- Преподавателю
- Информатика
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ «Занимательная наука информатика» 3 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ «Занимательная наука информатика» 3 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Аметова Л.Д. |
Дата | 03.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Содержание
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Информатика» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учебного плана с учетом авторской программы Н.В. Матвеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Понкратовой, Н.А. Нуровой учебного предмета "Информатика и ИКТ" разработана на основе учебно-методического комплекта "Информатика" для 2-4 классов - Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, 2012г.
Обучение информатике в начальной школе - это объективная потребность настоящего времени, очередной шаг в развитии общего образования, необходимость которого осознана еще не всеми.
Цели изучения курса информатики в начальной школе:
-
Развитие умения строить простейшие информационные модели и использовать их
при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов; -
Получение предметных знаний, умений и навыков, таких как умение создавать
с помощью компьютера простейшие тексты и рисунки, умение использовать электронные конструкторы, использовать компьютер при тестировании,
при организации развивающих игр и эстафет, при поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.; -
воспитание способностей школьника к адаптации в быстро меняющейся информационной среде ка: одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общеучебных и общекультурных навыков работы информацией.
Изучение информатики в 3 классе направленно на решение следующих задач:
-
Развитие коммуникативных умений и элементов информационной культуры, в основе которой лежат умения работать с информацией, осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу в процессе выполнения учебных задач);
-
Формирование основополагающих понятий информатики, таких как «действие
с информацией», «объект», «свойства объекта», «действия объекта», «элементный состав объекта», «характеристика объекта», «отношение объектов», «информационный объект» и др.; -
Фрмирование умения описывать объекты реальной действительности
с использованием понятий и терминов информатики; -
Развитие умения представлять информацию об объектах в разных видах и формах:
в виде чисел, текста, рисунков; -
Закрепление умения организовывать текстовые, графические и иные данные разными способами (в виде списков, таблиц, схем);
-
Развитие навыков использования информации и знаний при решении различных информационных задач;
-
Формирование навыков использования компьютерной техники и современных технологий для решения учебных и практических задач.
Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики
в средней и старшей школе, но и для успешного усвоения учебного материала по всем
изучаемым предметам в начальной школе.
Общая характеристика учебного предмета
Введение непрерывного изучения информатике - это необходимый шаг. Отвечающий потребностям времени.
Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:
• информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);
• информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
• источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
• работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
• средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение,
устройства мультимедиа);
• организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).
Обучение информатики строится на основе трех основных идей:
1. элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере;
2. разделения в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели;
3. формирования и развития умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т. д., т.е. описывать объекты реальной и виртуальной действительности в различных видах и формах на различных носителях информации.
Человек и информация
Человек и информация. Источник и приёмник информации. Искусственные и естественные источники информации. Носители информации. Что мы знаем о компьютере.
Действия с информацией
Немного истории о действиях с информацией. Сбор информации. Представление информации. Кодирование информации. Декодирование информации. Хранение информации. Обработка информации.
Объект и его характеристика
Объект. Имя объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Существенные свойства и принятие решения. Элементный состав объекта. Действия объекта. Отношения между объектами.
Информационный объект и компьютер
Информационный объект и смысл. Документ как информационный объект. Электронный документ и файл. Текст и текстовый редактор. Изображение и графический редактор. Схема и карта. Число и программный калькулятор. Таблица и электронные таблицы.
В состав УМК для третьего класса входят электронные образовательные ресурсы (ЭОР), предназначенные для организации компьютерного практикума в компьютерном классе или в обычном классе, в котором есть хотя бы один или два компьютера. ЭОР являются неотъемлемой составляющей УМК по информатике для третьего класса и не дублируют ни один из других элементов УМК.
Единый системный подход обеспечивает возможность неограниченного расширения, конструирования новых проектов, расширения и модификации содержания, форм представления учебного материала и видов работы с ним.
