План урока по информатике на тему: «Excel. Работа с таблицами»

Действия учебно-познавательные и учебно-практические: Ø  формирование умения самостоятельно применять полученные знания, осуществляя их перенос в различные условия; Ø  нахождение способа создания таблиц; Ø  развитие умений ставить цель, наблюдать, анализировать, устанавливать аналогии,  делать выводы; Ø  формирование коммуникативных умений: взаимодействовать в паре, группе, высказывать свою точку зрения; Ø  формирование и развитие умений в области использования информационно-коммуникационных тех...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока по информатике на тему: «Excel. Работа с таблицами»

Урок на основе системно-деятельностного подхода

по теме «Excel. Работа с таблицами»

в ОБОУ СПО «КАТК»

Преподаватель: Барабанова Л. И.

Цели урока:


  • научить работать с таблицами с помощью табличного процессора Excel;

  • показать возможности использования программы Excel для решения различных задач;

  • закрепить навыки работы с табличным процессором Excel.

Действия учебно-познавательные и учебно-практические:

  • формирование умения самостоятельно применять полученные знания, осуществляя их перенос в различные условия;

  • нахождение способа создания таблиц;

  • развитие умений ставить цель, наблюдать, анализировать, устанавливать аналогии, делать выводы;

  • формирование коммуникативных умений: взаимодействовать в паре, группе, высказывать свою точку зрения;

  • формирование и развитие умений в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • способствовать формированию умений прогнозировать свои действия в ситуации выбора при решении проблемы;

  • развитие рефлексивных умений: осуществлять самооценку, соотносить уровень своих знаний с требованиями программы.

Планируемые результаты:

Личностные

Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме, творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные

Познавательные

Умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдение, прогнозировать ситуацию.

Регулятивные

Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известными правилами, выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммукативные

Умение формулировать высказывание, согласовывать позиции и находить общее решение, адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

Предметные

Умение охарактеризовать понятия таблица, осознанно уметь их строить и производить определенные действия с ними.

Тип урока: проблемно-поисковый.

Методы и приемы: проблемное обучение, учебно-исследовательская деятельность, взаимооценка, самооценка.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах, в группах, по образцу.

Технологии: здоровьесберегающие, развивающие, совместного поиска, информационно-коммуникативные.

Межпредметные связи: математика.

Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: определение уровня усвоения учебного материала.

Технические и программные средства:


  1. Персональные компьютеры;

  2. Приложение MicrosoftOffice - табличный процессор Excel;

  3. Мультимедийный проектор;

  4. Презентация;

Раздаточный материал:

  1. Карточки с индивидуальными заданиями на создание таблиц разного уровня.

  2. Карточки с критериями оценивания результатов работы одногруппников.

  3. Электронный авторский тест по пройденному материалу.

Длительность урока: 45 минут.

Место проведения урока: кабинет информатики.

Технология изучения темы

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент) (1 минута).

На данном этапе организую положительное самоопределение учащегося к деятельности на уроке, а именно:

  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу);

  • выделяется содержательная область (могу);

2. Актуализация опорных знаний и умений, выявление пробелов и их коррекция (10 минут).

Вспоминаем ряд вопросов, которые пригодятся при выполнении поставленной задачи:

  • актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;

  • тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

Один отвечающий за ПК показывает, другой - устно отвечает. Работа в парах

  1. Что представляет собой рабочая область программы Excel?

  2. Как определяется адрес ячейки?

  3. Как ввести формулу в Excel?

  4. Как объединить ячейки?

  5. Какие форматы используются в Excel?

  6. Какие можно вставлять объекты в документ? (рисунки, таблицы, формулы, диаграммы)

Мы повторили теоретические вопросы, которые потребуются для выполнения практической работы.

3. Постановка учебной задачи (5 минута).

На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют в работе на ПК причины затруднения. Организую коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

Тема: «Excel. Работа с таблицами»

а) Выполнение практической работы (Приложение 1).

Учитель: Ребята, а сейчас выполним практическую работу № 9 в учебнике (задание1).

