Учебный проект Информатика и знания

Данный творческий проект предназначен для осуществления учащимися средней общеобразовательной школы учебной деятельности на уроках информатики для проверки знаний. После организации учащихся к занятиям начинается содержательная часть урока и, в частности, работа над пройденным материалом. Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу. Как следует из принципов сознательности, систематичности и прочности обучения, в учебной работе нельзя двигаться вперед, пока учащиеся не усвоили пройде...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Ворсма

Павловского района Нижегородской области.






Учебный прикладной проект по предмету как способ формирования опыта проектной деятельности 8-9 классов.

Тема: «Информатика и знания»







Выполнили:

Учащиеся 9-х классов

Научный руководитель:

учитель информатики

МБОУ СОШ №1 г. Ворсма

Новикова Е.Е.

Нижегородская область

Павловский район

г. Ворсма 606121

2013г.

Пояснительная записка

Для того чтобы быть успешным в современном мире выпускник должен мыслить ярко, неординарно, сокращая процесс рассуждения, то есть, свернуто, иметь хорошо развитые аналитико-синтетические способности, обладать гибкостью мышления, способностью к пространственным представлениям, высоким уровнем обобщения и логизации, развитым продуктивным мышлением, проявляющим умственную самостоятельность.

Главной задачей, по выражению одного из крупнейших теоретиков и практиков образования, американского ученого М. Ноулза, стало «производство компетентных людей - таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».

Проект проводится с учениками 9 класса на уроках "Информатики и ИКТ", во время дополнительных, кружковых занятий, самостоятельной работы дома. Во время проведения проекта у учащихся будут формироваться: выполнение высоких стандартов и целей, развитие, применение и обмен новыми идеями, учащиеся будут находить, анализировать, оценивать и создавать информацию в электронной форме и на различных типах медиа-оборудования.

Данный творческий проект предназначен для осуществления учащимися средней общеобразовательной школы учебной деятельности на уроках информатики для проверки знаний.

После организации учащихся к занятиям начинается содержательная часть урока и, в частности, работа над пройденным материалом.

Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу. Как следует из принципов сознательности, систематичности и прочности обучения, в учебной работе нельзя двигаться вперед, пока учащиеся не усвоили пройденного материала. Отчетливое воспроизведение изученного материала учащимися П.Ф. Каптерев считал одним из важнейших требований к обучению. В этом смысле работа над пройденным материалом на уроке, проверка и оценка знаний учащихся выступает как весьма важный этап смешанного (комбинированного) урока.

Нужно хорошо уяснить обучающее значение данного этапа урока.

Первое. Когда ученик предполагает, что его знания по пройденному материалу могут быть проверены, это, как правило, побуждает его лучше подготовиться к уроку.

Второе. Повторение и проверка знаний по пройденному материалу обычно связаны с его активным воспроизведением. Воспроизведение же, как отмечалось в главе о сущности обучения, является лучшим средством усвоения (запоминания) изучаемого материала. Значит, те учащиеся, которые на этом этапе урока подвергаются проверке знаний и, таким образом, повторяют пройденный материал, лучше его усваивают.

Третье. Происходит установление связи нового материала с ранее изученным.

Все эти положения относятся только к тем учащимся, которые подвергаются проверке знаний и воспроизводят изученный материал. Отсюда следует: в идеале учителю необходимо стремиться к тому, чтобы на каждом уроке проверялись знания всех учащихся класса.

Подобный опрос может применяться для проверки знаний по всем предметам, но особенно он важен на уроках по тем предметам, на изучение которых отводится 1 час в неделю и у учителя, как правило, не хватает времени на проверку и оценку знаний.

Ребята столкнулись с ситуацией, в основе которой и была проблема.

Времени на этот этап повторения отводится мало, опросить всех не представляется возможным. Поэтому ученики класса пришли к выводу, что нужно создать тесты к каждому параграфу учебника, применяя компьютерные технологии.

