Рабочая программа по информатике 5 класс Босова ФГОС

Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по информатике 5 класс Босова ФГОСРабочая программа по информатике 5 класс Босова ФГОСРабочая программа по информатике 5 класс Босова ФГОСРабочая программа по информатике 5 класс Босова ФГОСРабочая программа по информатике 5 класс Босова ФГОСРабочая программа по информатике 5 класс Босова ФГОСРабочая программа по информатике 5 класс Босова ФГОСРабочая программа по информатике 5 класс Босова ФГОСРабочая программа по информатике 5 класс Босова ФГОСРабочая программа по информатике 5 класс Босова ФГОСРабочая программа по информатике 5 класс Босова ФГОСРабочая программа по информатике 5 класс Босова ФГОСРабочая программа по информатике 5 класс Босова ФГОСРабочая программа по информатике 5 класс Босова ФГОСРабочая программа по информатике 5 класс Босова ФГОСРабочая программа по информатике 5 класс Босова ФГОСРабочая программа по информатике 5 класс Босова ФГОСРабочая программа по информатике 5 класс Босова ФГОСРабочая программа по информатике 5 класс Босова ФГОСРабочая программа по информатике 5 класс Босова ФГОСРабочая программа по информатике 5 класс Босова ФГОСРабочая программа по информатике 5 класс Босова ФГОСРабочая программа по информатике 5 класс Босова ФГОСРабочая программа по информатике 5 класс Босова ФГОСРабочая программа по информатике 5 класс Босова ФГОСРабочая программа по информатике 5 класс Босова ФГОСРабочая программа по информатике 5 класс Босова ФГОСРабочая программа по информатике 5 класс Босова ФГОСРабочая программа по информатике 5 класс Босова ФГОСРабочая программа по информатике 5 класс Босова ФГОСПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» основной школы (базовый уровень) составлена на основе закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, примерной учебной программы по информатике для 5-6 классов, требований к результатам освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных, предметных); основныых подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

Цели и задачи изучения информатики в основной школе.

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.



Учебно-методический комплект по информатике для 5 класса.


  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5-6 классы. 7-9 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5-6 классы : методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»

  6. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики.


Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Требования к подготовке учащихся по информатике в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной программой Л.Л. Босовой.


Количество часов.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).



Учебно-тематический план.

п/п

Раздел

Тема

Общее количество часов

5 класс

1

Информация вокруг нас

Информация вокруг нас.

10

2

Компьютер

3

3

Информационные технологии

Подготовка текстов на компьютере

6

4

Компьютерная графика

3

5

Создание мультимедийных объектов

4

6

Информационное моделирование

Информационные модели

3

7

Элементы алгоритмизации

Алгоритмика

4

8

Резерв

2

Итого:

35
















Содержание рабочей программы.

Контрольные работы: 4

Практические работы: 17

Предметные результаты обучения.


Раздел 1. Информация вокруг нас

Ученик научится:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», информационный объект»;

  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;

  • классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам

  • представления на материальных носителях;

  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны

  • способности конкретного субъекта к его восприятию.

Ученик получит возможность:

  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • сформировать представление о способах кодирования информации;

  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

  • научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки - свойства, действия, поведение, состояния;

  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или

  • самостоятельно выбранному признаку - основанию классификации;

  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

Раздел 2. Информационные технологии

Ученик научится:

  • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;

  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

  • создавать и форматировать списки;

  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

  • создавать круговые и столбиковые диаграммы;

  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования

  • простых рисунков;

  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;

  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

  • ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);

  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Ученик получит возможность:

  • овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;

  • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

  • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;

  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;

  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические

  • изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;

  • научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

  • научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;

  • расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.

Раздел 3. Информационное моделирование

Ученик научится:

  • понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;

  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

  • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;

  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

  • строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Ученик получит возможность:

  • сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;

  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

  • познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

Раздел 4. Элементы алгоритмизации

Ученик научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;

  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;

  • подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;

  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

Ученик получит возможность:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.


Требования к уровню подготовки обучающихся.

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

  • уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;

  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

  • владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Предметные результаты:

  • умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

  • умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

  • умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;

  • умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

  • умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;

  • умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

  • умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;

  • умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;

  • навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

Ресурсное обеспечение программы.


