- Преподавателю
- Информатика
- Статья Применение проектной деятельности на уроке информатики
Статья Применение проектной деятельности на уроке информатики
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Чертова О.В. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Применение проектной деятельности на уроке информатики
Учитель информатики
МКОУ «СОШ № 9 города Аши Челябинской области
( с профессиональным обучением)»
Чертова О.В.
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир»
А. Дистервег
Сегодня одной из главнейших задач современной школы является развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации. Ученик должен уметь самостоятельно получать информацию, обрабатывать её, анализировать результаты обработки. Современное обучение должно ориентироваться на его интересы и потребности, основываться на личном опыте ребенка. Учащийся не должен быть объектом педагогического воздействия, а должен быть субъектом познавательной деятельности. Результатом работы учителя должна быть активная, творческая деятельность обучающегося. А этого можно достичь, используя на уроках, например, метод проектов. И предмет «Информатика и ИКТ» в этом плане находится в выигрышной ситуации. Во-первых, изучается достаточное количество тем, где учащиеся могут проявить свое творчество и самостоятельность. Во-вторых, на уроках используется компьютеры, что вызывает у детей большой интерес.
Именно поэтому ведущую роль в своей деятельности отвожу проектной технологии, предполагая что, если метод проектов применять спланировано и постоянно, то будут созданы условия для:
-
формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;
-
повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанных с реальной жизнью;
-
развития речи учащихся;
-
развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
-
более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.
Основной задачей проекта на уроке информатики является осуществление межпредметных связей и получение знаний (как по программе, так и сверх нее) через взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем. Проект, как правило, представляет собой коллективную форму деятельности. Составление перечня вопросов, определение задач работы, выбор методов изучения данной темы, способа презентации проекта осуществляются в процессе коллективного обсуждения. Тогда же намечается личная роль каждого участника проекта в решении общей задачи. Учитель включается в обсуждение и принимает участие в вынесении решения в качестве старшего товарища, который предлагает, а не диктует. Это означает, что учитель должен четко контролировать все этапы проекта. При недостаточном контроле в процессе работы над проектом возможна непроизвольная, случайная замена поставленных задач на какие-либо другие и, как следствие, выход на незапланированный результат. Это досадная, но не грубая ошибка, так как проект все равно выполняет свою функцию: учащиеся осуществляют самостоятельную поисковую деятельность, включая в работу различные учебные дисциплины. В случае замены задачи учителю необходимо помочь учащимся определить момент, когда это произошло, и провести тщательную оценку причин замены. Это поможет усилить самоконтроль учащихся при работе над следующим проектом и избежать подобной ошибки в будущем
Работа над проектами проходит в несколько этапов:
-
Подготовка к работе над проектом.
-
Выбор темы.
-
Постановка цели и задачи проекта.
-
Поиск информации различными способами.
-
Поиск иллюстраций.
-
Разработка структуры презентации.
-
Разработка дизайна кадров.
-
Подготовка к защите проекта
-
Презентация проектов. (Защита)
Среди достоинств проектной деятельности можно выделить следующие:
-
Умение работать в коллективе.
-
Брать ответственность за выбор решения на себя.
-
Разделять ответственность с другими.
-
Демонстрация энтузиазма.
-
Создание условий для конкретного воплощения творческих идей.
-
Предоставление ребенку свободы выбора темы, методов работы.
-
Работу над проектом можно продолжать неопределенное время, так как появляются новые мысли и идеи.
-
Связь информатики с другими школьными предметами и поиск информации за пределами учебного заведения.
Существует несколько видов проектов. Один из видов - творческие проекты, которые применяются в качестве повторения или обобщения пройденного материала. Основной целью таких проектов является формирование креативного мышления учащихся. Причем проекты могут быть небольшими, рассчитанные на один - два урока. Или более длительными, рассчитанные на определенный срок и выполняются в рамках самостоятельной работы дома.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. С учащимися определяются желаемые, планируемые результаты, проговариваются некоторые требования к проекту (наличие определенных элементов в работе, в зависимости от изучаемой темы). Например, при изучении темы «Создание презентации» требуется использование в проекте гиперссылок и анимации.
Работа строится по определенной системе. Сначала даются базовые теоретические знания, затем учащиеся на практических занятиях работают с шаблонами, а уже после нескольких уроков, в зависимости от темы, выполняют свои творческие проекты, направленные на применение полученных знаний и умений. Работа может быть организована как групповая, так и индивидуальная.
На уроках «Информатики и ИКТ» метод творческих проектов используется во всех классах с 5 по11-ый.
Например, при изучении темы «Устройство компьютера» учащиеся свой проект реализуют в виде информационных буклетов, созданных в текстовом редакторе. Данный проект является итоговым уроком по теме, выполняется в парах. Ученики дома подбирают нужные им картинки устройств ПК, находят соответствующую информацию по этим устройствам, продумывают дизайн буклета, а на уроке все это систематизируют и готовят защиту. Во время защиты проектов, выясняются новые понятия, задаются вопросы. Таким образом, обобщаются теоретические знания по устройствам компьютера и проверяются умения работать в текстовом редакторе. Кроме этого приобретается опыт публичного выступления.
При изучении темы «Разработка Web-сайтов с использованием языка HTML» учащиеся сначала создают базовый сайт по заданиям учебника Н.Д. Угриновича, а затем, разрабатывают свой мини-сайт на интересующую их тему. Как правило, данный проект вызывает интерес у учащихся, они креативно продумывают не только содержание Web-страничек, но и дизайн своего будущего сайта: стараются сделать его ярким и привлекательным.
Во время изучения разделов «Графическая информация», создаются коллажи, рисунки, посвященные какой-либо теме, анимационные открытки, небольшие анимационные сюжеты на свободную тему. В связи с доступностью цифровых фотоаппаратов, возросла потребность в изучении практических приёмов работы с изображениями на компьютере. С помощью ретуширования отсканированных фотографий создаются коллажи.
Таким образом, метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, дети с удовольствием выполняют творческие проекты. Также позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся. Каждый трудится в своём темпе, формируются универсальные учебные навыки. Проектная деятельность позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им учитель, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни. В итоге оценка ученикам выставляется не за воспроизведение ранее изученного материала, а за умение применить свои знания и навыки в новом качестве.
В завершении хочется сказать, что использование любых видов проектов, как на уроке, так и вне его повышает интерес у школьников к предмету информатики, помогая осознать фундаментальность изучаемого курса.
Литература:
-
Информатика 9-11 классы. «Проектная деятельность учащихся»: Э.С.Ларина. Издательство «Учитель» Волгоград. 2009г.
-
Кудряшова Е.М. Организация проектной работы учащихся на уроке информатики / Педагогический процесс как культурная деятельность: Сборник материалов и тезисов докладов V международной научно-практической конференции 4-7 октября 2005 года, Т2. - Самара: Изд-во самарского научного центра РАН, 2005.
-
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000
-
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. - М.: "Академия", 1999.
-
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
-
Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. - М., 2004.