Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках информатики и ИКТ

 В последние годы большую актуальность приобретают вопросы подготовки учащихся к жизни, к труду, формирование у них самостоятельности. Постоянное совершенствование знаний и умений, самообразование - неотъемлемые составные части жизни каждого работника производства. Поэтому важно обучать молодежь этим умениям, используя все возможности изучаемого предмета, его содержание, методы и формы учебной работы.  Самостоятельность – ответственное инициативное поведение независимое от посторонних влияний, с...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках информатики и ИКТ.

Особенности преподавания и анализ организации самостоятельной работы

1 Развитие самостоятельности учащихся на уроках.

В последние годы большую актуальность приобретают вопросы подготовки учащихся к жизни, к труду, формирование у них самостоятельности. Постоянное совершенствование знаний и умений, самообразование - неотъемлемые составные части жизни каждого работника производства. Поэтому важно обучать молодежь этим умениям, используя все возможности изучаемого предмета, его содержание, методы и формы учебной работы.

Самостоятельность - ответственное инициативное поведение независимое от посторонних влияний, совершаемое своими силами.

Под самостоятельной работой понимают работу, выполняемую учениками без активной помощи учителя. Провести более четкую границу между самостоятельными работами и работами, выполняющими под руководством учителя довольно трудно.

Главная цель самостоятельных работ - формирование у учащихся самостоятельности мышления, создание у них системы знаний.

Методологическую основу самостоятельной работы составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, где учащимся надо проявить знание конкретной дисциплины. Методически обеспечить самостоятельную работу учащихся - значит составить перечень форм и тематику самостоятельных работ, сформулировать цели и задачи каждого из них, разработать инструкции или методические указания, подобрать учебную, справочную, методическую и научную литературу.

Различают три главных звена самостоятельной деятельности учащихся:

1. Выделение учащимися познавательной задачи, т.е. умение выбрать цель, увидеть задачу;

2. Подбор, определение и применение адекватных способов действий, ведущих к решению задачи, т.е. умение выбрать пути и средства для ее решения;

3. Выполнение операций контроля за тем, решается ли поставленная задача найденными и применяемыми способами, т.е. умение применять усвоенные знания и навыки в процессе практической реализации решения задачи.

Самостоятельную деятельность учащихся можно и нужно организовывать на различных уровнях, от воспроизведения действий по образцу и узнавание объектов путем их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях.

В то же время учителю нужно знать, что злоупотребление самостоятельной работой в учебном процессе также вредно, как и её недооценка.

Бывает так, что преподаватель включает в занятие самостоятельную работу без особой необходимости, просто ради разнообразия, не продумав её содержание и форму организации. Результаты бывают плачевными: или дети не готовы выполнить задание, или не хватило времени и т.п. Но, если учитель, составляя план занятия, продумал место и время самостоятельной работы четко, определил ею общее содержание, разбил задания по разным уровням сложности, то она сыграет свою положительную роль.

Поэтому учителю важно знать формы и виды самостоятельных работ, их место в процессе обучения.

Все формы самой работы учащихся на уроках подчиняются единым принципам. Главный из них - направленность заданий на формирование и развитие основных понятий в процессе обучения. Другой важный принцип - это подчиненность самостоятельных работ целям развития предметных и общеучебных умений. Систему самостоятельных работ характеризует и то, что при их проведении предусматривается последовательное усложнение заданий как по содержанию, так и по совокупности используемых приемов мыслительной деятельности. Каждое задание в системе направлено на достижение определенных целей. Самостоятельные работы разных видов сочетаются друг с другом.

2 Классификация самостоятельных работ

Выделяют семь типов самостоятельных работ: обучающие тренировочные, закрепляющие, повторительные, развивающие, творческие и контрольные

Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. В итоге выполнения таких работ сразу видно усвоен материал учащимися или нет, выявляются сложные моменты, также дают о себе знать пробелы в знаниях, которые мешают прочно усвоить изучаемый материал.

Учителю необходимо знать следующие особенности обучающих самостоятельных работ: их надо составлять в основном из заданий непродуктивного характера, проверять немедленно и не ставить за них плохих оценок.

Так как самостоятельные обучающие работы проводятся во время объяснения нового материала или сразу после объяснения, то их немедленная проверка дает учителю четкую картину того, что происходит на уроке, какова степень понимания учащимися нового материала, на самом раннем этапе его обучения.