Литература основная и дополнительная для учителя

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  6. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  7. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)

  8. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)


Литература основная и дополнительная для учащихся

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  4. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  5. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)


Медиаресурсы

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Интерактивная доска - повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.


Оборудование

  • Персональный компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.

  • Принтер - позволяет фиксировать информацию на бумаге.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.

  • Устройства вывода звуковой информации - аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.

Программное обеспечение

  1. Операционная система.

  2. Файловый менеджер.

  3. Антивирусная программа.

  4. Программа-архиватор.

  5. Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.

  6. Программа разработки презентаций.

  7. Браузер.














Приложение 1.1.

Календарно-тематического планирования по информатике на 5 класс


№ п/п

Название темы урока

Тип урока









Возможные виды деятельности

обучающихся

Количество часов

Сроки изучения

Примечание

по плану

по факту

1

Информатика вокруг нас.



13




1.1

Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности.

Изучение нового материала

Лекция с беседой, решение упражнений в РТ

1

04.09



1.2

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией

Изучение нового материала, обобщение

Беседа, решение упражнений в РТ

1

11.09



1.3

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура.

Изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

Беседа, решение упражнений, практическая работа

1

18.09



1.4

Управление компьютером.

Изучение нового материала, практикум

Беседа, решение упражнений, практическая работа

1

25.09



1.5

Хранение информации

Изучение нового материала, практикум

Беседа, решение упражнений, практическая работа

1

2.10



1.6

Передача информации

Изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

Беседа, решение упражнений

1

9.10



1.7

Электронная почта

Изучение нового материала, практикум, обобщение

Беседа, решение упражнений, практическая работа

1

16.10



1.8

К.р.№1 по теме «Устройство компьютера. Действия с информацией».

В мире кодов. Способы кодирования информации

Комбинированный урок

Беседа, решение упражнений, контрольная работа

1

23.10



1.9

Метод координат

Изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

Беседа, решение упражнений

1

30.10



1.10

Текст как форма представления информации.

Компьютер - основной инструмент подготовки текстов

Изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

Беседа, решение упражнений

1

13.11



1.11

Основные объекты текстового документа. Ввод текста

Изучение нового материала, практикум

Беседа, решение упражнений, практическая работа

1

20.11



1.12

Редактирование текста

Изучение нового материала, практикум

Беседа, решение упражнений, практическая работа

1

27.11



1.13

Текстовый фрагмент и операции с ним.


Изучение нового материала, практикум

Беседа, решение упражнений, практическая работа

1

4.12



2

Информационные технологии



13




2.1

Форматирование текста

Изучение нового материала, практикум

Беседа, решение упражнений, практическая работа

1

11.12



2.2

Представление информации в форме таблиц. Структура

Таблицы.

Изучение нового материала, практикум

Беседа, решение упражнений, практическая работа

1

18.12



2.3

Табличное решение логических задач.


Изучение нового материала, практикум

Беседа, решение упражнений, практическая работа

1

25.12



2.4

Разнообразие наглядных форм представления информации

Изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

Беседа, решение упражнений

1

15.01



2.5

Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере К.р.№2 По теме «Формы представления информации».


Комбинированный урок

Беседа, решение упражнений, контрольная работа

1

22.01



2.6

Компьютерная графика.

Инструменты графического редактора

Изучение нового материала, практикум

Беседа, решение упражнений

1

29.01



2.7

Преобразование графических изображений

Изучение нового материала, практикум

Беседа, решение упражнений, практическая работа

1

5.02



2.8

Создание графических изображений

Изучение нового материала, практикум

Беседа, решение упражнений, практическая работа

1

12.02



2.9

Разнообразие задач обработки информации.

Систематизация информации

Изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

Беседа, решение упражнений

1

19.02



2.10

Списки - способ упорядочивания информации

Изучение нового материала, практикум

Беседа, решение упражнений, практическая работа

1

26.02



2.11

Поиск информации

Изучение нового материала, практикум, обобщение

Беседа, решение упражнений, практическая работа

1

4.03



2.12

Кодирование как изменение формы представления

Информации

К.р.№3 по теме «Обработка информации»

Комбинированный урок

Беседа, решение упражнений, контрольная работа

1

11.03



2.13

Преобразование информации по заданным правилам.

