Статья на тему: Коллаборативная среда на уроках информатики

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК Войнова О.Б.,

1111111111 КГУ СОШ №9 г. Семей, учитель информатики

Каримова А.К.,

КГУ СОШ №9 г. Семей, учитель информатики


КОЛЛАБОРАТИВНАЯ СРЕДА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ



Коллаборативное обучение является стратегией и структурой обучения, которое адаптируется через различные занятия и активную деятельность.

Недостаточный уровень мотивации к обучению является одной из основных проблем снижения уровня качества знаний учащихся. К сожалению, это коснулось и информатики, а ведь еще несколько лет назад интерес к предмету был выше.

В чем же проблема? В уровне доступности персональных компьютеров, в появлении различных девайсов, которые стали общедоступными? А может быть проблема в том, что спектр интересов учащихся шире, чем его освещает учитель и чаще выходит за рамки предлагаемой программы? Почему на вопрос «Как прошел урок?» часто слышится «Скучно»?

Пытаясь ответить на эти вопросы, мы выяснили, что многие учителя считают залогом успешности на уроке соблюдение тишины как возможность сконцентрироваться и собраться с мыслями. Некоторые уверены, что быстрый правильный ответ на поставленный вопрос является показателем качественного усвоения материала урока. Более детально понаблюдав за поведением учащихся на своих уроках, мы сделали обратный вывод: добившись тишины, мы лишили учащихся общения в разумных пределах и некоторые из них «уснули», утратив интерес к учебному процессу. Организовав в конце урока фронтальный опрос по изученной теме, мы услышали быстрые, четкие, правильные ответы, но через две недели на итоговом уроке по разделу оценки оказались ниже ожидаемых именно у тех ребят, которые «не спали». В чем же парадокс? Видимо в том, что традиционные формы урока не способствуют развитию долговременной памяти. Лучше будет усвоен тот материал, который ученик добудет сам, нежели тот, который ему дадут в готовом виде, в четко ограниченном объеме. Искать же лучше и продуктивней в компании, то есть, работая в группе, в коллективе. «Спасением» для нас стала коллаборативная среда. Почему именно эта форма? Потому что, как известно, истина рождается в споре. Спор в тишине сложно представить. Мы разрешаем разговаривать громче, так как это позволяет узнать, как ребята усваивают информацию, как развивается ход их мысли. А им становится от этого на уроке комфортно, так как их никто не одергивает, они полностью поглощены изучением темы. Шум для нас стал более важным, чем некогда тишина на уроке.

Коллаборативное обучение является стратегией и структурой обучения, которое адаптируется через различные занятия и активную деятельность. Существует немало различных моделей коллаборативного обучения, и их основными отличительными особенностями: работа учащихся лицом к лицу в группах, где каждому отведена определенная роль, каждый вносит свой вклад для достижения учебной цели и раскрывает свою индивидуальность.

Совместная работа в коллаборативной среде отлично развивает активность учащихся, изменяет способ их мышления, способствует воспитанию социальных и моральных навыков: умение работать в команде, принимать групповое решение и нести за него ответственность, стремиться получить новые знания.

В развитии коллаборативной среды большую роль играет учитель: он способствует, содействует, создает благоприятные условия - становится фасилитатором. [infourok.ru/material.html?mid=36865 - Бухарбаева Э.С.]

Учителя должны поддерживать эффективную работу групп и способствовать достижению положительных результатов.

Работа с классом должна включать обсуждение того, что будет достигнуто, и, что планируется узнать, и как обучение всего класса связано с заданиями для работы в группах. В ходе обсуждения необходимо напоминать учащимся о навыках, стратегиях и правилах, которые они должны использовать.

Вмешательство учителя должно быть деликатным и смоделировать практику, рекомендуемую учащимся. Для обеспечения совместной работы групп, возможно, на начальных этапах потребуется больше поддержки со стороны учителя.

По окончании занятия учитель должен стимулировать учащихся к размышлению над процессом и результатами групповой работы.

Групповая деятельность предполагает решение более сложных задач, чем те, которые могут решаться индивидуально. Любая команда должна руководствоваться общим сводом правил, которые должны знать и понимать все ее члены. Это необходимо для того, чтобы каждый член группы знал, что от него ожидают, как будет распределяться и поддерживаться работа, и каким образом будут достигнуты результаты.

