Статья на тему: Повышение мотивации на уроках информатики через применение групповой формы работы

Работа преподавателя связана с целым рядом трудностей. Одна из них обусловлена обилием теоретических сведений, которыеучащиеся должны усвоить. Поэтому во время объяснения нового материала преподаватель часто не в состоянии охватить вниманием всех учеников, нуждающихся в дополнительных разъяснениях. Даже зная материал, они зачастую не могут применить его на практике, с трудом решают задачи, боятся выходить к доске, не стремятся самостоятельно разобраться в предложенных заданиях. Этот психологичес...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повышение мотивации на уроках информатики через применение групповой формы работы.

Учитель информатики и вычислительной техники МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» Левина И.М.

Работа преподавателя связана с целым рядом трудностей. Одна из них обусловлена обилием теоретических сведений, которыеучащиеся должны усвоить. Поэтому во время объяснения нового материала преподаватель часто не в состоянии охватить вниманием всех учеников, нуждающихся в дополнительных разъяснениях. Даже зная материал, они зачастую не могут применить его на практике, с трудом решают задачи, боятся выходить к доске, не стремятся самостоятельно разобраться в предложенных заданиях. Этот психологический барьер необходимо ломать аккуратно, не нанося учащимся психологической травмы, поощряя инициативу, стремясь научить их самостоятельности и вызвать стремление изучать информатику сознательно и с желанием.

Одним из наиболее рациональных методов обучения информатике, дающих хорошие результаты, я считаю групповую работу.

Групповая работа позволяет каждому проявить свою индивидуальность, разобраться в неясных вопросах и, таким образом, каждый имеет возможность реализовать свои знания на практике.

Организовать групповую работу на уроке надо методически правильно. Я, взависимости от цели урока, делю группу на команды по два, три или четыре человека. Существует достаточно много методик организации групп. Это и просто по рядом стоящим столам, и по месяцам рождения, и выбравшим одинаковый цвет карточек, предложенных преподавателям и т.п.

После этого надо разъяснить обучающимся задачи, стоящие перед учебными командами на данном уроке. Во время объяснения задачи преподаватель подчеркивает ответственность учащихся за себя и друг за друга, настраивает на сознательное усвоение материала урока.

Работа с командами учеников позволяет преподавателю успешно сочетать на уроке групповую работу, с фронтальной, коллективной и индивидуальной работой. Это, в свою очередь, способствует организации активной познавательной деятельности обучающихся. Обязательным требованием к групповой работе является выполнение задания каждым учеником.

В зависимости от темы урока, от цели групповая работа может быть организована по-разному.

Например, для групповой работы в 6 классе предлагаю тему «Модель, как отражение существенных свойств реального объекта. Виды и свойства моделей». Группу разбиваю на команды по четыре человека.Учащиеся сами выбирают спикера, куратора, секретаря и лидера, тайм-спикера, вырабатывают правила работы в группах:

• Говорить по очереди

• Активно слушать

• Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы

• Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других

• Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других

• Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения

• Помогать и просить о помощи

• Давать и просить пояснения

• Пояснять и оценивать идеи

• Принимать групповые решения и приходить к единому мнению

• Подводить итоги обсуждения

• Приводить убедительные аргументы.

Объясняю новую тему, выясняю, есть ли вопросы, а затем предлагаю план для групповой работы:

1) Выучить определения, что такое объект, модель, моделирование.

2) Перечислить виды моделей.

3) Выучить свойства модели.

4) Ответить на вопросы:

a) Для чего создают модели?

b) Что такое адекватность модели?

c) Перечислите виды адекватности.

d) Какая модель называется неадекватной?

е) Сделать вывод.

Учащиеся, работая по плану, отвечают на вопросы, рассказывают друг другу. При необходимости они могут обратиться за помощью к преподавателю. Куратор команды получает задние от преподавателя и объясняет команде план работы. Секретарь записывает все идеи команды, внимательно слушает обсуждение и помогает товарищам, напоминая им о том, что уже было сказано, чтобы помочь им не повторять одни и те же мысли. Спикер команды выступает с презентацией от лица всей группы. Лидер наблюдает за командой, чтобы у каждого была возможность высказаться, контролирует выполнение правила работы в группе, старается вовлечь в дискуссию всех участников команды.

На таких уроках происходит ломка стереотипа незнания и неумения и, зачастую, ученики неожиданно для себя обнаруживают, что информатика это не сложный предмет, а очень интересная и увлекательная наука, и они в состоянии самостоятельно разобраться с поставленной перед ними задачей. При этом даже слабые обучающиеся убеждаются в том, что они способны работать на уроке. Это очень важно, так как после таких уроков они смелее выходят к доске и пытаются отвечать на вопросы. Таким образом, шаг за шагом, приходит уверенность в своих силах, рушится стена непонимания и боязни перед предметом. Во время групповой работы, ученики, рассказывая друг другу, учатся говорить, правильно выражать свои мысли, обосновывать выводы, логически правильно излагать тему, работать с книгой.

В конце урока лидеры выставляют оценки за работу на уроке каждому участнику своей команды, а лидерам ставит за работу оценку преподаватель или его товарищи по команде. При групповой работе появляются элементы соревнования между группами, поэтому преподавателю приходится учитывать этот момент, направляя энергию соревнования в положительное русло и, если есть возможность, наглядно оформлять групповые оценки.

Все выше сказанное относилось к тем случаям, когда надо было научить чему-то всю группу, то есть помочь обучающимся усвоить какой-то минимум знаний. Однако групповая работа дает возможность и для дифференцированного обучения. Для этой цели можно организовать группы обучающихся с одинаковым уровнем знаний. Каждой группе предложить отдельное задание. Для этого можно использовать разнообразный дидактический материал: карточки-задания, карточки-инструкции, карточки-задания с планом решения, карточки-задания с решённым аналогичным примером, сборники задач для самостоятельных работ.

Во время такой работы каждая группа углубляет свои знания, а преподаватель может дифференцированно оказать помощь ученикам. Кроме того, преподаватель во время групповой работы выполняет не контролирующую роль, а роль направляющего, помогая справиться с работой, и вовремя приходит на помощь, не допуская, чтобы учащиесяотчаялись и бросили работу.

Таким образом, групповая работа помогает ликвидировать пробелы в знаниях обучающихся, научить решать задачи, выполнять практические задания, а самое главное учит их уважать себя, показывает, что в жизни всего можно достигнуть самому, если захотеть, приложить усилия и постараться.

Результаты рефлективного опроса учащихся по окончании урока:

Литература:

1.Руководство для учителя I (продвинутый ) уровень.

2.Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Теория/ под ред.Н.В.Макаровой.-СПБ,:Питеро,2003.

3.И.М. Витковская. Проблемы взаимодействия.

4.Г.А. Цукерман. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.

5.С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. - Рига: ПЦ ''Эксперимент'', 1997.

© 2010-2022