- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 10 класса (профиль)
Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 10 класса (профиль)
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Перфильева Е.Н. |
Дата | 12.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
«Рассмотрено»
протокол № ______ от ________________
заседания ШМО учителей
физико-математического цикла
«Согласовано»
протокол № ______ от _________________
заседания НМС
«Утверждено»
приказ № _______от ________________
Руководитель ШМО
Председатель НМС
Директор школы
Губогло З.И.
Сивицкая Е.А.
_______________
_______________
_______________
Рабочая программа учебного предмета «Информатика (профильный уровень)»
для 10 класса
Составитель рабочей программы: Перфильева Елена Николаевна
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Нормативные документы и материалы, для составления рабочей программы.
-
Закон РФ «Об образовании»
-
Приказ Минобразования России от 5.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
-
Письмо Минобразования России от 20.02.2004г.№03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
-
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 уч. г.»
-
Программа углубленного курса «Информатика» для старшей школы (10-11 классы) - К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин.
-
Авторского тематического планирования учебного материала по информатике К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина;
-
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02)
-
Приказ Департамента образования ЯНАО №236 от 17.03.2008г. «О реализации окружного (национально-регионального компонента) государственных образовательных стандартов в общеобразовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа»
-
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2»
-
Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2»
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.
-
учебник «Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса в 2 ч. / Поляков К.Ю., Еремин Е.А. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014»;
-
методическое пособие для учителя «Информатика. УМК для старшей школы: 10-11 классы (ФГОС). Углубленный уровень»: методическое пособие / М.Н. Бородин - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013».
Класс
Количество часов в неделю согласно учебному плану школы
Реквизиты программы
УМК
обучающихся
УМК
учителя
Федеральный компонент
Региональный компонент
Школьный компонент
10
1
Программа для старшей школы 10-11 класс» углубленный уровень (К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин)
учебник «Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса в 2 ч. / Поляков К.Ю., Еремин Е.А. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014»;
-
учебник «Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса в 2 ч. / Поляков К.Ю., Еремин Е.А. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014»;
-
методическое пособие для учителя «Информатика. УМК для старшей школы: 10-11 классы (ФГОС). Углубленный уровень»: методическое пособие / М.Н. Бородин - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013».
Цели изучения учебного курса.
Программа предназначена для изучения курса информатики в 10-11 классах средней школы на углубленном уровне.
Это означает, что её основная целевая аудитория - школьники старших классов, которые планируют связать свою
будущую профессиональную деятельность с информационными технологиями.
Информатика рассматривается авторами как наука об автоматической обработке данных с помощью компьютерных
вычислительных систем. Такой подход сближает курс информатики с дисциплиной, называемой за рубежом
computerscience.
Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области
информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.
Углубленный курс является одним из вариантов развития курса информатики, который изучается в основной школе
(7-9 классы). Поэтому, согласно принципу спирали, материал некоторых разделов программы является развитием и
продолжением соответствующих разделов курса основной школы. Отличие углубленного курса от базового состоит в
том, что более глубоко рассматриваются принципы хранения, передачи и автоматической обработки данных; ставится
задача выйти на уровень понимания происходящих процессов, а не только поверхностного знакомства с ними.
Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для углубленной подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу. Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся.
Одна из важных задач учебников и программы - обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике. Авторы сделали всё возможное, чтобы в ходе обучения рассмотреть максимальное количество типов задач, включаемых в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.
Содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) рабочей программы
№
Раздел (глава, модуль)
Примерное кол-во часов
Основы информатики
1
Техника безопасности. Организация рабочего места.
1
2
Информация и информационные процессы
5
3
Кодирование информации
14
4
Логические основы компьютера
10
5
Компьютерная арифметика
6
6
Устройство компьютера
9
7
Программное обеспечение
13
8
Компьютерные сети
9
9
Информационная безопасность
6
Итого:
73
Алгоритмы и программирование
10
Алгоритмизация и программирование
44
11
Решение вычислительных задач
12
Итого:
56
Итого:
129
Практические работы:
Практическая работа № 1 «Оформление документа».
Практическая работа № 2 «Структуризация информации (таблица, списки)».
Практическая работа № 3 «Структуризация информации (деревья)».
Практическая работа № 4 «Графы».
Практическая работа № 5 «Декодирование».
Практическая работа № 6 «Необычные системы счисления».
Практическая работа № 7 Тренажёр «Логика».
Практическая работа № 8 «Исследование запросов для поисковых систем».
Практическая работа № 9 «Целые числа в памяти».
Практическая работа № 10 «Арифметические операции».
Практическая работа № 11 «Логические операции и сдвиги».
Практическая работа № 12 «Моделирование работы процессора».
Практическая работа № 13 «Процессор и устройства вывода».
Практическая работа № 14 «Использование возможностей текстовых процессоров».
Практическая работа № 15 «Использование возможностей текстовых процессоров».
Практическая работа № 16 «Оформление рефератов».
Практическая работа № 17 «Оформление математических текстов».
Практическая работа № 18 «Знакомство с системой (Scribus)».
Практическая работа № 19 «Знакомство с аудиоредактором (Audacity)».
Практическая работа № 20 «Знакомство с видеоредактором».
Практическая работа № 21 «Сканирование и распознавание текста».
Практическая работа № 22 «Инсталляция программ».
Практическая работа № 23 «Тестирование сети».
Практическая работа № 24 «Сравнение поисковых систем».
Практическая работа № 25 «Простые вычисления».
Практическая работа № 26 «Ветвления».
Практическая работа № 27 «Сложные условия».
Практическая работа № 28 «Множественный выбор».
Практическая работа № 29 «Задачи на ветвления».
Практическая работа № 30 «Циклы с условием».
Практическая работа № 31 «Циклы с условием».
Практическая работа № 32 «Циклы с переменной».
Практическая работа № 33 «Вложенные циклы».
Практическая работа № 34 «Процедуры».
Практическая работа № 35 «Процедуры с изменяемыми параметрами».
Практическая работа № 36 «Функции».
Практическая работа № 37 «Логические функции».
Практическая работа № 38 «Рекурсия».
Практическая работа № 39 «Стек».
Практическая работа № 40 «Перебор элементов массива».
