• Преподавателю
  • Информатика
  • Педагогическое чтение. Доклад на тему Урок информатики как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Педагогическое чтение. Доклад на тему Урок информатики как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

ФГОС второго поколения (Концепция, Фундаментальное ядро содержания общего образования, новые подходы в обучении и новые образовательные результаты) Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования общеобразовательная школа должна формировать "новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компете...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа с. Антоновка

Завитинского района Амурской области



Педагогическое чтение

«Урок информатики как средство формирования

ключевых компетенций обучающихся»












Автор: учитель информатики и ИКТ
МБОУ СОШ с. Антоновка
Арефина Н.И.



2015г.

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, сформулированы и представлены в проекте нового образовательного стандарта.

Главная цель российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года)

ФГОС второго поколения (Концепция, Фундаментальное ядро содержания общего образования, новые подходы в обучении и новые образовательные результаты) Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования общеобразовательная школа должна формировать "новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции".

Определенные таким образом цели образования, ориентирующие педагогов на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса, предполагают смену требований к существующим образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания, достижение качественно нового уровня образования.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по-иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.

Ключевые компетенции учащихся

Важнейшая цель образования, отраженная в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" - это: "формирование общеобразовательной школой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современных ключевых компетенций, что и определяет современное качество содержания образования»

Компетенция, в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

В настоящее время нет точного перечня ключевых компетенций человека, которые необходимо формировать в общеобразовательной школе. Наиболее распространенной является классификация А.В. Хуторского. Он выделяет следующие типы компетенций:

  • ценностно-смысловые компетенции,

  • общекультурные компетенции,

  • учебно-познавательные компетенции,

  • информационные компетенции,

  • коммуникативные компетенции,

  • социально-трудовые компетенции,

  • компетенции личностного самосовершенствования

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Ценностно-смысловые:
Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Общекультурные:

Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Учебно-познавательные:

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационные:
При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио - видеозапись, СМИ, электронная почта, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Социально-трудовые:
Означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Коммуникативные:
Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Итак, чем принципиально урок информатики отличается от других учебных предметов?

  1. Наличием специальных технических средств, в первую очередь - персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процесс оргтехники, мультимедийных устройств.

  2. Компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт с соучениками и учителем строится несколько иначе, чем на других уроках. Это создает особые условия для развития коммуникативных компетентностей.

  3. Именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.

  4. Предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Как правило, этих уроков ждут, младшие завидуют старшим, изучающим информатику. Некая изначальная "романтизация" компьютера и работы на нем создает учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетентности целеполагания.

Рассмотрим, какую деятельность в рамках предмета информатики учитель может организовать в направлении развития каждой из ключевых компетенций:

Информационные компетенции

Виды деятельности:

  1. Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web-камера и т.п.);

  2. Владение способами работы с информацией: поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;

  3. Извлечение информации с различных носителей;

  4. Систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.);

  5. Технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.

  6. Преобразование информации (из графической - в текстовую, из аналоговой - в цифровую и т.п.);

  7. Владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.)

  8. Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.)

  9. Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.

Коммуникационные компетенции

Виды деятельности:

  1. Владение формами устной речи (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.).

  2. Ведение диалога "человек" - "техническая система" (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.).

  3. Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.).

  4. Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.).

  5. Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе - формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне).

  6. Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.).

  7. Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.)

Ценностно-смысловые компетенции

Виды деятельности:

  1. Умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.).

  2. Умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети…)).

  3. Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

Социально-трудовые компетенции

Виды деятельности:

  1. Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности (требования к программному обеспечению, изобилии сайта, функциональность базы данных и т.п.).

  2. Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при проектной деятельности разного типа, при обучении офисным технологиям).

  3. Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (виды лицензирования программного обеспечения, информационная безопасность, правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права и т.д.)

Общекультурная компетенция

Виды деятельности:

  1. Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п. (проектирование дизайна сайта и приложения, создание макетов полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики, музыкальных треков).

  2. Понимание места данной науки в системе других наук, ее истории и путей развития (тенденции развития языков программирования, эволюция вычислительной техники, адекватная оценка состояния единиц техники, уровня продукта и т.п.)

Учебно- познавательная компетенция

Виды деятельности:

  1. Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием).

  2. Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.).

  3. Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей (практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и т.п.).

  4. Умение работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.).

  5. Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций).

  6. Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.

Компетенция личностного самосовершенствования

Виды деятельности:

  1. Создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.).

  2. Создание условий для самопознания и самореализации (компьютер как средство самопознания - тестирование в режиме on-line, тренажеры, квесты и т.п.; нахождение новых способов самореализации - создание собственного сайта-самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п.

  3. Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.).

  4. Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности)

Рассмотрим пример реализации компетентностного подхода

на уроке информатики в 8 классе.

Конспект урока информатики в 8 классе по теме:

«Алфавитный подход к определению количества информации.»