С помощью ЭОР могут быть решены следующие педагогические задачи:
• организация целенаправленного обучения работе на компьютере с помощью тренажера работы с мышью и клавиатурного тренажера;
• получение навыков выполнения необходимых операций в процессе выполнения содержательных заданий;
• повышение интенсивности и эффективности уроков информатики;
• обеспечение наглядности и вариативности изложения учебного материала;
• обеспечение активного взаимодействия школьников с учебным материалом, т. е. реализация деятелъностного подхода.
ЭОР организованы в виде уроков. Таким способом обеспечивается четкость и последовательность предоставления учебного материала пользователю. Появляется возможность систематического выполнения практических работ в связи с изучаемой на уроке темой и организации индивидуального подхода: пока один ученик выполняет одно задание, другой может за то же самое время выполнить два или три задания. В процессе их выполнения происходит не только получение и закрепление знаний, но и формируются навыки работы на компьютере. Важной особенностью такого подхода является непроизвольное формирование отношения к компьютеру не как к объекту изучения, а как к современному инструменту для работы с информацией.
Единая структура ЭОР для каждого класса, каждого параграфа и каждого задания удобна и формирует представление об иерархической структуре через опыт, что является наиболее целесообразным в начальной школе. Параллельно происходит формирование умения школьников пользоваться любым информационным объектом с многоуровневой структурой. Это умение относится к числу общеучебных.
В процессе работы над электронными заданиями ученик получает возможность активного, деятельностного усвоения знаний. В ходе выполнения компьютерных упражнений формируется и развивается способность мыслить и действовать самостоятельно, происходит формирование навыков принятия решения.
Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе, но и для успешного усвоения учебного материала по всем изучаемым предметам в начальной школе.
Компьютерный практикум
В 3 классе компьютерный практикум рекомендуется проводить с использованием электронного пособия. Время работы на компьютере 15 минут, после чего проводится зарядка для глаз.
Цель компьютерного практикума - научить учащихся начальной школы:
-
представлять на экране компьютера информацию об объектах различными способами:
в виде текста, рисунков, чисел;
-
выполнять элементарные преобразования информации - из ряда в список, из списка
в ряд, в таблицу, в схему;
-
работать с экранными «электронными» текстами и изображениями, используя текстовый и графический редактор;
-
производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора;
-
осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу электронной информации;
-
использовать указатели, справочники, словари для поиска нужной информации;
-
создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
-
находить нужную программу на Рабочем столе компьютера и запускать ее
на исполнение;
-
управлять экранными объектами с помощью мыши;
-
получить навыки набора текста с клавиатуры.
Место предмета в учебном плане
В соответствии ООН НОО и учебным планом МБОУ СОШ № 6 курс информатики со 2 по 4 класс по одному часу в неделю. Общий объем учебного времени составляет 102 часа. В третьем классе на изучение информатики отводиться 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Программой предусмотрено проведение 4 контрольных работ
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения предмета «Информатика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где информационное содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов»), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Информатика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения
в обществе.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Результаты обучения
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни отнестся:
-
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
-
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
-
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями;
-
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;
-
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
-
сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
-
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
-
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
-
моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
-
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
-
синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание
с восполнением недостающих компонентов; -
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
-
подведение под понятие;
-
установление причинно-следственных связей;
-
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
-
выслушивание собеседника и ведение диалога;
-
признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Содержание учебного предмета
В третьем классе происходит повторение и развитие учебного материала, пройденного во втором классе. Кульминационным моментом содержания в третьем классе является понятие объекта. Формируется представление об объекте как предмете нашего внимания, т.е. под объектом понимаются не только предметы, но и свойства предметов, процессы, события, понятия, суждения, отношения. Уже в третьем классе начинается серьезный разговор о компьютере, как системе об информационных системах.
