Конспект по информатике на тему «Обработка информации: поиск и систематизация» (6 класс)

Материал содержит конспект урока по информатике по теме "Обработка информации: поиск и систематизация для 6 класса." Содержание урока представлено разнообразными заданиями, носящими метапредметный характер. Для выполнения предложенных заданий учащемуся необходимо владеть знаниями из области математики, природоведения, русского языка, что делает урок интересным для учащегося.
Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого занятия по информатике

«Обработка информации: поиск и систематизация» в 6 классе.

Учебные задачи:

- дать учащимся представление о процессе обработки информации как решении информационной задачи;

- развивать умение находить необходимую информацию в тексте, структурировать информацию;

- формировать умение использовать информацию из текста для решения поставленной задачи;

Планируемые образовательные результаты:

предметные - представление об информационных задачах и их разнообразии;

метапредметные - умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность: поиск и организация хранения информации;

личностные - первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов еѐ использования.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке: информация; обработка информации; информационная задача; систематизация информации

Этапы урока.

1. Мобилизующий этап

- Ребята, на прошлом занятий мы обсудили понятие «информация». Скажите, какую информацию вы сегодня получили?

- А какие действия с данной информацией вы выполнили?

- Сегодня я Вам тоже подготовила интересную информацию.

2. Целеполагание

- Прочитайте адыгейскую сказку «Наставления старика».

КАРТОЧКА №1.

У одного состоятельного адыга был единственный сын. Отец перед смертью позвал сына и сказал ему:

- Я дам тебе три совета, которые ты должен выполнять всю жизнь: никогда не здоровайся первым; каждый вечер кушай сладкое; каждое утро надевай новую обувь.

Через некоторое время отец умер, сын начал выполнять завещания отца: никогда не здоровался первым; каждый вечер кушал сладкое; каждое утро надевал новую обувь.

Но получилась странная вещь, с ним перестали в ауле разговаривать, ушли деньги на сладости и обувь. Тогда он пришел к матери и сказал:

- Мама, неужели отец был мне врагом, почему он дал мне такой наказ?

На что мать ответила:

- Отец запретил мне вмешиваться в твои действия, пока ты сам у меня не спросишь.

- В чём смысл данной сказки? Чему учит сказка?

- Почему же такие странные наказы дал отец, что скрывается под ними, в чём их суть?

2.1. Работа в группах

- Предлагаю объединиться в группы для обсуждения смысла каждого совета, которые дал отец. Определите, что хотел сказать отец сыну, давая такой совет.

1-я группа - работает (раскрывает, определяет) смысл 1-го наказа;

2- я группа - смысл 2-го наказа;

3-я группа - смысл 3-го наказа.

2.2. Обсуждение результатов.

- Итак, первая группа, как вы считаете, в чём суть первого совета, что хотел сказать отец сыну, давая такой наказ, вторая группа ….

2.3. Обобщение высказываний.

- Ребята, а как данная сказка может быть связана с темой нашего урока.

- Ваши предположения, о чём мы будем вести разговор? Запишите на доске тему урока, каждый в тетради.

- Итак, тема связана с понятием информация, обработка информации.

3. Организационно-деятельностный этап.

- Итак, вновь вернёмся к содержанию сказки. Получилось ли у нас определить, почему такие советы дал отец?

- Что нам известно о сыне из сказки?

- Вероятнее всего, что он работал. Каким ремеслом он мог заниматься?

3.1. Работа по карточке индивидуально

Прочитайте задание карточки.

Даны забытые названия рода занятий людей, живших несколько веков назад и современное толкование старых ремёсел, профессий. Соотнести название ремесла со словом, поясняющим вид деятельности ремесленника.

КАРТОЧКА №2.

Название древних ремёсел


Деятельность, занимающихся ремёслами

Гончар

Тот, кто ткёт ткань

Лекарь

Музыкант, играющий на струнных инструментах

Пестун

Мастер глиняной посуды

Кузнец

Тот, кто шьёт одежду

Ткатель

Тот, кто присматривает за ребёнком, воспитывает его

Писарь

Мастер, занимающийся ковкой металла

Гудец

Занимающийся лесным пчеловодством

Швец

Человек, переписывающий бумаги

Бортник

То же, что и врач

3.2. Проверка в паре.

- Обменяйтесь карточками и проверьте работу партнера в паре.

3.3. Обобщение по карточке

- Обобщение, если он был гончаром, то он был мастером глиняной посуды……

- Ваши предположения, касающиеся рода занятий сына? В принципе, он мог заниматься любым делом….

- Если предположить, что он трудился, занимался ремеслом, то соответственно расходовал энергию, силы, поэтому ему надо было пить, есть (питаться).

3.4. Решение расчётной задачи

- Куда вы идёте пополнять силы после третьего урока?