Цели: Образовательные - формировать у учащихся понимание алфавитного подхода к измерению информации, формировать практические навыки по определению количества информации.

Учащиеся должны:

Знать/понимать: понятие количества информации; единицы измерения информации; различные подходы к определению понятия количества информации;

Уметь:

определять количество информации в сообщении;

уметь определять объем информации различных информационных объектов.

Развивающие - развивать у учащихся учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, общекультурную, ценностно-смысловую компетенции, компетенции личностного самосовершенствования, формировать у учащихся грамотную речь в области информатики.

Воспитательные - воспитывать восприятие компьютера как инструмента информационной деятельности человека и бережного отношения к компьютеру, формировать интерес к предмету, воспитывать настойчивость в преодолении трудностей в учебной работе, воспитывать организованность и дисциплинированность на уроке, воспитывать грамотных пользователей компьютера.

Здоровьесберегающие - соблюдать правила техники безопасности, смена деятельности учащихся во избежание переутомления.

Планируемые результаты изучения темы:

личностные - направлены на: формирование познавательного интереса, настойчивости в преодолении трудностей, формирование навыков самооценки и ответственного отношения к собственному выбору.

метапредметные - способствуют формированию научного мировоззрения, расширению словарного запаса, закреплению вычислительных навыков получению навыка использования персонального компьютера и интерактивной доски развитию умения использовать приобретенные знания и для создания информационных объектов (рисунка, таблицы) для оформления результатов учебной работы;

предметные - учащиеся должны знать понятие количества информации, единицу измерения количества информации 1 бит, что такое мощность алфавита, по какой формуле можно определить емкость одного знака алфавита, какова емкость знака двоичной знаковой системы, как определяется информационный объем текста при использовании алфавитного подхода; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения для проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов.

Информационно - методическое обеспечение:

  • разработка сценария урока и презентации для интерактивной доски « Алфавитный подход к определению количества информации». (ПО Aktivstudio, PowerPoint)

  • разработка файла компьютерного теста доски «Содержательный подход к определению количества информации»

  • копирование и размещение теста на компьютеры учащихся

  • распечатка текстового варианта теста « Алфавитный подход к определению количества информации» .doc

  • распечатка текстового варианта теста « Содержательный подход к определению количества информации» .doc

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно иллюстративный, проблемное изложение, репродуктивный

Методы познания: демонстрационный (интерактивная доска), метод формирования познавательного интереса, метод самостоятельной практической работы (интерактивный тест)исследовательский.
Этапы урока:

Организационный этап .(2 мин.)

Активизация мышления и актуализация опорных знаний. (8 мин.)

Изучение нового материала. (20 мин.)

Домашнее задание.(2 мин.)

Рефлексия (3 мин.)

Работа за компьютером. (10 мин)

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Итак, в наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, то есть уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, а именно:

  • определять цели познавательной деятельности;

  • находить оптимальные способы реализации поставленных целей;

  • использовать разнообразные информационные источники;

  • искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты;

  • организовывать свою деятельность;

  • сотрудничать с другими учащимися.

… Компетентность в определенной области - это обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней». Компетентность, по существу, представляет собой категорию, определяющую систему взаимозависимости знаний, получаемых учащимся, и готовности использовать усвоенные знания, а также умения и навыки в реальной практической деятельности.

  • успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернета);

  • подготовиться к выбранной профессиональной деятельности;

  • жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях.



Литература

  1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся//Управление начальной школой. - 2007. - №7.

  2. Гапеенкова С.М. Коммуникативная направленность учителя, реализующего принципы Образовательной системы «Школа 2100» // Начальная школа. - 2004. - № 6. - С. 45-48.

  3. Кривченко Т.А. Коммуникативная культура человека как объект специального формирования в воспитании. // Классный руководитель. - 2003. - №5.

  4. Никонова О.В. Проблемы коммуникативной подготовки будущих учителей: В кн. Детский сад - школа - вуз: проблемы и перспективы развития // Материалы 2-ой научно-практической конференции - Брянск: Издательство БГУ, 2003.

  5. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально - психологический тренинг. - М.: Издательство МГУ, 1989.

  6. Прозорова Е.В. Коммуникативная компетентность учителя. - М., 1998.

  7. Реан, А. А. Педагогические особенности взаимодействия педагога и учащегося // Вопр. психологии. - 1983. - № 5. - С .58-61.

  8. Рогов Е.И. Психология общения. - М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 336с.: ил.

  9. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности в системе непрерывного образования// Вестник ТГПУ. - 2006. - Выпуск 10 (61). Серия: ПЕДАГОГИКА. - с.126-127

  10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования //Ученик в обновляющейся школе: Сборник научных трудов /Под ред. Ю.И.Дика, А.В.Хуторского. - М., 2002.

12


© 2010-2022