• Преподавателю
  • Информатика
  • Комплект контрольно-оценочных средств (текущий контроль) «Методика использования технических средств обучения и электронно-вычислительной техники в работе с детьми» МДК 02. 09

Комплект контрольно-оценочных средств (текущий контроль) «Методика использования технических средств обучения и электронно-вычислительной техники в работе с детьми» МДК 02. 09

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу МДК 02. 09 Методика использования технических средств обучения и электронно-вычислительной техники в работе с детьми. КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля. КОС разработаны на основании: - Федерального государственного образовательного стандарта СПО; - основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО - программ...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга»









Комплект

контрольно-оценочных средств (текущий контроль)

«Методика использования технических средств обучения и электронно-вычислительной техники в работе с детьми» МДК 02. 09


основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

по специальности СПО

050710 Специальное дошкольное образование


автор - составитель: Насибулина Л. В.





Санкт-Петербург 2014


Одобрено

цикловой комиссией

математических и естественнонаучных дисциплин

Протокол №____от _____________

Председатель цикловой комиссии

________________ Мартусевич Т.О.

Согласовано

заместитель директора по учебной работе

____________________ И.А.Фирсова

«____»___________________ 2____ г.



Эксперты:



















Содержание



1. Общие положения


4

2. Результаты освоения МДК 02. 09 Методика использования технических средств обучения и электронно-вычислительной техники в работе с детьми, подлежащие проверке


5

3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля


8

4. Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений текущего контроля


9

5. Структура контрольного задания


11

6. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых для текущего и промежуточного контроля




25




  1. Общие положения

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу МДК 02. 09 Методика использования технических средств обучения и электронно-вычислительной техники в работе с детьми.

КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля.

КОС разработаны на основании:

- Федерального государственного образовательного стандарта СПО;

- основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО

- программы МДК 02. 09 Методика использования технических средств обучения и электронно-вычислительной техники в работе с детьми профессионального модуля ПМ.02. Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием.





  1. Результаты освоения МДК, подлежащие проверке

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания, входящие в общие компетенции)

Основные показатели оценки результатов

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Аргументированность решения выбора специальности; четкость определения конкретной цели своей профессиональной деятельности; активное посещение учебных занятий и практики, консультаций Наличие положительных отзывов по итогам производственной практики.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Своевременность представления результатов самостоятельной работы.

Уровень самоорганизации и самоконтроля в процессе учебной деятельности и производственной практики. Правильность выбора метода решения профессиональной задачи, адекватность оценки эффективности выбранного метода.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

Разумность оценки ситуаций предложенных преподавателем для выполнения заданий и ситуаций, возникающих в процессе обучения; скорость принятия решения в нестандартных ситуациях; аргументированность собственного мнения; адекватность рассуждений и принятия решений.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Обоснованность выбора метода поиска информации, включая правильность поискового образа запроса; скорость поиска информации; логичность систематизации информации; объем и качество исходной информации;

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

Грамотность использования ИКТ для оформления конспектов занятий, рефератов, докладов, сообщений, курсовых работ и выпускных квалификационных работ и их презентаций.

Грамотность использования ИКТ и ТСО на уроках и занятиях на практике.

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

Степень активности при выполнении заданий в группе.

Степень активности взаимодействия с учащимися, студентами, учителями и методистами на практике.

Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятиям на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Наличие и правильность формулировки цели занятия; наличие и качество информации для мотивирования воспитанников; грамотность организации каждого этапа занятия; контроль деятельности учащихся на каждом этапе занятия. осуществление и объективность оценки детей.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Осознанность выбора пути повышения квалификации; составление плана самообразования.

Прогнозирование результатов личностного и профессионального развития.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий

Знание о нововведениях в образовательной сфере; о существовании современных образовательных технологий; проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

Знание гигиенических норм и требований техники безопасности.

Соблюдение гигиенических норм и техники безопасности при проведении занятия, инструктирование детей и их родителей.

Проведение физкультурных пауз; адекватность подбора физических упражнений для детей.

Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Выполнение обязанностей, предусмотренных уставом колледжа для студентов. Соблюдение норм и правил, предъявляемых к педагогической деятельности.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания, входящие в освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Планировать различные виды деятельности в течение дня.

Обоснованность планирования различных видов деятельности с использованием технических средств в течение дня;

соответствие планирования программе воспитания и обучения в детском саду, возрастным и индивидуальным особенностям детей и гигиеническим требованиям и нормам применения технических средств. рациональность распределения времени на использование технических средств.

Организовывать игровую и продуктивную деятельность,

посильный труд и самообслуживание детей раннего и дошкольного возраста.