Цель этих работ - не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить много времени на уроке. К самостоятельным обучающим работам можно также отнести составление примеров на изученные свойства и правила.

К тренировочным самостоятельным работам относятся задания на распознавание различных объектов и свойств.

В тренировочных заданиях часто требуется воспроизвести или непосредственно применить полученные знания на практике.

Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила.

Конечно, эта работа мало способствует умственному развитию детей, но она необходима, т.к. позволяет выработать основные умения и навыки тем самым создать базу для дальнейшего изучения определенного предмета. При выполнении тренировочных самостоятельных работ еще необходима помощь учителя. Можно разрешить пользоваться и учебником и записями в тетрадях, таблицами и т.п.

Все это создает благоприятный климат для слабых учащихся. В таких условиях они легко включаются в работу и выполняют её. К таким работам можно отнести выполнение заданий по разноуровневым карточкам, по ним учащиеся привыкают работать самостоятельно. Учителю удобнее ими пользоваться, если он соберет комплект карточек по темам. Каждый комплект может состоять из 8-10 вариантов разного уровня.

К закрепляющим самостоятельным работам можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Они показывают, насколько прочно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного типа учитель определяет, нужно ли еще заниматься данной темой. Примеры таких работ в изобилии встречаются в дидактическом материале.

Очень важны так называемые повторительные (обзорные или тематические) работы. Перед изучением новой темы учитель должен знать, насколько ученики усвоили предыдущий материал, есть ли у них необходимые знания, какие проблемы смогут затруднить изучение нового материала.

Самостоятельными работами развивающего характера могут быть домашние задания по составлению докладов на определенные темы, подготовка к олимпиадам, научно творческим конференциям, и др.

Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные работы, которые предполагают высокий уровень самостоятельности. Здесь учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новых неожиданных ситуациях. Это задания на нахождение второго, третьего и т.д. способа решения задачи.

Контрольные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения.

По существу разработка текстов контрольных работ должна быть одной из основных форм фиксирования целей обучения, в том числе и минимальных.

Поэтому, во-первых, контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему работы; во-вторых, они должны быть направлены на отработку основных навыков, в-третьих, обеспечивать достоверную проверку уровня знаний; в-четвертых, они должны стимулировать учащихся позволять им продемонстрировать прогресс в своей общей подготовке.

Самостоятельная работа является важной составляющей любого учебного процесса и проводится для усвоения, углубления и закрепления знаний умений и навыков, получаемых на уроках. Она по своей сути предполагает максимальную активность каждого обучающегося и развитие его интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельного мышления. Можно выделить следующие типы самостоятельных работ:

3 Типы самостоятельных работ

Существует несколько типов самостоятельных работ:

- воспроизводящие работы по образцу, необходимые для формирования умений и навыков и их прочного закрепления;

- реконструктивно-вариативные самостоятельные работы, приводящие к осмысленному переносу знаний в типичные ситуации, создающие условия для мыслительной активности и формирующие основания для творческой деятельности;

- эвристические самостоятельные работы, которые формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Они учат отбору необходимых знаний, творческому поиску новых решений, обобщению, систематизации знаний; вырабатывают такие качества, как гибкость ума, умение найти выход в нестандартной ситуации. Это может быть самостоятельное объяснение, анализ явлений, фактов, строгое обоснование выводов с помощью аргументов или уравнений и расчетов.

-творческие работы, в ходе которых учащиеся получают принципиально новые знания, закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний, самообразования, решения проблемных задач.

Задания должны быть возрастающей сложности, с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Нельзя давать учащемуся задание уровнем выше - в лучшем случае будет потеряно время, в худшем - интерес к учению.

Самостоятельная работа, которая организуется, учителем в учебном процессе, может быть самой разнообразной.

4 Виды самостоятельных работ

К основным видам самостоятельной работы относятся:

1. Работа с книгой, учащимся предлагается поработать с учебником, прочитать и выполнить задания, в процессе урока и дома;

2. Упражнения, обычно даются на закрепление ранее изученного материала

3. Выполнение практических и лабораторных работ, учащиеся применяют полученные знания на практике;

4. Проверочные, самостоятельные, контрольные работы, диктанты, сочинения, в процессе проверки таких работ сразу выясняется, кто знает пройденный материал, кто готовился и кто понимает;

5. Подготовка докладов, рефератов, в процессе выполнения этих работ учащихся демонстрируют, как они умеют отбирать нужную информацию осуществлять поиск в различных источниках, изучать различную литературу;

6. Домашние опыты, наблюдения, у учащихся развивается кругозор, вырабатывается умение делать выводы и заключения;

7. Техническое моделирование и конструирование, у учащихся вырабатывается умения смоделировать или сконструировать тот или иной объект, тем самым развивается такой психический процесс как воображение.