Практическая работа № 41 «Линейный поиск».
Практическая работа № 42 «Поиск максимального элемента массива».
Практическая работа № 43 «Алгоритмы обработки массивов».
Практическая работа № 44 «Отбор элементов массива по условию».
Практическая работа № 45 «Метод пузырька».
Практическая работа № 46 «Метод выбора».
Практическая работа № 47 «Быстрая сортировка».
Практическая работа № 48 «Двоичный поиск».
Практическая работа № 49 «Посимвольная обработка строк».
Практическая работа № 50 «Функции для работы со строками».
Практическая работа № 51 Преобразования «строка-число».
Практическая работа № 52 «Строки в процедурах и функциях».
Практическая работа № 53 «Рекурсивный перебор».
Практическая работа № 54 «Сравнение и сортировка строк».
Практическая работа № 55 «Обработка символьных строк: сложные задачи».
Практическая работа № 56 «Матрицы».
Практическая работа № 57 «Обработка блоков матрицы».
Практическая работа № 58 «Файловый ввод и вывод».
Практическая работа № 59 «Обработка массивов из файла».
Практическая работа № 60 «Обработка строк из файла».
Практическая работа № 61 «Обработка смешанных данных из файла».
Практическая работа № 62 «Решение уравнений методом перебора».
Практическая работа № 63 «Решение уравнений методом деления отрезка пополам».
Практическая работа № 64 «Решение уравнений в табличных процессорах».
Практическая работа № 65 «Вычисление длины кривой».
Практическая работа № 66 «Вычисление площади фигуры».
Практическая работа № 67 «Оптимизация. Метод дихотомии».
Практическая работа № 68 «Оптимизация с помощью табличных процессоров».
Практическая работа № 69 «Статистические расчеты».
Практическая работа № 70 «Условные вычисления».
Практическая работа № 71 «Метод наименьших квадратов».
Практическая работа № 72 «Линии тренда».
Практическая работа № 73 «Использование антивирусных программ».
Практическая работа № 74 «Простые алгоритмы шифрования данных».
Практическая работа № 75 «Современные алгоритмы шифрования и хэширования».
Практическая работа № 76 «Использование стеганографии».
Контрольные работы:
Контрольная работа № 1 «Системы счисления»
Контрольная работа № 2 «Кодирование информации»
Контрольная работа № 3 «Логические основы компьютеров»
Контрольная работа № 4 «Ветвления»
Контрольная работа № 5 «Циклы»
Контрольная работа № 6 «Процедуры и функции»
Контрольная работа № 7 «Массивы»
Контрольная работа № 8 «Символьные строки»
Контрольная работа № 9 «Файлы»
Итоговая контрольная работа
76
10
12
Резерв
11
Общее количество часов:
140
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
учащиеся 10 классов должны знать и уметь:
-
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
-
владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
-
сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
-
систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
-
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
-
сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет - приложений;
-
сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
-
понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
-
владение опытом построения и использования компьютерно - математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
-
владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
-
овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
-
владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
-
владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
-
владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
-
владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
Изменения, внесенные в программу: Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения. В соответствии с рекомендациями об организации практических работ по информатике и ИКТ на уроках предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикумов - интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Методы и технологии обучения, формы организации учебного процесса.
В качестве методов обучения применяются:
-
словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),
-
наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций),
-
практические методы (упражнения, практические работы),
-
компьютерные (новые информационные) технологии обучения,
-
технологии учебного проекта,
-
технология коллективной мыследеятельности,
-
технология уровневой дифференциации,
-
ряд технологий, непосредственно связанных с организационной средой обучения:
-
работа в динамических парах, когда каждый из партнеров обучает другого, выступая в роли педагога,
-
работа в малых группах, в которых идет совместный поиск решения проблемы, проводятся дискуссии,
-
методика взаимообучения,
-
-
ТОГИС (технология обучения с использованием глобальной сети)
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
-
Комбинированный урок
-
Урок лекция
-
Урок практикум
-
Урок демонстрация
-
Урок семинар
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Все формы текущего контроля по продолжительности рассчитаны не более чем на 25 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в виде практических заданий или кратких тестовых заданий по теории курса.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, сочетающей различные элементы: тест, задание в виде ЕГЭ, практическое задание на компьютере, зачетная практическая работа.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - итоговой контрольной работой в форме ЕГЭ.
Личностные образовательные результаты
-
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
-
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
-
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
-
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
-
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
-
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
-
отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные образовательные результаты
-
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
-
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
-
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
-
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№
п/п
Раздел, модуль, тема
Количество часов
Форма урока (занятия)
Элементы содержания (дидактические единицы)
Вид диагностики и контроля
ОУУН, (должны знать, уметь, применять)
Дата
Коррекция
1
Техника безопасности. Организация рабочего места. Практическая работа № 1 «Оформление документа».
1
Комбинированный урок
Тест № 1. Техника безопасности
Должны знать:
-
опасности для здоровья при работе на компьютере;
правила техники безопасности;
правила поведения в кабинете информатики;
-
правила оформления документов.
Должны уметь:
соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
Правильно оформлять текстовые документы.
Информация и информационные процессы (5 часов)
2
Информатика и информация. Информационные процессы
1
Урок лекция с элементами беседы
Информатика;
Информация;
Данные;
Знания;
Источник и приемник информации;
Сообщение;
Сигнал;
Информационный процесс.
Тест № 2. Что можно делать с информацией
Должны знать:
-
понятия «информация», «данные», «знания»;
-
понятия «сигнал», «информационный процесс»;
-
понятие «бит»;
основные единицы количества информации;
-
понятия «список», «дерево», «граф».
Должны уметь:
определять количество бит, необходимых для выбора из заданного количества вариантов;
переводить количество информации из одних единиц в другие;
структурировать текстовую информацию в виде таблицы, графа, дерева;
определять длину маршрута по весовой матрице графа;
находить кратчайший путь в графе с небольшим
числом вершин.
3
Измерение информации
1
Урок лекция с элементами беседы
Единицы измерения информации (бит, байт).
Тест № 3. Задачи на измерение информации
4
Структура информации (простые структуры). Практическая работа № 2 «Структуризация информации (таблица, списки)».