Обоснованность выбора технических средств обучения и воспитания, при организации игровой, продуктивной деятельности, посильного труда и самообслуживания детей раннего и дошкольного возраста;

Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности детей.

Обоснованность анализа и самоанализа процесса и результата организации различных видов деятельности детей с применением ТСО;

Логичность разработки занятий с детьми с учетом их возраста и индивидуальных особенностей;

Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

Обоснованность постановки цели и задач при планировании занятий с детьми дошкольного возраста;

Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

Результативность применения технических средств при проведении занятий с детьми дошкольного возраста;

Анализировать занятия.


Обоснованность и логичность выбора и применения технических средств с точки зрения гигиенических норм и возрастных особенностей детей

Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом состояния здоровья, особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

Обоснованность выбора формы и содержания методических материалов;

Качество разработки методических материалов;

Создавать в группе предметно-развивающую среду.


Выполнение требований к проектированию предметно-развивающей среды в группе;

Создание предметно-развивающей среды с учетом современных концепций построения;

Организация развивающей среды на основе принципов ее построения для детей дошкольного возраста;

Объективность содержания предметно-развивающей среды;


3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля


Наименование элемента умений или знаний, входящих в ОК, ПК

Текущий контроль

Экзамен квалификационный

У1 - определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста

ПР

+

У2 - находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к занятиям

ПР


У3- разрабатывать конспекты занятий с детьми дошкольного возраста

ПР

+

У4- проводить занятия с детьми дошкольного возраста

ПР


У5- использовать технические средства обучения (ТСО) и электронно вычислительную технику (ЭВТ) в образовательном процессе

ПР

+

У6- оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений, использовать для оформления педагогических разработок компьютерные средства

ПР

+

У7- анализировать занятия с детьми дошкольного возраста для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам

ПР

+

З1-основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе

ПР, Т

+

З2-педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях, с использованием ТСО и ЭВТ

ПР


З3- принципы организации педагогического процесса с использованием ТСО.

Т


З4- психологические особенности использования ТСО.

Т


З5- методику применения различных средств обучения

ПР, Т


З6- логику анализа занятия с использованием ТСО и ЭВТ

ПР

+

4. Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений текущего контроля

Требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- наблюдения, анализа и самоанализа занятий с использованием ТСО и ЭВТ.

- разработки конспектов занятий

- использования технических средств обучения и компьютерной техники при проведении занятия

- использования мультимедиа и интернет-ресурсов в обучении и воспитании детей на современном этапе.

уметь:

У1-определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста

У2-находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к занятиям

У3- разрабатывать конспекты занятий с детьми дошкольного возраста

У4- проводить занятия с детьми дошкольного возраста

У5-использовать технические средства обучения (ТСО) и электронно вычислительную технику (ЭВТ) в образовательном процессе

У6-оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений, использовать для оформления педагогических разработок компьютерные средства

У7- анализировать занятия с детьми дошкольного возраста для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам

знать:

З1-основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе

З2-педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях, с использованием ТСО и ЭВТ

З3- принципы организации педагогического процесса с использованием ТСО.

З4- психологические особенности использования ТСО.

З5- методику применения различных средств обучения

З6- логику анализа занятия с использованием ТСО и ЭВТ


Содержание

учебного материала

по программе

Тип контрольного задания

У1

У2

У3

У4

У5

У6

У7

З1

З2

З3

З4

З5

З6

Тема 1 Основные виды технических средств обучения и их применение в воспитательно-образовательных и коррекционных целях






ПР


ПР

Т

ПР





Тема 2 Методика использования технических средств в воспитательно-образовательном и коррекционно- педагогическом процессе.

ПР

ПР

ПР

ПР

ПР

ПР

ПР



Т

Т

ПР

Т

ПР

Тема 3 Использование компьютерной техники в работе с дошкольниками

ПР

ПР

ПР

ПР

ПР

ПР

ПР





ПР

ПР

Условные обозначения:

ПР - практическая работа

Т - тестирование

5. Структура контрольного задания


5.1. Практическая работа № 1. Создание динамической мультимедийной презентации по теме «Классификация технических средств обучения»

По материалам текста «Классификация средств обучения» студенты создают опорный конспект и динамическую (гипертекстовую) презентацию в соответствии с требованиями, предъявляемыми к презентациям.

5.1.1. Время на выполнение: 45 минут

5.1.2. Перечень объектов контроля и оценки

*Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

Умение выделять главное в тексте, структурировать текст

Умение работать в программе Microsoft PowerPoint

Знание классификации средств обучения

Грамотность, полнота, логичность, краткость изложения материала

Соответствие созданной презентации предъявляемым требованиям и методическим рекомендациям.

