Рабочая программа по информатике 4 класс (Матвеева)

Раздел Информатика
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Предлагаемая программа и тематическое планирование по информатике для начальной школы рассчитаны на использование УМК авторов Н.В. Матвеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  • Учебник в 2 частях «Информатика» 4 класс, Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  • Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика» 4 класс, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  • Тетрадь для контрольных работ. 4 класс. Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  • Методическое пособие для учителя. «Обучение информатике» 2 - 4 классы, Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.


Электронное сопровождение УМК:

  • ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class)[]=45&subject[]=19 );

  • Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (metodist.lbz.ru/authors/inf ormatika/4/ );

  • Лекторий «ИКТ в начальной школе» (metodist.lbz.ru/lections/8/ ).

  • Электронное пособие. CD-диски, содержащие учебные и развивающие задания к курсу.

При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры, и др.).

Цели и задачи изучения курса информатики в начальной школе

Важнейшая цель начального образования - создание прочного фундамента для последующего образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Это предполагает не только освоение опорных знаний и умений, но и развитие способности к сотрудничеству и рефлексии.

Задачами курса являются:

  • формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;

  • формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;

  • овладение приемами и способами информационной деятельности;

  • формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.

Информатика рассматривается в общеобразовательной школе вообще и в начальной школе в частности в двух аспектах. Первый - с позиции формирования целостного и системного представления о мире информации, об общности информационных процессов в живой природе, обществе, технике. С этой точки зрения на пропедевтическом этапе обучения школьники должны получить необходимые первичные представления об информационной деятельности человека. Второй аспект пропедевтического курса информатики - освоение методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся начальной школы к продолжению образования, к активному использованию учебных информационных ресурсов: фонотек, видеотек, мультимедийных обучающих программ, электронных справочников и энциклопедий на других учебных предметах, при выполнении творческих и иных проектных работ.

Курс информатики в начальной школе имеет комплексный характер. В соответствии с первым аспектом информатики осуществляется теоретическая и практическая безкомпьютерная подготовка, к которой относится формирование первичных понятий об информационной деятельности человека, об организации общественно значимых информационных ресурсов (библиотек, архивов и пр.), о нравственных и этических нормах работы с информацией. В соответствии со вторым аспектом информатики осуществляется практическая пользовательская подготовка - формирование первичных представлений о компьютере, в том числе подготовка школьников к учебной деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий на других предметах.

Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в школе является развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности).

Программа курса информатики для начальной школы разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Общая характеристика учебного предмета

С момента экспериментального введения информатики в начальную школу накопился значительный опыт обучения информатике младших школьников. Обучение информатике в начальной школе нацелено на формирование у младших школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. Следует отметить, что курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента УУД, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов в формировании УУД (общеучебных умений и навыков).

Важной проблемой реализации непрерывного курса информатики является преемственность его преподавания на разных образовательных уровнях. Любой учебный курс должен обладать внутренним единством, которое проявляется в содержании и методах обучения на всех ступенях обучения. Структура курса, его основные содержательные линии должны обеспечивать эту целостность.

Поэтому предполагается, что содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне. По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.

Информационные процессы рассматриваются на примерах передачи, хранения и обработки информации в информационной деятельности человека, живой природе, технике. В процессе изучения информатики в начальной школе формируются умения классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и др. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.

Данный пропедевтический курс информатики опирается на основополагающие принципы общей дидактики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с доступностью, практико-ориентированность в сочетании с развивающим обучением. В части решения приоритетной задачи начального образования - формирования УУД (общеучебных умений) - формируются умения строить модели решаемой задачи, решать нестандартные задачи. Развитие творческого потенциала каждого ребенка происходит при формировании навыков планирования в ходе решения различных задач.