1
Урок - практикум
Структурирование;
Линейный список;
Таблица.
5
Иерархия. Деревья. Практическая работа № 3 «Структуризация информации (деревья)».
1
Комбинированный урок
Иерархия;
Дерево.
Тест № 4. Деревья
6
Графы. Практическая работа № 4 «Графы».
1
Комбинированный урок
Граф.
Тест № 5. Задачи на графы
Кодирование информации (14 часов)
7
Язык и алфавит.
Кодирование.
1
Урок лекция
Язык;
Алфавит;
Мощность алфавита;
Слово;
Кодирование;
Код;
Двоичное кодирование.
Тест № 6. Двоичное кодирование
Должны знать:
-
понятия «язык», «алфавит», «кодирование», «декодирование»;
-
дискретный принцип кодирования данных в современных компьютерах;
-
принципы дискретизации;
-
принципы построения позиционных систем счисления;
-
принципы кодирования символов в однобайтовых кодировках и UNICODE;
-
принципы растрового и векторного кодирования графически изображений;
-
принципы кодирования графических данных, звука и видеоданных.
Должны уметь:
-
определять количество информации, используя алфавитный подход;
-
записывать числа в различных системах счисления и выполнять с ними арифметические действия;
-
определять
информационный
объем текста, графических данных, звука и
видеоданных при различных способах
кодирования.
8
Декодирование. Практическая работа № 5 «Декодирование».
1
Комбинированный урок
Декодирование
Тест № 7. Декодирование
9
Дискретность
1
Урок лекция с элементами беседы
Аналоговый сигнал;
Дискретный сигнал;
Дискретизация.
Тест № 8. Дискретность
10
Алфавитный подход
к оценке количества
информации
1
Комбинированный урок
Количество информации;
Информационная емкость знака.
Тест № 9. Алфавитный подход
к оценке количества
информации
11
Системы счисления.
Позиционные системы счисления
1
Комбинированный урок
Система счисления;
Непозиционная система счисления;
Позиционная система счисления;
Алфавит системы счисления;
Основание системы счисления;
Разряд.
Тест № 10. Позиционные системы счисления
12
Двоичная система
счисления
1
Комбинированный урок
Алгоритм перевода чисел в двоичную систему счисления и обратно;
Арифметические операции над целыми и дробными числами.
Тест № 11. Двоичная система счисления
13
Восьмеричная система счисления
1
Комбинированный урок
Алгоритм перевода чисел в восьмеричную систему счисления и обратно;
Арифметические операции над целыми и дробными числами.
Тест № 12. Восьмеричная система счисления
14
Шестнадцатеричная
система счисления
1
Комбинированный урок
Алгоритм перевода чисел в шестнадцатеричную систему счисления и обратно;
Арифметические операции над целыми и дробными числами.
Тест №13. Шестнадцатеричная система счисления
15
Другие системы счисления. Практическая работа № 6 «Необычные системы счисления».
1
Урок - практикум
Троичная уравновешенная система;
Двоично-десятичная система счисления.
16
Контрольная работа № 1 «Системы счисления»
1
Урок контроля и проверки знаний
тематический контроль
17
Кодирование символов.
1
Комбинированный урок
Кодировки знаков;
Принцип кодирования текстовой информации.
Тест № 14. Кодирование символов
18
Кодирование графической информации
1
Комбинированный урок
Растровое кодирование;
Пиксель;
Разрешение;
Глубина цвета;
Цветовая палитра;
Векторное кодирование;
Тест № 15. Кодирование графической информации
19
Кодирование звуковой информации. Кодирование видео - информации
1
Комбинированный урок
Аналоговый сигнал;
Оцифровка;
Разрядность кодирования;
Дискретизация;
Частота дискретизации
Тест № 16. Кодирование звука и видео
20
Контрольная работа № 2 «Кодирование информации»
1
Урок контроля и проверки знаний
тематический контроль
Логические основы компьютеров (10 часов)
21
Логика и компьютер. Логические операции. Практическая работа № 7 Тренажёр «Логика».
1
Комбинированный урок
Логика;
Логическое высказывание;
Алгебра логики;
Должны знать:
-
понятия «логическое выражение», «предикат», «квантор»;
-
основные логические операции;
-
правила преобразования логических выражений;
-
принципы работы триггера, сумматора.
Должны уметь:
-
вычислять значение логического выражения при известных исходных данных;
-
упрощать логические выражения;
-
синтезировать логические выражения по таблице истинности;
-
использовать логические выражения для составления запросов к поисковым системам;
-
использовать диаграммы Эйлера-Венна для решения задач; строить схемы на логических элементах по заданному логическому
выражению.
22
Логические операции
1
Комбинированный урок
Инверсия;
Конъюнкция;
Дизъюнкция;
Импликация;
Эквиваленция;
Логическое выражение;
Формализации;
Сложное высказывание;
Таблицы истинности;
Порядок выполнения логических операций.
Тест № 17. Логические операции
23
Практикум: задачи
на использование логических операций и
таблицы истинности
1
Урок - практикум
Тест № 18. Таблицы истинности
24
Диаграммы Эйлера- Венна. Практическая работа № 8 «Исследование запросов для поисковых систем».
1
Урок - практикум
Диаграмма Венна;
Круги Эйлера.
Тест № 19. Запросы для поисковых систем
25
Упрощение логических выражений
1
Урок - практикум
Законы алгебры логики;
Логические уравнения.
Тест № 20. Упрощение логических выражений
26
Синтез логических
выражений
1
Комбинированный урок
Анализ;
Синтез.
СР № 1. Синтез логических
выражений
27
Предикаты и кванторы
1
Комбинированный урок
Предикат;
Квантор.
СР № 2. Построение предикатов
28
Логические элементы компьютера
1
Комбинированный урок
Логические элементы (И, ИЛИ, НЕ, И - НЕ и ИЛИ-НЕ);
Триггер;
Сумматор.
СР № 3. Построение схем на логических элементах
29
Логические задачи
1
Урок - практикум
Метод рассуждений;
Табличный метод;
Алгебра логики.
Тест № 21. Логические задачи
30
Контрольная работа № 3 «Логические основы компьютеров»
1
Урок контроля и проверки знаний
тематический контроль
Компьютерная арифметика (6 часов)
31
Хранение в памяти
целых чисел
1
Урок лекция с элементами беседы
Компьютерная арифметика.