пятибалльная

5.2. Практическая работа № 2. Тест по теме «Классификация технических средств обучения»

Проверочный тест по теме «Классификация технических средств обучения»

Установить соответствие.

1. Требования, предъявляемые к ТСО.


  1. Функциональные

  2. Педагогические

  3. Эргономические

  4. Эстетические

  5. Экономические

А) относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности технических средств.

Б) гармония формы (наглядное выражение назначения, масштаб, соразмерность); целостность композиции, товарный вид.

В) соответствие возможностей технического средства тем формам и методам учебно-воспитательного процесса, которые согласуются с современными требованиями.

Г) удобство и безопасность эксплуатации; минимальное количество операций при подготовке и работе с аппаратом; уровень шума; удобство осмотра, ремонта, транспортирования.

Д) способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы (громкость и качество звучания; вместимость кассет аудиовизуальных средств, достаточная для проведения занятия с минимумом перезарядок; универсальность прибора).

2. Функции ТСО.


  1. Коммуникативная

  2. Управленческая

  3. Кумулятивная

  4. Научно-исследовательская

А) хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической информации.

Б) функция передачи информации.

В) функция, связана с преобразованием получаемой с помощью ТСО информации учащимися с исследовательской целью и с поиском вариантов использования технических средств обучения и воспитания педагогом, моделированием содержания и форм подачи информации.

Г) предполагает подготовку учащихся к выполнению заданий и организацию их выполнения (отбор, систематизация, упорядочивание информации), получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов.

3. Классификация технических средств обучения

  1. По логике работы

  2. По принципу устройства и работы

  3. По роду обучения

  4. По характеру воздействия на органы чувств

  5. По характеру предъявления информации

А) механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные и комбинированные

Б) визуальные, аудио- и аудиовизуальные

В) экранные, звуковые и экранно-звуковые

Г) с линейной программой работы и с разветвленной программой работы

Д) индивидуального, группового и поточного пользования

4. Из предложенных слов составить определение.

Учебно-воспитательном, информации, обработки, с, средства, дидактическим, с, технических, для, процессе, обучения, и, предъявления, обеспечением, совокупность, технические, устройств, применяемых, в, оптимизации, целью, с, его.

5. Перечислить на какие виды подразделяют технические средства при классификации по функциональному назначению.

5.2.1. Время на выполнение: 45 минут

5.2.2. Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки


Основные показатели оценки результата

Оценка

Знание понятия ТСО, их основных видов, классификаций и функций, требований, предъявляемых к ТСО

Правильность выполнения заданий теста

пятибалльная

5.3. Практическая работа № 3 Тест по теме «Дидактические основы использования технических средств обучения и воспитания»

Проверочный тест по теме: «Дидактические основы использования технических средств обучения и воспитания»

Установи соответствие.

Принципы организации педагогического процесса с использованием ТСО.

  1. Целенаправленность

  2. Гуманизация и демократизация

  3. Культуросообразность

  4. Природосообразность

  5. Принцип наглядности

  6. Принцип коллективного характера воспитания и обучения

  7. Принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития, единства знаний и поведения

А) в процессе обучения и воспитания необходимо с помощью ТСО знакомить подрастающее поколение с богатством культуры и самобытностью того народа и общности, в которой оно растет и развивается, с мировой культурой и ее неисчерпаемым потенциалом.

Б) воспитание и обучение должны строиться в соответствии с природой и спецификой каждого возрастного этапа развития человека и в соответствии с природой и индивидуальными возможностями каждого воспитанника.

В) ТСО имеют четкое целевое назначение, определяемое их содержанием, характером и сложностью материала, которые определяют возрастные рамки их применения, местом в процессе обучения или воспитания

Г) по-настоящему только теперь и начинает реализовываться в условиях массового обучения. ТСО с возможностями создания и предложения индивидуальных заданий в системе деятельности всего класса, когда каждый ученик может выполнять полностью автономно свою часть общей работы, а затем все это сводится в единый результат, зависящий от качества выполненной каждым работы, становятся основным средством сочетания коллективной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы на занятии.

Д ) Современные технические средства расширяют возможности использования самых различных методов и приемов в работе с детьми с учетом их возраста и уровня развития и подготовленности.

Е) принцип, породивший всю систему технических средств, определяющий их направленность, отбор содержания, разработку соответствующих дидактических средств и технических устройств.

Ж) побудил к разработке контрольных ТСО, всевозможных тренажеров, а с момента начала использования компьютерных технологий -к разработке соответствующих программ,

5.3.1. Время на выполнение: 45 минут

5.3.2. Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

Знание принципов организации педагогического процесса с использованием ТСО

Правильность выполнения заданий теста

пятибалльная

5.4. Практическая работа № 4. Тест по теме «Психологические особенности использования ТСО»

Проверочный тест по теме: «Психологические особенности использования ТСО»

Часть 1. Инструкция: из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный

1. Кем обосновано «Золотое правило дидактики»?

