- Преподавателю
- Информатика
- Разработка урока Логические «или», «и», «если…то»
Разработка урока Логические «или», «и», «если…то»
Раздел | Информатика |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Артеменко А.Ю. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
4
Тема урока: Логические «или», «и», «если…то»
Цели урока:
Образовательная:
познакомить учеников с понятиями логики, простыми и сложными высказываниями.
Развивающая:
развитие логического мышления.
Воспитательная:
воспитание интереса к предмету;
воспитание творческих способностей;
воспитание активности и умения общаться;
воспитание общей культуры.
Оборудование: компьютер с операционной системой Windows XP, ППП "Роботландия", исполнитель "Конюх"
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Задача урока: определить основные понятия формальной логики; выделить понятия «или», «и», «если …то»; найти в повседневной жизни аналоги логических понятий.
Ход урока
-
Организационный момент.
Приветствие. Проверка присутствующих. Подготовка к разминке
Разминка.
Задачи-шутки.
1. На березе четыре больших ветки. На каждой ветки по 2 яблока. Сколько всего яблок на березе?
Ответ: ни одного, на березе яблоки не растут.
2. Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, затем 2 вишни. Сколько деревьев зацвело всего?
Ответ: ни одного
3. По небу летели 3 утки, 2 гуся и 4 курицы. Сколько птиц летело по небу?
Ответ: 3+2=5 (курицы не летают).
4. На птичьем дворе петух снес 2 яйца, потом еще 3. Сколько всего яиц снес петух?
Ответ : ни одного
5. На стройке работал каменщик. В первый день он построил два девятиэтажных дома, а во второй день - еще два таких же дома. Сколько девятиэтажных домов построил каменщик за два дня?
Ответ: ни одного, каменщик не может работать так быстро.
6. Сегодня в 12 часов ночи шел дождь. Может ли быть через несколько дней в это же время солнечная погода?
Ответ: нет, в 12 часов ночи не может быть солнечной погоды.
ІІ. Сообщение темы, цели и задач урока.
ІІІ. Проверка домашнего задания.
Теоретический опрос учащихся по пройденному материалу:
-
Что такое алгоритм? Привести примеры.
-
В каком виде могут быть представлены алгоритмы? Привести примеры.
-
Что такое ветвление? Привести примеры.
-
Какие формы ветвлений вы знаете? Привести примеры.
ІV. Актуализация опорных знаний.
Учитель вспоминает вместе с детьми, что такое алгоритм, что такое ветвление и как оно изображается на блок-схемах. Выборочно опрашиваются несколько учеников.
V. Мотивация изучения новой темы
Знакомство с понятием «логика»
Вопрос учителя: Всегда ли мы правильно мыслим?
Ответ детей: Нет, не всегда.
Учитель: Умение правильно мыслить называется логикой
Учитель приводит примеры нелогичных (неправильных) предложений:
1. Завтра я была в кино.
2. Летом мы надеваем шубы.
Детям предлагается объяснить, почему эти предложения неправильные, и записать в тетрадь примеры нелогичных и логичных предложений.
Знакомство с понятием «суждение» («высказывание»)
Умение мыслить (думать) отличает человека от животных и машин. Мы мыслим, когда решаем какие-то задачи, когда что-то вспоминаем или о чем-то мечтаем. Мысли можно высказать или записать.
Примеры:
1. Я думаю, что все дети любят сказки.
2. Я помню, что Кощей Бессмертный - скупой и жадный.
3. Я знаю, что не все звери - хищники.
Учитель обращает внимание детей на то, что, если мысли высказать или записать в виде повествовательных предложений, то они будут называться суждениями или высказываниями.
Высказывания бывают простыми и сложными.
Примеры простых высказываний:
1. Зимой холодно.
2. Летом мы ездим на море.
Сложное высказывание образуется из простых высказываний, соединенных логическими связками «и», «или», «если …то»
Примеры сложных высказываний:
1. Зимой холодно и люди тепло одеваются.
2. Летом мы поедем в деревню или на дачу, или к морю.
3. Если зима будет снежная, то мы будет кататься на лыжах.
VІ. Закрепление нового материала (осмысление логических связей и зависимостей между отдельными порциями начального материала)
1. Составьте несколько простых высказываний.
2. Составьте несколько сложных высказываний.
Задания выполняются устно. Учитель вместе с детьми выбирает из каждого задания самые удачные высказывания, и дети записывают их в свои тетради.
VІІ. Обобщение и систематизация учебного материала.
Итак, сегодня вы узнали, что:
-
Логика - это умение правильно мыслить;
-
Мысли, высказанные или записанные нами в виде повествовательных предложений, называются суждениями или высказываниями.
-
Высказывания бывают простыми или сложными. Сложное высказывание состоит из нескольких простых, соединенных союзами «и», «или», «если …то»
VІІI. Физкультминутка
Учитель:
Мы руками поведем -
Будто в море мы плывем.
Раз, два, три, четыре -
Вот мы к берегу подплыли.
Чтобы косточки размять,
Начнем наклоны выполнять -
Вправо, вправо, влево, влево.
Не забудем и присесть -
Раз, два (присели), три, четыре (встали)
На счет пять - за парты сесть.
ІХ. Практическая работа на ПК.
Программа Конюх предлагает ребенку решить две задачи на маленькой шахматной доске из 9 клеток. В начальный момент черные кони расположены на верхней горизонтали, а белые - на нижней. Требуется переставить фигуры местами так, чтобы белые кони заняли верхний ряд, а черные - нижний. При этом кони перемещаются обычным шахматным прыжком по букве "Г". В первой задаче на поле 6 коней (она проще), во второй - 4 (она сложнее).
Цель работы:
Развитие логического мышления
Вывод: в результате выполненной работы ребята закрепили понятие «если …то» на практике с использованием компьютера и программной среды «Конюх»
Х. Итоги урока.
Выставление оценок: первые три ученика, которые правильно справились с заданием, получают оценку.
Гимнастика для глаз
Сообщение домашнего задания
1. Придумать и записать по три логичных (правильных), нелогичных (неправильных), простых и сложных высказывания.
2. Четверо друзей проводили свободное время по-разному: один читал книгу, другой слушал радио, двое смотрели телевизор. Как проводил время Игорь, если Витья читал книгу, а Дима с Игорем и Леша с Димой проводили свободное время по-разному.