Информация, человек и компьютер (6 часов)
Человек и информация
Источники и приемники информации
Носители информации
Компьютер
Действия с информацией (9 часов)
Получение информации
Представление информации
Кодирование информации
Кодирование и шифрование данных
Хранение информации
Обработка информации
Мир объектов (9 часов)
Объект, его имя и свойства
Функции объекта
Отношения между объектами
Характеристика объекта
Компьютер, системы и сети (10 часов)
Компьютер - как система
Системные программы и операционная система
Файловая система
Компьютерные сети
Информационные системы
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Тематическое планирование
Основные виды учебной деятельности учащихся
Информация, человек и компьютер
-Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме
-Смысловое чтение
-Установление причинно-следственных связей
-Извлечение необходимой информации
-Структурирование знаний
-Анализ объектов
-Обобщение
-Построение логических цепочек, рассуждений
Действия с информацией
-Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме
-Смысловое чтение
-Анализ описательных примеров
-Установление причинно-следственных связей
-Поиск и выделение необходимой информации
-Способность к волевому усилию
-Обобщение информации
-Применение методов информационного поиска
-Построение логических цепочек, рассуждений
-Выдвижение гипотез и их обоснование
-Определение основной и второстепенной информации
-Смыслообразование
Мир объектов
-Моделирование
-Структурирование знаний
-Классифицировать понятия
-Построение логических цепочек рассуждений
-Установление причинно-следственных связей
-Рефлексия действий
-Умение работать с текстом
-Построение логических цепочек, рассуждений
-Анализ и обобщение информации
Компьютер, системы и сети
-Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме
-Смысловое чтение
-Составление и анализ текста
-Знаково-символьные действия
-Смыслообразование
-Планирование
-Обобщение информации
-Представление информации в различных формах
-Извлечение необходимой информации
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Контрольные работы
1
Информация, человек и компьютер
6
5
1
2
Действия с информацией
9
8
1
3
Мир объектов
9
8
1
4
Компьютер системы и сети
10
9
1
5
Резерв
1
1
-
Всего
35
31
4
Календарно - тематическое планирование 3 класс
№
п/п
Наименование изучаемой темы
Основное содержание по теме
Характеристика основных видов деятельности
(на уровне учебных действий)
1
Глава 1: «Информация, человек и компьютер» Всего часов 6
Дата
Тема урока, тип урока
Кол-во часов
Элемент содержания
Требования к результатам (предметным и метапредметным*)
Контрольно-оценочная деятельность
Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы**
Д.З.*
Учащийся научится
Учащийся сможет научиться
Вид
Форма
1.1
1 неделя
Техника безопасности при работе на компьютере. Человек и информация Урок формирования умений и навыков
1
Информация виды информации. Органы чувств: нос, ухо, язык, глаза, кожа
Приводить примеры, иллюстрирующие различные виды информации; соблюдать требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Смысловое чтение.
Установление причинно-следственных связей.
Изучение нового материала
Беседа
ЭОР Матвеева 3 класс. ( среда Stratum), п. 1.
Презентация, ЭОР
П. 1. Т№1. с. 3-5 № 2,4,7
1.2
2 неделя
Источники и приемники информации Комбинированный урок
1
Источники и приемники информации
Приводить примеры источников и приемников информации; соблюдать требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ
Отличать источники от приемников информации
Установление причинно-следственных связей. умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Структурирование знаний; смысловое чтение
Текущий
Беседа
Работа с файлом «Источники и приемники информации»,
Презентация, ЭОР
П. 2. Т№1. с. 7-10 № 2,5,6
1.3
3 неделя
Носители информации
Комбинированный урок
1
Носитель и источник информации
Приводить примеры различных носителей информации; различать носители информации
Структурирование знаний.
Умение осознанно и произвольно строить речевой высказывание в устной и письменной форме.
Осознанное чтение.
Анализ объектов.
Построение логических цепочек рассуждений.
Текущий
Беседа
Работа с файлом «Носители информации»,
Презентация, ЭОР
П. 3. Т№1. с. 12-14 № 3,4,5,7
1.4
4 неделя
Компьютер Комбинированный урок
1
Компьютер, ПК, состав ПК, клавиатура, мышь, принтер, сканер, монитор, системный блок, процессор, память
Состав персонального компьютера, названия его устройств, их назначение
Выполнять простые действия с помощью мыши, вводить простой текст с клавиатуры
Структурирование знаний.
Умение осознанно и произвольно строить речевой высказывание в устной и письменной форме.
Осознанное чтение.
Анализ объектов.
