Классификация видов самостоятельной работы учащихся

Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классификация видов самостоятельной работы учащихся.

Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая

выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без

непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого

время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели,

употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный

ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат

умственных и физических действий.

Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся,

связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных

учителем заданий, с анализом результатов работы.

В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы

учащихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и

навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе,

можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по

характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени

самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д.

Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять

групп:

1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно

приобретать знания;

2) закрепление и уточнение знаний;

3) выработка умения применять знания в решении учебных и

практических задач;

4) формирование умений и навыков практического характера;

5) формирование творческого характера, умения применять знания в

усложненной ситуации.

Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной

работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может

осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между

собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть

использованы для решения различных дидактических задач. Например, с помощью

экспериментальных, практических работ достигается не только приобретение

умений и навыков, но также приобретение новых знаний и выработка умения

применять ранее полученные знания..

Рассмотрим содержание работ при классификации по основной дидактической цели.

1. Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно

приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение

наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера.

2. Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной

системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению

существенных признаков от несущественных.

3. Выработка умения применять знания на практике осуществляется с помощью

решения задач различного вида, решение задач в общем виде, экспериментальных

работ и т.д.

4. Формирование умений творческого характера достигается при написании

сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых

способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.

Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие

познавательной способности учащихся

Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность

знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на

темп усвоения нового материала.

Практический опыт учителей многих школ показал, что:

1. Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником по

решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее организации

способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению

с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.

2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и

содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и

творческих способностей, развитию мышления.

3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ

ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического

характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на

формирование познавательных умений и навыков.

4. С течением времени при систематической организации самостоятельной

работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по

предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы.

В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности

работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с

учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не

организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать

темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач,

выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого

характера.



© 2010-2022