знания в теме для применения при создании Web-сайтов

Знать структуру Web-c границы.

Знать теорию и практику по данной теме. Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт- дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернете. Ввод текста. Сохранять документ в разных форматах. Печать документа.

Сохранять документ в разных форматах. Печать документа.



08.04


29.13

Web-страницы и Web-сайты Структура Web- страницы -

Изучить особенности дизайна, правила оформления Web- страниц и Web-сайтов.



15.04


30.14

Форматирование текста на Web- странице Вставка изображений в Web- страницы

Научить форматировать текст на Web-странице.



22.04


31.15

Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах.

Интерактивные формы на Web- страницах.

Формировать умение оптимизировать навигацию по проекту, оформлять поисковые возможности сайта. Рассмотреть способы создания интерактивных форм на Web- страницах.

СК

Планирование

текста, создание

оглавления.

Поиск

информации.

29.04


32.16

Контрольная работа №3 по теме: «Компьютерные коммуникации».

Контроль знаний и умений: выполнение зачетной практической работы

СК

Оформление

Документа (форматирование).

06.05


33.17

Практикум

Создание и обработка комплексного

информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).



13.05




А

1

2

3

4

5

6

7

  1. Итоговое повторение (2 часа)

34.1

Повторение материала. Решение упражнений.





20.05


35.2

Контрольная работа № 4

«Обобщающее повторение»






27.05



© 2010-2022