Изучение нового материала, практикум

Беседа, решение упражнений, практическая работа

1

18.03



3

Информационное моделирование



3




3.1

Преобразование информации путем рассуждений

Изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

Беседа, решение упражнений

1

8.04



3.2

Разработка плана действий. Задачи о переправах.

Развитие и закрепление умений и навыков

Беседа, решение упражнений

1

15.04



3.3

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях

Изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

Беседа, решение упражнений

1

22.04



4

Элементы алгоритмизации



4




4.1

Создание движущихся изображений

Изучение нового материала, практикум

Беседа, решение упражнений, практическая работа

1

29.04



4.2

Создание анимации по собственному замыслу

Изучение нового материала, практикум

Беседа, решение упражнений, практическая работа

1

6.05



4.3

Создание итогового мини-проекта

Практикум

Беседа, практическая работа

1

15.05



4.4

К.р.№4. Итоговое тестирование.

Контроль знаний

Контрольная работа

1

22.05



4.5

Резерв учебного времени

Практикум

Беседа, практическая работа

1

29.05



4.6

Резерв учебного времени

Практикум

Выступления учащихся

1

29.05



Приложение 1.2.

Контрольная работа по теме:

«Устройство компьютера. Действия с информацией».

1 вариант

В задания группы А необходимо выбрать 1 вариант ответа из представленных.

А1. Компьютер - это:

  1. устройство для работы с текстами;

  2. электронное вычислительное устройство для обработки чисел;

  3. устройство для хранения информации любого вида;

  4. многофункциональное электронное устройство для работы с информацией;

  5. устройство для обработки аналоговых сигналов.

А2. Визуальной называют информацию, которая воспринимается человеком посредством:

а) органов зрения;

б) органами осязания (кожей);

в) органом обоняния;

г )органами слуха;

д) органами восприятия вкуса.

А3. Примером текстовой информации может служить:

а) таблица умножения на обложке школьной тетради;

б) иллюстрация в книге;

в) правило в учебнике родного языка;

г) фотография;

д) музыкальное произведение.

А4. Что из ниже перечисленного можно отнести к средствам хранения звуковой (аудио) информации:

а) учебник по истории;

б) вывеска с названием магазина;

в) журнал;

г) кассета с классической музыкой;

д) газета.

А5. В учебнике по математике одновременно хранится информация:

а) исключительно числовая информацию.

б) графическая, звуковая и числовая;

в) графическая, текстовая и звуковая;

г) только текстовая информацию;

д) текстовая, графическая, числовая.

А6. Какой предмет не может рассматриваться как носитель текстовой информации:

а) учебник по истории;

б) вывеска с названием магазина;

в) журнал;

г) кассета с классической музыкой;

д) газета.

А7. Перевод текста с русского языка на французский можно назвать:

а) информационным процессом передачи информации;

б) информационным процессом поиска информации;

в) информационным процессом обработки информации;

г) информационным процессом хранения информации;

д) не является ни одним из выше перечисленных процессов.

А8. Какой из перечисленных процессов не является действием с информацией?

а) Хранение.

б) Получение.

в) Передача.

г) Перенос.

д) Обработка.

В задании группы Б необходимо представить полное решение задачи.

Б1.На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки, координаты которых приведены ниже. Соедините точки в заданной последовательности.

Помните, первое число - по оси ОХ, второе - по осиOY.


Отметьте точки:

1(1,1), 2(2,1), 3(2,2), 4(3,2), 5(3,3), 6(7,3), 7(7,1), 8(11,1), 9(11,6),

10(7,6), 11(7,4), 12(1,4), 13(8,2), 14(10,2), 15(10,5), 16(8,5).


Соедините точки:

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 1 0 - 1 1 - 1 2 - 1 .

13 - 14 - 15 - 16 - 13.





Контрольная работа по теме:

«Устройство компьютера. Действия с информацией».

2 вариант

В заданиях группы А необходимо выбрать 1 вариант ответа из представленных.

А1. Персональный компьютер не будет функционировать, если отключить:

  1. дисковод;

  2. оперативную память;

  3. мышь;

  4. принтер;

  5. сканер.

