Модульные технологии в рамках ФГОС

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Информатика» Тинькова Елена Николаевна

Разработка и апробация ЭОР как элемент технологии модульного обучения на уроках информатики.

Развитие вычислительной техники и прежде всего персональных компьютеров и их программного обеспечения, происходит так стремительно, а ее внедрение во многие сферы профессиональной деятельности является такой всеохватывающей и необходимой, что предмет информатики и информационных технологий является стратегическим ресурсом общества, позволяющим экономить и развивать без потери времени человеческие ресурсы и направлять свои интересы в требуемом направлении.

Основная задача школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально поменять парадигму ученика и учителя в учебном процессе. Новая задача обучения состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Для решения этой задачи требуется такая педагогическая технология, которая бы обеспечила ученику развитие его самостоятельности, коллективизма, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Такой технологией является модульное обучение.

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному. Именно оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Модульный подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Из психологии используется рефлексивный подход. Накопленные обобщения теории и практики, оптимизация обучения - все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.

Основной перспективностью модульного обучения, является опережающее изучение теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности.

Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде системы учебных элементов. Из блоков-модулей как из элементов конструируется учебный курс по предмету. Элементы внутри блока-модуля взаимозаменяемы и подвижны. Освоение учебного материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности. Гибкость такого решения основана на вариативности уровней сложности и трудности учебной деятельности.

Поскольку модульное обучение в качестве одной из основных целей преследует формирование у ученика навыков самообразования, то весь процесс строится на основе осознанного целеполагания ближних знаний, умений и навыков, формирование средних общеучебных умений и навыков и перспективных событий, рассчитанных на развитие способностей личности. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Ведущая роль его сохраняется, но только в рамках отношений в системе "учитель-ученик". Здесь на помощь приходит ЭОР, Использование которого внутри модуля, позволяет сделать процесс овладения практическими навыками более глубокими и содержательными. Данный метод обеспечивает возможность выбора обучающимися пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, программирует с помощью ЭОР в модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления.

Модульные программы и модули строятся с учетом относительной самостоятельности элементов в модуле и реализацией обратной связи, при оптимальной передаче информации.

Модульная система организации учебно-воспитательного процесса, ориентируясь на развитие ребенка, предполагает в начале каждого цикла деятельности обязательность мотивационного этапа. Взаимосвязанные, они обеспечивают переход от знаний к умениям. Многократно повторяющаяся учебная деятельность учащихся в ходе самостоятельной работы на адекватном и индивидуализированном уровне сложности и трудности учебного материала переводит умения в навыки. На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя последовательности проблем, разрешение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений и навыков. Создание структуры деятельности является промежуточной задачей в формировании общей системы общеучебных умений и навыков, служащих развитию ребенка.

В модульном обучении существует специально созданная учебная программа, состоящая из целевого плана действий, банка информации и методического руководства по реализации дидактических целей и практических . Модульное обучение предоставляет обучающемуся возможность самостоятельно работать с этой программой, используя ее полностью или заменяя отдельные элементы в соответствии с потребностями обучаемого.

Целевой план действий - это последовательность освоения отдельных учебных элементов, модулей внутри целостной модульной программы, позволяющий спланировать достижение результата. Совокупность содержащейся в модулях информации, представленной различными средствами ее передачи, называется информационным банком. Под методическим руководством в модульном обучении понимаются варианты путей освоения учебного материала, включающие рекомендации по использованию различных форм, методов и способов учения, а также тесты для проверки его эффективности.

Можно выделить следующие отличия модульного обучения от других систем обучения:

  • содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных комплексах - модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по ее усвоению. Дидактическая цель формулируется для учащегося и содержит в себе указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения.

  • взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе осуществляется на принципиально иной основе - с помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня предварительного подготовленности к каждой педагогической встрече;

  • сама суть модульного обучения требует неизбежного соблюдения равноправных взаимоотношений между педагогом и обучающимся в учебном процессе.

Модульный подход имеет массу преимуществ по сравнению с традиционным учебным процессом, как для учащихся, так и для преподавателей.

Преимущества для учеников:

  • учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения модуля;

  • учащиеся могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности;

  • учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на преподавателе.

Преимущества для учителей:

  • учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах обучающихся;

  • учитель своевременно идентифицирует проблемы в обучении;

  • учитель выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления учащихся, активизации их внимания, мышления и памяти, активизации нужных реакций, оказании всевозможной помощи учащимся.

