Рабочая программа по информатике 9 класс

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Пояснительная записка

к образовательной программе по информатике в 9 классе

Настоящая образовательная программа по информатике разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004г., на основе Примерной программы основного общего образования по информатике (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. Сост.М.Н.Бородин, М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.) и образовательной программы Семакина И.Г., Хеннера Е.К.: Программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательный курс (базовый уровень) для 8 - 9 классов и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 9 класса.

Преподавание предмета «Информатика и ИКТ» в 9 классе осуществляется в соответствии с Примерным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской федерации, согласно которому на изучение предмета отводится следующее количество часов:


Класс

Количество часов

в неделю

в год

9

2

68

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об инфор­мации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помо­щью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее ре­зультаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих спо­собностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной инфор­мации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, даль­нейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы вы­ступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информацион­ная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков ис­пользования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовы­вать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планиро­вать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

  1. Передача информации в компьютерных сетях - 10 часов

Учащиеся должны

Знать:

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

  • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина -

Уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети

  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

  • работать с одной из программ-архиваторов.

  1. Информационное моделирование - 5 часов

Учащиеся должны

знать:

  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

уметь:

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;

  • ориентироваться в таблично организованной информации;

  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

  1. Хранение и обработка информации в базах данных - 12 часов

Учащиеся должны

знать:

  • что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;

  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

  • что такое логическая величина, логическое выражение;

  • что такое логические операции, как они выполняются.

уметь:

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

  • организовывать поиск информации в БД;

  • редактировать содержимое полей БД;

  • сортировать записи в БД по ключу;

  • добавлять и удалять записи в БД;

  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

  1. Табличные вычисления на компьютере - 10 часов

Учащиеся должны

знать:

  • что такое электронная таблица и табличный процессор;

  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

  • графические возможности табличного процессора.

уметь:

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;

  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

  1. Управление и алгоритмы - 10 часов

Учащиеся должны

знать:

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

  • в чем состоят основные свойства алгоритма;

  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

уметь:

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

  1. Программное управление работой компьютера - 13 часов

Учащиеся должны

знать:

  • основные виды и типы величин;

  • назначение языков программирования;

  • что такое трансляция;

  • назначение систем программирования;

  • правила оформления программы на Паскале;

  • правила представления данных и операторов на Паскале;

  • последовательность выполнения программы в системе программирования.

уметь:

  • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

  1. Информационные технологии и общество 4 часов

Учащиеся должны

знать:

  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

  • историю способов записи чисел (систем счисления);

  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

  • в чем состоит проблема информационной безопасности.

уметь:

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.


Образовательная программа ориентирована на использование пособий для учителя:

  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса.

  2. Информатика и ИКТ задачник-практикум в 2 частях / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  3. И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  4. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)

Для ученика:

  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса.

  2. Информатика и ИКТ задачник-практикум в 2 частях / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  3. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)


Календарно - тематическое планирование

для 9 класса (68 ч. Семакин И.Г.)







Тема урока


Домашнее задание

Дата проведения


План


Факт

1

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей.

§ 1, 3 Д/з№1



2

Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами

§ 1



3

Электронная почта, телеконференции, обмен файлами

§ 2 Д/з №2



4

Работа с электронной почтой

§ 2



5

ИнтернетСлужба WorldWideWeb. Способы поиска информации в Интернете

§ 4, 5 Д/з№3



6

Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске.

§ 4



7

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем

§ 5



8

Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора

§ 5



9

Итоговая практическая работа по теме «Интернет»

§ 4, 5



10

Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

§ 1 - 5



11

Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели

§ 6, 7 Д/з№4



12

Табличные модели.

§ 8 Д/з№5



13

Информационное моделирование на компьютере

§ 9 Д/з№6



14

Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью

§ 9



15

Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование».

§6 - 9



16

Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных

§ 10 Д/з№7



17

Назначение СУБД.

§ 11



18

Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей.

§ 12 Д/з№8



19

Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере

§ 12



20

Условия поиска информации, простые логические выражения

§ 13 Д/з№9



21

Формирование простых запросов к готовой базе данных

§ 13



22

Логические операции. Сложные условия поиска

§ 14 Д/з№10



23

Формирование сложных запросов к готовой базе данных

§ 14



24

Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки

§ 15 Д/з№11



25

Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение

§ 15



26

Итоговая работа по базам данных

§ 10 - 15



27

Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных».

§10 - 15



28

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера

§ 16 Д/з№12



29

Представление чисел в памяти компьютера

§ 17 Д/з№13



30

Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц.

§ 18, 19 Д/з№14



31

Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование.

§18, 19



32

Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы

§ 20 Д/з№15



33

Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц

§ 20



34

Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени.

§21, 22 Д/з№16



35

Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации.

§ 21, 22



36

Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели

§ 23, 24 Д/з№17



37

Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере».

§ 16 - 24



38

Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы.

§ 25, 27, 28 Д/з№19



39

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Выполнение практического задания.

§ 28



40

Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.

§ 29



41

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Выполнение практического задания.

§ 29 Д/з№20



42

Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием

§ 26, 30 Д/з№18



43

Работа с циклами.

§ 30 Д/з№21



44

Ветвления. Использование двухшаговой детализации

§ 31



45

Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений

§ 31



46

Зачётное задание по алгоритмизации.

§25 - 31 Д/з№22



47

Тест по теме «Управление и алгоритмы»




48

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных

§32, 33 Д/з№23



49

Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы.

§ 34, 35 Д/з№24



50

Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Выполнение практического задания .

§ 35



51

Оператор ветвления

§36, 37 Д/з№25



52

Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений.

§ 38 Д/з№26



53

Логические операции на Паскале

§37, 38 Д/з№26



54

Циклы на языке Паскаль

§39, 40



55


§39 Д/з№27



56

Одномерные массивы в Паскале

§41, 42



57


§41, 42 Д/з№28



58

Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве

§ 43



59

Робработка массивов

Часть 2, §6,1-6,2



60

Тест по теме «Программное управление работой компьютера».

§ 32 - 43



61

Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления

§44, 45



62

История ЭВМ и ИКТ

§ 45 - 47 Д/з№29



63

История ЭВМ и ИКТ

§ 45 - 47 Д/з№29



64

Основы социальной информатики

§ 48, 49



65

Тест по теме «Информационные технологии и общество»

§ 44 - 49



66

Подготовка к итоговому тестированию по курсу 9 кл

Учебник 9 кл.



67

Итоговое тестирование по курсу 9 класса




68

Повторение изученного за курс 8-9 классов

Учебник 9 кл.




© 2010-2022