В четвертом классе рассматриваются темы «Мир понятий» и «Мир моделей», формируются представления учащихся о работе с различными научными понятиями, также вводится понятие информационной модели, в том числе компьютерной. Рассматриваются понятия исполнителя и алгоритма действий, формы записи алгоритмов. Дети осваивают понятие управления собой, другими людьми, техническими устройствами (инструментами работы с информацией), ассоциируя себя с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и средства управления. Школьники учатся понимать, что средства управления влияют на ожидаемый результат, и что иногда полученный результат не соответствует цели и ожиданиям.

В процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и компьютером, школьники осваивают соответствующую терминологию, грамотно выстраивают свою речь. Они учатся узнавать процессы управления в окружающей действительности, описывать их в терминах информатики, приводить примеры из своей жизни. Школьники учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой, понимать, что управление - это особый, активный способ отношений между объектами. Видеть отношения между объектами системы - это первый активный шаг к системному взгляду на мир. А это, в свою очередь, способствует развитию у учащихся начальной школы системного мышления, столь необходимого в современной жизни наряду с логическим и алгоритмическим. Логическое и алгоритмическое мышление также являются предметом целенаправленного формирования и развития в четвертом классе с помощью соответствующих заданий и упражнений.

Описание места предмета в учебном плане

Основная образовательная программа начального общего образования предоставляет школе широкие возможности включения информатики в учебный план и расписание начальной школы за счет времени на ее вариативную часть. Время, отводимое на вариативную часть внутри предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки, может быть использовано для увеличения часов на изучение отдельных предметов инвариантной части, на организацию курсов, в которых заинтересованы ученик, родитель, учитель, образовательное учреждение, субъект Российской Федерации. В первом классе в соответствии с системой гигиенических требований, определяющих максимально допустимую нагрузку учащихся, вариативная часть отсутствует.

Раздел вариативной части образовательного плана «Внеурочная деятельность» позволит в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. За счет указанных в образовательном плане часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника, поскольку часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и их родителей. Важно, что эти часы направлены на реализацию различных форм организации внеурочной деятельности, отличных от урочной системы обучения. Очень эффективно проводить занятия по информатике в форме кружков по освоению информационных технологий, а также в форме групповых занятий по созданию интегрированных проектов.

Занятия могут проводиться учителем начальной школы, учителем информатики или педагогом дополнительного образования. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

В соответствии с учебным планом школы на 2013-2014 учебный год для изучения пропедевтического курса информатики и ИКТ в 4-х классах выделено 1 ч/нед., что составляет 34 учебных часов в год. Программой предусмотрено проведение:

  • контрольная работа - 4;

  • творческая работа - 1.

Планируемые результаты обучения

С учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

1-я группа требований: личностные результаты.

Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель - ученик»:

  • готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;

  • ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;

  • социальные компетенции;

  • личностные качества


2-я группа требований: метапредметные результаты.

Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время - это освоение УУД:

  • познавательных;

  • регулятивных;

  • коммуникативных;

  • овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)


3-я группа требований: предметные результаты.

Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время

С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:

  • наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией;

  • соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели? »;

  • устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;

  • понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);

  • выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;

  • решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;

  • самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «...и/или...», «если... то...», «не только, но и...» и давать элементарное обоснование высказанного суждения;

  • овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений - поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);

  • получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели? »;

  • получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении;

  • приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.

Соответствие возрастным особенностям учащихся достигалось:

  • учетом индивидуальных интеллектуальных различий учащихся в образовательном процессе через сочетания типологически ориентированных форм представления содержания учебных материалов во всех компонентах УМК;

  • оптимальным сочетанием вербального (словесно-семантического), образного (визуально-пространственного) и формального (символического) способов изложения учебных материалов без нарушения единства и целостности представления учебной темы;

  • учетом разнообразия познавательных стилей учащихся через обеспечение необходимым учебным материалом всех возможных видов учебной деятельности.