Чтобы решить ее, учащимся понадобились дополнительные теоретические сведения, поиск нужной информации в справочном материале.

В данном проекте работает опережающее обучение. Так во время разработки вопросов и вариантов ответов, ребятам пришлось изучить темы последующих уроков, найти и проанализировать материал последующих уроков. В классе 20 учеников, из них каждому пришлось поработать над отдельной темой.

Цели

Образовательная - выявить умение и способность учащихся работать самостоятельно по теме; вызвать интерес к спорному вопросу и углубить познания о предмете Информатика, обогатить свои знания.

Воспитательная - воспитывать толерантность - терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей; привлечь к участию в школьной жизни членов семьи (формирование социальной активности); воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Развивающая - развивать умения работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию; развивать устойчивый интерес к книге - источнику знаний, творческие способности учащихся, умение предъявить свою работу другим.

Цели проекта :

  • приобретение опыта проектной деятельности при работе с информационными объектами различного типа с помощью современных программных средств;

  • формирование навыка коллективной реализации информационных проектов и информационной деятельности в различных сферах человеческой деятельности.

Задачи проекта:

  • сформировать навыки отбора информации для презентации и выбора формы ее представления;

  • способствовать развитию эстетического вкуса и дизайнерских способностей учащихся в процессе оформления их работ;

  • научить использовать программу Power Point для создания различных видов презентаций и творческого их оформления;

  • сформировать личность, способной к самообразованию, саморазвитию; основы трудовой культуры, способность к сотрудничеству в трудовом процессе; умения пользоваться полученными знаниями; навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление;

  • развивать творческие и конструкторские способности, познавательную активность, самостоятельность учащихся;

  • повышать мотивацию к сотрудничеству, проявлять коммуникативные умения;

  • обучать самостоятельности в приобретении новых знаний.

Работа над проектом позволяет школьникам научиться приобретать новые знания по теме проекта самостоятельно, а также пользоваться уже приобретенными знаниями для решения практических задач, познать самого себя и определить свои способности и границы, научиться брать на себя ответственную функцию в обществе, смотреть на мир в глобальном аспекте.

Работа над проектом создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учащегося.

Проектная деятельность развивает творческие способности учащихся, их самостоятельность, ответственность, формирует умение планировать свою деятельность и принимать решения. Работа над проектом создает условия для самостоятельного приобретения знаний при помощи других учебных дисциплин, опыта взрослых (учителей, родителей). Работа над проектом позволит учащимся получить специальные знания и умения по систематизации и структурированию информации, оформлению и демонстрации презентации средствами Power Point. Программа обеспечивает интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся, способствует формированию навыков творческого подхода к учению.

Выполненный самостоятельно, на основании личного опыта проект - лучшая основа для достижения воспитательных целей, так как в процессе выполнения проекта у школьника формируется самостоятельность и активная осмысленность.

Кроме того, проектная деятельность позволяет ученику увидеть возможность применения знаний, приобретенных при изучении различных предметов, в результате творческой деятельности.

Работа над проектом позволяет переориентировать учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Работа над проектом способствует воспитанию у школьников значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, диалог, толерантность), чувства ответственности, самодисциплины, способности к методической работе и самореализации, желания делать свою работу качественно.

Требование освоения учащимися всех знаний, накопленных человечеством, уже давно не ставится перед современным образованием. Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, т.е. уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, определять цели познавательной деятельности, находить оптимальные способы реализации поставленных целей, использовать разнообразные информационные источники, искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты.

С позиций компетентностного подхода смыслом образования становится развитие у обучаемых способностей к самостоятельному решению проблем в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого становится и собственный опыт обучаемых.

Проектная деятельность предполагает формирование критического и творческого мышления как приоритетных направлений интеллектуального развития человека.

Основополагающий вопрос

Может ли информатика быть интересной?




