• Преподавателю
  • Информатика
  • Конспект урока по информатике Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Создание простых таблиц ( 5 класс)

Конспект урока по информатике Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Создание простых таблиц ( 5 класс)

Предмет информатика                                                                Класс 5 Базовый учебник  Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса.  Тема урока Представление информации в форме таблиц.  Структура таблицы. Создание простых таблиц. Цель урока  формирование понятия о представления информации в форме таблиц и формирование умений преобразовывать  информацию из тестовой формы в  табличную. Задачи урока: Обучающая: ·                   акцентировать внимание учащихся...
Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока по информатике Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Создание простых таблиц( 5 класс)Конспект урока по информатике Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Создание простых таблиц( 5 класс)

Технологическая карта урока


Предмет информатика Класс 5

Базовый учебник Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса.

Тема урока Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Создание простых таблиц.

Цель урока формирование понятия о представления информации в форме таблиц и формирование умений преобразовывать информацию из тестовой формы в табличную.

Задачи урока:

Обучающая:

  • акцентировать внимание учащихся на достоинствах и недостатков текстовой формы представления информации;

  • дать представление о таблице как очень удобной форме структурирования однотипной текстовой и числовой информации;

  • актуализировать умения создания простых таблиц средствами текстового процессора.

Развивающая:

  • стимулировать познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету информатики;

  • создать условия для пополнения словарного и научного запаса слов учащихся.

  • способствовать развитию культуры речи, логического мышления путем совместной и самостоятельной работы на уроке;

Воспитывающая:

  • активизировать взаимодействие между учащимися, развивать навыки групповой работы;

  • учить аргументировано отстаивать свое мнение, знать и стремиться выполнять правила работы в группе, умение выслушать одноклассника и сделать логически правильные выводы, следующие из полученной информации.

Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний

Необходимое оборудование ПК учителя и учащихся, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска.

Электронное приложение у учебнику: презентация «Представление информации в форме таблиц» (переработанная под урок)

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Приветствует детей

Приветствуют учителя

2

Постановка

цели урока. Мотивация к учебной деятельности

Сейчас вам будет необходимо провести групповой эксперимент по поиску информации. Класс делиться на 4 группы.

1 Задание: Группам будет предложена одинаковая информации прочитать текст «Оценка за год» ответить на вопросы. (Максимальное время работы 5 минут) (Приложение 1, слайд 1)

2 Задание: Группам предложена эта же информация «Оценка за год» оформленная в таблицу. Ответить на вопросы (Приложение 2, слайд 1)

Подведение итогов эксперимента.

Почему время, потраченное на выполнение задания, оказалось разным? Какая форма была более удобной и наглядной для выполнения этого задания? Определите, информация какого вида воспринимается легче?

Сообщает тему урока: сегодня мы с вами будем один из изучать один из способов представления информации, тема нашего урока «Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Создание простых таблиц». Используем презентацию «Представление информации в виде таблиц» слайд 2

Посмотрите на нашу тему и попробуйте сказать, о чем сегодня будет идти речь.

Работают в группах,

находят ответы на вопросы, фиксируют время, заносят результаты на интерактивную доску.


Отвечают на вопросы (Потому что формы представления информации были разные.

Табличная. Табличная)



Формулируют цель урока.

(Таблица, структура таблицы, создание таблиц)

Познавательные УУД:

1) умение извлекать информацию из текста, таблицы. Коммуникативные УУД:

1) умение слушать и понимать других;

2) инициативное сотрудничество в поиске информации

Регулятивные УУД:

1) умение определять цель деятельности на уроке.

3

Актуализация знаний

Экспресс-опрос:

На каких уроках вы заполняли таблицы? После ответа учащихся показывает слайд 3

Приведите примеры таблиц, которые мы используем в жизни? После ответа учащихся показывает слайд 4

Что общего в данных таблицах? Учитель подводит сам к тому, любая таблица имеет структуру. После ответа учащихся показывает слайд 5

А теперь мы снова поработаем в группах. Выполним задание в Рабочей тетради № 121 стр. 90 , презентация слайд 6 (Приложение 3).

