- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 9 класс
Рабочая программа по информатике 9 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сабанова В.С. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
к образовательной программе по информатике в 9 классе
Настоящая образовательная программа по информатике разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004г., на основе Примерной программы основного общего образования по информатике (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. Сост.М.Н.Бородин, М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.) и образовательной программы Семакина И.Г., Хеннера Е.К.: Программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательный курс (базовый уровень) для 8 - 9 классов и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 9 класса.
Преподавание предмета «Информатика и ИКТ» в 9 классе осуществляется в соответствии с Примерным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской федерации, согласно которому на изучение предмета отводится следующее количество часов:
Класс
Количество часов
в неделю
в год
9
2
68
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
-
систематизировать подходы к изучению предмета;
-
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
-
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
-
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
-
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
-
Передача информации в компьютерных сетях - 10 часов
Учащиеся должны
Знать:
-
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
-
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
-
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
-
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина -
Уметь:
-
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
-
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
-
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
-
работать с одной из программ-архиваторов.
-
Информационное моделирование - 5 часов
Учащиеся должны
знать:
-
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
-
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
уметь:
-
приводить примеры натурных и информационных моделей;
-
ориентироваться в таблично организованной информации;
-
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
-
Хранение и обработка информации в базах данных - 12 часов
Учащиеся должны
знать:
-
что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
-
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
-
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
-
что такое логическая величина, логическое выражение;
-
что такое логические операции, как они выполняются.
уметь:
-
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
-
организовывать поиск информации в БД;
-
редактировать содержимое полей БД;
-
сортировать записи в БД по ключу;
-
добавлять и удалять записи в БД;
-
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
-
Табличные вычисления на компьютере - 10 часов
Учащиеся должны
знать:
-
что такое электронная таблица и табличный процессор;
-
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
-
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
-
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
-
графические возможности табличного процессора.
уметь:
-
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
-
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
-
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
-
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
-
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
-
Управление и алгоритмы - 10 часов
Учащиеся должны
знать:
-
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
-
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
-
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
-
в чем состоят основные свойства алгоритма;
-
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
-
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
-
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
уметь:
-
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
-
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
-
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
-
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
-
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
-
Программное управление работой компьютера - 13 часов
Учащиеся должны
знать:
-
основные виды и типы величин;
-
назначение языков программирования;
-
что такое трансляция;
-
назначение систем программирования;
-
правила оформления программы на Паскале;
-
правила представления данных и операторов на Паскале;
-
последовательность выполнения программы в системе программирования.
уметь:
-
работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
-
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
-
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
-
отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
-
Информационные технологии и общество 4 часов
Учащиеся должны
знать:
-
основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
-
историю способов записи чисел (систем счисления);
-
основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
-
в чем состоит проблема информационной безопасности.
уметь:
-
регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Образовательная программа ориентирована на использование пособий для учителя:
-
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса.
-
Информатика и ИКТ задачник-практикум в 2 частях / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
-
И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
-
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
Для ученика:
-
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса.
-
Информатика и ИКТ задачник-практикум в 2 частях / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
-
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
Календарно - тематическое планирование
для 9 класса (68 ч. Семакин И.Г.)
№
Тема урока
Домашнее задание
Дата проведения
План
Факт
1
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей.
§ 1, 3 Д/з№1
2
Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами
§ 1
3
Электронная почта, телеконференции, обмен файлами
§ 2 Д/з №2
4
Работа с электронной почтой
§ 2
5
ИнтернетСлужба WorldWideWeb. Способы поиска информации в Интернете
§ 4, 5 Д/з№3
6
Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске.
§ 4
7
Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем
§ 5
8
Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора
§ 5
9
Итоговая практическая работа по теме «Интернет»
§ 4, 5
10
Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»
§ 1 - 5
11
Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели
§ 6, 7 Д/з№4
12
Табличные модели.
§ 8 Д/з№5
13
Информационное моделирование на компьютере
§ 9 Д/з№6
14
Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью
§ 9
15
Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование».
§6 - 9
16
Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных
§ 10 Д/з№7
17
Назначение СУБД.
§ 11
18
Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей.
§ 12 Д/з№8
19
Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере
§ 12
20
Условия поиска информации, простые логические выражения
§ 13 Д/з№9
21
Формирование простых запросов к готовой базе данных
§ 13
22
Логические операции. Сложные условия поиска
§ 14 Д/з№10
23
Формирование сложных запросов к готовой базе данных
§ 14
24
Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки
§ 15 Д/з№11
25
Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение
§ 15
26
Итоговая работа по базам данных
§ 10 - 15
27
Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных».
§10 - 15
28
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера
§ 16 Д/з№12
29
Представление чисел в памяти компьютера
§ 17 Д/з№13
30
Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц.
§ 18, 19 Д/з№14
31
Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование.
§18, 19
32
Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы
§ 20 Д/з№15
33
Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц
§ 20
34
Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени.
§21, 22 Д/з№16
35
Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации.
§ 21, 22
36
Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели
§ 23, 24 Д/з№17
37
Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере».
§ 16 - 24
38
Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы.
§ 25, 27, 28 Д/з№19
39
Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Выполнение практического задания.
§ 28
40
Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.
§ 29
41
Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Выполнение практического задания.
§ 29 Д/з№20
42
Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием
§ 26, 30 Д/з№18
43
Работа с циклами.
§ 30 Д/з№21
44
Ветвления. Использование двухшаговой детализации
§ 31
45
Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений
§ 31
46
Зачётное задание по алгоритмизации.
§25 - 31 Д/з№22
47
Тест по теме «Управление и алгоритмы»
48
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных
§32, 33 Д/з№23
49
Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы.
§ 34, 35 Д/з№24
50
Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Выполнение практического задания .
§ 35
51
Оператор ветвления
§36, 37 Д/з№25
52
Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений.
§ 38 Д/з№26
53
Логические операции на Паскале
§37, 38 Д/з№26
54
Циклы на языке Паскаль
§39, 40
55
§39 Д/з№27
56
Одномерные массивы в Паскале
§41, 42
57
§41, 42 Д/з№28
58
Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве
§ 43
59
Робработка массивов
Часть 2, §6,1-6,2
60
Тест по теме «Программное управление работой компьютера».
§ 32 - 43
61
Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления
§44, 45
62
История ЭВМ и ИКТ
§ 45 - 47 Д/з№29
63
История ЭВМ и ИКТ
§ 45 - 47 Д/з№29
64
Основы социальной информатики
§ 48, 49
65
Тест по теме «Информационные технологии и общество»
§ 44 - 49
66
Подготовка к итоговому тестированию по курсу 9 кл
Учебник 9 кл.
67
Итоговое тестирование по курсу 9 класса
68
Повторение изученного за курс 8-9 классов
Учебник 9 кл.