А) К. Д. Ушинским;

Б) А. С. Макаренко;

В) Я. А. Каменским.

2. Удержание внимания на одном объекте - это…

А) распределение внимания;

Б) сосредоточенность внимания;

В) объем внимания.

3. Количество объектов, символов, воспринимаемых с достаточной ясностью, в норме составляет:

А) от12 до 15;

Б) от 3 до 10;

В) от 5 до 9.

4. Устойчивость внимания при активной работе с изучаемым объектом может у детей сохраняться

А) 15 - 20 минут;

Б) 20-30 минут;

В) 5-10 минут.

5. Одновременное внимание к нескольким объектам и одновременное полное их восприятие - это…

А) распределение внимания;

Б) устойчивость внимания;

В) сосредоточенность внимания.

Часть 2. Инструкция: установите соответствие.

6. Немецкий ученый Х. Г. Рольф назвал негативные факторы компьютерного обучения.

  1. опасность подавления межличностного общения

  2. усиление социального неравенства

  3. опасность снижения роли устной и письменной речи

  4. ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению

  5. отсутствие прямого исследования действительности

  6. пассивность усвоения информации

  7. опасность снижения социализации человека

А) уменьшение времени пребывания между людьми и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров (дети мало гуляют, не испытывают потребности в совместных играх с другими детьми, теряют друзей);

Б) в новых технологиях во многом преобладают звук и изображение;

В) ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;

Г) в связи с общением с компьютером понижается количество и качество личных контактов, что может нанести вред и эмоциональному воспитанию;

Д) у создателей программ есть стремление сделать усвоение материала простым и нетрудоемким;

Е) приобретение дорогостоящей техники доступно не всем;

Ж) для компьютерных обучающих программ свойственна так называемая дигитализация - приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры, замена многозначности на формальную однозначность, на реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод

5.4.1. Время на выполнение: 45 минут

5.4.2. Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

Понимание основных психологических особенностей использования ТСО

Правильность выполнения заданий теста

пятибалльная

5.5. Практическая работа № 5 Тест по теме «Экранные средства обучения и методика применения статичных экранных пособий»

Проверочный тест по теме Экранные средства обучения и воспитания.

1. Проекция - это…

А) оптическое изображение уменьшенного размера на рассеивающей поверхности, служащей экраном;

Б) оптическое изображение увеличенного размера на рассеивающей поверхности, служащей экраном;

В) оптическое изображение уменьшенного размера на нерассеивающей поверхности, служащей экраном;

2. Диапозитивы (слайды) - это фотографическое позитивное изображение на…

А) прозрачной основе (стекло, пленка);

Б) непрозрачной основе (бумага, картон);

В) плоские натуральные объекты.

3. Диапозитивный фильм (диафильм) - это…

А) серия черно-белых диапозитивов, отпечатанных на кинопленке в произвольном порядке;

Б) серия цветных диапозитивов, объединенных в единое произведение и отпечатанных на кинопленке в произвольном порядке;

В) серия черно-белых или цветных диапозитивов, объединенных в единое произведение и отпечатанных на кинопленке в определенной последовательности.

4. Эпиобъекты - это…

А) изображения (тексты, фотографии, рисунки, репродукции) на непрозрачной основе, выполненные в формате приемного окна эпископа;

Б) изображения (тексты, фотографии, рисунки, репродукции) на прозрачной основе, выполненные в формате приемного окна эпископа;

5. Установить соответствие между проекционной аппаратурой и информационными носителями:


  1. эпископ;

  2. диапроектор;

  3. эпидиаскоп

  4. фильмоскоп

  5. кодоскоп

А) диафильм;

Б) эпиобъект;

В) транспарант

Г) диапозитив

Проверочный тест по теме: «Методика применения статичных экранных пособий»

1. На каких этапах урока можно использовать технические средства статической проекции?

А) только при обобщении и систематизации изученного материала;

Б) только при проверке домашнего задания и актуализации опорных знаний;

В) практически на всех этапах урока.

2. Эффективная форма подготовки детей к просмотру статичных экранных пособий…

А) беседа;

Б) опрос;

В) тестирование.

3. После демонстрации статичного экранного пособия учитель проводит…

А) тестирование, с помощью которого проверяет уровень знаний учеников;

Б) беседу, в ходе которой он выясняет, как усвоен материал, уточняет и дополняет полученные представления;

В) самостоятельную работу в ходе которой выявляет ЗУН учеников.

4. Сколько диапозитивов (слайдов) можно показать в течение урока?

