- Преподавателю
- Информатика
- Классификация видов самостоятельной работы учащихся
Классификация видов самостоятельной работы учащихся
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Клюкина О.В. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Классификация видов самостоятельной работы учащихся.
Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая
выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без
непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого
время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели,
употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный
ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат
умственных и физических действий.
Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся,
связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных
учителем заданий, с анализом результатов работы.
В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы
учащихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и
навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе,
можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по
характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени
самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д.
Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять
групп:
1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно
приобретать знания;
2) закрепление и уточнение знаний;
3) выработка умения применять знания в решении учебных и
практических задач;
4) формирование умений и навыков практического характера;
5) формирование творческого характера, умения применять знания в
усложненной ситуации.
Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной
работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может
осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между
собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть
использованы для решения различных дидактических задач. Например, с помощью
экспериментальных, практических работ достигается не только приобретение
умений и навыков, но также приобретение новых знаний и выработка умения
применять ранее полученные знания..
Рассмотрим содержание работ при классификации по основной дидактической цели.
1. Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно
приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение
наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера.
2. Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной
системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению
существенных признаков от несущественных.
3. Выработка умения применять знания на практике осуществляется с помощью
решения задач различного вида, решение задач в общем виде, экспериментальных
работ и т.д.
4. Формирование умений творческого характера достигается при написании
сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых
способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.
Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие
познавательной способности учащихся
Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность
знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на
темп усвоения нового материала.
Практический опыт учителей многих школ показал, что:
1. Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником по
решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее организации
способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению
с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и
содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и
творческих способностей, развитию мышления.
3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ
ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического
характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на
формирование познавательных умений и навыков.
4. С течением времени при систематической организации самостоятельной
работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по
предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы.
В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности
работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с
учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не
организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать
темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач,
выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого
характера.