- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе по курсу Информатика
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе по курсу Информатика
Раздел | Информатика |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Политавкина О.Н. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 10
Калининского района Санкт-Петербурга
Принято на педагогическом совете
Протокол № _________ от «___» ______
Утверждаю:
Директор:______________
«____» ________2015
Рабочая программа
по курсу «Информатика и ИКТ»
начальный (пропедевтический) уровень
5-6 класс
(дневное отделение школы)
Составитель: Политавкина О.Н.
Санкт-Петербург
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05. 03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- приказ Министерства образования России от 09. 03. 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263);
- программы по информатике и ИКТ для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы начальный и основной курс. Автор- составитель Н.В. Макарова
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения информатики, которые определены стандартом.
Цель курса - формирование информационной культуры школьника,
развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей на базе современного компьютерного инструментария,
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной, в том числе проектной деятельности,
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.
Освоение общеобразовательной программы по информатике и ИКТ осуществляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся с проблемами слуха и речи. На изучение предмета в 5-ом и 6-м классе дневного отделения школы отводится по 1 часу в неделю (всего 68 часов за два года обучения). Это начальный (пропедевтический) уровень.
Рабочая программа по информатике и ИКТ представляет собой целостный документ, включающий 5 разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки обучающихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Учебно-тематический план
№
Тема
Кол-во часов
1
Освоение системной среды Windows
7
2
Простейшая технология работы с текстом
6
3
Освоение среды графического редактора Paint
13
4
Представление об алгоритме
11
5
Моделирование в среде графического редактора
5
6
Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления
26
ИТОГО
68
Содержание тем учебного курса
№ п/п
Темы
Содержание
1
Освоение системной среды Windows
Назначение основных устройств компьютера. правила работы за компьютером.
Роль и назначение компьютерного и реального рабочих столов. Назначение объектов компьютерного Рабочего стола.
Освоение приёмов работы с мышью.
Представление о графическом интерфейсе системной среды. Понятие компьютерного меню.
Знакомство с назначением и функциями Главного меню.
Технология запуска программ из Главного меню и завершения работы программы.
Представление об окне. Технология работы с окнами.
Освоение клавиатуры. Назначение служебных клавиш.
2
Простейшая технология работы с текстом
Назначение текстового редактора и его графический интерфейс (на примере Блокнота). Назначение основного меню. Команды основного меню текстового редактора.
Технология ввода текста. Редактирование текста: вставка, удаление и замена символов; вставка и удаление пустых строк.
Назначение буфера обмена. Действия с фрагментом текста: выделение, копирование, удаление, перемещение.
Исторические примеры приспособлений для выполнения арифметических операций. Технология вычислений с помощью программы Калькулятор.
Работа с несколькими окнами.
Создание составного документа с использованием двух программ.
3
Освоение среды графического редактора Paint
Понятие компьютерной графики. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов.
Интерфейс графического редактора. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.
Использование команды Отменить, инструмента Ластик.
Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения фрагмента рисунка и его перемещения. Примеры создания графического объекта из типовых фрагментов. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком. Практикум по созданию и редактированию графических объектов.
Использование клавиши Shift для построения прямых, квадратов, кубов, кругов. Построение геометрических фигур.
Понятие пиксела. Редактирование графических объектов по пикселам. Понятие пиктограммы. Создание и редактирование пиктограммы по пикселам.
4
Представление об алгоритме
Понятие алгоритма. Примеры алгоритмов из окружающей жизни.Понятие последовательного (линейного) алгоритма. представление о циклическом алгоритме. Примеры построения графических объектов на основе циклического и линейного алгоритма. Построение графических объектов методом последовательного укрупнения копируемого фрагмента
Представление о моделях окружающего мира. понятие моделирования. Примеры построения моделей в графическом редакторе.
5
Моделирование в среде графического редактора
Представление о моделях окружающего мира. Понятие моделирования. Примеры построения моделей в графическом редакторе.
6
Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления
Интерфейс программы ЛогоМиры и его основные объекты. Рабочее поле. Поле команд. Инструментальное меню. Черепашка. Понятие команды в среде ЛогоМиры. Команды управления движением Черепашки. Рисование фигур с помощью Черепашки. Как задать движение Черепашки. Управление курсом движения Черепашки. Моделирование траектории движения с повторяющимся фрагментом. Датчики, определяющие состояние Черепашки: цвет, курс, размер, форму и т.д. Датчики случайных чисел.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по информатике
за курс 5-6-го класса
Учащиеся должны знать назначение основных устройств компьютера; правила работы за компьютером, назначение компьютерного стола, понятие графического интерфейса; назначение компьютерного меню и Главного меню, роль окна при работе в системной среде Windows, основные правила набора текста; основные операции редактирования, назначение буфера обмена, назначение и возможности графического редактора, понятие фрагмента рисунка, понятие файла,точные способы построения геометрических фигур, понятие пикселя, понятие пиктограммы, понятие алгоритма, линейного и циклического, назначение среды ЛогоМиры, технологию создания декорации микромира, технологию организации движения Черепашки.
К концу курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- работать мышью;
- выбирать пункты меню;
- запускать программу и завершать работу с ней;
- изменять размеры и расположение окна;
- вводить и редактировать текст;
- копировать, перемещать, удалять фрагмент текста;
- настраивать Панель инструментов;
- создавать простейшие рисунки с помощью инструмнетов;
- выделять и перемещать фрагмент рисунка;
- создавать графический объект из типовых фрагментов;
- сохранять рисунок в файле и открывать файл;
- использовать для построения точных графических фигур клавишу Shift;
- редактировать графический объект по пикселям, рисовать пиктограммы;
- разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;
Учебное и учебно-методическое обеспечение
1. «Информатика и ИКТ», учебник, начальный уровень
под редакцией Н.В. Макаровой, ПИТЕР 2008
-
«Рабочие тетради по информатике и ИКТ» №1, №2,
под редакцией Н.В. Макаровой,
-
«Программа по информатике и ИКТ, системно-информационная концепция,
к комплексу учебников по информатике и ИКТ 5-11 класс,
под редакцией Н.В. Макаровой, ПИТЕР 2008