План проведения проекта

Работа построена по типу творческой мастерской, где каждый имеет свое рабочее место, необходимые инструменты и может получить консультацию учителя.

Работа над проектом была разбита на четыре этапа:

1 этап: подготовка

Учебный проект Информатика и знания

Учебный проект Информатика и знания

Учащимся предлагается подготовить дидактическое пособие для 9-х классов в помощь по проверке знаний по курсу 9 класса.

Дидактическое пособие должно мотивировать учащихся к изучению информатики, предполагает получения учащимися опыта самостоятельной работы с источниками информации, технологиями и инструментами, а также самостоятельного принятия решений.

Далее определяются тема и цели проекта.

2 этап: планирование

Определив задачи, учащиеся делятся на 3 группы:

1-я занимается изучением тем учебника, составлением вопросов тестов и вариантов ответов. Обязательно указывают правильные ответы.

Учебный проект Информатика и знания

2-я группа занимается проверкой орфографии составленных тестов, правильности ответов.

Учебный проект Информатика и знания

3-я группа создает и проводит компьютерное тестирование MS PowerPoint 2003 или MS PowerPoint 2007, 2010, проводит сбор и анализ результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.

Эта программа не требует знания программирования. Позволяет создавать как проверочные тесты, так и обучающее - контролирующие ресурсы.

Ведется учет времени, затраченного на прохождение теста, которое можно ограничить, включив таймер обратного отсчета. Время на информационных слайдах можно остановить.

До истечения времени тестирования можно вернуться к предыдущим слайдам и исправить ответ.

Учебный проект Информатика и знания

3 этап: исследование

Собирается и обсуждается информация по теме. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий, корректирует последовательность технологических операций в каждой группе.

Учебный проект Информатика и знания

4 этап: результаты и выводы

Учащиеся представляют выполненные программные средства, анализируют их, формируют выводы. (Вся работа ведется под наблюдением учителя).

Учебный проект Информатика и знания

Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным элементом процесса обучения и воспитания, ею определяется результативность, эффективность обучения.

Наиболее точно и качественно оценивать знания учащихся позволяет разнообразие видов и форм контроля.

Как ни в каком другом учебном предмете в информатике необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы. В качестве основных (традиционных) методов проверки теоретических знаний можно использовать устный опрос, письменную проверку, тестирование; для оценивания практических навыков - практическую работу.

Наличие компьютерного класса позволяет дифференцировать и индивидуализировать контроль знаний.

Использование компьютера позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но довольно точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обуславливающую ее появление. Ученики более охотно отвечают компьютеру, и если компьютер ставит им "двойку", то горят желанием как можно скорее ее исправить. Учителю не нужно призывать учащихся к порядку и вниманию. Ученик знает, что если он отвлечется, то не успеет решить пример или выполнить задание.

Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.

Удачно составленный тест имеет ряд достоинств, а именно:

1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки учащихся, а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.

2.Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся.

3.Предоставляет учителю возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.

4.Способствует рациональному использованию времени на уроке.

5.Активизирует мышление школьников.

6.Дает возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.


Список используемой литературы


  1. Архипова И. В., Рямзина С.А. Создание теста в PowerPoint с управляющими элементами. kollega13.narod.ru/PowerPoint1 .htm

  2. Комаровский А. Н. Автоматизация создания и обработки тестов в MS Excel. «Информатика» № 5, 2008 г.

  3. Комаровский А. Н. Проект «Машина времени». «Информатика» № 7, 2009 г.

  4. Комаровский А. Н. «Разработка шаблонов для подготовки тестов в MS Power Point». «Информатика» № 20, 2009 г.

  5. Тесты в MS PowerPoint. rosinka.vrn.ru/pp/index.htm

  6. Смирнов Д. Ю. Шаблон для создания компьютерных тестов в PowerPoint. nachalka.com/test_shablon

  7. Ямкина Е. В. Тестирование на VBA в Power Point. rusedu.info/Article675.html


© 2010-2022