Вам нужно преобразовать текстовую информацию в табличную.

Проверка результатов работы презентация слайд 6 (Приложение 4). Организация дискуссии учащихся. В каких ситуациях удобно представлять информацию в виде таблиц?

Учитель подводит сам к тому, таблица является очень удобной формой для представления однотипных данных

Называют:

Уроки окружающего мира (календарь погоды, математика (таблица умножения).

Расписание уроков, таблица проверки зрения.

Есть строки, столбцы, ячейки.

Работают в группах (пробное учебное действие)

Сообщают результаты работы, аргументируют свою точку зрения.

Где много по смыслу повторяющей информации.

Познавательные УУД:

1) структурирование знаний

2) анализ объектов с целью выделения заданных признаков

Коммуникативные УУД:

1) умение слушать и понимать других;

Регулятивные УУД:

1) умение определять успешность выполнения задания

4

Выявление места и причины затруднений. Проблема

Какие трудности Вы встретили при выполнении задании? Удобно ли ребята вам было работать с таблицей? Какие структурные элементы повторяются в каждой таблице?

На интерактивной доске показаны слайды из презентации «Представление информации в виде таблиц» слайд 7



Пробуют самостоятельно сформулировать понятие таблицы и структуры, но не могут четко это сделать.

Познавательные УУД:

1) самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем поискового характера

Коммуникативные УУД:

1) планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Регулятивные УУД:

1) составление плана и последовательности действий

5

Восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Организация практической работы учащихся на компьютере. Компьютерный практикум Работа № 9 стр. 130 Задание 1

Выполнение данного задания обеспечивает ученика оценкой «3» при выполнении следующего этапа урока.

Работают на компьютере Компьютерный практикум для учебника 5 класса.

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации из источников

Регулятивные УУД:

контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном умение определять успешность выполнения задания

6-7

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Организация практической работы учащихся на компьютере. Компьютерный практикум Работа № 9 Задание по выбору.(Приложение 6)

на 4 - выполнить задание № 2 стр. 130

на 5 - выполнить задание № 3 стр. 131 Контролирует работу, помогает учащимся.

Проверка результатов работы. (Приложение 6)

Работают на компьютере Компьютерный практикум для учебника 5 класса.

Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу.

Познавательные УУД:

1) определение формы представления информации в таблице

Регулятивные УУД:

1) умение определять успешность выполнения задания;

2) контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном.

8

Обобщение усвоенного и включение его в систему знаний

На протяжении всего урока мы с вами преобразовывали текстовую информацию в табличную.

  1. Сформулируйте понятие таблица?

  2. Перечислите основные элементы таблицы?

  3. Какую информацию нам удобно представлять и обрабатывать в табличной форме?

Запишем данное определение в тетрадь Презентация слайд 8 (Приложение 7)

Отвечают на вопросы.

  1. Таблица - это форма организации данных по строкам и столбцам.

  2. Столбцы, строки, ячейки.

  3. Однотипную информацию.


Познавательные УУД:

структурирование знаний;

Коммуникативные УУД:

1) умение слушать и понимать других;

2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке

На доску выводится начало фразы:

Я сегодня узнал …

Я сегодня научился …

Мне понравилось…

Мне было трудно …

Я не разобрался …

Урок заставил меня задуматься о … Учитель анализирует ответы учащихся и делает для себя выводы.

Учащиеся отвечают на один из вопросов по выбору.

Коммуникативные УУД:

1) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные УУД:

1) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

10

Дифференцированное домашнее задание:

Презентация слайд № 9

§ 9. Упр. 123, № 124 стр. 92
(на оценку 3 - упр. 120, 124 задаче в рабочей тетради,

на 4 - выполнить упр. № 122 и № 124

на 5 - № 122 , 123


Приложение 1

Текстовое представление информации «Оценки за год»

Вариант 1:

В 5а классе один отличник. В 5б и 5в отличников нет. На «4» и «5» обучаются в 5а классе - 13 учащихся, а в 5б - 4 ученика. В 5а ни у одного учащегося нет двойки за год. Тройки за год имеют 13 учащихся 5 а класса. В 5в классе один отличник. В 5г классе ни у одного учащегося нет двойки за год. На «4» и «5» обучаются в 5в классе - 6 учащихся. В 5б классе нет отличников. В 5в и 5б классах нет двоечников. Тройки за год имеют 18 учащихся 5 б класса, и 20 учащихся 5в класса. На «4» и «5» обучаются в 5г классе - 19 учащихся. В 5в классе нет отличников. В 5г классе 6 учащихся имеют тройки за год.

