- Преподавателю
- Информатика
- Конспект урока по теме Табличное решение логических задач (5 класс)
Конспект урока по теме Табличное решение логических задач (5 класс)
Раздел | Информатика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Юричева О.Ю. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
5 класс
Тема урока: «Табличное решение логических задач».
Цель урока: обеспечить усвоение знаний о табличном решении задач; формировать практические умения решать логические задачи; развивать интеллектуальные способности учеников, логическое мышление, сообразительность; воспитывать целеустремленность, умение работать на результат.
Основные понятия: таблица, логическая задача.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы сотрудничества.
II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта учащихся
- Что называют таблицей?
- Что такое боковик?
- Что пишут в головке таблицы?
- Что такое прографка?
III. Сообщение темы, целей и задач урока
Задачи:
-
научиться решать логические задачи табличным способом;
-
выявить преимущества табличного способа решения логических задач.
IV. Мотивация учебной деятельности
- Где в реальной жизни, за пределами школы, я могу столкнуться с решением логических задач?
- Какие личные цели я ставлю перед собой на этот урок?
- Какова моя цель обучения в школе?
- Чего ожидают от меня родители?
V. Изучение нового материала
Переход от текстовой формы представления информации к табличной часто помогает решать достаточно трудные задачи. С помощью таблиц удобно фиксировать наличие или отсутствие связей между объектами. Например, при решении логических задач.
Красный, синий, желтый и зеленый карандаши лежат в четырех коробках по одному. Цвет карандаша отличается от цвета коробки. Известно, что зеленый карандаш лежит в синей коробке, а красный не лежит в желтой. В какой коробке лежит каждый карандаш?
Красный карандаш
Синий карандаш
Желтый карандаш
Зеленый карандаш
Красная коробка
-
-
+
-
Синяя коробка
-
-
-
+
Желтая коробка
-
+
-
-
Зеленая коробка
+
-
-
-
VI. Закрепление изученного материала
Игра «Эксперты». Ученики «вживаются» в образ экспертов по решению логических задач. Необходимо проверить правильность решения задачи, обнаруженные ошибки нужно исправить.
Пять простых шагов на пути поиска решения логических задач.
1. Составляйте таблицу, так как в таблице удаётся учесть все возможные варианты.
2. Внимательно читайте каждое утверждение, так как в каждом содержится что-то такое, что позволит вам исключить хотя бы один из вариантов.
3. Старайтесь отыскать ключевое утверждение, оно поможет развязать весь клубок.
4. После того как вы сравнили все утверждения и исключили из них те, вероятность которых была на поверхности, сравните утверждения между собой, установите связи и противоречия.
5. Решение можно найти простым методом последовательных исключений.
Чем больше будете тренироваться, тем лучше у вас это будет получаться. А теперь за дело.
Задача.
После соревнований бегунов на табло появилась надпись:
• Руслан не был вторым.
• Эдуард отстал от Руслана на два места.
• Ярослав не был первым.
• Галина не была ни первой, ни последней.
• Карина финишировала сразу за Ярославом.
Кто же победил в этих соревнованиях? Каково было распределение бегунов на финише?
Карточка с правильным ответом:
1 место
2 место
3 место
4 место
5 место
Руслан
+
-
-
-
-
Эдуард
-
-
+
-
-
Ярослав
-
-
-
+
-
Галина
-
+
-
-
-
Карина
-
-
-
-
+
Карточка с ошибкой:
1 место
2 место
3 место
4 место
5 место
Руслан
+
-
-
-
-
Эдуард
-
-
+
-
-
Ярослав
-
+
-
-
-
Галина
-
-
-
+
-
Карина
-
-
-
-
+
VII. Практическая работа «Создание таблиц»
-
Вводный инструктаж.
Повторение правил техники безопасности во время работы за компьютером.
Организация рабочего места. -
Самостоятельное выполнение практической работы.
Последовательность выполнения работы:
-
Включить компьютер.
-
Открыть текстовый редактор.
-
В текстовом редакторе создать таблицу, состоящую из 4 столбцов и 6 строк.
Существительное
Одушевленное/
неодушевленное
Собственное/
нарицательное
Род
Облако
Пользователь
Тула
Программа
Кошка
-
Заполнить таблицу.
-
Выделить и оформить таблицу, используя один из стилей (автоформатов) по своему усмотрению.
-
Сохранить файл в своей папке под именем Таблица_2.docx
-
Текущий инструктаж.
Проведение индивидуальных консультаций.
Контроль выполнения правил техники безопасности.
Контроль организации рабочего места.
-
Заключительный инструктаж.
Определение недостатков, допущенных в работе.
Обсуждение уровня самостоятельности при выполнении практической работы.
Анализ выполненной работы.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Можно ли сказать, что я научился решать логические задачи?
- Что на уроке у меня не получалось?
-Есть ли у меня чувство удовлетворенности от работы на уроке?
-Есть ли у меня желание и дальше решать логические задачи?
IX. Домашнее задание
По учебнику Л. Босовой: §9, №4 (п)