Кроме того, соответствие возрастным особенностям учащихся достигалось через развитие операционно-деятельностного компонента учебников, включающих в себя задания, формирующие исследовательские и проектные умения. Так, в частности, осуществляется формирование и развитие умений:

  • наблюдать и описывать объекты;

  • анализировать данные об объектах (предметах, процессах и явлениях);

  • выделять свойства объектов;

  • обобщать необходимые данные;

  • формулировать проблему;

  • выдвигать и проверять гипотезу;

  • синтезировать получаемые знания в форме математических и информационных моделей;

  • самостоятельно осуществлять планирование и прогнозирование своих практических действий и др.

В результате всего вышеперечисленного происходит развитие системы УУД, которые, согласно ФГОС, являются основой создания учебных курсов.

Все компоненты УМК представляют собой единую систему, обеспечивающую преемственность изучения предмета в полном объеме. Эта системность достигается:

1. Опорой на сквозные содержательные линии:

  • информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления, по способу организации);

  • информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);

  • источники информации (живая и неживая природа, творения человека);

  • работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);

  • средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, мультимедийные устройства);

  • организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и др.).

2. Использованием общей смысловой структуры учебников, позволяющей осуществить названную преемственность. Компоненты этой структуры построены в соответствии с основными этапами познавательной деятельности:

  • раздел «Повторить» - актуализация знаний. Содержит интересную и значимую информацию об окружающем мире, природе, человеке и обществе, способствует установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (личностно значимая информация). Выбранные авторами примеры могут быть знакомыми и привычными на первый взгляд, провоцируя тем самым удивление по поводу их информационной природы и значимости с точки зрения жизненных интересов;

  • содержание параграфа представлено через компоненты деятельностного ряда: «Цель», «Понять», «Выполни», «Главное», «Знать», «Уметь» - новое знание. Этим достигается наиболее рациональная последовательность действий по изучению нового материала: от понимания до применения на практике, в том числе развивается творческая деятельность;

  • разделы «Мы поняли», «Мы научились» - рефлексия. Организация повторения ранее освоенных знаний, умений, навыков. Использование средств стимулирования учащихся к самостоятельной работе (или при подготовке к контрольной работе);

  • «Слова и термины для запоминания» - обобщающее знание. Обобщение и классификация;

  • практические задания, включая задания в рабочих тетрадях и ЭОР. Формирование и развитие умений использовать полученные теоретические знания по информатике, умений структурировать содержание текстов и процесс постановки и решения учебных задач (культура мышления, культура решения задач, культура проектной и исследовательской деятельности); формирование и развитие умений осуществлять планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности, умения самостоятельно и сознательно делать свой выбор ценностей и отвечать за этот выбор (самоуправление и самоопределение); формирование и развитие умений по нахождению, переработке и использованию информации для решения учебных задач, а также умений по организации сотрудничества со старшими и сверстниками, по организации совместной деятельности с разными людьми, достижению с ними взаимопонимания.

Таким образом, сама структура изложения материала в учебниках отражает целенаправленность формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности (УУД), которые формируются и развиваются в рамках познавательной, организационной и рефлексивной деятельности. Этим достигается полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

  • учебную мотивацию;

  • учебную цель;

  • учебную задачу;

  • учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка);

  • метапредметные учебные действия (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью).

Содержание курса информатики в начальной школе

Содержание четвертого класса - это то, ради чего информатика должна изучаться в школе, и, в частности, в начальной школе: ради формирования и развития понятий о моделировании, модели и процессе управления. Тема управления является важнейшей с точки зрения ФГОС второго поколения, поскольку в начальной школе необходимо научить детей управлять не только компьютером и своим временем, но и собой.


  1. Повторение

Человек в мире информации.

Действия с данными.

Объект и его свойства. Отношения между объектами.

Компьютер как система.

  1. Понятие, суждение, умозаключение

Мир понятий. Деление понятия. Обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия «истина» и «ложь».

Суждение.

Умозаключение.

  1. Мир моделей

Модель объекта. Текстовая и графическая модели.

Алгоритм как модель действий. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов.

Исполнитель алгоритма.

Компьютер как исполнитель.

  1. Управление

Кто, кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления. Цель управления. Управляющее воздействие. Средство управления. Результат управления.

Современные средства коммуникации.

Учебно-тематический план

(1 ч в неделю, 34 ч в год)

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Контрольные работы

1

Повторение пройденного в 3 классе

7

6

1

2

Понятие, суждение, умозаключение

9

8

1

3

Мир моделей

8

7

1

4

Управление

8

7

1

5

Повторение, резерв

2

2

1

Всего

34

30

4+1









Список литературы для подготовки и проведения занятий

Учебник:

1. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Информатика: Учебник для четвертого класса в 2-х частях. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

2. Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Информатика: Рабочая тетрадь для четвертого класса в 2-х частях. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Методические пособия для учителя:

  1. Бородин М. Н. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.





Календарно-тематическое планирование 4 класс

№ урока

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты обучения

Контрольно-оценочная деятельность

Д/З

Дата проведения

Освоение предметных знаний

УУД

план

факт

Повторение пройденного в третьем классе - 7 ч

1

§1. Человек в мире информации. Техника безопасности при работе на компьютере.

Комбиниро-ванный

Знать: органы чувств человека; виды информации по способу восприятия; хранение воспринятой информации человеком

Уметь: приводить примеры способов восприятия человеком информации

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Смысловое чтение;

Установление причинно-следственных связей.


Текущий/опрос, работа в тетради



Стр. 8-16

Р.Т. №7

Стр.5


2

§2. Действия с данными

Комбиниро-ванный

Знать: действия с информацией; действия с данными; смысл действий

Уметь: отличать действия с информацией от действий с данными

Установление причинно-следственных связей;

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Смысловое чтение;

Извлечение необходимой информации.


Текущий/Опрос, работа в тетради

Стр. 16-26

Р.Т. №9, 10

Стр.11, 12

3

§3. Объект и его свойства

Комбиниро-ванный

Знать: понятие «объекта»; объект имеет имя, назначение, свойства и отношения

Уметь: приводить примеры имен объектов; отличать существенные свойства от несущественных; приводить примеры групп объектов с общим свойством

Текущий/Опрос, работа в тетради

Стр. 26-34

Р.Т. №9, 10

Стр. 19


4

§4. Отношения между объектами

Комбиниро-ванный

Знать: все объекты взаимосвязаны между собой

Понимать: различие симметричных и несимметричных отношений

Иметь представление: об отношениях - семейных, производственных, характеризующих размер, расстояние, вес

Уметь: приводить примеры отношений

между объектами








Структурирование знаний;

Умение осознанно и произвольно строить речевой высказывание в устной и письменной форме;

Осознанное чтение;

Анализ объектов;

Обобщение;

Построение логических цепочек рассуждений.

Текущий/Опрос, работа в тетради

Стр. 34-40

Р.Т. №5, 8

Стр.24, 26



5

§5. Компьютер как система

Комбиниро-ванный

Знать: действия компьютера с информацией; устройства, входящие в состав компьютера; данные

Понимать: назначение текстового редактора, графического редактора

Иметь представление: о системных, инструментальных, прикладных программах

Текущий/Опрос, работа в тетради

Стр. 40-46

Р.Т. №3, 8

Стр.30, 32



6

Повторение «Информация. Объекты. Компьютер»

Повторение. Обобщение

Обобщить и систематизировать материал по теме


Текущий/Опрос, работа в тетради


Стр. 46



7

Контрольная работа по теме «Информация. Объекты. Компьютер»

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Уметь: обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи

Анализ и

обобщение информации;

Контроль


К.Р.


Понятие, суждение, умозаключение - 9 ч

8

§6. Мир понятий

Комбиниро-ванный

Иметь представление: о мире понятий; отражении объектов окружающего мира в сознании человека

Уметь: приводить пример термина

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Смысловое чтение;

Анализ описательных примеров;

Установление причинно-следственных связей;

Поиск и выделение необходимой информации;

Способность к волевому усилию.

Текущий/Опрос, работа в тетради

Стр.49-57

Р.Т. №4, 5

Стр.41, 42


9

§7. Деление понятия

Комбиниро-ванный

Знать: правило записи и произношения понятий

Уметь: приводить примеры деления понятий

Текущий/Опрос, работа в тетради

Стр.57-64

Р.Т. №2, 9

Стр.46, 49


10

§8. Обобщение понятий

Комбиниро-ванный

Знать: правило записи и произношения понятий

Уметь: приводить примеры обобщения понятий

Текущий/Опрос, работа в тетради

Стр.64-69

Р.Т. №4, 10

Стр.54, 58

11

§9. Отношения между понятиями

Комбиниро-ванный

Понимать: преимущества наглядного способа представления информации; назначение диаграммы Эйлера-Венна

Уметь: приводить примеры симметричных и несимметричных отношений

Текущий/Опрос, работа в тетради

Стр.69-79

Р.Т. №3, 9

Стр.63, 65


12

§10. Понятия «истина» и «ложь»

Комбиниро-ванный

Понимать: суть понятий «истина» и «ложь»

Уметь: приводить примеры истинных и ложных высказываний

Смыслообразование;

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Обобщение информации;

Применение методов информационного поиска;

Построение логических цепочек рассуждений;

Выдвижение гипотез и их обоснование

Текущий/Опрос, работа в тетради

Стр.79-84

Р.Т. №5

Стр.71

13

§11. Суждение

Комбиниро-ванный

Понимать: что такое суждение; что суждение может быть истинным или ложным; что суждения бывают простые и сложные

Уметь: приводить пример суждения (истинного, ложного, простого, сложного)

Текущий/Опрос, работа в тетради

Стр.84-91

Р.Т. №4, 8

Стр.76, 78


14

§12. Умозаключение

Комбиниро-ванный

Понять: что такое посылки; на основании чего делается умозаключения

Уметь: приводить пример умозаключения; приводить пример посылок и делать на их основе заключение

Смыслообразование;

Контроль;

Поиск и выделение необходимой информации;

Определение основной и второстепенной информации.

Текущий/Опрос, работа в тетради

Стр.91-96

Р.Т. №2, 5

Стр.80, 83


15

Повторение по теме «Понятие, суждение, умозаключение»

Повторение. Обобщение

Обобщить и систематизировать материал по теме


Текущий/Опрос, работа в тетради

Стр.96-98

16

Контрольная работа по теме «Понятие, суждение, умозаключение»

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Уметь: обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи

Анализ и

обобщение информации;

Контроль


К.Р.


Мир моделей - 8 ч

17

§13. Модель объекта

Комбиниро-ванный

Понимать: понятие модели

Иметь представление: о целях создания модели

Знать: виды моделей объектов; свойства объектов в модели

Уметь: приводить примеры моделей объектов

Моделирование;

Структурирование знаний;

Классификация понятий;

Построение логических цепочек, рассуждений.


Текущий/Опрос, работа в тетради

Стр.5-15

Р.Т. №4, 7

Стр.4, 5

18

§14. Текстовая и графическая модели

Комбиниро-ванный

Понимать: понятия «текстовая модель» и «графическая модель»

Уметь: устанавливать и строить модели отношений между понятиями разными способами.





Установление причинно-следственных связей;

Структурирование знаний;

Рефлексия действий;

Умение работать с текстом;

Построение логических цепочек, рассуждений.


Текущий/Опрос, работа в тетради

Стр.15-21

Р.Т. №3, 11

Ст.9, 15

19

§15. Алгоритм как модель действий

Комбиниро-ванный

Понимать: что такое алгоритм

Уметь: составлять алгоритмы

Текущий/Опрос, работа в тетради

Стр.21-30

Р.Т. №4, 8

Стр.19, 21

20

§16. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов

Комбиниро-ванный

Знать: виды алгоритмов; линейный алгоритм; алгоритм с ветвлением

Уметь: записывать алгоритм разными способами

Текущий/Опрос, работа в тетради

Стр.30-37

Р.Т. №2, 4

Стр.26, 28

21

§17. Исполнитель алгоритма

Комбиниро-ванный

Понимать: исполнитель алгоритма; система команд исполнителя; отличие человека-исполнителя от исполнителя-компьютера

Текущий/Опрос, работа в тетради

Стр.37-43

Р.Т. №2

Стр.34

22

§18. Компьютер как исполнитель

Комбиниро-ванный

Понимать: назначение компьютерной программы; отличие человека-исполнителя от исполнителя-робота

Текущий/Опрос, работа в тетради

Стр. 43-50

Р.Т. №2, 5

Стр.39, 40

23

Повторение по теме «Мир моделей»

Повторение. Обобщение

Обобщить и систематизировать материал по теме


Текущий/Опрос, работа в тетради

Стр.50-51


24

Контрольная работа по теме «Мир моделей»

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Уметь: обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи

Анализ и

обобщение информации;

Контроль


К.Р.


Управление - 8 ч

25

§19. Кто, кем и зачем управляет

Комбиниро-ванный

Иметь представление о процессе управления.

Понимать, роль человека в процессе управления, что основой любого управления является информация




Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Смысловое чтение;

Умение составлять и анализировать тексты

Текущий/Опрос, работа в тетради

Стр.54-61

Р.Т. №2, 5

Стр.51, 53


26

§20. Управляющий объект и объект управления

Комбиниро-ванный

Иметь представление об управляющем объекте, объекте управления, управляющем сигнале и результате воздействия управляющего сигнала на объект управления.

Текущий/Опрос, работа в тетради

Стр.61-68

Р.Т. №2, 5

Стр.60, 62


27

§21. Цель управления

Комбиниро-ванный

Уметь называть цели управления

Развитие речевых компетенций: умения отвечать на вопросы, логично излагать свои мысли, аргументировать свое мнение;
мыслительных: умения обобщать, сравнивать, анализировать,
общекультурные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи, слушать и слышать; осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности; принимать решение

Текущий/Опрос, работа в тетради

Стр.68-76

Р.Т. №4, 6

Стр.67, 70


28

§22. Управляющее воздействие

Комбиниро-ванный

Понять, что такое управляющее воздействие.

Научиться узнавать и называть управляющее воздействие в различных ситуациях, приводить свои примеры.











Развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста.

Развитие умений работы с разными видами информации

Текущий/Опрос, работа в тетради

Стр.76-86

Р.Т. №2, 4

Стр.75, 76

29

§23. Средство управления

Комбиниро-ванный

Понять, что такое средство управления.

Научиться узнавать и называть средства управления и приводить свои примеры.

Текущий/Опрос, работа в тетради

Стр.86-94

Р.Т. №3, 6

Стр.81, 83


30

§24. Результат управления

Комбиниро-ванный

Понять, что результат управления - это реакция объекта управления на управляющее воздействие.

Научиться видеть результат управления, в том числе результат самоуправления, приводить свои примеры.

Текущий/Опрос, работа в тетради

Стр.94-110

Р.Т. №3, 8

Стр.88, 93

31

§25. Современные средства коммуникации

Комбиниро-ванный

Понять, что современные средства коммуникации обеспечивают возможность общения, то есть обмена информацией между людьми.

Научиться называть средства коммуникации и их назначение.

Текущий/Опрос, работа в тетради

Стр.110-118

Р.Т. №5, 9

Стр.99, 102

32

Контрольная работа по теме «Управление»

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Уметь: обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи

Анализ и

обобщение информации;

Контроль


К.Р.


33-34

Резерв



© 2010-2022