• Преподавателю
  • Информатика
  • Материалы выступления на августовской конференции по теме Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности ученика начальной школы на уроках информатики на ранних этапах обучения

Материалы выступления на августовской конференции по теме Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности ученика начальной школы на уроках информатики на ранних этапах обучения

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности ученика начальной школы на уроках информатики на ранних этапах обучения

Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно-оцениваемой учебной деятельностью. Целенаправленной линией развития младшего школьника является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов. В результате обучения центральным новообразованием ребенка младшего школьного возраста являются: словесно - логическое мышление; произвольная смысловая память; произвольное внимание; воображение; письменная речь; произвольная речь с учетом цели и условий коммуникации; интеллектуальные операции (анализ, сравнение, классификация и т.д.), а также организационные, рефлексивные умения, способность к реализации внутреннего плана действий.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у младших школьников перечисленных умений. Их формирование должно осуществляться на каждом уроке любого учебного предмета, в том числе - и на уроках вариативного компонента, к которому относится изучение информатики в 1-4 классах.

Программы вариативных курсов, в отличие от образовательных программ Госстандарта, каждый учитель составляет сам с учетом потребностей учеников и возможностей учебного заведения. Поэтому и темы мы выбираем по своему усмотрению. Но так или иначе, задачи обучения информатике в начальной школе сводятся к следующему:

- формирование первоначальных представлений о компьютере, информации и современных информационных и коммуникационных технологиях;

- формирование навыков сознательного использования основных мыслительных операций: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, давать определения, использовать алгоритм или план, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы, грамотно обращаться с информацией.

При этом следует учитывать важную психологическую особенность: для детей 5-10 лет игра преобладает над другими видами деятельности. Играя, младшие ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Поэтому, переход от чистой «игры» к учению должен быть плавным, что позволяет применять игровые, в частности соревновательные методики на уроках в качестве фактора мотивации.

Можно сформулировать основные принципы организации урока информатики для младших школьников:

1. Использование преимущественно игровых форм занятий, особенно на начальном этапе обучения.

2. Конкурсно-соревновательный характер выполнения практических заданий. Свойственную детям данного возраста активную борьбу за лидерство в коллективе, потребность в поощрении необходимо использовать для дополнительной мотивации учебной работы.

3. Высокая степень самостоятельности выполнения детьми заданий за компьютером. Автономная деятельность повышает личную ответственность ребенка, а самостоятельность принятия решений в сочетании с их положительными результатами дает заряд позитивных эмоций, порождает уверенность в себе и устойчивое желание возобновлять работу, постепенно переходя на более сложный уровень заданий. Управление сложным техническим средством уравнивает детей со взрослыми, на которых они стремятся походить. Самостоятельная работа за компьютером - основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой к новой более сложной учебно-познавательной деятельности.

4. Максимальное использование мультимедийных возможностей компьютера.

5. Создание обстановки психологического комфорта на уроке. Этому в значительной мере способствуют простые и дружелюбные интерфейсы современных обучающих и развивающих программ. Как следствие, дети не боятся собственных ошибок, нередко многократно повторяют задания сначала до положительного результата, что делает даже самых робких и застенчивых учеников раскрепощенными и активными.

6. Всестороннее использование знаний школьных предметов. Применение на уроках информатики обучающих и развивающих программ позволяет эффективно закреплять знания других школьных дисциплин и пробуждать дополнительный интерес к их изучению, укреплять межпредметные связи, формировать у детей системное восприятие получаемых знаний, целостную картину мира.

Программа курса, работающая в нашем учебном заведении, построена именно на взаимодействии игровой и учебно-познавательной деятельности. Причем в 1 классе превалирует игровая деятельность, которая постепенно и плавно сменяется учебной к концу 4-го класса. Таким образом, нам удается и учесть особенности младшего школьного возраста, в котором познавательная деятельность лучше всего происходит через игру, и в то же время подготовить учеников к тому, что вообще-то информатика - это учебный предмет.

На слайде вы видите краткую содержательную часть курса по классам.

В основе программы начального этапа обучения лежат дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание, логику и т.д., однако усилия детей при этом направляются также и на освоение отношений, на выработку умения договариваться, обмениваться мнениями. Также курс предусматривает закрепление учащимися навыков грамотного чтения, арифметических счётных навыков, ознакомление с основами геометрии, развитие воображения и художественных способностей.

Виды организации деятельности учеников вы также видите перед собой на слайде:

Материалы выступления на августовской конференции по теме Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности ученика начальной школы на уроках информатики на ранних этапах обучения

Учитывая, что на практическую работу за ПК отводится в начальной школе всего 10 минут, на уроке используются такие приемы взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности, как выполнение заданий на интерактивной доске, работа в тетрадях с цветными карандашами и ручками, работа с дополнительными предметами (вырезанные из цветного картона геометрические фигуры, карточки-семафоры «И-Л», собственные школьные канцелярские предметы), соревнования статичных пар по выполнению заданий на карточках.

Таким образом получается, что с одной стороны, курс является приложением к базовым предметам и помогает развивать необходимые умения и навыки, но с использованием, скажем, компьютерной техники (например, модуль сравнения геометрических фигур и продолжения рядов, или задания на определение принадлежности множеству предметов окружающего мира); с другой же стороны, мы даем ученикам и необходимые понятия в области нашего предмета.