А) 15 цветных или 20 черно-белых;

Б) 25 цветных или 10 черно-белых;

В) 35 цветных или 15 черно-белых.

5. Количество кадров в учебном диафильме не должны превышать…

А) 10;

Б) 35;

В) 25.

6. Диафильмы и диапозитивы можно использовать, начиная с …

А) со старшей группы детского сада;

Б) с младшей группы детского сада;

В) с 1 класса начальной школы.

7. Установите соответствие между жанрами диафильмов и их описанием.

1) Диафильм-сказка

2) Диафильм рассказ (повесть)

3) Диафильм-очерк

А) это сюжетно-повествовательное произведение, отражающее различные стороны жизни на реальной основе. Для него характерно динамичное развитие сюжета

Б) основной, наиболее распространенный жанр школьных учебных диафильмов. В нем есть единая сквозная идея, которая развивается на протяжении всего очерка. Но по сравнению с сюжетным диафильмом в нем ограниченно использованы художественные средства.

В) Все лучшие произведения русского и мирового сказочного фольклора экранизированы.Сказки пробуждают воображение, творчество, развивают фантазию и эстетические вкус детей, являются носителями народной мудрости и нравственных ценностей.

5.5.1. Время на выполнение: 45 минут

5.5.2. Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

Знание основных видов экранной проекции, экранных средств обучения (аппаратуры и информационных носителей).

Знание методических особенностей применения статичных экранных пособий.

Правильность выполнения заданий теста

пятибалльная

5.6. Практическая работа № 6. Тест по теме «Звуковые средства обучения и методика их применения»

Проверочный тест по теме «Звуковые средства обучения и воспитания»

1. Звук - это колебания воздуха, воздействующие на…

А) орган зрения человека;

Б) орган осязания и обоняния человека;

В) орган слуха человека.

2. Звуковые технические средства - это комплексы аппаратуры обеспечивающие …

А) запись и воспроизведение звука;

Б) запись звука;

В) воспроизведение звука.

3. Грамзапись (граммофонная запись) - это…

А) электрический вид записи звука на диске (пластинке) из синтетических материалов;

Б) механический вид записи звука на диске (пластинке) из синтетических материалов

В) оптический вид записи звука на диске (пластинке) из синтетических материалов

4. Какого способа записи звука не существует?

  1. Механический

  2. Оптический

  3. Электрический

  4. Цифровой

  5. Магнитный

5. Магнитофонные записи - это

  1. электрическая запись звука на магнитную ленту,

  2. магнитная запись звука на звуковую дорожку,

  3. магнитная запись звука на магнитную ленту.

6. Сопоставь способ записи звука и информационный носитель:


  1. Механический

  2. Оптический

  3. Цифровой

  4. Магнитный

  1. Кассета

  2. CD- диск

  3. Грампластинка

  4. Кинопленка

Проверочный тест по теме: «Методика применения звуковых средств»

  1. Установи соответствие между видами аудиозаписей и их характеристикой.

1) Документальные

2) Тематические звуковые пособия

3) Записи музыкальных произведений

4) Записи натуральных, естественных звучаний

5) Звукозаписи для организации самостоятельной работы учащихся

А) используются на уроках музыки, помогая почувствовать глубину и силу музыкального искусства, научить дошкольника и школьника слушать музыку, пробудить в нем любовь и живой интерес к ней, понять ее содержание и характер.

Б) записанные на магнитную ленту диктанты и разнообразные задания для самостоятельной работы учащихся. Такие записи готовит учитель. Этот вид звуковых пособий получил широкое распространение не только на уроках русского и иностранного языков, но и на уроках по таким предметам, как математика

В) включают записи голосов писателей, исторические фотодокументы, выступления политических деятелей, ученых, рассказы очевидцев или участников событий.

Г) реальный звук помогает лучше понять и почувствовать сущность изучаемого явления.

Д) специальные фонозаписи по темам школьных программ.

2. Закончи предложения.

Учебные записи имеют рабочие паузы для выполнения заданий, ________________________ _______________________________________________________________________________

Художественные записи целостно воспроизводят _____________________________________ ________________________________________________________________________________

5.6.1. Время на выполнение: 45 минут

5.6.2. Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

Знание основных звуковых средств обучения (аппаратуры и информационных носителей).

Знание методических особенностей применения звуковых средств обучения.

Правильность выполнения заданий теста

пятибалльная

5.7. Практическая работа № 7. «Разработка фрагментов занятий с использованием ТСО»

5.7.1. Время на выполнение: 45 минут

5.7.2. Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

Фрагменты занятий с использованием ТСО

Полнота и грамотность разработки фрагмента занятия, учет правил здоровьесбережения, целесообразность применения ТСО

пятибалльная

5.8. Практическая работа № 8. «Анализ занятия по видеозаписи с точки зрения реализации поставленных целей и задач, использования ТСО, соблюдения санитарно-гигиенических норм»

Письменный анализ видеозаписи занятия студенты проводят по следующему плану:

  1. Тема занятия.