Основные трудности для учащихся:

  • ученики должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей;

  • ученики должны выполнять большой объем самостоятельной работы;

  • ученики сами несут ответственность за свое обучение.

Основные трудности для учителей:

  • учителям трудно изменить привычный образ мыслей и действий, так как им необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в достижении поставленных целей;

  • учителю необходимо изменить структуру и стиль своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого ученика.

Именно поэтому система моей работы направлена на разработку и применение системы модульных технологий, которая способствует белее быстрому усвоению и систематизации материала, развитию самостоятельности, мышления, и творческого потенциала, так необходимого в процессе формирования всесторонне развитой личности.

Теоретические основы системы работы.

Основная задача школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально поменять парадигму ученика и учителя в учебном процессе. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Для решения этой задачи требуется такая педагогическая технология, которая бы обеспечила ученику развитие его самостоятельности, коллективизма, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Такой технологией является модульное обучение.

Ведущей характеристикой модульного обучения - гибкость, т.е. способность оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся условиям.

Отличие модульного обучения от других систем обучения заключается в следующем:

  • содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах;

  • дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения;

  • меняется форма общения учителя и ученика, отношения становятся более паритетными;

  • ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.

При создании модульного урока следует выделять содержание трех уровней сложности:

-уровень компенсирующего обучения;

-уровень основного обучения;

-уровень углубленного обучения.

При этом дифферинциация содержания проведена по сложности и по объему усваиваемых научных понятий, формируемых умений и по содержанию используемой учащимися информации.

Модульная технология имеет следующие преимущества:

  • генерализация учебного материала, его разбивка на блоки-модули;

  • комплексное планирование задач урока;

  • оптимальная последовательность этапов;

  • дифферинцированный подход к учащимся;

  • максимальная индивидуализация продвижения учащихся в обучении;

  • усиление мотивации обучения;

  • самооценка и саморегуляция учащимися своих учебных достижений;

  • варьирование функции педагога от информационно-контролирующей до консультационно-координирующей;

  • адаптация к индивидуальным особенностям обучаемых за счет диагностики знаний и темпа усвоения;

  • гарантия запланированных конкретных результатов в обучении учащихся;

  • варьирование компонентов модуля согласно образовательным задачам.

Ведущая характеристика технологии - гибкость - способность оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся научно-техническим и социально-экономическим условиям.

Новым стимулом, резко повышающим мотивацию обучения становится реализация компонентов человеческого «Само…»

С

А

М

О

осознание

определение

выражение

утверждение

реализация

регуляция

Подготовка к вхождению в поисковую деятельность

Стимулирование поисковой деятельности

Активный поиск

Фиксация результатаМодульные технологии в рамках ФГОСМодульные технологии в рамках ФГОСМодульные технологии в рамках ФГОСМодульные технологии в рамках ФГОСМодульные технологии в рамках ФГОСМодульные технологии в рамках ФГОСМодульные технологии в рамках ФГОСМодульные технологии в рамках ФГОСМодульные технологии в рамках ФГОСМодульные технологии в рамках ФГОСМодульные технологии в рамках ФГОС

Результат: глубокая мотивация деятельности, самосознание собственной деятельности


Подготовка к вхождению в поисковую деятельность

Стимулирование поисковой деятельности

Активный поиск

Фиксация результатаМодульные технологии в рамках ФГОС

Модульные технологии в рамках ФГОС

Перестройка процесса обучения на модульной основе позволяет:

  • интегрировать и дифференцировать содержание обучения путём группировки модулей учебного материала, обеспечивающих разработку курса в полном, щадящем и углубленном вариантах;

  • осуществлять самостоятельный выбор учащимся того или иного уровня обученности и обеспечивать индивидуальный темп продвижения по программе;

  • сделать акцент в работе преподавателя на консультативно-координирующие функции управления познавательной деятельности учащихся;

  • сократить курс обучения без особого ущерба для полноты изложения и глубины усвоения учебного материала.

Учебная деятельность в технологической карте структурируется на учебные ситуации, задачи, учебные действия, контроль, оценку.

Процесс обучения стоится в согласии с процессом усвоения: новые знания проецируются на основные виды познавательной деятельности, что используется при решении задач.