Данные виды работ способствуют развитию таких умений как, анализ, рассуждение, сравнение, сопоставление, умение делать логические выводы, поиск новых решений. Помимо этого, участие в самостоятельной деятельности формирует у учащихся познавательный интерес, создает положительную мотивацию к обучению, развивает интеллектуальную сферу личности, формирует умения и навыки в определенной деятельности.

5 Формы организации самостоятельных работ

К основным формам самостоятельной работы относятся: изучение теоретического материала; обсуждение теоретического материала с обучающими; изучение разборов задач и их обсуждение.

Можно предложить следующие варианты по организации самостоятельной работы для подготовки к олимпиаде по информатике базового курса:

I. Организация самостоятельной работы:

1. Повторение пройденного теоретического материала.

2. Установление главных вопросов темы.

3. Определение глубины и содержания знаний по теме, составление тезисов по теме.

4. Упражнения, решение задач.

5. Анализ выполняемой деятельности и ее самооценка.

6. Приобретенные умения и навыки.

7. Составление вопросов по содержанию лекции.

Этапы и приемы СР:

  1. подбор рекомендуемой литературы

  2. знакомство с вопросами плана семинарского занятия и методической разработки по данной теме

  3. определение вопросов, по которым нужно прочитать или законспектировать литературу

  4. составление схем, таблиц на основе текста лекций, учебника, монографии

II. Методические рекомендации преподавателям к организации самостоятельной работы.

  1. Не перегружать учащихся творческими заданиями.

  2. Чередовать творческую работу с заданиями во внеурочное время.

  3. Давать учащимся четкий и полный инструктаж:

  • цель задания

  • условия выполнения

  • объем

  • сроки

  • образец оформления

  1. Осуществлять текущий контроль и учет.

  2. Оценивать, дать рецензию на работу, обобщить уровень усвоения навыков самостоятельной, творческой работы.

Немаловажным фактором выполнения самостоятельной работы в процессе обучения является контроль со стороны преподавателя, в любой удобной для него форме

6 Способы проверки знаний

Для того чтобы проверить знания учащихся, можно использовать следующие способы проверки: использование тестов; использование диктантов; использование заданий для самопроверки.

Задания для подготовки учащихся к восприятию нового материала должны предусматривать такие действия учащихся, в которых бы проявились умения, необходимые для овладения новым учебным материалом. Важно при отборе содержания для самостоятельной работы предусмотреть не только повторение опорных знаний и умений, но и научить приемам умственных действий.

Обсуждение вопросов, связанных с повторяемым материалом, нередко служит исходным моментом для создания проблемной ситуации на уроке. В этом смысле вводная часть занятий играет определяющую роль в мотивации деятельности учащихся, поддерживает их познавательную активность на должном уровне. Проверку заданий и умений следует провести за короткое время. После того как учитель убедится в наличии у учащихся необходимых знаний можно приступать к изучению новой темы.

Учитель может использовать такие виды контроля, как входной контроль (в начале изучения дисциплины или раздела), текущий (в ходе изучения материала), промежуточный контроль (по окончанию изучения темы, раздела, блока), итоговый контроль (по окончанию изучения дисциплины), контроль остаточных знаний и умений (спустя определенное время, после изучения дисциплины). Без соответствующего контроля ни одно задание, ни будет выполнено должным образом.

Ко всякой деятельности человек должен быть подготовлен, т.е. знать, что и как ему нужно делать. Поэтому на каждом этапе студентам необходимо разъяснять цели работы, контролировать понимание, этих целей, постепенно формируя у них умения самостоятельной постановки задачи и выбора цели.

Задания должны содержать алгоритмы их выполнения, элементы новизны, представлять интерес.