Построение логических цепочек рассуждений.
Текущий
Беседа
Работа с файлом «Устройства компьютера»,
Презентация, ЭОР
П. 4. Т№1. с. 16- 18 № 3,4,5(в)
1.6
5 неделя
Подготовка к контрольной работе №1 «Информация, человек и компьютер» Комбинированный урок
1
Информация, виды информации, источники, приемники, носители информации, компьютер.
Обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи
Умения работать с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной информацией. Анализ описательных примеров.
Установление причинно-следственных связей.
Поиск и выделение необходимой информации
Текущий
Беседа
П. 1-4 повторение в среде Stratum,
Презентация, ЭОР
п. 1-4 Т.№1 с. 22 № 5
1.6
6 неделя
Контрольная работа № 1по теме «Информация, человек и компьютер» Урок проверки и коррекции знаний и умений
1
Обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи
Умения работать с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной информацией. Анализ описательных примеров.
Установление причинно-следственных связей.
Поиск и выделение необходимой информации
Контрольная работа
Тетрадь для контрольных работ, Презентация
П. 1-4
Глава 2: «Действия с информацией» Всего часов 9
2.1
7 неделя
Получение информации Комбинированный урок
1
Получение информации, передача информации, хранение информации, наблюдение, вычисления.
Понимать что сбор информации - это одно из возможных действий с информацией
Представлять что человек собирает инф. с помощью своих органов чувств
Приводить примеры устройств для сбора информации
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Смысловое чтение;
Анализ описательных примеров;
Установление причинно-следственных связей;
Поиск и выделение необходимой информации;
Способность к волевому усилию.
Текущий
Беседа
Среда stratum п. 6-7
Презентация, ЭОР
П. 5. Т№1. с. 24 - 26 № 2,3
2.2
8 неделя
Представление информации Комбинированный урок
1
Представление информации, способы и формы представления
Иметь представление о формах представления информации; о способах представления информации
Приводить примеры различных форм представления текстовой, графической и числовой информации
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Смысловое чтение;
Анализ описательных примеров;
Установление причинно-следственных связей;
Поиск и выделение необходимой информации; Способность к волевому усилию.
Текущий
Беседа
Работа с текстовым редактором
Презентация, ЭОР
П. 6. Т№1. с. 28- 32 № 3,4,5,7
2.3
9 неделя
Кодирование информации Комбинированный урок
1
Код, преобразование, способы кодирования, данные, кодирование информации
Уметь различные способы кодирования информации
Приводить примеры правил кодирования информации
Владеть приемами кодирования с помощью алфавита и кодовых таблиц
Смыслообразование;
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Обобщение информации;
Применение методов информационного поиска;
Знаково-символич. действия;
Рефлексия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Текущий
Беседа
Работа с файлом «Кодирование информации»
Презентация, ЭОР
П. 7 Т№1. с. 34-36 № 3, 4,5(б, в, г)
2.4
10 неделя
Кодирование и шифрование данных Комбинированный урок
1
Кодирование и шифрование информации, код, кодировочная таблица, декодирование
Представление о декодировании информации; различных способах преобразования информации.
Формулирование правил преобразования информации. Владеть приемами декодирования с помощью алфавита и кодовых таблиц
Смыслообразование;
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Обобщение информации;
Применение методов информационного поиска;
Знаково-символич. действия;
Рефлексия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Текущий
Беседа
Работа с файлом «Кодирование и шифрование»
Презентация, ЭОР
П. 8 Т №1. с. 38-42 № 2( в,г,д), 5,6
2.5
11 неделя
Хранение информации Комбинированный урок
1
Кодирование и шифрование информации, код, кодировочная таблица, декодирование
Объяснять, для чего человек хранит информацию; приводить примеры носителей информации
Хранение информации - это одно из возможных действий с информацией; компьютер может хранить информацию
Смыслообразование;
Анализ информации; Установление причинно-следственных связей; Построение логических цепочек рассуждений;
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Текущий
Беседа
Работа с файлом «Хранение информации в памяти ПК»
Презентация, ЭОР
П.9 Т№1 с. 44-47 № 2,3(б),4
2.6
12 неделя
Обработка информации Комбинированный урок
1
Хранение информации, носители информации, библиотека, медиатека, электронная память
Обработка информации - это одно из возможных действий с информацией
Объяснять смысл обработки информации
Об обработке разных видов информации (текстовой, графической, числовой)
Понимать что компьютер - это инструмент для обработки информации
Смыслообразование.