Переполнение разрядной сетки.
Должны знать:
особенности хранения целых и вещественных чисел в памяти компьютера;
нормализованное представление вещественных чисел;
битовые логические операции и их применение.
Должны уметь:
-
строить двоичное представление в памяти для целых и вещественных чисел;
-
выполнять арифметические действия с нормализованными числами;
-
уметь выполнять битовые логические операции с двоичными данными.
32
Хранение в памяти целых чисел. Практическая работа № 9 «Целые числа в памяти».
1
Комбинированный урок
СР № 4. Хранение в памяти
целых чисел
33
Арифметические и логические (битовые) операции. Маски. Практическая работа №10 «Арифметические операции».
1
Урок - практикум
Сумматор;
Дополнительный код;
Маска;
Логическая операция «НЕ»;
Логическая операция «И»;
Логическая операция «ИЛИ»;
Сдвиг.
34
Арифметические и логические (битовые) операции. Маски. Практическая работа № 11 «Логические операции и сдвиги».
1
Урок - практикум
СР № 5. Операции с целыми числами
35
Хранение в памяти
вещественных чисел
1
Комбинированный урок
Вещественное число;
Плавающая запятая.
36
Выполнение арифметических операций с нормализованными
числами
1
Комбинированный урок
Нормализованные числа;
Скрытая единица;
Компьютерная арифметика.
СР № 6. Вещественные числа в памяти компьютера
Устройство компьютера (9 часов)
37
История развития вычислительной техники.
1
Урок лекция с элементами беседы
Компьютер;
История развития ВТ;
Мультимедиа.
Должны знать:
-
основные этапы развития вычислительной
техники и их характерные черты;
-
принципы устройства компьютеров, понятие «архитектура»;
-
принципы обмена данными с внешними устройствами.
Должны уметь:
-
получать информацию об аппаратных средствах с помощью операционной
системы и утилит;
-
использовать стандартные внешние устройства.
38
История и перспективы развития вычислительной техники.
1
Комбинированный урок
Тест № 22. История развития вычислительной техники. Представление докладов
39
Принципы устройства компьютеров.
1
Комбинированный урок
Принципы устройства компьютера;
Адрес ячейки памяти.
Тест № 23. Принципы устройства компьютеров
40
Магистрально-модульная организация компьютера.
1
Комбинированный урок
Магистрально-модульный принцип построения компьютера;
Аппаратная реализация компьютера;
Тест № 24. Магистрально-модульная организация компьютера
41
Процессор.
1
Комбинированный урок
Процессор;
Тактовая частота;
Разрядность.
Тест № 25. Процессор.
42
Моделирование работы процессора. Практическая работа № 12 «Моделирование работы процессора».
1
Урок практикум
43
Память.
1
Комбинированный урок
Память;
Внутренняя память;
Внешняя память;
Кэш-память;
Информационная емкость;
Время доступа;
Средняя скорость передачи данных.
Тест № 26. Память
44
Устройства ввода.
1
Комбинированный урок
Устройства ввода;
Сканер;
Разрешающая способность сканера;
Цифровые датчики.
Тест № 27. Устройства ввода
45
Устройства вывода. Практическая работа № 13 «Процессор и устройства вывода».
1
Комбинированный урок
Устройства вывода;
Разрешающая способность принтера.
Тест № 28. Устройства вывода
Программное обеспечение (13 часов)
46
Что такое программное обеспечение? Прикладные программы.
1
Урок лекция с элементами беседы
Программа;
Прикладные программы;
Кроссплатформенная программа.
Тест № 29. Прикладные программы
Должны знать:
-
классификацию современного ПО;
-
функции и состав операционных систем;
-
понятия «драйвер» и «утилита»;
-
устройство современных файловых систем;
-
состав и функции систем программирования.
Должны уметь:
-
создавать документы с помощью текстовых процессоров;
-
использовать онлайн-офисы для совместного редактирования документов;
-
выполнять несложные операции в редакторах звуковой и видео информации;
-
устанавливать программы в одной из операционных систем.
47
Практикум: использование возможностей текстовых процессорах (резюме). Практическая работа № 14 «Использование возможностей текстовых процессоров».
1
Урок - практикум
48
Практикум: использование возможностей текстовых процессоров (проверка орфографии, тезаурус, ссылки, сноски). Практическая работа № 15 «Использование возможностей текстовых процессоров».
1
Урок - практикум
49
Практикум: коллективная работа над текстом; правила оформления рефератов; правила цитирования источников. Практическая работа № 16 «Оформление рефератов».
1
Урок - практикум
50
Практикум: набор и оформление математических текстов. Практическая работа № 17«Оформление математических текстов».
1
Урок - практикум
51
Практикум: знакомство с настольно-издательскими системами. Практическая работа № 18 «Знакомство с системой (Scribus)».
1
Урок - практикум
52
Практикум: знакомство с аудио редакторами. Практическая работа № 19 «Знакомство с аудио редактором (Audacity)».
1
Урок - практикум
53
Практикум: знакомство с видео редакторами. Практическая работа № 20 «Знакомство с видеоредактором».
1
Урок - практикум
54
Системное программное обеспечение.
1
Комбинированный урок
Операционная система;
Драйверы;
Утилиты;
Файловая система.
55
Практикум: сканирование и распознавание текста. Практическая работа № 21 «Сканирование и распознавание текста».
1
Урок - практикум
Тест № 30. Системное программное обеспечение
56
Системы программирования.
1
Урок - лекция с элементами беседы
Система программирования;
Машинный код;
Транслятор;
Компилятор;
Тест № 31. Системы программирования
57
Инсталляция программ. Практическая работа № 22 «Инсталляция программ».
1
Урок - практикум
Инсталляция;
Дистрибутив;
Менеджер пакетов.
58
Правовая охрана программ и данных.
1
Комбинированный урок
Авторское право;
Лицензия;
Тест № 32. Правовая охрана программ и данных
Компьютерные сети (9 часов)
59
Компьютерные сети. Основные понятия
1
Комбинированный урок
Компьютерная сеть;
Сервер;
Клиент;
Протокол данных;
Топология сети.