Организация самостоятельной работы на уроках информатики

При изучении информатики в группах НПО возникает большое количество проблем. После 9 класса к нам поступают студенты из разных школ. И если по математике, физике и другим предметам наблюдается просто низкий уровень знаний или пробелы, но при этом в школах существует единая программа для изучения этих дисциплин, то по информатике картина совсем иная. Входной срез знаний и анкетирование первокурсников показывает, что во многих школах информатика не изучается, а если изучается, то в безмашинном варианте или на старой компьютерной технике. В некоторых школах информатика изучается с 1 класса, в других с 5 или 7 класса. Имея такой разброс в знаниях студентов, преподавателю бывает трудно не только спланировать учебный процесс, но и просто организовать деятельность всех учащихся на уроке.

Не меньшая проблема - наличие у студентов компьютеров дома. Такие "продвинутые" учащиеся часто имеют завышенный уровень самооценки, считают, что изучаемый вопрос они уже знают и задают темп и содержание обучения.

Большая часть студентов воспринимает информатику как "учебно-развлекательный" предмет. Этот стереотип восприятия предмета существует не только у них, но и среди родителей, преподавателей других дисциплин.

Следующей проблемой является невозможность обеспечить каждого студента отдельным компьютером. Им приходится работать в парах. И не всегда подбор этих пар является удачным. Они порой формируются стихийно или по принципу "слабый" - "сильный". С одной стороны это хорошо. "Сильные" учащиеся помогают "слабым". Но в погоне за высокой отметкой инициатива при выполнении задания оказывается в руках более "сильного". И если в практическом задании не просматривается деятельность каждого студента, то в итоге оценка выставляется за качество выполнения задания в целом, а не каждого учащегося в отдельности. Работа в парах не позволяет осуществлять объективную оценку уровня знаний и достижений каждого студента.

Для разрешения всех этих проблем мною используются различные подходы, главным из которых является индивидуализация обучения. Невозможно разрешить вышеперечисленные проблемы без учета индивидуальных особенностей и индивидуального уровня обученности каждого учащегося. Но мне хотелось бы подробнее остановиться на том, как же можно организовать самостоятельную деятельность учащихся в компьютерном классе при работе вдвоем.

1. Все практические задания делятся на две линии (два варианта). Учащиеся, работающие в паре, выполняют свою линию (вариант). Это позволит объективно оценивать практические умения каждого студента. С другой стороны, эти линии взаимосвязаны между собой, т.е. качество выполнения задания первым учащимся повлияет на качество выполнения задания другим. При этом повышается ответственность и взаимовыручка при совместной работе.

2. По каждой теме можно разработать многоуровневые задания (базовый, оптимальный и расширенный уровни), что позволит организовать учебную деятельность всех категорий учащихся, независимо от уровня их подготовки.

3. В заданиях необходимо вставить вопросы для самостоятельной работы. Они позволят организовать деятельность второго студента на время, пока первый выполняет практическое задание.

4.Так как в кабинете имеется сеть, то можно проверять задания на компьютере преподавателя по мере их выполнения, сразу же разбирая и комментируя ошибки, допущенные при их выполнении.

5. Использование элементов индивидуальной технологии обучения повышает интерес к предмету, а организация деятельности студентов в парах повышает качество обучения и объективность оценивания их знаний.

Для того чтобы организовать самостоятельную работу учителю необходимо создать целый комплекс методического обеспечения: методические и учебные пособия, разработки лекционных курсов, методические пособия к практическим занятиям, тематические сборники задач и тестов, пособия по самоконтролю. Такая огромная творческая работа преподавателя, как правило, ведет к внедрению в учебный процесс новых технологий обучения, которые активизируют деятельность учащихся.

Самостоятельная работа может рассматриваться как дидактическое родство, с помощью которого учитель организует деятельность ученика на уроке и при выполнении домашнего задания, активная самостоятельная деятельность предлагает наличие у учащихся многих умений.

Говоря о воспитании и обучении, мы стремимся сохранить и преумножить потенциал человеческого сосуществования. Немаловажную роль во взаимодействии субъектов социального пространства играет самостоятельная работа, ей отводится большое внимание в дидактике НПО. Так самостоятельность является средством саморегуляции личности, способствует формированию творческой личности при усилении эмоциональных и интеллектуальных нагрузок, помогает выработать умение составлять и осуществлять программу деятельности в соответствии с условиями жизни вне зависимости от давления из вне. Важно вооружить учащихся не только знаниями, но и методами самостоятельной работы, именно они является основополагающим в дальнейшей работе.


7


© 2010-2022