  2. Цель занятия

  3. Возраст детей.

  4. Используемые технические средства.

  5. Цель применения технических средств.

  6. Соблюдение санитарно-гигиенических норм при использовании технических средств.

  7. Целесообразность применения ТСО.

  8. Общий вывод.

5.8.1. Время на выполнение: 45 минут

5.8.2. Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

Анализ занятия по видеозаписи

Полнота и грамотность письменного анализа видеозаписи занятия

пятибалльная

5.9. Практическая работа № 9 «Создание теста-загадки в программе Microsoft PowerPoint»

Студенты создают тест по следующему плану:

Создание теста в программе Microsoft Office Power Point

  1. Создать слайды презентации:

  • титульный слайд (название, автор, группа)

  • 8 - 10 слайдов с загадками; на каждом одна загадка и 3 -4 варианта ответа (в картинках), один верный, остальные нет; следить, чтобы номер правильного ответа на слайдах не повторялся

  • слайд «Ошибка»

  • слайд «Молодец!»

  1. Настроить гиперссылки:

  • с верного ответа каждого слайда (кроме последнего)- на следующий слайд

  • с верного ответа последнего слайда - на слайд «Молодец!»

  • с неверных ответов каждого слайда - на слайд «Ошибка»

  • со слайда «Ошибка» - на последний показанный слайд (автофигуры - управляющие кнопки - кнопка «назад» - гиперссылка на последний показанный слайд)

  1. Настроить оформление (дизайн слайда - цветовые схемы - изменить цветовые схемы - акцент с гиперссылкой и акцент с последующей гиперссылкой сделать одного цвета)

5.9.1. Время на выполнение: 45 минут

5.9.2. Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

Тест-загадки в программе Microsoft PowerPoint

Содержание теста, правильность настройки гиперссылок.

пятибалльная

5.10. Практическая работа № 10 «Освоение программного обеспечения интерактивной доски»

Комплект контрольно-оценочных средств (текущий контроль) «Методика использования технических средств обучения и электронно-вычислительной техники в работе с детьми» МДК 02. 09

5.10.1. Время на выполнение: 45 минут

5.10.2. Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

Умение выполнять основные операции с использованием программного обеспечения интерактивной приставки mimio

Грамотность выполнения заданий

пятибалльная

5.11. Практическая работа № 11 «Анализ компьютерных игр по предложенной схеме»

Название

Производитель

Цель развивающей игры

Для какого возраста предназначена игра

Уровни сложности

Графический интерфейс

Звуковой интерфейс

Игра развивает

Внимание

Память

Логическое мышление

Воображение

Эстетические чувства

Другое

Психологическая корректность игры

Можно использовать:

Во фронтальной работе

В групповой работе

В индивидуальной работе

Наличие дополнительных материалов к игре

Связь виртуального мира игры с реальным миром

5.11.1. Время на выполнение: 45 минут

5.11.2. Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

Анализ компьютерной игры по предложенной схеме

Полнота и грамотность анализа.

пятибалльная

5.12. Практическая работа № 12 «Создание видеоролика в программе Windows Movie Maker»

План создания фильма.

Открыть программу Windows Movie Maker.

Импортировать изображения и аудиофайлы.

Включить режим отображения шкалы времени.

Перетащить файлы на шкалу; совместить по времени изображения и звук.

Добавить переходы и эффекты к изображениям.

Добавить названия и титры в начале, середине и конце фильма.

Сохранить проект и файл фильма на компьютере.

5.12.1. Время на выполнение: 90 минут

5.12.2. Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

Видеоролик в программе Windows Movie Maker

Соответствие видеоролика предъявленным требованиям

пятибалльная

6. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых для текущего и промежуточного контроля

Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. Учебное пособие. Электронная версия twirpx.com/file/254972/

Приложение 1

Материалы для выполнения практической работы 1.

§ 1. Классификация технических средств обучения

Технические средства обучения - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.

В англоязычных источниках ТСО называют аудиовизуальными средствами, которые делятся на жесткие (hardware) и мягкие (software). К жестким относятся магнитофоны, проекторы, телевизоры, компьютеры, к мягким - носители информации: грампластинки, магнитная лента, магнитные и оптические диски, слайды, кинофильмы.

Классифицировать технические средства обучения сложно в силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации. Перечислим их основные классификации:

1) по функциональному назначению (характеру решаемых учебно-воспитательных задач);

2) принципу устройства и работы;

3) роду обучения;

4) логике работы;

5) характеру воздействия на органы чувств;

6) характеру предъявления информации.