Тест № 33. Компьютерные сети
Должны знать:
-
понятия «компьютерная сеть», «сервер», «клиент», «протокол»;
-
классификацию компьютерных сетей;
-
принципы пакетного обмена данными;
-
принципы построения проводных и беспроводных сетей;
-
принципы построения и адресацию в сети Интернет.
Должны уметь:
-
выполнять простое тестирование сетей;
-
определять IP-адрес узла по известному доменному имени;
-
использовать поисковые системы;
-
использовать электронную почту.
60
Локальные сети.
1
Комбинированный урок
Локальная сеть;
Беспроводные сети;
Сетевое оборудование.
Тест № 34. Локальные сети
61
Сеть Интернет.
1
Комбинированный урок
Глобальная компьютерная сеть;
62
Адреса в Интернете.
1
Комбинированный урок
IP - адрес;
Домен;
Адрес ресурса;
Тестирование сети.
Тест № 35. Адреса в Интернете
63
Практикум: тестирование сети. Практическая работа № 23 «Тестирование сети».
1
Урок - практикум
64
Всемирная паутина. Поиск информации в Интернете. Практическая работа № 24 «Сравнение поисковых систем».
1
Комбинированный урок
WWW;
Гипертекст;
Сайт;
Поисковая система;
Каталог ссылок;
Поисковая машина;
Ключевые слова;
Поисковый робот.
65
Электронная почта. Другие службы Интернета.
1
Урок - практикум
Адресация в Интернете;
Почтовый сервер;
Спам;
Форум;
Чат.
Представление докладов
66
Электронная коммерция.
1
Урок - практикум
Электронная коммерция;
Интернет - магазины;
Электронные платежные системы.
Представление докладов
67
Интернет и право. Этикет.
1
Урок - практикум
Авторское право в Интернете;
Этикет в Интернете.
Представление докладов
Алгоритмизация и программирование (44 часа)
68
Простейшие программы.
1
Комбинированный урок
Алгоритм;
Исполнитель;
Свойства алгоритма;
Программа;
Переменная;
Оператор.
Тест № 36. Оператор вывода
Должны знать:
-
основные типы данных языка программирования;
-
правила вычисления арифметических и логических выражений;
-
правила использования базовых конструкций языка программирования: оператора присваивания, условных операторов и операторов цикла;
-
понятие «процедура», «функция», «рекурсия», «массив», «строка»;
-
правила обращения к файлам для ввода и вывода данных.
Должны уметь:
-
составлять программы, использующие условный оператор, операторы цикла, процедуры и функции;
-
составлять программы, использующие рекурсивные алгоритмов;
-
составлять программы для обработки массивов и символьных строк;
-
составлять программы, использующие файлы для ввода и вывода данных;
выполнять отладку программ.
69
Вычисления. Стандартные функции. Практическая работа № 25 «Простые вычисления».
1
Комбинированный урок
Типы данных;
Стандартные функции;
Приоритет операций;
Линейные программы.
Тест № 37. Операторы div и mod
70
Условный оператор. Практическая работа № 26 «Ветвления».
1
Комбинированный урок
Условный оператор.
Тест № 38. Ветвления
71
Сложные условия. Практическая работа № 27 «Сложные условия».
1
Комбинированный урок
Сложные условия.
Тест № 39. Сложные условия
72
Множественный выбор. Практическая работа № 28 «Множественный выбор».
1
Комбинированный урок
Оператор выбора CASE.
73
Практикум: использование ветвлений. Практическая работа № 29 «Задачи на ветвления».
1
Урок - практикум
74
Контрольная работа № 4 «Ветвления».
1
Урок контроля и проверки знаний
тематический контроль
75
Цикл с условием. Практическая работа № 30 «Циклы с условием».
1
Комбинированный урок
Цикл;
Счетчик;
Цикл с предусловием.
76
Цикл с условием. Практическая работа № 31 «Циклы с условием».
1
Комбинированный урок
Цикл с постусловием.
Тест № 40. Циклы с условием
77
Цикл с переменной. Практическая работа № 32 «Циклы с переменной».
1
Комбинированный урок
Цикл с переменной.
Тест № 41. Циклы с переменной
78
Вложенные циклы. Практическая работа № 33 «Вложенные циклы».
1
Комбинированный урок
Вложенные циклы.
79
Контрольная работа № 5 «Циклы».
1
Урок контроля и проверки знаний
тематический контроль
80
Процедуры. Практическая работа № 34 «Процедуры».
1
Комбинированный урок
Процедуры.
81
Изменяемые параметры в процедурах. Практическая работа № 35 «Процедуры с изменяемыми параметрами».
1
Комбинированный урок
Процедуры с параметрами.
82
Функции. Практическая работа № 36 «Функции».
1
Комбинированный урок
Функция.
83
Логические функции. Практическая работа № 37 «Логические функции».
1
Комбинированный урок
Логические функции;
Логическая переменная;
Логическое выражение.
84
Рекурсия. Практическая работа № 38 «Рекурсия».
1
Комбинированный урок
Рекурсия;
Рекурсивная процедура.
85
Стек. Практическая работа № 39 «Стек».
1
Комбинированный урок
Стек.
86
Контрольная работа № 6 «Процедуры и функции».
1
Урок контроля и проверки знаний
тематический контроль
87
Массивы. Перебор элементов массива. Практическая работа № 40 «Перебор элементов массива».
1
Комбинированный урок
Массив;
Элементы массива;
Операторы ввода и вывода массива.
Тест № 42. Массивы
Должны знать:
-
основные типы данных языка программирования;
-
правила вычисления арифметических и логических выражений;
-
правила использования базовых конструкций языка программирования: оператора присваивания, условных операторов и операторов цикла;
-
понятие «процедура», «функция», «рекурсия», «массив», «строка»;
-
правила обращения к файлам для ввода и вывода данных.
Должны уметь:
-
составлять программы, использующие условный оператор, операторы цикла, процедуры и функции;
-
составлять программы, использующие рекурсивные алгоритмов;
-
составлять программы для обработки массивов и символьных строк;
-
составлять программы, использующие файлы для ввода и вывода данных;
выполнять отладку программ.
