Разработка урока Логические «или», «и», «если…то»

Раздел Информатика
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4

Тема урока: Логические «или», «и», «если…то»

Цели урока:

Образовательная:

познакомить учеников с понятиями логики, простыми и сложными высказываниями.

Развивающая:

развитие логического мышления.

Воспитательная:

воспитание интереса к предмету;

воспитание творческих способностей;

воспитание активности и умения общаться;

воспитание общей культуры.

Оборудование: компьютер с операционной системой Windows XP, ППП "Роботландия", исполнитель "Конюх"

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Задача урока: определить основные понятия формальной логики; выделить понятия «или», «и», «если …то»; найти в повседневной жизни аналоги логических понятий.

Ход урока


  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка присутствующих. Подготовка к разминке

Разминка.

Задачи-шутки.

1. На березе четыре больших ветки. На каждой ветки по 2 яблока. Сколько всего яблок на березе?

Ответ: ни одного, на березе яблоки не растут.

2. Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, затем 2 вишни. Сколько деревьев зацвело всего?

Ответ: ни одного

3. По небу летели 3 утки, 2 гуся и 4 курицы. Сколько птиц летело по небу?

Ответ: 3+2=5 (курицы не летают).

4. На птичьем дворе петух снес 2 яйца, потом еще 3. Сколько всего яиц снес петух?

Ответ : ни одного

5. На стройке работал каменщик. В первый день он построил два девятиэтажных дома, а во второй день - еще два таких же дома. Сколько девятиэтажных домов построил каменщик за два дня?

Ответ: ни одного, каменщик не может работать так быстро.

6. Сегодня в 12 часов ночи шел дождь. Может ли быть через несколько дней в это же время солнечная погода?

Ответ: нет, в 12 часов ночи не может быть солнечной погоды.

ІІ. Сообщение темы, цели и задач урока.

ІІІ. Проверка домашнего задания.

Теоретический опрос учащихся по пройденному материалу:

  1. Что такое алгоритм? Привести примеры.

  2. В каком виде могут быть представлены алгоритмы? Привести примеры.

  3. Что такое ветвление? Привести примеры.

  4. Какие формы ветвлений вы знаете? Привести примеры.

ІV. Актуализация опорных знаний.

Учитель вспоминает вместе с детьми, что такое алгоритм, что такое ветвление и как оно изображается на блок-схемах. Выборочно опрашиваются несколько учеников.

V. Мотивация изучения новой темы

Знакомство с понятием «логика»

Вопрос учителя: Всегда ли мы правильно мыслим?

Ответ детей: Нет, не всегда.

Учитель: Умение правильно мыслить называется логикой

Учитель приводит примеры нелогичных (неправильных) предложений:

1. Завтра я была в кино.

2. Летом мы надеваем шубы.

Детям предлагается объяснить, почему эти предложения неправильные, и записать в тетрадь примеры нелогичных и логичных предложений.

Знакомство с понятием «суждение» («высказывание»)

Умение мыслить (думать) отличает человека от животных и машин. Мы мыслим, когда решаем какие-то задачи, когда что-то вспоминаем или о чем-то мечтаем. Мысли можно высказать или записать.

Примеры:

1. Я думаю, что все дети любят сказки.

2. Я помню, что Кощей Бессмертный - скупой и жадный.

3. Я знаю, что не все звери - хищники.

Учитель обращает внимание детей на то, что, если мысли высказать или записать в виде повествовательных предложений, то они будут называться суждениями или высказываниями.

Высказывания бывают простыми и сложными.

Примеры простых высказываний:

1. Зимой холодно.

2. Летом мы ездим на море.

Сложное высказывание образуется из простых высказываний, соединенных логическими связками «и», «или», «если …то»

Примеры сложных высказываний:

1. Зимой холодно и люди тепло одеваются.

2. Летом мы поедем в деревню или на дачу, или к морю.

3. Если зима будет снежная, то мы будет кататься на лыжах.

VІ. Закрепление нового материала (осмысление логических связей и зависимостей между отдельными порциями начального материала)

1. Составьте несколько простых высказываний.

2. Составьте несколько сложных высказываний.

Задания выполняются устно. Учитель вместе с детьми выбирает из каждого задания самые удачные высказывания, и дети записывают их в свои тетради.

VІІ. Обобщение и систематизация учебного материала.

Итак, сегодня вы узнали, что:

  1. Логика - это умение правильно мыслить;

  2. Мысли, высказанные или записанные нами в виде повествовательных предложений, называются суждениями или высказываниями.

  3. Высказывания бывают простыми или сложными. Сложное высказывание состоит из нескольких простых, соединенных союзами «и», «или», «если …то»

VІІI. Физкультминутка

Учитель:

Мы руками поведем -

Будто в море мы плывем.

Раз, два, три, четыре -

Вот мы к берегу подплыли.

Чтобы косточки размять,

Начнем наклоны выполнять -

Вправо, вправо, влево, влево.

Не забудем и присесть -

Раз, два (присели), три, четыре (встали)

На счет пять - за парты сесть.

ІХ. Практическая работа на ПК.

Программа Конюх предлагает ребенку решить две задачи на маленькой шахматной доске из 9 клеток. В начальный момент черные кони расположены на верхней горизонтали, а белые - на нижней. Требуется переставить фигуры местами так, чтобы белые кони заняли верхний ряд, а черные - нижний. При этом кони перемещаются обычным шахматным прыжком по букве "Г". В первой задаче на поле 6 коней (она проще), во второй - 4 (она сложнее).

Цель работы:

Развитие логического мышления

Разработка урока Логические «или», «и», «если…то»




Вывод: в результате выполненной работы ребята закрепили понятие «если …то» на практике с использованием компьютера и программной среды «Конюх»

Х. Итоги урока.

Выставление оценок: первые три ученика, которые правильно справились с заданием, получают оценку.

Гимнастика для глаз

Сообщение домашнего задания

1. Придумать и записать по три логичных (правильных), нелогичных (неправильных), простых и сложных высказывания.

2. Четверо друзей проводили свободное время по-разному: один читал книгу, другой слушал радио, двое смотрели телевизор. Как проводил время Игорь, если Витья читал книгу, а Дима с Игорем и Леша с Димой проводили свободное время по-разному.


© 2010-2022