По функциональному назначению ТСО подразделяют на технические средства передачи учебной информации, контроля знаний тренажерные, обучения и самообучения, вспомогательные. Кроме того, существуют технические средства, совмещающие функции различного назначения - комбинированные.

Технические средства передачи информации: диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки, музыкальные центры (аудиосистемы), проигрыватели, радиоузлы, кинопроекторы и киноустановки, телевизоры, видеомагнитофоны, ПЭВМ и т. п. Отличительной особенностью всех этих технических устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму.

Технические средства контроля объединяют всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала. С этой целью используются как старые модификации устройств типа «АМК-2», так и новейшие компьютерные технологии. Контролирующие ТСО бывают индивидуальные и групповые. Они отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся. По степени сложности ТСО контроля знаний варьируются от простых карт, кассет и билетов автоматизированного контроля до специальных компьютерных программ. Однако применение этих устройств, как показала практика, целесообразно лишь в узких пределах и не может заменить непосредственные контакты учителя с учащимися во время анализа и оценки результатов их работы.

Технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого. Обучающие программы бывают линейные, разветвленные и комбинированные. Линейные программы не зависят от правильности ответа по каждой порции материала. Разветвленные программы дают возможность продвигаться по ним только при условии правильного ответа. Если ответ ошибочный, обучаемый возвращается программой к предыдущему материалу до тех пор, пока не будут ликвидированы возникшие пробелы в знаниях и не получены правильные ответы при каждом предъявлении проверяющих вопросов. Комбинированные программы, как ясно из их названия, сочетают оба варианта.

Тренажерные технические средства - специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков. Использование тренажеров в обучении основано на применении специально разработанных программ действий, составляемых на основе процесса моделирования осваиваемой деятельности. Особенно широко используются в процессе обучения техническим специальностям.

Вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей: движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения карт, плакатов; устройства дистанционного управления комплексами ТСО и затемнением предметных кабинетов; радиомикрофоны, микрофонную проводную технику, усилители, полиэкраны, электронные доски и т. п.

К комбинированным техническим средствам (универсальным), выполняющим несколько функций, относятся лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные системы, компьютерные системы.

По принципу устройства и работы ТСО бывают механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные и комбинированные.

По роду обучения выделяют технические устройства индивидуального, группового и поточного (для больших групп обучаемых, например, в вузах для целого потока) пользования.

По логике работы ТСО могут быть с линейной программой работы, т. е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от . качества и объема обратной связи.

По характеру воздействия на органы чувств выделяют визуальные, аудиосредства и аудиовизуальные ТСО.

По характеру предъявления информации ТСО можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые средства.

К средствам обучения предъявляют разносторонние требования: функциональные, педагогические, эргономические, эстетические, экономические.

Функциональные - способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы (громкость и качество звучания; вместимость кассет аудиовизуальных средств, достаточная для проведения занятия с минимумом перезарядок; универсальность прибора).

Педагогические - соответствие возможностей технического средства тем формам и методам учебно-воспитательного процесса, которые согласуются с современными требованиями.

Эргономические - удобство и безопасность эксплуатации; минимальное количество операций при подготовке и работе с аппаратом; уровень шума; удобство осмотра, ремонта, транспортирования.

Эстетические - гармония формы (наглядное выражение назначения, масштаб, соразмерность); целостность композиции, товарный вид.

Экономические - относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности технических средств.

Функции ТСО в учебно-воспитательном процессе многообразны. Они взаимодополняющие, взаимообусловленные, и выделение их достаточно условно. Не все функции могут быть присущи тому или иному ТСО в полном объеме.

Первая из функций ТСО - коммуникативная, функция передачи информации.

Вторая - управленческая, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и организацию их выполнения (отбор, систематизация, упорядочивание информации), получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов.

Третья - кумулятивная, т. е. хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической информации. Это осуществляется через комплектование и создание фоно- и видеотек, накопление, сохранение и передачу информации с помощью современных информационных технологий.

Четвертая - научно-исследовательская функция, связана с преобразованием получаемой с помощью ТСО информации учащимися с исследовательской целью и с поиском вариантов использования технических средств обучения и воспитания педагогом, моделированием содержания и форм подачи информации.

Рекомендации к созданию презентаций

Параметры

Требования

Примечания

Основные слайды презентации

Титульный лист.

Желательно слайд с фотографией автора и контактной информацией (почта, телефон).

Содержание с кнопками навигации.

Основные пункты презентации.

