- Преподавателю
- Информатика
- Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя информатики
Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя информатики
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дарчиева Е.П. |
Дата | 28.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Выступление на заседании
Малого педагогического совета
учителя информатики
Дарчиевой Е.П.
ЦДО ГБОУ СОШ г.Беслан
Профессиональные компетенции педагога,
отражающие специфику работы
учителя информатики
Профессиональная компетентность педагога информатики и ИКТ находится в постоянной динамике, адекватно реагируя на изменения потребностей педагогической практики, активно влияя на состояние информационно-образовательной среды и формируя меняющиеся образовательные потребности.
Педагог, претендующий на преподавание информатики в Центре дистанционного обучения детей - инвалидов, должен обладать информационной компетентностью на более высоком уровне.
Информационная (информационно-коммуникационная) компетентность - одна из основных и приоритетных составляющих профессиональной компетентности педагога, предполагает:
-
рациональную, творческую деятельность в условиях информатизации общества и образования,
-
умение разрабатывать информационные модели, позволяющие эффективно решать профессиональные задачи;
-
умение осваивать и применять новые информационные технологии, учебно-методические комплексы в практической работе.
Информационная компетентность для педагога становится основой его информационной культуры, которая представляет собой всю совокупность достижений человечества в области создания и использования информации, информационных ресурсов, информационных услуг, автоматизированных информационных средств и технологий.
Информационная культура педагога, а точнее, культура информационной деятельности включает:
-
наличие уровня знаний, позволяющих педагогу свободно ориентироваться в социокультурном и информационно-образовательном пространстве региона, страны;
-
владение информационными технологиями, активное использование информационных услуг и ресурсов в проектировании профессиональной педагогической деятельности;
-
умение пользоваться новыми информационными инструментами и средствами для создания авторских образовательных ресурсов, способствуя развитию единого информационно-образовательного пространства учреждения и региона.
Вместе с тем существуют специальные компетенции, которые необходимы для преподавания данного предмета, связанные с его внутренней логикой и местом в системе знаний, что выдвигает перед учителем особые задачи.
Главным образовательным результатом освоения информатики учащимся является формирование:
· способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность,
· способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств.
Указанные способности реализуются в информационной деятельности, в которой приобретаются и используются:
конкретные знания, умения и навыки в области информатики, в том числе умения:
формировать внутреннюю (мысленную) модель математической ситуации (включая пространственный образ);
· выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий;
· пользоваться заданной математической моделью, в частности формулой, алгоритмом, прикидывать возможный результат моделирования ;
· применять средства ИКТ в решении задачи там, где это эффективно;
· способность преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам.
Основная задача учителя - сформировать у учащегося модель информационной деятельности, учитывая особенности ребенка с ОВЗ.
Роль учителя
Учитель информатики участвует в межпредметных проектах, требующих информационной компетентности, и в оценивании содержания работ по другим предметам, размещенным в информационной образовательной среде .
Предпосылки работы учителя
Соответствие ФГОС всех ступеней школьного образования:
-в метапредметных и личностных результатах, включая грамотное и эффективное использование русского языка и языка преподавания,
-в предметных результатах, относящихся к информатике,
- в применении информатики в других школьных предметах и необходимых для этого результатах из других предметов.
Общепедагогическая компетентность учителя информатики
· Определение совместно с учащимся достигнутых результатов (на основе анализа его работ, зафиксированных в информационной среде) и их динамики, выявление трудностей и препятствий, формирование и проверка гипотез об их преодолении; многокритериальное оценивание результата отдельной работы и текущего состояния учащегося (относительно предшествующего) и сообщение ему об этом.
· Определение на основе анализа учебной деятельности учащегося оптимальных (в том или ином образовательном контексте) способов его обучения и развития.
· Определение совместно с учащимся, его родителями, другими участниками образовательного процесса (социальный работник, психолог, дефектолог, методист ) зоны его ближайшего развития, предсказание и планирование его «коридора ближайшего развития».
· Определение, на основе анализа собственной деятельности (в частности, по ее фиксации в ИС), с помощью методической службы, оптимальных моделей педагогической деятельности, подверженных постоянному развитию и изменению.
· Планирование образовательного процесса для детей на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики учащихся, уточнение и модификация планирования.
· Организация применения ИКТ учителем и учащимися в образовательном процессе: для его фиксации и как инструмента деятельности, анализ домашних работ в ИС.
· Организация олимпиад, конференций, турниров, игр в школе.
9 ноября 2015г.