Анализ информации. Установление причинно-следственных связей. Построение логических цепочек рассуждений;
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Текущий
Беседа
Работа в среде Stratum п. 12
Презентация, ЭОР
П. 10 с. 110-113 Т №1 с. 49-52 № 2,4
2.7
13 неделя
Обработка информации Комбинированный урок
1
Обработка информации, виды информации, программа
Обработка информации - это одно из возможных действий с информацией
Объяснять смысл обработки информации
Смыслообразование.
Анализ информации. Установление причинно-следственных связей; Построение логических цепочек рассуждений.
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Текущий
Беседа
Работа в файлом «Обработка информации»
П. 11- 12 в среде Stratum
Презентация, ЭОР
П. 10 Т№1 с. 52-57 № 5,7,9
2.8
14 неделя
Подготовка к контрольной работе №2 «Действия с информацией»
1
Код, кодирование, декодирование, шифрование, обработка информации
Уметь обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи
Установление причинно- следственных связей. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Текущий
Беседа
Среда stratum п. 6-7
Презентация, ЭОР
Т.№1 с. 59 - 65 № 3,5,7,8
2.9
15 неделя
Контрольная работа № 2 по теме «Действия с информацией» Урок проверки знаний и умений
1
Обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи
Умения работать с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной информацией. Анализ описательных примеров.
Установление причинно-следственных связей.
Поиск и выделение необходимой информации
Контрольная работа
Вариант 1:
с. 13- 15
( № 1,2,4,5), с.19- 24
( № 1,3,4,5,6)
Вариант 2:
с. 16- 18
( № 1,2,4,5),
с. 25-30
(№1,3,4,5,6)
Примечание: так как в ТКР работы №2 и №3 отражают один и тот же раздел, то можно их выполнить сразу в сокращенном варианте.
Презентация, тетрадь для контрольных работ
П. 5-10
Глава 3: «Мир объектов» Всего часов 9
3.1
16 неделя
Объект и его имя Комбинированный урок
1
объект нашего внимания, предмет, живое существо, явление, событие, виды имен объектов
Иметь представление: о понятии объекта
Понимать в каждый момент времени человек может думать только об одном объекте
Знать основные категории объектов и проводить их классификацию
Смыслообразование.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Обобщение информации;
Знаково-символич. действия.
Рефлексия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Текущий
Беседа
Работа с ЭОР в среде Stratum
( п. 13) или в электронном пособии в любом браузере
( п. 13-14)
Презентация, ЭОР
П. 11.(с. 7- 11)
Т№2. с. 3-8 № 2,5,8(б),9
3.2
17 неделя
Объект и его свойства Комбинированный урок
1
объект, свойства, совокупность свойств, характеристика
Иметь представление: всем объектам люди дают имена
Понимать для чего объектам дают имена
Знать основные виды имен объектов (общее, конкретное, собственное)
Смыслообразование.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Обобщение информации.
Знаково-символич. действия.
Рефлексия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Текущий
Беседа
Работа с файлом «Объект и его свойства»
Презентация, ЭОР
П. 11. с. 11-16 Т.№2 с. 5-9 № 6,7,11
3.3
18 неделя
Функции объекта Комбинированный урок
1
Назначение, элементный состав, действия объекта
Знать что такое характеристика объекта; основные категории свойств объекта и уметь раскрывать их на примерах
Понимать многообразие свойств объекта
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие; установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений.
Текущий
Беседа
Работа с файлом «Функции объекта» и с учебником
.(с. 29)
Презентация, ЭОР
П. 12 ( с. 21- 25) Т №2 с. 13 - 16 № 1,3
3.4
19 неделя
Функции объекта Комбинированный урок
1
Назначение, элементный состав, действия объекта
Знать что такое характеристика объекта; основные категории свойств объекта и уметь раскрывать их на примерах
Понимать многообразие свойств объекта
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие. установление причинно - следственных связей. Построение логической цепи рассуждений.
