Рабочая программа по информатике 6 класс Босова

Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №4

Бутурлиновского муниципального района Воронежской области


«Рассмотрено» на заседании МО

Учителей __________________

Руководитель МО

Протокол № ___ от

«___» ____________ 2014г.

«Согласованно»

Заместитель директора школы по

УВР

_______________

«___» ________________ 2014

«Утверждаю»

Директор школы

_________________ Плужник В.В.

Приказ № ______ от «___»____2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По предмету: « Информатика и ИКТ»

Класс: 6

Учитель: Ряснянская Ольга Владимировна

Количество часов по предмету: 34 часа
















2014 год

Пояснительная записка.

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования на только на усвоение обучающими определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. В настоящее время, преимущественно за счёт регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», предполагающая его непрерывное изучение во II-XI классах.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в VII-IX классах, но, за счёт регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в V-VII классах.

Данная программа соответствует рабочей программе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования и составлена на основе авторской и Примерной программы с учётом требований Государственного образовательного стандарта.

Изучение информатики и ИКТ в VI классе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование обще учебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

  • формирование у учащихся навыков информационно- учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;

  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

  • развитие познавательных , интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

В основу курса информатики и ИКТ для VI класса положены следующие идеи:


  • целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в XII-IX ( основной курс) и X-XI( профильный курс) классах;

  • научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учётом возрастных особенностей обучаемых);

  • практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на форматирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

  • дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике;

  • развивающее обучение - обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщённых способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.

Содержание тем курса информатики и ИКТ для XI класса.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, в неделю 1час,

1.Компьютер и информация ( 11ч.)

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки. Как информация представляется в компьютере или цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счёта и систем счисления. Единицы измерения информации.

Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа №1 « Работаем с файлами и папками».

Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым редактором Word».

Практическая работа №3 « Редактируем и форматируем текст. Создаём надписи».

Практическая работа №4 « Нумерованные списки».

Практическая работа №5 «Маркированные списки».

2. Человек и информация (24 ч.)

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношение между понятиями. Определения понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №6 « Создаём таблицы»

Практическая работа №7 « Размещаем текст и графику в таблице»

Практическая работа №8 « Строим диаграммы»

Практическая работа №9 « Изучаем графический редактор Paint»

Практическая работа №10 « Планируем работу в графическом редакторе»

Практическая работа №11 « Рисуем в редакторе Word»

Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему»

Практическая работа №13 «PowerPoint часы»

Практическая работа №14 «PowerPoint. Времена года»

Практическая работа №15 «PowerPoint. Скакалочка»

Практическая работа №16 « Работаем с файлами и папками»

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе в области информатики и ИКТ в VI

Рабочая программа курса «Информатика» для 6-х классов предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график); передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичного выступления. В области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации и участия в коллективной деятельности, постановка общей цели и определение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • требования к организации компьютерного рабочего места, виды информации по способам её восприятия, по формам представления на материальных носителях, назначение компьютера и его применение для обработки, основные и дополнительные устройства, виды памяти;

  • основные понятия: программное обеспечение, операционная система, прикладные программы, файл, основные операции с файлами, форму представления информации в компьютере, знать объекты текстовой информации;

  • виды систем счисления;

  • правила перевода из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора, как копировать и форматировать текст и его фрагменты, редактировать и форматировать текст, создавать надписи;

  • способы кодирования изображения и способы кодирования информации; текстовую форму представления информации;

  • как человек познает мир через органы чувств;

  • об объектах, их существенных признаках, которые находят своё выражение в понятии;

  • как образуются понятия;

  • отличия текстового редактора и процессора, основные этапы подготовки текстового документа c графическими объектами на компьютере, правила ввода текста, приемы работы;

  • различия общих и единичных понятий, примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи;

  • возможности сравнения понятий, возможности графических редакторов, устройства ввода графической информации;

  • как определяется понятие; понятие классификации, признака классификации;

  • понятие суждений и их виды; понятие умозаключения и правила их получения;

  • определение алгоритма, его свойства: понятия исполнителя и сочинителя, формального исполнения алгоритма;

  • представление об исполнителях и системе команд конкретного исполнителя;

  • способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков;

  • правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков;

  • правила записи разветвленного алгоритма; обозначения блоков;

  • понятие цикла, его разновидности.

уметь:

  • соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ, различать виды информации по способам её восприятия и приводить примеры обработки информации на компьютере, определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

  • создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению;

  • приводить примеры различных систем счисления, запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание, сохранять документы в WORD;

  • приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления, выполнять базовые операции в процессоре WORD;

  • переводить из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора; копировать и форматировать текст и его фрагменты;

  • объяснять принципы двоичного кодирования графической информации;

  • кодировать и декодировать простейшее сообщение;

  • выявлять достоинства и недостатки представления информации в виде текст;

  • приводить примеры чувственного познания мира, строить таблицы в текстовом редакторе читать схемы и диаграммы, приводить примеры наглядной информации;

  • приводить примеры логических приёмов, обрабатывать графическую информацию в WORD;

  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов;

  • различать общие и единичные понятия, приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи;

  • приводить примеры равнения понятий по содержанию и объему;

  • приводить примеры данных логических отношений;

  • составлять план преобразования информации различными способами;

  • приводить примеры классификаций по определенному признаку;

  • приводить примеры различные виды суждений;

  • приводить примеры умозаключений;

  • приводить примеры алгоритмов;

  • составлять алгоритмы и записывать их различными способами;

  • составлять циклические алгоритмы;

  • работать в программе PowerPoint.