Ответьте на вопросы:

  1. Сколько учеников обучаются на «5» в каждом классе?

  2. Сколько учеников обучаются на «4» и «5» в каждом классе?

  3. Сколько учеников обучаются на «3» в каждом классе?

  4. Сколько учеников обучаются на «2» в каждом классе?













Приложение 2

Табличная форма представления информации «Оценки за год

Класс

Обучаются
на «5»

Обучаются
на «4»и«5»

Имеют «3»

Имеют «2»

5 а

1

13

13

0

5 б

0

4

18

0

5 в

1

6

20

0

5 г

0

19

6

0

Ответьте на вопросы:

  1. Сколько учеников обучаются на «5» в каждом классе?

  2. Сколько учеников обучаются на «4» и «5» в каждом классе?

  3. Сколько учеников обучаются на «3» в каждом классе?

  4. Сколько учеников обучаются на «2» в каждом классе?












Приложение 3

Рабочая тетрадь № 121 стр. 90

Преобразуйте текстовую информацию в табличную. Дайте названия столбцам и заполните таблицу.

Самый крупный на земле алмаз c названием «Куллинан» весил 3106 карат (в 1 грамме 5 карат). Он был найден в 1905 году. Следующий по весу алмаз - «Эксцельсиор», найден в 1893 году. Он весил 995 карат. Третий алмаз - «Звезда Сьерра-Леоне» весом 970 карат был найден в 1972 году. Алмаз «Великий Могол» весом 787 карат был найден в Индии в XVII веке. Алмаз Победы» весом 770 карат был найден в 1945 году в Западной Африке.




Куллинан



Эксцельсиор



Звезда Сьерра-Леоне



Великий Могол




Приложение 4

Название алмаза

Вес, карат

Год или век обнаружения

Куллинан

3106

1905

Эксцельсиор

995

1893

Звезда Сьерра-Леоне

970

1972

Великий Могол

787

XVII век

Алмаз Победы

770

1945


Приложение 5

Семь чудес света



Кто не слышал о Египетских пирамидах, Висячих садах Вавилона, Колоссе Родосском, Статуе Зевса в Олимпии, Мавзолее в Галикарнасе, Александрийском маяке или храме Артемиды в Эфесе? Эти замечательные памятники древности, известные всем как семь чудес света, приводили в восторг современников. Но не только в те далёкие времена зодчие, скульпторы и художники создавали рукотворные чудеса.

В Средние века были созданы такие памятники, как Пещера Десяти тысяч Будд (Китай), Большое Зимбабве, храм Ангкор Ват (Камбоджа), замок Крак де Шевалье (Сирия), Солсберийский собор (Англия), крепость Альгамбра (Испания), столица ацтеков Теночтитлан. Неустанно работая и делая новые открытия, человек создал много уникальных творений, которые можно назвать чудесами нашего времени.