Текущий
Беседа
Работа с файлом «Функции объекта 2»
Презентация, ЭОР
П. 12 Т №2 с. № 5
3.5
20 неделя
Отношения между объектами Комбинированный урок
1
Отношения объектов, виды отношений
Знать что такое «отношения объектов» как важная часть характеристики объекта
Понимать многообразие отношений между объектами
Уметь устанавливать отношения между объектами; различать отношения объектов между собой; определять тип отношений между объектами; обозначать отношения в виде схемы и в текстовой форме
Установление причинно-следственных связей.
Структурирование знаний.
Рефлексия действий;
Классификация понятий.
Умение работать с текстом.
Построение логических цепочек, рассуждений.
Текущий
Беседа
Работа с файлом «Отношения между объектами»
Презентация, ЭОР
П. 13 Т №2 с. 18 - 24 № 2,3,4,7,9
3.6
21 неделя
Характеристика объекта Комбинированный урок
1
объект, элементный состав объекта, назначение части, цель описания, характеристика
Понимать свойства объектов бывают общими и отличительными.
Уметь выделять в объектах общие и отличительные свойства; производить планомерный и осознанный анализ и сравнение объектов
Установление причинно-следственных связей;
Структурирование знаний.
Рефлексия действий;
Классификация понятий.
Умение работать с текстом.
Построение логических цепочек, рассуждений.
Текущий
Беседа
Работа с файлом «Характеристика объекта»
Презентация, ЭОР
П. 14 Т №2 с.26- 32 № 1,4,5,6(в,г),8
3.7
22 неделя
Документы и данные об объекте Комбинированный урок
1
Документ, электронный документ, описание объекта в документе
Понимать многообразие свойств объектов
Знать существенное свойство объекта
Уметь: выделять существенное свойство
Установление причинно-следственных связей.
Структурирование знаний.
Классификация понятий.
Умение работать с текстом
Текущий
Беседа
Работа с файлом «Электронный документ»
Презентация, ЭОР
П. 15 Т №2 с. 36-38 № 3,5,7
3.8
23 неделя
Повторение. Подготовка к контрольной работе №3 « Мир объектов» Комбинированный урок
1
Объект, действия объекта, функции, элементный состав объекта
Уметь обоснованно приводить примеры, решать информационные задачи
Установление причинно-следственных связей;
Структурирование знаний.
Построение логических цепочек, рассуждений.
Анализ информации.
Обобщение информации.
Текущий
Беседа
Работа с ЭОР в браузере
П. 13 -20 (раздел «Уметь»)
Презентация, ЭОР
П 11-15 Т №2 с. 40- 47 № 1,3,5,6
3.9
24 неделя
Контрольная работа№ 3 по теме «Мир объектов» Урок проверки знаний и умений
1
Уметь обоснованно приводить примеры, решать информационные задачи
Установление причинно-следственных связей.
Структурирование знаний.
Построение логических цепочек, рассуждений.
Анализ информации;
Обобщение информации.
Контрольная работа
Вариант 1:
с. 31-34
( №1,2,4,6*),
с. 39-43(№ 1,2,5,6)
Вариант 2:
с. 35-38
(№1,2,4,6*),
с. 44-48
( №1,2,5,6)
Примечание: так как в ТКР работы №4 и №5 отражают один и тот же раздел, то можно их выполнить сразу в сокращенном варианте.
Презентация, тетрадь для контрольных работ
П 11-15
Глава 4: «Компьютер, системы и сети» Всего часов 10
4.1
25 неделя
Компьютер - это система Комбинированный урок
1
Компьютер, части компьютера, программы и данные
Уметь строить схему компьютера как систему его основных частей.
Понимать из каких взаимосвязанных частей состоит компьютер и как они связаны между собой
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Структурирование знаний.
Построение логических цепочек, рассуждений.
Анализ информации;
Обобщение информации.