А2.По способу восприятия информации человеком различают следующие виды информации:

а) текстовую, числовую, графическую, табличную и пр.;

б) научную, социальную, политическую, экономическую, религиозную и пр.;

в) обыденную, производственную, техническую, управленческую;

г) визуальную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую;

д) математическую, биологическую, медицинскую, психологическую и пр.

А3. Тактильную информацию человек получает посредством:

а) специальных приборов;

б) термометра;

в) барометра;

г) органов осязания;

д) органов слуха

А4. Что из ниже перечисленного можно отнести к средствам передачи звуковой (аудио) информации:

а) книга;

б) радио;

в) журнал;

г) плакат;

д) газета.

А5. Примером хранения числовой информации может служить:

а) разговор по телефону;

б) иллюстрация в книге;

в) таблица суммы чисел;

г) текст песни;

д) графическое изображение на экране компьютера.

А6. Перевод текста с немецкого языка на русский можно назвать:

а) информационным процессом передачи информации;

б) информационным процессом поиска информации;

в) информационным процессом обработки информации;

г)информационным процессом хранения информации;

д) не является ни одним из выше перечисленных процессов.

А7. Видеозапись школьного праздника осуществляется для:

а) обработки информации;

б) копирования информации;

в) хранения информации;

А8. Записная книжка в основном используется с целью:

а) передачи информации,

б) хранения информации,

в) обработки информации,г) поиска информации.

г) поиска информации.

д) декодирования информации.

В задании группы Б необходимо представить полное решение задачи.

Б1.На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки, координаты

которых приведены ниже. Соедините точки в заданной последовательности.

Помните, первое число - по оси ОХ, второе - по осиOY.

Отметьте точки:

1(2,6), 2(2,8), 3(1,10), 4(2,11), 5(4,8), 6(13,8), 7(15,6), 8(10,6), 9(8,2),

10(5,2), 11(7,6), 12(7,8), 13(6,10), 14(9,10), 15(10,8).

Соедините точки:

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 1 0 - 1 1 - 1 . 12 - 13 - 14 - 15.



Ответы :

Вар

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

1

г

а

в

г

д

г

в

г

2

б

г

г

б

в

в

в

б
















Вариант 1


1 Определить источник и приемник информации:

  • Врач осматривает больного

  • Дедушка читает газету

  • Машина сигналит пешеходу

  • Лена рассказываем маме историю

  • Учитель задает вопрос ученику

2 Выразить словами смысл арифметического выражения

5 + 10 х 3 : 6 - 11 = 10

3 Расшифровать фразу

(1,2) (2,2) (8,1) (8,3) (5,1) (1,1) (12,1) (3,2) (12,1) (1,2) (1,3) (2,2) (1,3) (10,2) (10,1) (4,2) (5,1) (3,1) (12,3)

4 На координатной плоскости отметить, пронумеровать и соединить точки

1 (7,2)

4 (6,7)

7 (17,14)

10 (9,4)

13 (4,3)

16 (5,1)

2 (7,5)

5 (7,7)

8 (17,12)

11 (5,5)

14 (2,1)

17 (7,3)

3 (4,5)

6 (15,14)

9 (9,5)

12 (2,3)

15 (5,2)

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-1. 11-12-13-14-15-16-17

5 Решить задачу с использованием таблиц

В кружке, бокале, пиале, и чашке находятся компот, чай, сок и кофе. Известно, что кофе и компот не в кружке. Сосуд с чаем стоит между пиалой и сосудом с соком. В чашке не чай и не кофе. Бокал стоит между чашкой и сосудом с компотом.

В каком сосуде находится каждая из жидкостей?

Вариант 2


1 Определить источник и приемник информации:

  • Бабушка читает письмо

  • Мальчик смотрит телепередачу

  • Механик чинит машину

  • Звонок будильника разбудил Петю

  • Регулировщик управляет потоком машин

2 Выразить словами смысл арифметического выражения

46 - 10 : 5 + 4 х 3 = 20

3 Расшифровать фразу

(2,3) (2,2) (5,1) (10,2) (10,1) (2,2) (1,3) (12,1) (3,2) (12,1) (2,2) (1,3) (3,2) (3,2) (1,1) (1,3) (9,3) (5,1) (3,1) (12,3)

4 На координатной плоскости отметить, пронумеровать и соединить точки

1 (5,2)

4 (5,6)

7 (7,9)