- Сколько воды надо взять, чтобы его хозяйка (мать) сварила на всю семью 1 литр супа (бульона) и приготовила 1 литр чая.

При выполнении задания используйте следующие данные:

 в 1 кг льда содержится 900 г воды;

 в 1 м3 лежалого снега - 200 г воды;

 1 кг воды - это 1 литр воды;

 в 1 м3 тумана содержится 1 г воды.

Проверка результатов. Выбери ответ!

- А суп только из воды состоит?

- Сделайте расчёт веса получившегося супа, если на его приготовление израсходовано:

3 -клубня картофеля

2 штуки - моркови

1 штуки - свекла

2 штуки - луковицы

10 штук - сухих грибов

Продукт


Вес одного продукта (гр)

картофель

100

морковь

50

свёкла

150

луковица

25

Грибы сухие

10

- Обратите внимание, что суп = вода + продукты.

- Проверка результатов.

- Обратите внимание, в суп мы положили грибы, а любой ли гриб пригоден для приготовления. Почему?

- Чтобы нам не отравиться…

- Распределите грибы на съедобные и ядовитые. Выберите те, которые можно положить в корзину.

Наименование грибов

Количество штук

сморчки

20

белые (боровики)

3

подберёзовики

4

опята ложные

20

- Итак, сколько всего грибов получилось в корзине, проверим, а все ли они съедобные.

-Вновь вернемся к сказке. Итак, мы выяснили, что сын мог заниматься любым ремеслом, трудился, питался, выполнял завещания отца.

-Но почему же с ним произошла странная вещь….

Работа в группах. (читают текст с расшифровкой наказов).

-Вернёмся к работе в группах по наказам отца.

Первый - «Никогда не здоровайся первым» означает - «вставай раньше всех и работай в поле, а люди, проходящие мимо, будут приветствовать тебя первыми»; второй наказ - «Каждый вечер кушай сладкое» означает: если ты проработаешь целый день в поле, то вечером любая еда покажется сладкой; третий наказ - «Каждое утро одевай новую обувь» означает, что мужчина сам следит за своей одеждой и обувью. Никогда адыг не ложится спать, пока не почистит свою одежду и утром она ему покажется новой.

Со следующего утра юноша делал всё, что сказала ему мать. Через некоторое время он стал богатым, женился на самой красивой девушке аула и этот наказ передал своим детям.

- Первая группа - дочитайте текст, в чём суть наказа отца, как вы поняли? Переведите на современный язык.

- А где, как этот совет, наказ можно применить относительно нашей жизни. Как никогда не здороваться первым в классе (прийти раньше всех)

- Вторая группа - в чём вы видите смысл второго наказа. Что значит «сладкая» еда. Разве любая еда может оказаться сладкой?

- Третья группа - суть наказа. А вы сами следите за своей одеждой и обувью? Почему ношеные вещи с утра могут показаться новыми?

- Мы встретились с иносказательными значениями, словами т.е. намёками, которые содержат скрытый смысл, учат нас видеть по новому, разгадывать смысл высказывания.

Предлагаю отгадать несколько загадок, содержащих иносказания.

«Черный конь прыгает в огонь» - кочерга;

"Стоит девица в избе,
А коса - на дворе".

- Образ девицы с косой иносказательно говорит нам о каком-то предмете. Что это за предмет? Печь.

-Что ходит утром на 4 ногах

В полдень -на 2 ногах

А вечером на трёх ногах?

4. Рефлексия

- Как вы думаете, а почему я сегодня вам предложила поработать со сказкой, как это связано с нашим уроком?

- Обратите внимание на тему урока, записанную в начале занятия. Кто хотел бы её подкорректировать?

- Итак, мы сегодня обрабатывали информацию.

- А в какой форме была представлена информация, которую вы обрабатывали? Чем было удобно такое представление?

- На следующем занятии мы более подробно остановимся на вопросе о табличной форме представления информации.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…

  2. было трудно…

  3. я понял, что…

  4. теперь я могу…

  5. я почувствовал, что…

  6. я приобрел…

  7. я научился…

  8. у меня получилось …

  9. я смог…

  10. я попробую…

  11. меня удивило…

  12. урок дал мне для жизни…

  13. мне захотелось…

  14. мой результат урока…

  15. в группе сохранилось единство и партнерские отношения…

Работа с программой.

«Я всё понял, могу объяснить другому, как найти информацию в тексте и обработать её….» - ДА

«Я всё понял, но объяснить, как найти информацию в тексте и обработать её не могу…» - НЕТ

Молодцы, спасибо за урок

5. Домашнее задание.

- Привести примеры из жизни, где вы встречайтесь с обработкой информации. Доказать, что в данном случае вы действительно обрабатывайте информацию.



© 2010-2022