Учебно- методическое обеспечение:

  1. Босова Л.Л. Информатика для 6 класса. - М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007

  3. Босова Л.Л. Босова А.Ю. Уроки информатики в 7 классах: методическое пособие М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007















Учебно тематический план.

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на

Уроки

Тестовые работы

Практические работы

Контрольные работы

1

Объекты и системы

11

4

0

5

2

2

Информационное моделирование

15

7

0

8

0

3

Алгоритмизация

8

3

0

3

2

Всего:

34

14

0

16

4

Учебно- тематическое планирование по информатике для 6 класса

по учебнику Л.Л. Босовой « Информатики и ИКТ».

№ п/п

Тема урока

Ко-во часов

Тип урока

Форма урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Дата проведения



план факт

Объекты и системы - 11 часов

1

ТБ и организация рабочего места. Объекты окружающего мира.

Практическая работа №1

0.5



0.5

Комбинированный

Беседа. Зачёт по ТБ

Техника безопасности при работе на компьютере.

Объект, общее имя объекта, единичное имя объекта, свойства, действия, поведение, состояние объекта. Оформление рабочего стола, панель задач и ее свойства, рабочего стола, свойства компьютера

Как вести себя
в кабинете? Повторить основные понятия за 5 класс. Объекты и множества.

Цели: познакомить
с правилами поведения в на уроке информатики; учить слушать
Изменять свойства рабочего стола, панели задач, с объектов, упорядочивать объекты

Объяснение нового материала. Практическая работа

2

Компьютерные объекты.

1

Комбинированный

Беседа

Файлы и папки, размер файла, объекты ОС, единицы измерения информации

Что такое компьютерный объект?

Цели: научить определять свойства компьютерных объектов

Опрос

3

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».

Отношения объектов и их множеств

1

урок-исследование

Комбинированный

Практическая работа

Файлы и папки, размер файла, объекты ОС, единицы измерения информации. Разновидности объектов и их классификация. Отношения между множествами отношение «входит в состав»

Что такое компьютерный объект?

Цели: научить определять свойства компьютерных объектов. Отношение «входит в состав»;

Вспомнить основные навыки работы в графическом редакторе

Практическая работа

4

Административная контрольная работа

1

Контрольная работа


5

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора

1

урок-исследование

Практическая работа

Обработка графической информации. Исправление ошибок, дополнительные возможности, устройства ввода графической информации

проверить качество усвоения изученного материала

Практическая работа

6

Разновидности объектов и их классификация

1

Комбинированный

Беседа,

Разновидности объектов и их классификация. Отношения между множествами отношение «является разновидностью»

Научиться классифицировать объекты

Беседа

7

Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора

1

урок-исследование

Практическая работа

Обработка графической информации. Исправление ошибок, дополнительные возможности, устройства ввода графической информации

проверить качество усвоения изученного материала

Практическая работа

8

Системы объектов.

1

Комбинированный

беседа

дополнительные возможности, разнообразие систем, состав и структура, система «как черный ящик», система и окружающая среда

дать учащимся представление о системе объектов; проверить качество усвоения изученного материала

Беседа

9

Контрольная работа № 1 «Объекты окружающего мира»

1

Контрольная работа


10

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»

1

урок-исследование

Практическая работа

Создавать графические объекты. Редактировать группировать, копировать, размножать, разделять сложные объекты на составные части

Создание декоративной надписи, работа с фигурой «прямоугольник»

Практическая работа

11

Персональный компьютер как система

1

Комбинированный

беседа

Компьютер как подсистема и надсистема, понятие пользовательского интерфейса

познакомить учащихся с понятиями над- и под- системы

Опрос

Информационное моделирование - 15 часов

12

Как мы познаем окружающий мир

1

Комбинированный

беседа

Информация и знания, чувственное познание окружающего мира, абстрактное мышление

абстрактное мышление - что это?

беседа

13

Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы

1

урок-исследование

Практическая работа

Форматирование текста, основные навыки работы с фрагментом текста, вставка символов, отсутствующих на клавиатуре, работа с несколькими документами

вспомнить основные правила набора текста, ввод текста на английском языке, вставка и форматирование символов

Практическая работа

14

Понятие как форма мышления

1

Комбинированный

беседа

Понятие, как образуются понятия, определения понятия

Дать учащимся представление о понятии, анализе, синтезе, сравнении

Фронтальный опрос, беседа

15

Практическая работа №7 «Конструирование и исследование графических объектов»

1

Комбинированный

Практическая работа.

Создавать сложные объекты, конструировать и исследовать графические объекты в среде графического или текстового редактора

проверить качество усвоения изученного материала

Практическая работа.