Текущий
Беседа
Работа с файлом «Компьютер»
Презентация
П. 16 Т №2 с. 49-53 № 2, 5,6
4.2
26 неделя
Системные программы и операционная система Комбинированный урок
1
Программы, системные программы: драйверы, утилиты, архиваторы, антивирусы, операционная система
Понимать что такое системные программы и операционная система.
Уметь различать и называть виды системных программ.
Установление причинно- следственных связей. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Текущий
Беседа
Работа с файлом «Системные программы»
Презентация
П. 17 Т №2 с. 55-58 № 2, 4, 6
4.3
27 неделя
Файловая система Комбинированный урок
1
Файл, система хранения файлов
Понимать, что такое файловая система.
Уметь пользоваться файловой системой.
Применение методов информационного поиска.
Рефлексия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Текущий
Беседа
Работа с файлом «Файловая система»
Презентация
П. 18 Т №2 с. 60-63 № 2,4,7
4.4
28 неделя
Компьютерные сети
1
Компьютерная сеть, локальная сеть, сервер, браузер
Понимать, что такое компьютерные сети, какие они бывают.
Уметь составлять сравнительную характеристику локальной и глобальной сетей, компьютера и сервера.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Структурирование знаний.
Построение логических цепочек, рассуждений.
Анализ информации;
Обобщение информации.
Текущий
Беседа
Работа с файлом «Компьютерные сети»
Презентация
П. 19 Т №2 с. 65-68 №2,4,6
4.5
29 неделя
Информационные системы Комбинированный урок
1
Библиотека, энциклопедия, Интернет
Понимать, что такое информационная система, какие существуют информационные системы.
Уметь осуществлять поиск информации в информационной системе.
Формирование навыков и умений безопасной работы с компьютерными устройствами и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами
Текущий
Беседа
Работа в Интернете по распечатке и с таблицей в рабочей тетради
П. 20 Т №2 с. 70-74 № 2,3,8, 9
4.6
30 неделя
Подготовка к контрольной работе №4 Комбинированный урок
1
Компьютер, операционная система, системные программы, файл, файловая система, компьютерная сеть, локальная сеть, Глобальная сеть
Уметь обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи
Установление причинно-следственных связей.
Структурирование знаний.
Построение логических цепочек, рассуждений.
Анализ информации;
Обобщение информации.
Текущий
Беседа
Работа с файлом «Повторение»
Презентация
П. 16-20 Т.№2 С. 76-79 № 2,4,5
4.7
31 неделя
Контрольная работа №4
Урок проверки знаний и умений
1
Компьютер, операционная система, системные программы, файл, файловая система, компьютерная сеть, локальная сеть, Глобальная сеть
Уметь обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи
Структурирование знаний;
Научатся самостоятельно работать с учебником и рабочей тетрадью. Научится оценивать то, что усвоено и что подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.
Контрольная работа
КР №6 в ТКР
Вариант 1:
с. 49-52
Вариант 2:
с. 53-56
Презентация
П. 16-20
4.8
32 неделя
Годовое повторение
Урок обобщения и систематизации знаний
1
Компьютер, части компьютера, программы и данные
Уметь обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи
Установление причинно-следственных связей;
Структурирование знаний.
Построение логических цепочек, рассуждений;
Анализ информации;
Обобщение информации.
Итоговый
Беседа
Работа в текстовом редакторе
Повторить термины на с. 106-107
4.9
33 неделя
Повторение изученного материала Урок обобщения и систематизации знаний Урок обобщения и систематизации знаний
1
Программы, системные программы: драйверы, утилиты, архиваторы, антивирусы, операционная система
Уметь обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи
Установление причинно-следственных связей;
Структурирование знаний.
Построение логических цепочек, рассуждений;
Анализ информации;
Обобщение информации.
Итоговый
Беседа
Работа в текстовом редакторе
Презентация, распечатка
4.10
34 неделя
Повторение изученного материала
Урок обобщения и систематизации знаний
1
Файл, система хранения файлов
Установление причинно-следственных связей;
Структурирование знаний.
