Урок «Конструирование алгоритмов»

Урок информатики для 9 класса. Информатика не является профилирующим предметом в   9-м классе, и изучается 2 часа в неделю. Согласно тематическому планированию на изучение темы «Конструирование алгоритмов» отведено 2 часа. По данной теме это 2-й урок. Учащиеся уже ознакомлены с понятием  алгоритма  и способами  описания  алгоритма. Тема «Конструирование алгоритмов» в среде исполнителя Робот включена в ГИА по информатике. Цель урока: познакомить учащихся с методом конструирования алгоритмов – методом пошаговой детализации; рассмотреть пример разработки алгоритма методом пошаговой детализации для исполнителя Робот.Для достижения поставленных целей я выбрала комбинированный урок. Дидактическая задача первого этапа урока - подготовка учащихся к активной работе на уроке, повторение пройденного материала по теме.  Второй этап урока - подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала. Разбор задачи для исполнителя Робот, с последующим усложнением задания. Третий этап - самостоятельная работа учащихся с правом выбора уровня сложности. В результате проведения урока у учащихся должны быть закреплены знания и умения, которые необходимы для создания простейших  алгоритмов в среде исполнителя Робот. Сформированы навыки самостоятельной  отладки  программ в среде  исполнителя Робот.
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Конструирование алгоритмов»

Планируемые образовательные результаты:

предметные - представления о методах конструирования алгоритма; умения представлять план действий формального исполнителя по решению задачи укрупненными шагами (модулями), осуществлять детализацию каждого из укрупненных шагов формального исполнителя с помощью понятных ему команд;

метапредметные - умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

личностные - алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

Решаемые учебные задачи:

  • познакомить учащихся с методом конструирования алгоритмов - методом пошаговой детализации;

  • рассмотреть пример разработки алгоритма методом пошаговой детализации для исполнителя Робот.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • алгоритм;

  • последовательное построение алгоритма;

  • вспомогательный алгоритм;

  • формальные параметры;

  • фактические параметры;

  • рекурсивный алгоритм.

Используемые на уроке средства ИКТ:

  • персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска;

  • ПК учащихся.

Электронные образовательные ресурсы:

Презентация «Конструирование алгоритмов».

Особенности изложения содержания темы урока

Предусмотрена работа с исполнителем Робот (среда Кумир).

Ход урока


I. Орг. момент.

II. Вопросы учащимся:

Назовите основные алгоритмические конструкции.

Дайте определение алгоритмической конструкции «следование».

Дайте определение алгоритмической конструкции «ветвление»

Дайте определение алгоритмической конструкции «повторение»

Какой схемой описывается каждая конструкция (слайд 1)

Урок «Конструирование алгоритмов»

III. 1)Попробуйте сформулировать известные русские пословицы по их блок-схемам (слайды 2-6)

Урок «Конструирование алгоритмов»Урок «Конструирование алгоритмов»

Урок «Конструирование алгоритмов»Урок «Конструирование алгоритмов»

Урок «Конструирование алгоритмов»

2) Задача1. Реализован некоторый алгоритм в виде блок-схемы. Что получится на выходе блок-схемы, если:

А) х=0, у=1 б) х=2, у=4

Урок «Конструирование алгоритмов»Урок «Конструирование алгоритмов»Урок «Конструирование алгоритмов»Урок «Конструирование алгоритмов»

Z=у/хУрок «Конструирование алгоритмов»Урок «Конструирование алгоритмов»Урок «Конструирование алгоритмов»Урок «Конструирование алгоритмов»Урок «Конструирование алгоритмов»Урок «Конструирование алгоритмов»Урок «Конструирование алгоритмов»Урок «Конструирование алгоритмов»Урок «Конструирование алгоритмов»




3) Задача 2. Определите значение переменной F после выполнения фрагмента алгоритма.

F:=1

Нц для i от 1 до 5

F:=F*i

кц

трассировочная таблица

шаг

i

F

1

1

1

2

2

2

3

3

6

4

4

24

5

5

120

Ответ: 120

IV. Задания для исполнителя Робот. (работа за ПК учащихся)

Повторим набор команд входящих в СКИ.

Решение задач с обсуждением.

  1. Задача

Урок «Конструирование алгоритмов»

Уточним условие. Считаем, что Робот находится, в самой крайней снизу клетке расположенной справа от стены.

Укрупнено план действий представим так:

  1. Закрасить клетки правее стены.

  2. Закрасить клетки над стеной.

использовать Робот
алг
нач
. нц пока слева стена
. . закрасить
. . вверх
. кц
. закрасить
. влево
. нц пока снизу стена
. . закрасить
. . влево
. кц
. вправо
кон


2)Задача2. Робот закрашивает стену справа, сверху и возвращается в клетку, с которой начал.

Как нужно доработать задачу?

использовать Робот
алг
нач
. нц пока слева стена
. . закрасить
. . вверх
. кц
. закрасить
. влево
. нц пока снизу стена
. . закрасить
. . влево
. кц
. вправо
. нц пока клетка закрашена
. . вправо
. кц
. влево
. вниз
. нц пока клетка закрашена
. . вниз
. кц
. вверх
кон

V. Самостоятельная работа.

3 варианта разного уровня сложности.

1 уровень:

Урок «Конструирование алгоритмов»

Урок «Конструирование алгоритмов»

2 уровень

Урок «Конструирование алгоритмов»





3 уровень

Урок «Конструирование алгоритмов»

Урок «Конструирование алгоритмов»

Итог урока.

Домашнее задание. пар.3.5, 3.6. подготовиться к тесту.

9


© 2010-2022