В качестве примера я бы хотела показать несколько заданий, в которых совмещается игровая и учебно-познавательная деятельность, и которые я использую на уроках.

Например, задание следующего плана: (слайд). Мои первоклашки очень любят выполнять такие задания. Это простая игра на закрепление понятия «плана действий», и в то же время - на выработку ориентирования в пространстве (понятия вправо, влево, вверх и вниз). Задание может быть адаптировано и под фронтальную работу на доске, индивидуальную у доски, а затем - индивидуальную или парную по карточкам.

Очень важно на начальном этапе обучения развивать внимание ребенка. Для этой цели я использую модуль «Лабиринты», который также несет и свою задачу с точки зрения информатики: дает устойчивое владение клавишами перемещения курсора, а также «Модуль вычерчивания», который развивает внимание, ориентирование на плоскости, владение клавишами управления курсором, быстрый счет до 20, тренирует память (назначение дополнительных клавиш). Задание может варьироваться: кто-то выполняет готовое по данному образцу, а кто-то - пытается выполнить команды учителя «на слух», заранее не зная, что у него должно получиться (такое задание более сложное, но и более интересное для детей).

Для развития счета можно использовать игровые модули «Бусы», «Теремок» и «Пирамидка» (последний - на время). Причем первые два модуля я использую также и для фронтальной работы с доской, индивидуальных устных ответов.

Игровые упражнения «Танграм» и «Мозаика» позволяют конструировать на плоскости разнообразные предметные силуэты, собирать различные контуры. В ходе работы учащиеся закрепляют знания геометрических фигур, развивают пространственное воображение, фантазию, творчество. Особенно это заметно на более сложных упражнениях - «Фантазия» и «Конструктор». При этом, я их использую следующим образом: при работе в стационарных парах (фигуры вырезаны из цветного картона и служат также развитию мелкой моторики), на интерактивной доске (ученики выходят к ней и составляют придуманные узоры; либо - демонстрация образца, который должен получиться у детей), ну и, конечно, во время практической работы за ПК. Можно задавать жесткие рамки - например, что узор должен составляться из треугольников и кругов только определенных цветов и т.п.

Хорошо развивают логическое мышление и память игровые упражнения «Загадки», «Последовательности». В то же время, с точки зрения чистой информатики - это уверенное владение мышью, клавишами Enter и Esc.

При работе с логическими операциями хороши упражнения на объединение во множества, поиски лишнего элемента (от ребенка требуется понять, что общего у всех остальных объектов, и применить операцию исключения, то есть это уже довольно сложные мыслительные операции).

В резервное время можно применить упражнения на раскрашивание, отработку быстрых щелчков мышью, клавиатурные тренажеры.

В более старших классах (2-3) применяю задание следующего плана, развивающие воображение, умение ориентироваться в предлагаемом инструментарии и находить нестандартные решения: класс делится на команды по 3-4 человека, и в графическом редакторе «Конструктор», не используя геометрические фигуры, нужно нарисовать красивую снежинку. Затем работы оформляются в своеобразный альбом, и это у нас заодно получается первый коллективный проект.

В 3 классе, при изучении темы «Моделирование», использую игровую программу «Дом, милый дом». В ней каждый ребенок становится дизайнером интерьера и получает разнообразные заказы о том, как клиенты хотят обустроить свои комнаты. Предпочтения даются не в явном виде, а в качестве своеобразного описания-загадки, то есть ученик еще должен подумать, что именно хочет видеть клиент. Помимо этого, вырабатывается и навык планирования бюджета, т.к. нужно уложиться в определенную сумму и угодить всем требованиям.

При изучении темы «Координаты» использую следующие игровые задания: на начальном этапе знакомства с материалом - задание из комплекса «Мир информатики», затем, после объяснения координатных осей - задания подобного рода, где требуется правильно нажимать предлагаемую точку, и в результате получится какое-то изображение (слайд). Координаты можно брать из записанного файла, а может их и диктовать учитель. В начальной школе мы пользуемся только 1 четвертью координатной плоскости, а вот в более старших классах уже можно использовать все 4. Сразу замечу, что я эту программку использую в 8 классе на теме «Перевод чисел из одной СС в другую». На карточках я пишу координаты, допустим, в 8-ричной системе, а дети должны перевести в 10-ную и построить рисунок. Им очень интересно.

При изучении начал алгоритмики в начальной школе использую обучающе-игровую систему РОБОТ, которая хорошо помогает усвоить необходимость правил синтаксиса при записи программы, понятие структуры программы и виды ошибок, а также научиться создавать простейшие программы для исполнителя. Опять же, задания варьируются: я использую их для групповой работы (выдается лист с задачами, а ученики в тетрадях составляют программы для РОБОТА), а также для индивидуальной практической работы.

Я привела только несколько примеров заданий, где совмещается игровая и учебно-познавательная деятельность, выбрав те, которые наиболее характерны, на мой взгляд. Но, конечно же, используя фантазию, можно придумать намного больше.

Заканчивая свое выступление, еще раз отмечу, что использование игровых методов в обучении младших школьников формирует у детей такие необходимые для становления учебной деятельности качества, как общее положительное отношение к школе и учебному предмету, желание постоянно расширять свои возможности и способности, осознание способов самоконтроля и самооценки.

© 2010-2022