10 (10,6)

13 (16,5)

16 (10,4)

2 (5,4)

5 (5,8)

8 (9,13)

11 (13,8)

14 (13,4)

17 (9,3)

3 (2,5)

6 (8,6)

9 (11,9)

12 (13,6)

15 (13,2)

18 (8,4)

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-1

5 Решить задачу с использованием таблиц

В красной, синей, желтой и белой кастрюлях находятся харчо, щи, борщ и уха. Известно, что уха и харчо не в красной кастрюле. Кастрюля со щами стоит между желтой и кастрюлей с борщом. В белой - не щи и не уха. Синяя кастрюля стоит между белой и кастрюлей с харчо.

В какой кастрюле находится каждый из супов?


Решение 2 контрольной работы

Вариант 1

1.


Источник

Приемник

Больной

Врач

Газета

Дедушка

Водитель

Пешеход

Лена

Мама

Учитель

Ученик


2.

5 + 10 х 3 : 6 - 11 = 10

пять плюс десять умножить на три разделить на шесть вычесть одиннадцать равно десять


3.

Прыжок с парашютом


4.









5.



Кружка

Бокал

Пиала

Чашка

Компот

-

-

+

-

Чай

+

-

-

-

Сок

-

-

-

+

Кофе

-

+

-

-






Вариант 2

1.


Источник

Приемник

Письмо

Бабушка

Телевизор

Мальчик

Машина

Механик

Звонок будильника

Петю

Регулировщик

Водители машин


2.

46 - 10 : 5 + 4 х 3 = 20

сорок шесть минус десять разделить на пять плюс четыре умножить на три равно двадцать


3.

Брошюра с рассказом


4.





5.



Красная

Синяя

Желтая

Белая

Харчо

-

-

+

-

Щи

+

-

-

-

Борщ

-

-

-

+

уха

-

+

-

-



Контрольная работа №3 по теме «Обработка информации»



Вариант 1

1) Дана схема, задающая план действий. Что получится в результате?

НАЧАЛО

Ответ: N=

нет

N=C+25

C=K

K=D+30

D=C+50

Число C двухзначное?

да

C=B+6

B=A+7

А=14

C=B+36

C=B+36




КОНЕЦ


2) Определить общий признак группы объектов:

Объект

Общее название

Печь, речь, дочь, ночь, дорога, машина


Приставка, корень, суффикс, окончание


Минута, секунда, час, сутки


Февраль, май, август, сентябрь, октябрь


1, 5, 15, 23, 37, 57



3) Определить общее правило преобразование информации

Вход

рис

1

2

3

4

Выход

Не могу

3

4

5

?


Вход

Два

Четыре

7

Пять

Шесть

Выход

3

6

Не могу

4

?

Вход

Дом

Крыша

354

Окно

Руль

Выход

м

а

Не могу

о

?


Вариант 2

1) Дана схема, задающая план действий. Что получится в результате?

НАЧАЛО

Ответ: N=

нет

N=C+25

C=K

K=D+55

D=C+35

Число C двухзначное?

да

C=B+10

B=A+8

А=17

C=B+36

C=B+36


КОНЕЦ





2) Определить общий признак группы объектов:

Объект

Общее название

Луч, меч, плащ, овощ, стол, стул, пол


Лодка, катер, самолёт, автобус, поезд


Шкаф, кресло, диван, тумбочка, стол


Круг, квадрат, овал, треугольник


2, 4, 36, 44, 58, 60, 72



3) Определить общее правило преобразование информации

Вход

Кит

Угол

564

Картон

Печка

Выход

и

у

Не могу

а

?


Вход

3

7

Небо

12

24

Выход

6

10

Не могу

15

?

Вход

Окно

Машина

Домино

25

Крыша

Выход

н

ш

м

Не могу

?



Решение


Вариант 1


1) Дана схема, задающая план действий. Что получится в результате?