88
Линейный поиск в массиве. Практическая работа № 41 «Линейный поиск».
1
Комбинированный урок
Алгоритм поиска элементов массива.
89
Поиск максимального элемента в массиве. Практическая работа № 42 «Поиск максимального элемента массива».
1
Комбинированный урок
Алгоритм поиска максимального элемента массива.
90
Алгоритмы обработки массивов (реверс, сдвиг). Практическая работа № 43 «Алгоритмы обработки массивов».
1
Комбинированный урок
Реверс массива;
Сдвиг элементов массива.
Тест № 43. Алгоритмы обработки массивов
91
Отбор элементов массива по условию. Практическая работа № 44 «Отбор элементов массива по условию».
1
Комбинированный урок
Алгоритм отбора элемента массива по заданному условию.
92
Сортировка массивов. Метод пузырька. Практическая работа № 45 «Метод пузырька».
1
Комбинированный урок
Сортировка;
Метод пузырька.
93
Сортировка массивов. Метод выбора. Практическая работа № 46 «Метод выбора».
1
Комбинированный урок
Метод выбора.
94
Сортировка массивов. Быстрая сортировка. Практическая работа № 47 «Быстрая сортировка».
1
Комбинированный урок
Быстрая сортировка.
95
Двоичный поиск в массиве. Практическая работа № 48 «Двоичный поиск».
1
Комбинированный урок
Алгоритм двоичного поиска в массиве.
96
Контрольная работа № 7 «Массивы».
1
Урок контроля и проверки знаний
тематический контроль
97
Символьные строки. Практическая работа № 49 «Посимвольная обработка строк».
1
Комбинированный урок
Символьная строка;
Типы символьных переменных.
98
Функции для работы с символьными строками. Практическая работа № 50 «Функции для работы со строками».
1
Комбинированный урок
Длина строки;
Конкатенация;
Поиск строки.
Тест № 44. Символьные строки
99
Преобразования «строка-число». Практическая работа № 51 Преобразования «строка-число».
1
Комбинированный урок
Процедура Val;
Процедура Str.
100
Строки в процедурах и функциях. Практическая работа № 52 «Строки в процедурах и функциях».
1
Комбинированный урок
101
Рекурсивный перебор. Практическая работа № 53 «Рекурсивный перебор».
1
Комбинированный урок
Рекурсия;
Рекурсивный перебор.
102
Сравнение и сортировка строк. Практическая работа № 54 «Сравнение и сортировка строк».
1
Комбинированный урок
Должны знать:
-
основные типы данных языка программирования;
-
правила вычисления арифметических и логических выражений;
-
правила использования базовых конструкций языка программирования: оператора присваивания, условных операторов и операторов цикла;
-
понятие «процедура», «функция», «рекурсия», «массив», «строка»;
-
правила обращения к файлам для ввода и вывода данных.
Должны уметь:
-
составлять программы, использующие условный оператор, операторы цикла, процедуры и функции;
-
составлять программы, использующие рекурсивные алгоритмов;
-
составлять программы для обработки массивов и символьных строк;
-
составлять программы, использующие файлы для ввода и вывода данных;
выполнять отладку программ.
103
Практикум: обработка символьных строк. Практическая работа № 55 «Обработка символьных строк: сложные задачи».
1
Урок - практикум
104
Контрольная работа № 8 «Символьные строки».
1
Урок контроля и проверки знаний
тематический контроль
105
Матрицы. Практическая работа № 56 «Матрицы».
1
Комбинированный урок
Матрица;
Элемент матрицы;
Строка.
106
Матрицы. Практическая работа № 57 «Обработка блоков матрицы».
1
Комбинированный урок
Главная диагональ;
Побочная диагональ.
107
Файловый ввод и вывод. Практическая работа № 58 «Файловый ввод и вывод».
1
Комбинированный урок
Файл;
Файловая переменная.
108
Обработка массивов, записанных в файле. Практическая работа № 59 «Обработка массивов из файла».
1
Комбинированный урок
109
Обработка строк, записанных в файле. Практическая работа № 60 «Обработка строк из файла».
1
Комбинированный урок
110
Обработка смешанных данных, записанных в файле. Практическая работа № 61 «Обработка смешанных данных из файла».
1
Комбинированный урок
111
Контрольная работа № 9 «Файлы».
1
Урок контроля и проверки знаний
тематический контроль
Решение вычислительных задач (12 часов)
112
Точность вычислений.
1
Комбинированный урок
Погрешность измерений;
Погрешность вычислений.
Тест № 45. Точность вычислений.
Должны знать:
-
понятие «погрешность вычислений»;
-
источники погрешностей при вычислениях на компьютере;
-
численные методы решения уравнений;
-
принципы дискретизации вычислительных задач;
-
понятия «минимум» и «максимум», «оптимальное решение»;
-
метод наименьших квадратов.
Должны уметь:
-
оценивать погрешность полученного
результата;
-
решать уравнения, используя численные методы;
-
выполнять дискретизацию вычислительных задач, выбирать шаг дискретизации;
-
находить оптимальные решения с помощью табличных процессоров;
-
обрабатывать результаты эксперимента.
113
Решение уравнений. Метод перебора. Практическая работа № 62 «Решение уравнений методом перебора».
1
Комбинированный урок
Метод перебора.
114
Решение уравнений. Метод деления отрезка пополам. Практическая работа № 63 «Решение уравнений методом деления отрезка пополам».
1
Комбинированный урок
Метод деления отрезка пополам.
115
Решение уравнений в табличных процессорах. Практическая работа № 64 «Решение уравнений в табличных процессорах».
1
Комбинированный урок
116
Дискретизация. Вычисление длины кривой. Практическая работа № 65 «Вычисление длины кривой».
1
Комбинированный урок
Дискретизация;
Шаг дискретизации.
117
Дискретизация. Вычисление площадей фигур. Практическая работа № 66 «Вычисление площади фигуры».
1
Комбинированный урок
Дискретизация;
Шаг дискретизации.
118
Оптимизация. Метод дихотомии. Практическая работа № 67 «Оптимизация. Метод дихотомии».
1
Комбинированный урок
Оптимизация;
Целевая функция;
Локальные и глобальные минимумы;
Дихотомия.