Создавая группы, важно помнить о том, что любому вновь сформированному коллективу людей требуется время для привыкания и приспособления к особенностям характера, навыкам и стилю работы друг друга. Для качественной групповой работы запланированные задания и практическая деятельность должны быть построены тщательно продуманы, ведь это является важным условием эффективной работы в группах, развития обучения, мышления. [collegy.ucoz.ru/load/3-1-0-6022 - О.Шаранова]

Хорошо организованная групповая работа способствует развитию социального взаимодействия между учащимися, навыков эффективного общения и решения проблем. Это, в конечном итоге, стимулирует учащихся к активному участию в собственном обучении.

Работа в группах эффективна, когда она стимулирует учащихся к обдумыванию и обсуждению полученной информации, оспаривать и понимать мнения других.

Для достижения максимальные преимущества от групповой работы учителям и учащимся важно соблюдать правила групповой работы:

  • уметь работать с каждым;

  • уметь слушать;

  • понимать долю своей ответственности;

  • принимать активное участие в работе;

  • распределять задачи внутри группы;

  • использовать сильные стороны каждого;

  • помогать друг - другу;

  • соблюдать регламент работы;

  • подчинять личные потребности целям группы;

  • вести отчетности (делать записи);

  • оценивать творческую работу группы;

  • соблюдать правила групповой работы.

Какие же приемы работы оказались наиболее популярными в коллаборативной среде? Это создание кластера: как от каждой микро-группы, так и от всего класса в целом, когда каждый представитель должен подходить и вносить в него информацию определенного рода. Например, для того, чтобы понять, какая форма выполнения задания, по мнению ребят, может оказаться эффективнее, каждый мог подойти и написать на кластере, например такую фразу «А я бы сделал так…», «Я считаю, что лучше…», «Интереснее, если…». Такие коллективные кластеры хорошо анализировать и после этого вносить возможные коррективы в предлагаемые ребятам задания.

Любят ребята исполнять роль путешественника. После того, как класс поделится на группы, в каждой из них выбирается путешественник. В его арсенале ручка и чистый лист бумаги, допускается использование фотоаппарата, видеокамеры, диктофона. Путешественник свободно перемещается от группы к группе и всеми возможными способами старается запечатлеть как можно больше информации по изучаемой теме. В качестве домашнего задания путешественники должны систематизировать собранные сведения и сделать отчет о путешествии с определенными выводами по теме. Форма отчета произвольная: видеоролик, презентация, кластер, конспект. Главное - защитить свою работу и получить оценку ребят, которые изучали тему более традиционным способом. Практика показала, что роль путешественника чаще всего выбирают ученики-одиночки, которым подобная работа помогает влиться в коллектив, или ребята с синдромом «отличника», считающие себя максималистами во всем: знают много, расскажут много, соберут много. Таких ребят невысокие оценки одноклассников нередко огорчают, но и заставляют в следующий раз работать тщательнее.

Большой популярностью пользуется прием «Сказочники». Ребятам предлагается сочинить сказку на определенную тему, например, «Жила-была антивирусная программа…». И начинается творчество… В итоге от каждой группы звучит сказка, через которую красной нитью должна проходить суть раскрываемой темы. Второй вариант «Сказочников» работает несколько иначе. Вначале внутри группы проводим «мозговой штурм» по предложенной теме. После этого ребята вытягивают порядковые номера и произносят по одному предложению по порядку. Смысл излагаемой темы при рассказывании сказки не должен быть утерян. И третий вариант: придуманную сказку нужно будет изобразить, но заранее ребята об этой части «сказки» не знают.

Подобные заданию накладывают отпечаток творчества на самые «сухие» темы программы и помогают усвоить материал качественнее и продемонстрировать более высокий уровень знаний.

Однако, говоря об организации коллаборативной среды на уроках информатики, следует отметить и возникающие сложности. Среди них: необходимость четкой формулировки заданий, что приведет к выравниванию темпа работы учащихся (лимита урока в 45 минут ни всегда хватает); обратить внимание на то, что ни все дети, особенно в начале, чувствуют себя комфортно и раскрепощенно рядом с лидерами, которые подавляют инициативу и берут на себя основную часть работы. Четче вырабатывать критерии взаимного оценивания, развивать в ребятах навык «отключать» личную симпатию или антипатию, которая может играть главенствующую роль при выставлении оценок друг другу.

Нельзя останавливаться на достигнутом. Необходимо продолжать совершенствовать свое педагогическое мастерство, учесть все плюсы и минусы, чтобы тот положительный настрой, который есть и у нас, учителей, и у детей, не пропал, чтобы новые уроки не превратились в стандартные и не интересные.

Список используемых источников:


  1. infourok.ru

  2. collegy.ucoz.ru

© 2010-2022