  1. A=14

  2. B=A+7=14+7=21

  3. C=B+6=21+6=27

  4. C=27 - двухзначное? (да)

  5. D=C+50=27+50=77

  6. K=D+30=77+30=107

  7. C=K=107

  8. C=107 - двухзначное? (нет)

  9. N=C+25=107+25=132

  10. Ответ: N=132

2) Определить общий признак группы объектов:

Объект

Общее название

Печь, речь, дочь, ночь, дорога, машина

Имя существительное женского рода

Приставка, корень, суффикс, окончание

Часть слова

Минута, секунда, час, сутки

Время

Февраль, май, август, сентябрь, октябрь

Месяц

1, 5, 15, 23, 37, 57

Нечётное число



3) Определить общее правило преобразование информации


Вход

рис

1

2

3

4

Выход

Не могу

3

4

5

6


Вход

Два

Четыре

7

Пять

Шесть

Выход

3

6

Не могу

4

5

Вход

Дом

Крыша

354

Окно

Руль

Выход

м

а

Не могу

о

ь




Вариант 2


1) Дана схема, задающая план действий. Что получится в результате?

  1. A=17

  2. B=A+8=17+8=25

  3. C=B+10=25+10=35

  4. C=35 - двухзначное? (да)

  5. D=C+35=35+35=70

  6. K=D+55=70+55=125

  7. C=K=125

  8. C=125 - двухзначное? (нет)

  9. N=C+25=125+25=150

  10. Ответ: N=150

2) Определить общий признак группы объектов:

Объект

Общее название

Луч, меч, плащ, овощ, стол, стул, пол

Имя существительное мужского рода

Лодка, катер, самолёт, автобус, поезд

Транспорт

Шкаф, кресло, диван, тумбочка, стол

Мебель

Круг, квадрат, овал, треугольник

Геометрическая фигура

2, 4, 36, 44, 58, 60, 72

Чётное число



3) Определить общее правило преобразование информации


Вход

Кит

Угол

564

Картон

Печка

Выход

и

у

Не могу

а

е


Вход

3

7

Небо

12

24

Выход

6

10

Не могу

15

27

Вход

Окно

Машина

Домино

25

Крыша

Выход

н

ш

м

Не могу

р



Контрольная работа №4. Итоговое тестирование.




Итоговый тест Информатика - 5 кл Ф.И.___________________________________


1. (1 б) Наука об информации, способах ее передачи, хранения, обработки называется ____информатика________

2. (1 б) К носителям информации относятся __дискета, жесткий диск, … _____________________________

3. (1 б) Заполните пропуски в упрощенной схеме процесса передачи информации



4. (0-3 б) Укажите вид информации по приведенным примерам:

Пример

Вид информации по форме представления

Рабочая программа по информатике 5 класс Босова ФГОС

графическая

И 12+5=17 62-19=43 5·10=50 45:9=5

числовая

Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

текстовая

5. (0-5 б) Каждому термину в левой колонке, поставьте в соответствие его описание, приведенное в правой колонке:

Модем


Устройство для быстрого перемещения по экрану

Процессор


Устройство для обработки информации

Оперативная память


Информация находится в ней только во время работы компьютера

Мышь


Устройство для выхода в Интернет

Принтер


Устройство для вывода информации на бумагу

6. (0-2 б) На координатной плоскости отметьте и прономеруйте точки с координатами: А(2,5), Б(2,1), В(8,1), Г(8,5), Д(5,3). Соедините точки: А-Б-В-Г-А-Д-Г.





































































































1

7. (0-5 б) Приведенный ниже текст преобразуйте в таблицу: «У Сидорова по музыке «4», у Кузьмина по

чтению «5», у Иванова по труду «5», у Кузьмина по музыке «5», у Сидорова по чтению «3», у Иванова по музыке «4», у Кузьмина по труду «5», у Сидорова по труду «4», у Иванова по чтению «3».

Предмет

Музыка

Труд

Чтение

Вопросы

Фамилия

1.Сколько учеников имеют только отличные оценки __1_

2.Кто из них учится без «3» ____Кузьмин___________

3.Кто хуже всех учится по труду? ____Сидоров_________

4.Какова средняя оценка у Иванова? _____4_

Иванов

4

5

3

Кузьмин

5

5

5

Сидоров

4

4

3

8. (0-3 б) На представленной диаграмме показана температура за первые 7 дней мая. Укажите:

1) Какая температура была 1 мая ___15_ 2) Сколько дней температура была больше 20° __4__

3) Какого числа была самая высокая температура ___5_____

Баллы

Оценка

10-14 баллов

3

15-19 баллов

4

20-21 баллов

5


33


© 2010-2022