119
Оптимизация с помощью табличных процессоров. Практическая работа № 68 «Оптимизация с помощью табличных процессоров».
1
Комбинированный урок
Оптимизация;
Целевая функция;
Локальные и глобальные минимумы;
Дихотомия.
120
Статистические расчеты. Практическая работа № 69 «Статистические расчеты».
1
Комбинированный урок
Статистика;
Ряд данных.
121
Условные вычисления. Практическая работа № 70 «Условные вычисления».
1
Комбинированный урок
Условные вычисления;
Коэффициент корреляции.
122
Обработка результатов эксперимента. Метод наименьших квадратов. Практическая работа № 71 «Метод наименьших квадратов».
1
Комбинированный урок
Метод наименьших квадратов.
123
Восстановление зависимостей в табличных процессорах. Практическая работа № 72«Линии тренда».
1
Комбинированный урок
Линии тренда.
Информационная безопасность (6 часов)
124
Вредоносные программы.
1
Урок лекция с элементами беседы
Компьютерные вирусы;
Вредоносные программы.
Должны знать:
-
понятия «шифрование»,
«хэширование», «стеганография»;
-
правила составления паролей, устойчивых к взлому;
-
правила безопасного использования сети Интернет.
Должны уметь:
-
использовать антивирусные программы;
-
составлять надежные пароли;
-
использовать программное обеспечения для шифрования данных.
125
Защита от вредоносных программ. Практическая работа № 73 «Использование антивирусных программ».
1
Комбинированный урок
Антивирусная программа;
Сигнатура;
Фишинг;
Спам.
Тест № 46. Вредоносные программы и защита от них
126
Что такое шифрование? Хэширование и пароли. Практическая работа № 74 «Простые алгоритмы шифрования данных».
1
Комбинированный урок
Ключ;
Шифрование;
Хэширование;
Хэш - функция;
Хэш - код;
Коллизия.
127
Современные алгоритмы шифрования. Практическая работа № 75 «Современные алгоритмы шифрования и хэширования».
1
Комбинированный урок
Алгоритмы шифрования;
Цифровая подпись.
128
Стеганография. Практическая работа № 76 «Использование стеганографии».
1
Комбинированный урок
Стеганография;
Цифровые водяные знаки.
Тест № 47. Шифрование и хэширование
129
Безопасность в Интернете.
1
Урок - практикум
Нигерийские письма;
Фишинг.
Представление докладов
130-140
Резерв
138
Итоговая контрольная работа
Урок контроля и проверки знаний
Итоговый контроль
Перечень учебно-методических средств обучения.
Основная учебная литература.
-
методическое пособие для учителя «Информатика. УМК для старшей школы: 10-11 классы (ФГОС). Углубленный уровень»: методическое пособие / М.Н. Бородин - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013»;
-
учебник «Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса в 2 ч. / Поляков К.Ю., Еремин Е.А. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014».
Оборудование и приборы.
Наиболее рациональным с точки зрения организации деятельности детей в школе является установка в компьютерном классе 13-15 компьютеров (рабочих мест) для школьников и одного компьютера (рабочего места) для педагога.
Предполагается объединение компьютеров в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет, что позволяет использовать сетевые цифровые образовательные ресурсы.
Минимальные требования к техническим характеристикам каждого компьютера следующие:
-
процессор - не ниже Celeron с тактовой частотой 2 ГГц;
-
оперативная память - не менее 256 Мб;
-
жидкокристаллический монитор с диагональю не менее 15 дюймов;
-
жёсткий диск - не менее 80 Гб;
-
клавиатура;
-
мышь;
-
устройство для чтения компакт-дисков (желательно);
-
аудиокарта и акустическая система (наушники или колонки).
Кроме того в кабинете информатики должны быть:
-
проектор на рабочем месте учителя;
-
Интерактивная доска;
-
принтер на рабочем месте учителя;
-
сканер на рабочем месте учителя;
-
цифровой фотоаппарат;
-
Микрофон.
Программные средства:
-
Операционная система XP Windows
-
текстовый редактор (Блокнот или Gedit);
-
текстовый процессор (Word или OpenOffice.org Writer);
-
табличный процессор (Excel или OpenOffice.org Calc);
-
средства для работы с базами данных (Access или OpenOffice.org Base);
-
графический редактор Gimp (gimp.org);
-
редактор звуковой информации Audacity (audacity.sourceforge.net);
-
среда программирования КуМир (niisi.ru/kumir/);
-
среда программирования FreePascal (freepascal.org/);
-
среда программирования Lazarus (lazarus.freepascal.org/)
-
Антивирусная программа
-
Программа-архиватор
-
Файловый менеджер
-
Система оптического распознавания текста
-
Мультимедиа проигрыватель
-
Почтовый клиент
-
Браузер
-
Программа интерактивного общения
-
Простой редактор Web-страниц.
Информационное обеспечение образовательного процесса.
-
компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещенный на сайте авторского коллектива: kpolyakov.narod.ru/school/probook.htm;
-
материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещенные на сайте kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm;
-
методическое пособие для учителя;
-
комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (fcior.edu.ru);
-
сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/;
-
электронное приложение к УМК.
Приложение
Контрольная работа № 1 «Системы счисления»
Вариант 1
-
Перевести число из двоичной системы в системы с основанием 8, 10, 16.
-
Перевести число из восьмеричной системы в системы с основанием 2, 10, 16.
-
Перевести число из десятичной системы в системы с основанием 2, 8, 16.
-
Перевести число из шестнадцатеричной системы в системы с основанием 2, 8, 10.
-
Сложить двоичные числа.
-
Сложить восьмеричные числа.
-
Сложить шестнадцатеричные числа.
-
Вычесть двоичные числа.
-
Вычесть восьмеричные числа.
-
Вычесть шестнадцатеричные числа.