Список источников

Завершающий слайд. Обычно копия слайда №2 с контактной информацией об авторе.

Можно объединить слайд №1 и слайд №2.

Кнопки навигации нужны для быстроты перемещения внутри презентации. К любому слайду можно добраться в 2 щелчка.

Желательно указать исходные материалы (откуда взяли иллюстрации, звуки, тексты, ссылки).

Размещение изображений (фотографий), их оптимизация

В презентации размещать только оптимизированные (например, уменьшенные с помощью MicrosoftOfficePictureManager) изображения. В результате фото «весом» в 2 Мб превращается в 50 - 200 Кб

Материалы располагаются на слайдах так, чтобы слева, справа, сверху, снизу от края слайда оставалось свободные поля.

Плохой считается презентация, которая долго загружается из-за изображений имеющих большой размер.

Сохранение презентаций

Сохранять презентацию лучше как «Демонстрация PowerPoint». С расширением .pps

Тогда в одном файле окажутся все приложения (музыка, ссылки и.т.д.)

Воздействие цвета

На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.

Для фона и текста используйте контрастные цвета.

Обратите особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Помните - презентация нужна для демонстрации, для дополнения вашего выступления (а не дублирования его)

Цвет фона

Единство стиля


Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый). Пёстрый фон не применять. Для лучшего восприятия старайтесь придерживаться единого формата слайдов (одинаковый тип шрифта, сходная цветовая гамма).

Текст должен быть хорошо виден.

Анимационные эффекты


Анимация не должна быть навязчивой.

Желательно не использовать побуквенную или аналогичную анимацию текста, а также сопровождение появления текста звуковыми эффектами (из стандартного набора звуков PowerPoint)

Не рекомендуется применять эффекты анимации к заголовкам, особенно такие, как «Вращение», «Спираль» и т.п.

В информационных слайдах анимация объектов допускается только в случае, если это необходимо для отражения изменений и если очередность появления анимированных объектов соответствует структуре урока.

Исключения составляют динамические презентации.

Использование списков

Списки использовать только там где они нужны.

Возможно, использовать 3 - 5 пунктов.

Большие списки и таблицы разбивать на 2 слайда.

Чем проще, тем лучше.

Каждый пункт лаконичен - в одно предложение.

Содержание информации


При подготовке слайдов в обязательном порядке должны соблюдаться принятые правила орфографии, пунктуации, сокращений и правила оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.)

В презентациях для начальной школы точка в заголовках ставится.

Расположение информации на странице


Проще считывать информацию расположенную горизонтально, а не вертикально.

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Желательно форматировать текст по ширине.

Не допускать «рваных» краёв текста.

Уровень запоминания информации зависит

от её расположения на экране.

33%

28%

16%

23%

В левом верхнем углу слайда располагается самая важная информация.

Шрифт

Текст должен быть хорошо виден.

Размер шрифта не должен быть мелким.

Самый «мелкий» для презентации - шрифт 22 пт.

Отказаться от курсива.

Больше «воздуха» между строк

(межстрочный интервал полуторный).

Использовать шрифты без засечек (их легче читать): Arial, Verdana. Желательно устанавливать единый стиль шрифта для всей презентации.

Способы выделения информации


Следует использовать:рамки, границы, заливку, разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки.

Если хотите привлечь внимание к информации, используйте: рисунки, диаграммы, схемы.

Это достигается использованием разных видов слайдов

Объем информации


Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Размещать много мелкого текста на слайде недопустимо.

Разветвлённая навигация

Используйте навигацию для обеспечения интерактивности и нелинейной структуры презентации. Это расширит ее область применения. (Навигация это - переход на нужный раздел из оглавления).

Навигация по презентации должна осуществляться за 3 щелчка.

Звук

Музыка должна быть ненавязчивая.

И её выбор оправдан.

Не использовать стандартные для PowerPoint звуки.

Завершающий слайд

Последний слайд копирует первый.

Критерии оценки образовательных презентаций:

  • полнота раскрытия темы;

  • структуризация информации;

  • наличие и удобство навигации;

  • отсутствие грамматических, орфографических и речевых ошибок;

  • отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;

  • наличие и правильность оформления обязательных слайдов (титульный, о проекте, список источников, содержание);

  • оригинальность оформления презентации;

  • обоснованность и рациональность использования средств мультимедиа и анимационных эффектов;

  • применимость презентации для выбранной целевой аудитории;

  • грамотность использования цветового оформления;

  • использование авторских иллюстраций, фонов, фотографий, видеоматериалов;

  • наличие дикторской речи, ее грамотность и целесообразность;

  • наличие, обоснованность и грамотность использования фонового звука;

  • размещение и комплектование объектов;

  • единый стиль слайдов.

1


© 2010-2022