Создание модулей к уроку в рамках реализации системно-деятельностного подхода к обучению

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному. Именно оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Модульный подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Из психологии используется рефлексивный подход. Накопленные обобщения теории и практики, оптимизация обучения - все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.

Основной перспективностью модульного обучения, является опережающее изучение теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности.

Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде системы учебных элементов. Из блоков-модулей как из элементов конструируется учебный курс по предмету. Элементы внутри блока-модуля взаимозаменяемы и подвижны. Освоение учебного материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности. Гибкость такого решения основана на вариативности уровней сложности и трудности учебной деятельности.

Поскольку модульное обучение в качестве одной из основных целей преследует формирование у ученика навыков самообразования, то весь процесс строится на основе осознанного целеполагания ближних знаний, умений и навыков, формирование средних общеучебных умений и навыков и перспективных событий, рассчитанных на развитие способностей личности. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Ведущая роль его сохраняется, но только в рамках отношений в системе "учитель-ученик". Здесь на помощь приходит ЭОР, Использование которого внутри модуля, позволяет сделать процесс овладения практическими навыками более глубокими и содержательными. Данный метод обеспечивает возможность выбора обучающимися пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, программирует с помощью ЭОР в модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления.

Модульные программы и модули строятся с учетом относительной самостоятельности элементов в модуле и реализацией обратной связи, при оптимальной передаче информации.

В процессе разработки модулей к урокам использую приемы технологии системно-деятельностного подхода.

Модуль урока разбивается на блоки:

УЭ-0: Актуализация знаний и создание проблемой ситуации.

Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:

1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа дей­ствий;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций.

В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятель­ности учащихся, которое фиксируется ими самими. Происходит фиксация затруднений. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме беседы.

УЭ-1: Постановка цели урока.

Завершение этапа актуализации знаний и создание проблемой ситуации связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

УЭ-2: Изучение нового материала.

На данном этапе предполагается выбор метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода вы­движение и проверка гипотез.

Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.). После построения и обоснования нового способа действий но­вый способ действий фиксируется с формулировками и обозначениями. В завер­шение устанавливается, что учебная задача разрешена.

УЭ-3: Первичное закрепление. Практическая работа.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием ус­тановленного алгоритма во внешней речи.

При проведении данного этапа используется индивидуальная

форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопро­верку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации си­туации успеха, способствующей включению учащихся в дальней­шую познавательную деятельность.

УЭ-4: Подведение итогов. Рефлексия.

На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изу­ченных алгоритмов и подготовку введения нового знания на после­дующих уроках.

Учащимися организуется самооценка деятельно­сти на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия по­ставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели по­следующей деятельности.

В качестве примера использования данной технологии представлен модуль, разработанный для 8 класса к уроку 10 по теме «Высказывание. Логические элементы».

Модуль к 10 уроку по теме

«___________________________________».

№ УЭ

Описание учебного материала

УЭ-0

Актуализация знаний и создание проблемной ситуации.

Цель: организовать работу по актуализации знаний.

Ответь на вопросы:

1. Алгебра - наука об общих операциях, аналогичных сложению и умножению, которые могут выполняться над разнообразными математическими … - это высказывание?

2. Что в нашей обыденной речи является высказыванием, а что - нет? (приведите примеры)

3. Является ли высказыванием предложение "Тебя зовут Маша?"

4. Что такое логика?

5. Что такое арифметическое умножение? Что такое логическое умножение?

УЭ-1

Постановка цели урока: ______________________________________________.

УЭ-2

Изучение нового материала.

Цель: создать условия для знакомства с понятиями высказывание, логика, конъюнкция, дизъюнкция, инверсия, импликация, эквиваленция.

1. Ответь на вопросы:

  1. Высказывание - это ___________________________________.

_______________________________________________________

  1. Выражение - это ______________________________________.

  2. Наука логика - это ____________________________________.

  3. Алгебра логики- это __________________________________.

_______________________________________________________

2. Запиши логические операции и их обозначения:

1._____________ знак ______ 2. ______________________ знак ______

Название__________________ Название_______________________

Связка _______ Связка _______

А

В

FСоздание модулей к уроку в рамках реализации системно-деятельностного подхода к обучениюСоздание модулей к уроку в рамках реализации системно-деятельностного подхода к обучению

0

0

0

1

1

0

1

1

А

В

F

0

0

0

1

1

0

1

1

Создание модулей к уроку в рамках реализации системно-деятельностного подхода к обучениюСоздание модулей к уроку в рамках реализации системно-деятельностного подхода к обучению

3._______________ знак ____ 4. ____________знак __ 5. ____________ знак Создание модулей к уроку в рамках реализации системно-деятельностного подхода к обучению

Название______________

Связка ________ Связка __________ Связка ____________

А

FСоздание модулей к уроку в рамках реализации системно-деятельностного подхода к обучению

0


1


А

В

F

0

0

0

1

1

0

1

1

3. Приоритеты в действиях:

А

В

F

0

0

0

1

1

0

1

1

1. ______________

2. ______________

3. ______________

4. ______________

5. ______________

УЭ-3

Первичное закрепление. Практическая работа.

Цель: способствовать развитию умения определять высказывание и его значение, формированию умения логического преобразования.

1. Открой папку с практическими работами.

2. Нади и выполни Практ. работу 10 и сохрани файл в своей папке.

3. Запиши результат выполненного задания в УЭ-4.

УЭ-4

Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Таблица полученных результатов вариант №__________.

Зад. 1

Рез.

Зад. 2

Рез.

Зад. 3

Рез.

Животное -

Животное-









1. Проверь результат своей работы, сверив с образцом. Поставьте «+», если задание верно.

2. Выяви какие трудности встретились при выполнении работы.

______________________________________________________________

Оцени свою работу на уроке:

Отвечал на уроке____ (да, нет)

Выполнил задание на _____ (2-5 баллов)

3. Запиши домашнее задание.

1. Читать §1.3.1, §1.3.2, письменные задания к параграфу. Рт № 76, 77

2. Выучить основные определения, знать обозначения.

Найдите в Интернете логический «парадокс лжеца» и попробуйте объяснить его в письменной форме.

ФИ класс дата


© 2010-2022