Построение технологической карты урока.

Целевой план действий

Банк информации

Методическое руководство по достижению цели

Оценка деятельности учащегося

Модульные технологии в рамках ФГОСМодульные технологии в рамках ФГОСМодульные технологии в рамках ФГОС

Принцип модульности предполагает учет следующих психолого-педагогических закономерностей:

  • Учебный материал большого объема запоминается с трудом, но если он компактно расположен в определенной системе, то его восприятие облегчается;

  • Выделение в изучаемом материале смысловых опорных пунктов способствует эффективности его запоминания.

Структура модуля.

Вводные блоки

Прикладные блоки

Блок «Вход»

а) блок актуализации

б) исторический блок

в) блок обобщения

г) экспериментальный блок

д) проблемный блок

а) блок применения

б) блок стыковки

в) блок генерализации

г) блок углубления

д) блок ошибок

Блок «Выход»

Модульные технологии в рамках ФГОСМодульные технологии в рамках ФГОСМодульные технологии в рамках ФГОС

Опыт проведения модульных уроков в курсе информатики показывает перспективность этой педагогической технологии. Теперь учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение нового, а к тому, как лучше управлять деятельностью учеников. Учащиеся постепенно привыкают к модульным урокам и дают все более высокую оценку своей деятельности, деятельности своих товарищей, достижению поставленных целей.

Приемы и методы.

При разработке модулей следует исходить из известных принципов:

  • частные дидактические цели учебных элементов в своей совокупности обеспечивают достижение интегрированной цели модуля;

  • реализация интегрированных целей всех модулей, в свою очередь, приводит к комплексной дидактической цели модульной программы;

  • реализованная обратная связь - основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний. При этом входной и выходной контроль более жесткий, осуществляется учителем, а текущий и промежуточный (на стыке учебных элементов) - мягкий, проходит в виде само- и взаимоконтроля учащихся;

  • учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме;

  • при построении модуля соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация;

  • структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа.

Первый шаг - определение интегрирующей цели модуля.

Второй шаг - Разбиение на учебные элементы в соответствии с логикой того или иного типа учебного занятия.

Третий шаг - формулирование цели каждого учебного элемента.

Четвертый шаг - определение содержания каждого учебного элемента.

Пятый шаг - формулирование рекомендаций (советов) учащимся.

Опыт показал, что наиболее удобна следующая форма учебного элемента (УЭ).

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Советы учителя

Создание учебных модулей подчиняется системе требований к заданиям, к деятельности учащихся и учителя.

Задания осуществляют непрерывность внутрипредметных и межпредметных связей; дифференцированы по содержанию и уровню познавательной самостоятельности; проблемных, ориентируют на поиск проблем и их решений; отражают механизм усвоения знаний; включают повторение изученного (составление таблиц, сравнительных характеристик и т.д.); интегрируются целью модуля.

Деятельность учащегося проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности ученика на каждом занятии.

Изменяется принципиально деятельность учителя. Его главная задача - разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т. е., используя потенциал модульного обучения осуществляет рефлексивное управление обучением.

Составление технологической карты учителя - это один из вариантов тематического планирования на модульной основе. Карта имеет оптимальное строение: тема, цели, задачи, используемые блоки технологии и рекомендации по проведению отдельных элементов урока.

Технологические карты уроков - это конспекты уроков для учителя и индивидуальные программы уроков для учащихся. Они включают в себя:

  1. Целевой план действий для учащихся (планирование результатов деятельности учащихся на уроке)

  2. Содержание изучаемого материала в постановке конкретных вопросов, соответствующих программе курса

  3. Руководство по усвоению материала (виды деятельности учащихся, формы работы, способы добывания знаний, в результате чего учащиеся овладевают различными приемами самообразовательной работы)

  4. Указатель количества баллов, который помогает произвести самооценку знаний, умений и навыков, полученных на уроке.

  5. Блоки, в которых учебные элементы показывают последовательность выполнения заданий. Они связаны между собой логическим построением, требуют практической тренировки в формировании знаний, умений и навыков.

  6. Самоконтроль за ходом обучения на уроке выражается в подсчете заработанных баллов и самооценке.

  7. Рефлексия дает возможность учащимся оценить предлагаемые способы обучения, степень сложности; выразить удовлетворенность или неудовлетворенность самим собой.


© 2010-2022