-
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Задание 1
100011002
110001112
101010102
110001102
100000012
Задание 2
2058
3468
3018
3048
1568
Задание 3
155
137
229
200
107
Задание 4
8916
D616
8D16
7C16
D616
Задание 5
100101102
110010112
110111102
100010102
101110112
11010012
110010012
100011012
110110102
110100112
Задание 6
62718 70248
63108
55148
44018
40778
40028
56348
67178
47068
Задание 7
B0616
C6416
93D16
BD616
BB816
FC016
8EC16
86516
D8D16 A1E16
Задание 8
10110102
111110012
10101102
101111002
1100112
111010102
10001002
111011012
10011002
111111002
Задание 9
15218
70418
16118
77608
17458
76338
16768
66768
20058
74428
Задание 10
40116
E1A16
40C16
C9216
34A16
D1316
39B16
C3816
33D16
DAC16
Контрольная работа № 2 «Кодирование информации»
Вариант 1
-
Текст длиной 32768 символов закодирован с помощью алфавита, содержащего 64 символа. Сколько килобайт занимает в памяти этот текст?
-
Сообщение длиной 28672 символа занимает в памяти 21 Кбайт. Найдите мощность алфавита, который использовался при кодировании.
-
Рисунок размером 92 на 2048 пикселей закодирован с палитрой 2 цвета. Сколько килобайт занимает в памяти рисунок без учёта сжатия?
-
Рисунок размером 512 на 384 пикселей занимает в памяти 168 Кбайт (без учёта сжатия). Найдите максимально возможное количество цветов в палитре изображения.
-
Дан черно-белый растровый рисунок:
-
Запишите шестнадцатеричный код, соответствующий этому рисунку.
-
Звук длительностью 2 минуты оцифрован с частотой 11000 Гц. Разрядность кодирования - 24 бита. Определите размер полученного файла в Мбайтах. Результат округлите до двух цифр после запятой.
Контрольная работа № 3 «Логические основы компьютеров»
Вариант 1
-
Построить таблицу истинности для заданного логического выражения (можно сначала упростить).
-
Записать и упростить выражение для объединения областей на диаграмме
М
ХМ
НХМ
1НХМ
2НХМ
3НХМ
4НХМ
5НХМ
6НХМ
7НХМ
8НХМ
-
Записать логическое высказывание, обратное данному.
-
Построить логическое выражение по таблице истинности.
-
Построить схему на логических элементах. Упрощать выражение не нужно.
Контрольная работа № 4 «Ветвления»
Вариант 1
-
С клавиатуры вводится трёхзначное число. Нужно вывести ответ «Да», если все его цифры четные, и ответ «Нет» в остальных случаях.
-
Требовалось написать программу, которая определяет, имеется ли среди введенных с клавиатуры положительных целых чисел а и Ь хотя бы одно четное. Была написана следующая программа:
нач
цел a, b
ввод a, b
a:=mod(a,2)
если a>0 то b:=mod(b,2) все
если b>0 то
вывод "четных чисел нет"
иначе
вывод "четное число есть"
все
кон
var a, b: integer;
begin
readln(a, b);
a := a mod 2;
if a > 0 then b := b mod 2;
if b > 0 then
writeln ('четных чисел нет')
else
writeln ('четное число есть');
end.
Известно, что программа написана с ошибками. Последовательно выполните три задания:
-
приведите пример таких чисел а, b при которых программа неверно решает поставленную задачу;
-
укажите, как, по вашему мнению, нужно доработать программу (не используя сложные условия), чтобы не было случаев ее неправильной работы;
-
укажите, как можно доработать программу, чтобы она вместо вложенных операторов IF содержала один условный оператор со сложным условием.
Контрольная работа № 5 «Циклы»
Вариант 1
-
Определите значение переменной s после выполнения фрагмента программы:
-
s:=0
k:=0
нц пока s < 1024
s:=s+10
k:=k+1
кц
s:=0;
k:=0;
while s < 1024 do begin
s:=s+10;
k:=k+1;
end;
-
Определите значение переменной s после выполнения фрагмента программы:
-
s:=0
нц для к от -3 до 5
s:=s+к
кц
s:=0;
for k:=-3 to 5 do begin
s:=s+k;
end;
-
По каналу связи передается последовательность положительных целых чисел, все числа не превышают 1000, их количество заранее неизвестно. Каждое число передается отдельно. Признаком конца передаваемой последовательности является число 0. После числа 0 передается контрольное значение - наибольшее число из последовательности, которое делится на 10.
Напишите эффективную программу, которая получает последовательность чисел и следующие за ней признак конца и контрольное значение, а также проверяет правильность контрольного значения. Программа должна напечатать отчет следующего вида:
Получено .. чисел
Полученное контрольное значение: ….
Вычисленное контрольное значение:…
Контроль пройден (или - контроль не пройден)
Контрольная работа № 6 «Процедуры и функции»
Вариант 1
-
Определите результат работы функции при входном значении, равном 123456:
алг цел qq(цел x0)
нач
цел i, s=0, x
x:=x0
нц для i от 1 до 3
s:=s+mod(x,10)
x:=div(x,10)
кц
знач:=s
кон
function qq(x: integer):integer;
var i, s: integer;
begin
s:=0;
for i:=1 to 3 do begin
s := s + x mod 10;
x := x div 10;
end;
qq := s;
end;
-
Напишите процедуру, которая выводит на экран переданное ей число в системе счисления, которая задается вторым параметром (от 2 до 10).
Контрольная работа № 7 «Массивы»
Вариант 1
-
Введите массив из 5 элементов с клавиатуры и найдите количество элементов, которые оканчиваются на 8 и делятся на 3.
-
Заполните массив случайными числами в интервале [100,999] и переставьте их по возрастанию средней цифры.
-
Заполните массив случайными числами в интервале [0,1000] и выведите номера всех элементов, которые равны последнему элементу.
Контрольная работа № 8 «Символьные строки»
Вариант 1
-
С клавиатуры вводится символьная строка. Определите, сколько в ней цифр.
-
С клавиатуры вводится предложение, в котором каждые два слова разделены ровно пробелом. Определите, сколько слов в этом предложении.
-
Напишите функцию, которая удаляет из переданной ей символьной строки все символы '<' и '>'.
Контрольная работа № 9 «Файлы»
Вариант 1
-
В каждой строке файла записано три числа, каждое из которых находится в интервале [0,255]. Эти числа обозначают красную, зелёную и синюю составляющие цвета в цветовой модели RGB. Запишите в другой файл полные коды заданных цветов в виде целых чисел (код цвета = 255·255·R + 255·G + B).