Рабочая программа по информатике 10 класс

Рабочая  программа  по   информатике  составлена  на  основе  Федерального  компонента  Государственного  образовательного  стандарта  общего  образования,   учебного плана, программа для общеобразовательных учреждений по информатике 10-11 класс. А.Г. Гейн, М. Просвещение , 2009и  учебника  для  общеобразовательных  учреждений  под  редакцией А.Г.  Гейн «Информатика и ИКТ 10 класс», Москва «Просвещение», 2012г.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Ключи-Булакская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

______________/Рязанова И.С./

Протокол № 1

от «____» сентября 2014г

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________/Бухтиярова Н.Н./

«____» сентября 2014г

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________________/Рябцева Е.Д./

Приказ №___

от «____» сентября 2014г









Рабочая программа

по информатике в 10 классе


2014-2015 учебный год



Составитель:

Рязанова Инна Сергеевна,

учитель физики, информатики и математики





с.Ключи-Булак

2014г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года), учебного плана МКОУ «Ключи-Булакская СОШ» на 2014-2015 учебный год, программа для общеобразовательных учреждений по информатике 10-11 класс. А.Г. Гейн, М. Просвещение , 2009 и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Г. Гейн «Информатика и ИКТ 10 класс», Москва «Просвещение», 2012г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения информатики, которые определены стандартом.

Цели изучения информатики:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Для реализации учебной программы используется учебно-методический комплект, включающий:

1. Информатика и ИКТ. 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.Г. Гейн-М.: «Просвещение», 2012г.

2. Информатика и ИКТ. задачник 1--11 классы/ А.Г. Гейн-М.: «Просвещение», 2010г.

3. Задачник-практикум по информатике и информационным технологиям. 7-11 класс. Гейн А.Г. Юнерман Н.А.. М.: Просвещение, 2008.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, практические и контрольные работы, тесты) и устный опрос.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса информатики 10 класса ученик должен:

знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и функции операционных систем;

уметь:

  1. оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  2. распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  3. оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  4. иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  5. создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

  6. наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

  7. соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков по информатике

Оценка практических работ

Оценка «5»

  • выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;

  • проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;

  • соблюдает правила техники безопасности;

  • в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;

  • правильно выполняет анализ ошибок.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если

• работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;

• в ходе проведения работы были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если

• работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;

• работа проводилась неправильно.

Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся

• правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;

• правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;

• строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;

• может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если

• ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;

• учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся

• правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

• умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;

• допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;

• допустил четыре-пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка тестовых работ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся

• выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;

• допустил не более 2% неверных ответов.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).

Оценка 3 ставится, если учащийся

• выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;

• если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.

Оценка 2 ставится, если

• работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;

• работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.

















Учебно-тематический план

№ п/п

Тема раздела

Количество

часов

Контрольные работы

Практические работы

1.

ИНФОРМАЦИЯ И ЕЁ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКА

9

1

4

2.

МОДЕЛИРОНИЕ КАК ОСНОВА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРА

11

1

4

3.

АЛГОРИТМЫ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6

2

5

4.

ОСНОВЫ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

7

1

3

5

ПОВТОРЕНИЕ

2

1


Итого

35

6

16


Содержание по предмету

1. Информация и ее представление средствами языка

1.1. Информация и информационные процессы

Роль информации в жизни общества. Исторические аспекты хранения, преобразования и передачи информации. Текстовая и графическая информация. Необходимость применения компьютеров для обработки информации. Обыденное и научно-техническое понимание термина «информация». Понятие канала связи.

Кодирование информации. Понятие двоичного кодирования. Кодовые таблицы. Измерение количества информации: различные подходы. Единицы количества информации. Архивирование данных.

Особенности обработки информации человеком. Методы свертывания информации, применяемые человеком. Информационная грамотность личности. Информатизация общества и ее основные следствия. Защита от негативного информационного воздействия. Право в информационной сфере. Защита информации.

1.2. Организация вычислений с помощью компьютера

Приложение «Калькулятор».

Понятие электронной таблицы; типы ячеек электронной таблицы; заполнение электронной таблицы данными и формулами; основные операции, допускаемые электронными таблицами.

1.3. Системы хранения и поиска данных

Хранение данных в информационно-поисковых системах (ИПС). Базы данных. СУБД и ее функции. Поиск, замена и добавление информации. Запросы по одному и нескольким признакам. Решение информационно-поисковых задач.

1.4. Обработка текстов и изображений с помощью компьютера. Мультимедиа технологии.

Текстовый редактор: его назначение и основные функции. Работа с текстовым редактором.

Гипертекст. Браузеры. Элементы HTML.

Машинная графика; графический экран; система координат; цвет; графические примитивы; основные операции редактирования изображений.

Презентации. Компьютерные средства создания презентаций.

Работа со звуком. Создание информационных объектов средствами мультимедиа технологий.

2. Моделирование как основа решения задач с помощью компьютера

2.1. Информационные и компьютерные модели

Понятие модели объекта, процесса или явления. Понятие моделирования; связь моделирования с решением «жизненной» задачи. Виды моделей. Информационные и математические модели.

Существенные и несущественные факторы. Процесс формализации. Понятия хорошо и плохо поставленной задачи. Место формализации в постановке задачи.

Понятие системы. Системный подход к построению информационной модели. Графы как средство описания структурных моделей. Фактографические модели.

Статические и динамические системы. Модели неограниченного и ограниченного роста.

Детерминированные и вероятностные модели. Датчики случайных чисел. Метод Монте-Карло.