Творческая работа

16

Информационное моделирование

1

Комбинированный

беседа

Модели объектов и их назначение, разнообразие информационных моделей

познакомить с моделированием и с основными элементами создания информационных моделей

беседа

17

Практическая работа №8 «Создание графической модели»

1

Комбинированный

Практическая работа

Создавать сложные объекты, конструировать и исследовать графические объекты в среде графического или текстового редактора

проверить качество усвоения изученного материала

Творческая работа

18

Знаковые информационные модели

1

Комбинированный

беседа

Словесное, научное, художественное описания, математические модели

модель, информационная модель, словесная информационная модель, стиль форматирования

Урок беседа

19

Практическая работа №9 «Создание словесной модели»

Практическая работа №10 «Создаем многоуровневые списки

0,5



0,5

Комбинированный

Практическая работа

Упорядочивать абзацы в лексикографическом порядке, разбивать текст на колонки, добавлять в документ колонтитулы, создавать и оформлять словесные модели, многоуровневые списки

проверить качество усвоения изученного материала

Практическая работа.

Творческая работа

20

Табличные информационные модели

1

Комбинированный

беседа

Табличная форма представления информации. Таблица типа «ОС», «ООС», вычислительные таблицы Решение логических задач

Сформировать представление о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации.

Визуализация данных

Тест, беседа, смешанный

21

Практическая работа №11 «Создание табличной модели»

1

Комбинированный

Практическая работа

Работать с таблицей, добавлять и удалять строки и столбцы, объединять ячейки, создавать различные таблицы, преобразовывать текст в таблицу и таблицу в текст

проверить качество усвоения изученного материала

Практическая работа.

Творческая работа

22

Практическая работа №12 «Создание вычислительных таблиц в текстовом процессоре»

1

Комбинированный

Практическая работа

Работать с таблицей, добавлять и удалять строки и столбцы, объединять ячейки, создавать различные таблицы, преобразовывать текст в таблицу и таблицу в текст, вычислять сумму чисел, строить табличные модели

научить вычислять сумму столбца и строки, создавать табличные модели

Практическая работа.

Тестирование

23

Графики и диаграммы

1

Комбинированный

Опрос

Графики, типы диаграмм: круговая, лепестковая, гистограмма

научится визуализировать информацию

Тестирование

24

Практическая работа №13 «Создание информационной модели»

1

Комбинированный

Практическая работа

Создавать графики и диаграммы, к готовым таблицам, представлять и анализировать информаци

проверить качество усвоения изученного материала

Творческая работа

25

Схемы

1

Комбинированный

Опрос, беседа

Многообразие схем. Модели на графах, использование графов при решение задач, схема, граф, сеть, дерево

наглядное представление состава и структуры системы

Тестирование

26

Практическая работа № 14 «Создание информационной модели»

1

Комбинированный

Практическая работа

Создавать графы, деревья, схемы, пользоваться инструментом «Надпись», строить разнообразные схемы

проверить качество усвоения изученного материала

Творческая работа

Алгоритмизация - 8 часов

27

Алгоритм. Исполнители алгоритма

1

Комбинированный

беседа

Понятие алгоритма, жизненные задачи, последовательность действий, исполнители алгоритмов, автоматизация, формальные исполнители

Дать понятие алгоритма? Алгоритм -модель деятельности, объект моделирования, формы представления алгоритмов, трассировка алгоритмов

урок беседа

28

Типы алгоритмов

1

Комбинированный

беседа

Блок-схема, программа, линейные алгоритмы, с ветвлениями, алгоритмы с повторениями

Формы записи и типы алгоритмов? научить записывать алгоритмы графическим способом

урок беседа, практическая работа

29

Контрольная работа « Алгоритмы»

1


30

Управлением исполнителем Чертежник

1

Комбинированный

беседа

Знакомство с Чертежником, пример алгоритма управления Чертежником «Чертежник учится», создание линейных алгоритмов.

овладеть навыками работы исполнителями Чертежник.

урок беседа, практическая работа

31

Практическая работа №15 «Создание линейной презентации

1

Комбинированный

Практическая работа

Инструменты рисования в программе создания презентаций

создать линейную презентацию обеспечить формирование у учащихся навыков и умений поиска нужной информации и использование её в практической деятельности

Творческая работа

32

Практическая работа №16 «Создание презентации с гиперссылками»

1

урок-исследование

Практическая работа

Использование макеты различных типов, понятие и создание гиперссылки, создание презентации имеющую разветвленную структуру

создать презентацию с гиперссылками обеспечить формирование у учащихся навыков и умений поиска нужной информации и использование её в практической деятельности

Творческая работа Итоговый контроль

33

Практическая работа №17 «Создание циклической презентации»



1

урок-исследование

Практическая работа

Организовывать циклическую презентацию, навыки работы с элементами рисования в приложении Power Point

создать линейную презентацию обеспечить формирование у учащихся навыков и умений поиска нужной информации и использование её в практической деятельности

Творческая работа Итоговый контроль

34

Административная контрольная работа

1




© 2010-2022