Планеты Солнечной системы


Расстояние от Юпитера до Солнца - 778 млн. км. Расстояние от Урана до Солнца - 2870 млн. км. Диаметр планеты Юпитер - 142 800 км. Диаметр планеты Сатурн - 120 860 км. Расстояние от Сатурна до Солнца - 1 427 млн. км. Диаметр планеты Уран - 52 000 км. Расстояние от Земли до Солнца - 150 млн. км. Расстояние от Плутона до Солнца - 5 950 млн. км. Диаметр планеты Меркурий - 4 880 км. Расстояние от Нептуна до Солнца - 4 497 млн. км. Время обращения Сатурна вокруг Солнца - 29,5 лет. Диаметр планеты Плутон - 3 000 км. Расстояние от Марса до Солнца - 228 млн. км. Диаметр планеты Нептун - 48 400 км. Время обращения Урана вокруг Солнца - 84 года. Время обращения Нептуна вокруг Солнца -165 лет. Время обращения Юпитера вокруг Солнца - 12 лет. Расстояние от Меркурия до Солнца - 58 млн. км. Время обращения Земли вокруг Солнца - 365 дней. Время обращения Меркурия вокруг Солнца - 88 дней. Диаметр планеты Марс - 6 790 км. Время обращения Венеры вокруг Солнца - 225 дней. Диаметр планеты Земля - 12 756 км. Диаметр планеты Венера - 12 100 км. Время обращения Плутона вокруг Солнца - 248 лет. Расстояние от Венеры до Солнца - 108 млн. км. Время обращения Марса вокруг Солнца - 687 дней.



Приложение 6




Древний мир

Средние века

Наше время

Египетские пирамиды

Пещера Десяти тысяч Будд (Китай)

Висячие сады Вавилона

Большое Зимбабве,

Колосс Родосский

храм Ангкор Ват (Камбоджа)

Статуя Зевса в Олимпии

замок Крак де Шевалье (Сирия)

Мавзолей в Галикарнасе

Солсберийский собор (Англия)

Александрийский маяк

крепость Альгамбра (Испания)

Храм Артемиды в Эфесе

столица ацтеков Теночтитлан

Планета

Диаметр (км)

Расстояние от Солнца (млн. км)

Время обращения вокруг солнца

Меркурий

4880

58

88 дней

Венера

12100

108

225 дней

Земля

12756

150

365 дней

Марс

6790

228

687 дней

Юпитер

14280

778

4380 дней

Сатурн

120860

1427

10768 дней

Уран

52000

2870

30660 дней

Нептун

48400

4497

60225 дней

Плутон

3000

5950

90520 дней




Приложение 7

  • Таблица - это форма организации данных по строкам и столбцам.

  • Табличная форма представления информации очень удобна для представления и обработки информации.

  • Структура таблицы: строка, столбц, ячейка


Анализ урока

Тема урока «Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Создание простых таблиц.» изучается в 5 классе а теме «Информация вокруг нас». Цель изучения темы - формирование понятия о представления информации в форме таблиц и формирование умений преобразовывать информацию из тестовой формы в табличную. Тема имеет важнейшее значение с точки зрения возможностей формирования и развития универсальных учебных действий. Урок способствует формированию базовых знаний о формах представления информации и способах перехода от текстовой в табличную. На уроке вводится понятия: таблица, столбцы, строки, ячейки. На уроке создаются условия для развития навыков использования в повседневной жизни табличных форм представления информации. Новый материал вводится через постановку проблемной ситуации и постепенно включается в систему имеющихся знаний.

На уроке формируются и развиваются познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД. Задания для групповой работы обучающихся сформулированы таким образом, что ведут к развитию коммуникативных умений. Каждый ученик имеет возможность развивать навыки конструктивного ведения дискуссий, высказать и аргументировать свою точку зрения, проявить инициативное сотрудничество в выборе способа деятельности своей группы. В процессе урока учащиеся формируют навыки постановки цели на весь урок и планирования отдельных этапов достижения цели. Выполнение практической работы на компьютере способствует отработке основных базовых навыков и формированию умения самооценки и коррекции деятельности, а так же умению составлять простые таблицы. Учащиеся неоднократно в течение урока выполняют задания на преобразование текстовой информации в табличную, осуществляют поиск и сортировку необходимой информации. Подбор заданий для практикума и домашнего задания осуществлен с учетом межпредметных связей: используются знания по истории («семь чудес света), окружающему миру («планеты солнечной системы»), русскому языку («имена существительные») и математики.

Все этапы урока строго выдержаны, осуществлена взаимосвязь целей и задач урока, имеются четкие критерии для оценки практической работы на компьютере, заложенные в учебную компьютерную программу.

Отбор учебного материала выполнен с учетом возрастных особенностей учащихся, является научным, содержание заданий интересно и доступно.

© 2010-2022