б) Физкультминутка (3 минуты).

Выполним упражнение для пальцев и глаз (Приложение 2).

Промежуточное закрепление нового материала.


  1. Как создать усложненную таблицу?

  2. Какое отношение рисунок (Приложение3) имеет к теме урока?

4. При изучении нового материала значительное внимание уделяю развитию личности обучаемых.. На уроках успешно применяю современные педагогические технологии на различных основах (концептуальной, личностно-ориентированной, сотрудничества, разноуровневой). Реализуются в соответствии с данными технологиями такие активные методы обучения, как проблемные, исследовательские.

Для продуктивной познавательной деятельности обучаемых с учетом их интересов, наклонностей и потребностей выбираю различные формы проведения занятий:

  • лекция;

  • уроки самостоятельных теоретических и практических работ;

  • контрольные работы;

  • зачет в различных формах (устный, письменный, компьютерный, игра); устные и письменные работы; урок-семинар.

Для данного урока демонстрирую с помощью презентации этапы работы с таблицами

  • Создание таблицы

  • Операции с таблицей: выделение, копирование, перемещение, удаление столбцов и строк, вставка столбцов и строк.

  • Операции с ячейками: объединение и разделение ячеек.

  • Правила оформления таблиц.

  • Обрамление таблиц.

  • Фоновое заполнение таблиц.

При этом вся информация базового уровня.

5. Первичное закрепление.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия отвечают на вопросы:

  • Какие операции можно произвести с элементами таблицы?

  • Какие существуют правила оформления таблиц?

  • Какие существуют обрамления таблиц?

  • Как произвести фоновое заполнение таблиц?

6. Большую часть урока отвожу самостоятельной работе (21 минута).

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы разноуровневая

«Простая таблица»

В данной работе учащиеся отрабатывают методы создания и использования простых таблиц, а также выравнивание текста, использование списков, объединение и заливку ячеек.

Для смещения текста в ячейке таблицы используется клавиши Tab. Каждому учащемуся предлагается отпечатанный вариант задания. Ему необходимо набрать его в точном соответствии с образцом. Повторяющиеся значения ячеек таблицы необходимо заполнить, используя функции Копирования и Вставки. Необходимо произвести расчеты. (Приложение 4).

«Усложненная таблица»

В данной работе учащиеся отрабатывают методы создания и использования простых таблиц, а также выравнивание текста, использование списков, объединение и заливку ячеек.

Учащимся показывается использование таблицы в качестве рамки вокруг одного или нескольких абзацев. Для смещения текста в ячейке таблицы используется клавиши Tab. Обратите внимание на выравнивание абзаца по центру относительно границ. Особое внимание уделяется использование нерастяжимого пробела при выравнивании абзаца по ширине, но без растягивания промежутков между словами. В качестве примера можно рассмотреть любой документ с надписью внизу: должность и фамилия лица, когда должность должна быть прижата к левому краю, а фамилия к правому. В качестве альтернативы можно использовать и таблицу с одной строчкой и двумя столбиками и прозрачными границами.

Каждому учащемуся предлагается отпечатанный вариант задания. Ему необходимо набрать его в точном соответствии с образцом.

Все отступы, выступы и границы кратны 0,5 см для простоты измерения и выполнения.(Приложение 5).

7. Рефлексия деятельности (итог урока) (5 минут).

1. Самоанализ (закрепление нового материала, подведение итогов учебной деятельности, запись домашнего задания).

Вернемся к поставленному вопросу

  1. Какое отношение рисунок (Приложение 3) имеет к теме урока?

2. Самооценка:

- Я сегодня узнал…

- Я сегодня научился…

- Мне в будущем пригодится…

- Я понял…

Преподаватель: Ребята, как вы думаете, где могут вам пригодится знания и умения, полученные на сегодняшнем уроке?

Преподаватель выставляет отметки обучающимся, дает словесное оценивание работы группы.

Домашнее задание: Работа по карточкам - выполнение заданий в приложении MS Excel



© 2010-2022