Построение логических цепочек, рассуждений.
Анализ информации;
Обобщение информации.
Итоговый
Беседа
Работа в текстовом редакторе
Презентация, распечатка
4.11
35 неделя
Резервный урок
1
Требования к уровню подготовки:
Виды информации. Человек и компьютер (6 ч.)
Правила работы на компьютере и ТБ. Человек и информация. Источники и приёмники информации. Искусственные и естественные источники информации. Носители информации. Что мы знаем о компьютере.
Знать:
-
что бывают искусственные и естественные источники информации;
-
основные источники информации;
-
правила работы с компьютером и технику безопасности;
Уметь:
-
представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;
-
использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: запускать тренажёры и тесты
Действия с информацией (9 ч.)
Немного истории о действиях с информацией. Сбор информации. Представление информации. Кодирование информации. Декодирование информации. Хранение информации. Обработка информации.
Знать:
-
что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
-
что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде.
Уметь:
-
кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
-
получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
-
использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач.
Объект и его характеристика (9 ч.)
Объект. Имя объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Существенные свойства и принятие решения. Элементный состав объекта.
Действия объекта. Отношения между объектами.
Знать:
-
что тексты и изображения - это информационные объекты;
-
как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами;
Уметь:
-
представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;
-
работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера.
Информационный объект и компьютер (10 ч.)
Информационный объект и смысл. Документ как информационный объект.
Электронный документ и файл. Текст и текстовой редактор. Изображение и графический редактор. Схема и карта. Число и электронные таблицы. Таблица и электронные таблицы.
Знать:
-
что документ - это информационный объект;
-
как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы).
Уметь:
-
представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
-
работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
-
использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск);
-
запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор; электронные таблицы.
Повторение изученного за год (1 ч.)
Резерв 1ч.
Перечень учебно-методического обеспечения
-
Учебная литература
-
Учебник «Информатика» 3 класс, (в двух частях) Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика» 3 класс, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Тетрадь для контрольных работ «Информатика» 3 класс, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
2. Учебно-методическая литература для учителя:
-
Бородин М. Н. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Матвеева Н. В., Цветкова М. С. Информатика. Программа для начальной школы. 2-4 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Обучение информатике во втором классе, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
-
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Обучение информатике в третьем классе, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
-
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. К. Информатика и ИКТ. Методическое пособие. 4 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
-
Электронное пособие. CD-диски, содержащие учебные и развивающие задания к курсу.
3. Интернет-ресурсы.
Электронное сопровождение УМК:
-
ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 3 класс(school-collection.edu.ru)
-
ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»(school-collection.edu.ru)
-
Авторская мастерская Н.В. Матвеевой(metodist.lbz.ru)
-
Лекторий «ИКТ в начальной школе» ( metodist.lbz.ru)
-
ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 3 класс, Н.В. Матвеева и др.
ЦОР:
ЭОР Единой коллекции к учебнику Н. В. Матвеевой и др.. «Информатика», 3 класс (school-collection.edu.ru/ )
ЭОР Единая коллекция «Виртуальные лаборатории» (school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupi&class)
ЭОР на CD - диске к методическому пособию для учителя 3 класс, Н. В. Матвеева и др.
Авторская мастерская Н. В. Матвеева ( metodist.lbz.ru/ authors/informatika/3/ )
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). ЭОР включают презентации, упражнения, клавиатурный тренажер, тренажер работы с мышью, плакаты и словарь.
4.Технические средства обучения.
Аппаратные средства
-
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
-
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
-
Колонки (рабочее место учителя).
-
Проектор.
-
Локальная вычислительная сеть.
Программные средства
-
Операционная система.
-
Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
-
Растровый редактор (входит в состав операционной системы).
-
Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
-
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционной системы).
-
Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
-
Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
-
Браузер Google Chrome, Internet Explorer.
-
Антивирусная программа
-
Программа-архиватор WinRar.
-
Клавиатурный тренажер.
-
Офисное приложение, включающее текстовый процессор со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентацийt, электронные таблицы, систему управления базами данных.
-
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам
-
Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов