Методическое планирование системы уроков по телекоммуникационным технологиям

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическое планирование системы уроков по телекоммуникационным технологиям


Цели:

  1. освоение знаний о:

    • коммуникационных технологиях;

    • средствах и скорости передачи информации, источниках и приемниках;

    • кодировании и декодировании, искажении информации при ее передаче;

    • локальных и глобальных компьютерных сетях, информационных ресурсах и сервисах компьютерных сетей;

    • электронной почте;

    • языке html и его назначении, html документе и его структуре;

    • компьютерных и некомпьютерных каталогах, поисковых машинах;

    • архивах, их свойствах, программах-архиваторах.

  2. овладение умениями работы с информационными ресурсами с использованием коммуникационных технологий, организации поиска, формализации и структурирования информации, коммуникативной деятельности посредством поисковых систем и глобальной сети Internet, архивировать и разархивировать файлы и папки, создавать комплексный информационный объект в виде web-странички;

  3. выработка навыков применения коммуникационных технологий в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности (в том числе и в межпредметной интеграции).

  4. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, повышение интереса к другим учебным предметам при помощи использования коммуникационных технологий;

  5. воспитание ответственного, избирательного отношения к полученной информации, самостоятельности, дисциплинированности, уважительного отношения к другим людям.

Тема урока

Цели урока

Краткое содержание (основные понятия)

Задание для учащихся

Организация деятельности (формы, методы, средства)

1

Передача информации

Освоение знаний о процессе передачи информации, источнике и приемнике информации, каналах передачи информации, понятии «сигнал», кодировании и декодировании.

Овладение умением кодировать и декодировать информацию.

Процесс передачи информации, источник, приемник, каналы передачи информации, сигнал, кодирование и декодирование.

Учащиеся выполняют задания на кодирование и декодирование информации.

На дом учащиеся получают аналогичные задачи.

Формы: фронтальная, индивидуальная (выполнение заданий в тетрадях)

Методы: информационно-рецептивный, частично-поисковый, репродуктивный

Средства: доска, маркер, тетрадь, ручка, карточки с заданиями.

2

Локальные и глобальные компьютерные сети, передача информации в сетях.

Освоение знаний об искажении информации при ее передаче, скорости передачи, пропускной способности канала,

локальных и глобальных сетях, их видах и способах организации.

Овладение умениями

работы с Internet Explorer, предоставлять доступ к ресурсам своего компьютера пользователям локальной сети, загрузки файлов из файлового архива локальных и глобальных сетей.

Пропускная способность канала передачи, искажение информации при передаче, скорость передачи. Виды локальных сетей (одноранговые сети, сети с использованием сервера), способы организации сетей, папка «Сетевое окружение». Глобальные сети, история их появления и развития. Файловый архив, серверы файловых архивов, менеджеры загрузки файлов, адрес файла на сервере файлового архива.

Предоставление доступа для пользователей локальной сети к папке «Мои документы» на вашем компьютере, подключенном к локальной сети Определение скорости передачи с локального сервера на свой компьютер и с компьютера на локальный сервер и другим пользователям.

Загрузка файла из файлового архива глобальной сети (обновление версии вирусной базы).

Формы: фронтальная, индивидуальная (работа на компьютерах с УЭ)

Методы: частично-поисковый, репродуктивный.

Средства: доска, маркер, тетрадь, ручка, компьютер, учебный элемент.

3

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей

Освоение знаний об информационных ресурсах и сервисах компьютерных сетей.

Овладение умениями взаимодействия при использовании телекоммуникационных технологий.

Выработка навыков работы с Internet Explorer.

Всемирная паутина, Состав Интернета, адресация в Интернете (что такое Интернет-адрес, доменная система имен), знакомство с настройками Интернет. Интерактивное общение: форум, телеконференция, чат.

Подключение к Интернету, работа с настройками (работа с учебным элементом). Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат

Формы: фронтальная, индивидуальная (практическая работа с ЭУ).

Методы: сократическая беседа, исследовательский.

Средства: доска, маркер, тетрадь, ручка, компьютер, учебный элемент; web-камера, проектор (для организации телеконференции с соседним кабинетом, второй подгруппой класса).

4

Электронная почта как средство связи

Освоение знаний об электронной почте, правилах переписки и приложениях к письмам.

Овладение умениями регистрировать свой почтовый ящик, отправлять письма, читать присланные письма.

Знакомство со

структурой окна почтовой службы, способами создания и отправления сообщений;

знакомство учащихся с разными почтовыми программами и принципом их работы.

Знакомство с программой Outlook Express, регистрация почтового ящика, создание и отправка почтового сообщения по указанному почтовому адресу, чтение полученных писем (работа с учебным элементом).

Формы: индивидуальная, фронтальная (рефлексия по итогам урокам).

Методы: проблемного изложения, репродуктивный (работа с УЭ).

Средства: компьютер, учебный элемент

5

Язык HTML и web-страницы.

Освоение знаний о языке HTML, web-страницах, программ для создания web-страниц при использовании языка HTML.

Овладение умениями создания простейшей web-страницы.

Язык html и его назначении, html документ и его структура. Программы предназначенные для создания web-страниц и сайтов, Macromedia Dreamweaver. Цветовые схемы. Навигации по сайту: понятие гиперссылка, структура сайтов.

Создание комплексного информационного объекта в виде web-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов.

Формы: фронтальная, групповая (практическая работа в малых группах)

Методы: частично-поисковый

Средства: доска, маркер, тетрадь, ручка, компьютер, Macromedia Dreamweaver.

6

Компьютерные и некомпьютерные каталоги

Освоение знаний о

компьютерных и некомпьютерных каталогах, поисковые машины, запросы.

Овладения умениями

поиска документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.

Сообщить о том, что результатом изучения темы «Компьютерные телекоммуникации» будет разработанный учащимися web-проект.

Каталоги, виды каталогов, их назначение и характеристики. Поисковые машины, примеры поисковых машин, отличительные особенности. Запросы, виды запросов, формулирование запросов, примеры удачных запросов.

Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.

Выбор темы проекта. Обсуждение содержания, структуры будущего сайта (сначала в мини-группах, затем всей подгруппой класса).

Формы: фронтальная, индивидуальная (практическая работа), групповая.

Методы: частично-поисковый.

Средства: доска, маркер, тетрадь, ручка, компьютер, проектор.

7

Поиск информации в Интернете

Научить учащихся пользоваться и грамотно формулировать запросы в поисковых системах.

Научить сохранять: web-страницу целиком, фрагмент текста, рисунок.

Научить осуществлять поиск документов и файлов в Интернете с использованием различных поисковых систем.

Поиск по ключевым словам, поиск в иерархической системе каталогов, поиск файлов.

Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.

В различных поисковых системах осуществить поиск информации по теме проекта (работа с учебным элементом), сохранение, структурирование, выделение наиболее значимого.

Формы: фронтальная, индивидуальная (практическая работа с УЭ)

Методы: поисковый, репродуктивный

Средства: компьютер, учебный элемент.

8

Компьютерные энциклопедии и справочники

Освоение знаний

о компьютерных энциклопедиях и справочниках; некомпьютерных источниках информации.

Овладение умениями поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках.

Компьютерные энциклопедии и справочники. Назначение, примеры. Некомпьютерные источники информации.

Поиск информации по теме проекта в различных компьютерных энциклопедиях и словарях, с последующим сравнением информации и выборе наиболее удобного и полного ресурса.

Обобщение и подведение итогов.

Задание на дом: поиск информации по теме проекта в некомпьютерных источниках.

Формы: фронтальная, групповая (Каждая группа работает со своим источником)

Методы: сократическая беседа, исследовательский.

Средства: тетрадь, ручка, компьютер, различные компьютерные энциклопедии и словари (ЦОРы).

9

Архивирование информации

Освоение знаний о архиве, программах-архиваторах; архивировании информации;

Овладение умениями создания архива файлов, раскрытия архива с помощью программы-архиватора, загрузки файла из файлового архива;

Архив, программа-архиватор, степень сжатия архива, скорость работы, набор функций архиватора.

Беседа о важность архивирования информации при работе с Internet.

Создание архива (с разной степенью сжатия) из файлов, найденных по своей теме проекта

Раскрытие архива с использованием

разных параметров

извлечения

Формы: фронтальная, индивидуальная (практическая работа с УЭ)

Методы: беседа, репродуктивный.

Средства: доска, маркер, компьютер, программы-архиваторы, учебный элемент, презентация, проектор.

10

Работа над проектом

Закрепление полученных ключевых компетенций при работе над проектом.

Заполнить пробелы, имеющиеся у учащихся усилиями всего класса.

Учитель еще раз рассказывает о удачных сайтах, цветах, расположении информации, удобной навигации и т.п.

Ребята совместно обсуждают наиболее существенные аспекты будущего проекта, создают формализованную модель по выбранной теме.

Учитель выступает в роли руководителя и наставника.

Класс разбивается на 3 группы:

  1. Разработчики html кода и структуры сайта

  2. Разработчики оформления и дизайна

  3. Группа, осуществляющая отбор и структурирование информации

Формирование групп осуществляется по принципу: 2 человека кто на занятии по данной теме показал хороший результат, и 2-3 человека кто плохо усвоил тему.

Соединение результатов работы групп.

Формы: групповая

Методы: репродуктивный, эвристический

Средства: компьютер, с необходимым ПО.

11

12

Защита проекта

Оценить на основе созданного проекта, на сколько полученные знания соответствуют требованиям по теме «Компьютерные технологии» и теме проекта.

Защита проекта проходит совместно с другими классами параллели. Каждая из подгрупп класса выступает с демонстрацией созданного проекта (защищает проект 3 человека, наиболее слабые на начало проекта в группе). На выступлении могут присутствовать учителя предметники.

Представление проекта. По итогам проводиться рефлексия и обсуждение всех проектов и способов их подготовки.

В начале следующего урока предлагаем провести рефлексию внутри подгруппы класса (обсудить понравился ли учащимся подобный вид деятельности, предложения и замечания учащихся).

Формы: фронтальная

Методы: информационно-рецептивный

Средства: компьютер, проектор


© 2010-2022