Модели искусственного интеллекта. Понятие экспертной системы. Логико-математические модели. Алгебра высказываний. Отношения и предикаты

Понятие компьютерной модели. Выбор компьютерной технологии для решения задачи.

Понятие адекватности модели. Нахождение области адекватности модели. Этапы решения задач с помощью компьютера: построение компьютерной модели, проведение компьютерного эксперимента и анализ его результатов. Уточнение модели.

2.2. Информатика в задачах управления

Понятие управления объектом или процессом. Потоки информации в системах управления. Общая схема системы управления. Задача управления. Управляющие воздействия в задачах управления. Управление по принципу обратной связи.

Прогноз состояния системы как управляемого объекта. Неоднозначность выбора способа управления в моделях задач управления.

Игра как модель управления. Дерево игры. Стратегии.

2.3. Методы вычислений, используемые при компьютерном моделировании

Метод рекуррентных соотношений. Метод деления пополам. Методы поиска функции, приближенно описывающей экспериментальные данные. Методы исследования процессов, смоделированных с помощью компьютера (управление процессами, определение в компьютерном эксперименте границ нормального протекания процесса и т.д.).

3. Алгоритмы как средство управления и организации деятельности

3.1. Алгоритмы и исполнители

Понятие алгоритма. Понятие исполнителя алгоритма. Примеры алгоритмов и исполнителей.

3.2. Алгоритмические конструкции

Понятие ветвления. Применение алгоритмов с ветвлениями.

Понятие цикла в форме «пока» и «для каждого». Применение циклических алгоритмов.

Понятие вспомогательного алгоритма, заголовка, аргументов и результатов вспомогательного алгоритма. Локальные и глобальные переменные вспомогательного алгоритма. Применение вспомогательных алгоритмов. Метод пошаговой детализации.

3.3. Организация данных

Переменные и действия с ними. Операция присваивания. Типы переменных: числовые типы, строковый и логический (булевый). Операции над числовыми переменными. Операции над строковыми переменными. Операции над логическими переменными. Применение переменных разного типа при решении задач с помощью компьютера.

Понятия массива и его элемента. Операции над массивами. Применение массивов при решении задач.

3.4. Основы языка программирования

Язык программирования как одно из средств «общения» с компьютером. Реализация основных способов организации действий в языке программирования, реализация в нем основных способов организации данных.

4. Основы вычислительной техники

4.1. Представление информации в компьютере

Представление информации в компьютере. Системы счисления. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы. Действия с числами в двоичной системе. Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую.

4.2. Основы микроэлектронной и микропроцессорной техники

Понятие об аппаратном интерфейсе. Контроллер. Понятие об оперативной памяти, внешних накопителях, устройствах сбора, передачи цифровой информации.

Функциональная организация компьютера. Логические элементы. Управление памятью и внешними устройствами. Представление информации в компьютере.

4.3. Системное программное обеспечение

Файл и файловые системы. Графический интерфейс для работы с файлами.

Понятие об ОС и программах-оболочках. Простейшие системные работы в конкретной ОС. Системные стандартные программы.


Список литературы

1. Информатика и ИКТ. 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.Г. Гейн-М.: «Просвещение», 2012г.

2. Информатика и ИКТ. задачник 1--11 классы/ А.Г. Гейн-М.: «Просвещение», 2010г.

3. Задачник-практикум по информатике и информационным технологиям. 7-11 класс. Гейн А.Г. Юнерман Н.А.. М.: Просвещение, 2008.





Календарно-тематическое планирование

п/п

Раздел, тема урока

Кол-во

часов

Дата

план

факт

1

Информация. Информационные процессы. Техника безопасности в кабинете информатики.

1

2

Язык как средство сохранения и передачи информации. Кодирование информации.

1

3

Универсальность двоичного кодирования. Кодирование информации.

1

4

Понятие информационной модели.

1

5

Системный подход в моделировании.

1

6

Системный подход в моделировании.

1

7

Алгоритмы и их свойства.

1

8

Алгоритмы и их свойства.

1

9

Основные направления информатики Контрольная работа по теме «Информатика как наука»

1

10

Декларативная и процедурная информация.

1

11

Простейшие базы данных.

1

12

Вспомогательный алгоритм.

1

13

Метод пошаговой детализации. Понятие подпрограммы.

1

14

Рекуррентные и рекурсивные алгоритмы.

1

15

Обработка массивов.

1

16

Метод деления пополам. Количество информации.

1

17

Решение уравнений методом половинного деления..

1

18

Моделирование процессов живой и неживой природы. Контрольная работа по теме «Информационная деятельность человека и использование в ней компьютерных технологий»

1

19

Моделирование физических процессов

1

20

Моделирование процессов в биологии. Вероятностные модели

1

21

Датчики случайных чисел и псевдослучайные последовательности.

1

22

Моделирование случайных процессов. Метод Монте-Карло.

1

23

Контрольная работа по теме «Моделирование процессов живой и неживой природы».

1

24

Высказывания. Операции над высказываниями.

1

25

Алгебра высказываний.

1

26

Отношения. Предикаты. Кванторы.

1

27

Экспертные системы.

1

28

Реляционная модель экспертной системы.

1

29

Контрольная работа по теме «Логико-математические модели».

1

30

Понятие управления.

1

31

Задачи управления.

1

32

Понятие обратной связи. Построение управления по принципу обратной связи.

1

33

Глобальные модели. Контрольная работа по теме «Информационные модели в задачах управления»

1

34

Итоговая контрольная работа.

1

35

Повторение.

1





© 2010-2022