РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ «Занимательная наука информатика» 3 класс

Раздел Информатика
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание

Пояснительная записка


Рабочая программа по курсу «Информатика» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учебного плана с учетом авторской программы Н.В. Матвеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Понкратовой, Н.А. Нуровой учебного предмета "Информатика и ИКТ" разработана на основе учебно-методического комплекта "Информатика" для 2-4 классов - Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, 2012г.

Обучение информатике в начальной школе - это объективная потребность настоящего времени, очередной шаг в развитии общего образования, необходимость которого осознана еще не всеми.

Цели изучения курса информатики в начальной школе:

  1. Развитие умения строить простейшие информационные модели и использовать их
    при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;

  2. Получение предметных знаний, умений и навыков, таких как умение создавать
    с помощью компьютера простейшие тексты и рисунки, умение использовать электронные конструкторы, использовать компьютер при тестировании,
    при организации развивающих игр и эстафет, при поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.;

  3. воспитание способностей школьника к адаптации в быстро меняющейся информационной среде ка: одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общеучебных и общекультурных навыков работы информацией.

Изучение информатики в 3 классе направленно на решение следующих задач:

  1. Развитие коммуникативных умений и элементов информационной культуры, в основе которой лежат умения работать с информацией, осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу в процессе выполнения учебных задач);

  2. Формирование основополагающих понятий информатики, таких как «действие
    с информацией», «объект», «свойства объекта», «действия объекта», «элементный состав объекта», «характеристика объекта», «отношение объектов», «информационный объект» и др.;

  3. Фрмирование умения описывать объекты реальной действительности
    с использованием понятий и терминов информатики;

  4. Развитие умения представлять информацию об объектах в разных видах и формах:
    в виде чисел, текста, рисунков;

  5. Закрепление умения организовывать текстовые, графические и иные данные разными способами (в виде списков, таблиц, схем);

  6. Развитие навыков использования информации и знаний при решении различных информационных задач;

  7. Формирование навыков использования компьютерной техники и современных технологий для решения учебных и практических задач.

Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики

в средней и старшей школе, но и для успешного усвоения учебного материала по всем

изучаемым предметам в начальной школе.


Общая характеристика учебного предмета

Введение непрерывного изучения информатике - это необходимый шаг. Отвечающий потребностям времени.

Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:

• информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);

• информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);

• источники информации (живая и неживая природа, творения человека);

• работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);

• средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение,

устройства мультимедиа);

• организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).

Обучение информатики строится на основе трех основных идей:

1. элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере;

2. разделения в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели;

3. формирования и развития умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т. д., т.е. описывать объекты реальной и виртуальной действительности в различных видах и формах на различных носителях информации.

Человек и информация

Человек и информация. Источник и приёмник информации. Искусственные и естественные источники информации. Носители информации. Что мы знаем о компьютере.

Действия с информацией

Немного истории о действиях с информацией. Сбор информации. Представление информации. Кодирование информации. Декодирование информации. Хранение информации. Обработка информации.

Объект и его характеристика

Объект. Имя объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Существенные свойства и принятие решения. Элементный состав объекта. Действия объекта. Отношения между объектами.

Информационный объект и компьютер

Информационный объект и смысл. Документ как информационный объект. Электронный документ и файл. Текст и текстовый редактор. Изображение и графический редактор. Схема и карта. Число и программный калькулятор. Таблица и электронные таблицы.

В состав УМК для третьего класса входят электронные образовательные ресурсы (ЭОР), предназначенные для организации компьютерного практикума в компьютерном классе или в обычном классе, в котором есть хотя бы один или два компьютера. ЭОР являются неотъемлемой составляющей УМК по информатике для третьего класса и не дублируют ни один из других элементов УМК.

Единый системный подход обеспечивает возможность неограниченного расширения, конструирования новых проектов, расширения и модификации содержания, форм представления учебного материала и видов работы с ним.

С помощью ЭОР могут быть решены следующие педагогические задачи:

• организация целенаправленного обучения работе на компьютере с помощью тренажера работы с мышью и клавиатурного тренажера;

• получение навыков выполнения необходимых операций в процессе выполнения содержательных заданий;

• повышение интенсивности и эффективности уроков информатики;

• обеспечение наглядности и вариативности изложения учебного материала;

• обеспечение активного взаимодействия школьников с учебным материалом, т. е. реализация деятелъностного подхода.

ЭОР организованы в виде уроков. Таким способом обеспечивается четкость и последовательность предоставления учебного материала пользователю. Появляется возможность систематического выполнения практических работ в связи с изучаемой на уроке темой и организации индивидуального подхода: пока один ученик выполняет одно задание, другой может за то же самое время выполнить два или три задания. В процессе их выполнения происходит не только получение и закрепление знаний, но и формируются навыки работы на компьютере. Важной особенностью такого подхода является непроизвольное формирование отношения к компьютеру не как к объекту изучения, а как к современному инструменту для работы с информацией.

Единая структура ЭОР для каждого класса, каждого параграфа и каждого задания удобна и формирует представление об иерархической структуре через опыт, что является наиболее целесообразным в начальной школе. Параллельно происходит формирование умения школьников пользоваться любым информационным объектом с многоуровневой структурой. Это умение относится к числу общеучебных.

В процессе работы над электронными заданиями ученик получает возможность активного, деятельностного усвоения знаний. В ходе выполнения компьютерных упражнений формируется и развивается способность мыслить и действовать самостоятельно, происходит формирование навыков принятия решения.

Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе, но и для успешного усвоения учебного материала по всем изучаемым предметам в начальной школе.


Компьютерный практикум

В 3 классе компьютерный практикум рекомендуется проводить с использованием электронного пособия. Время работы на компьютере 15 минут, после чего проводится зарядка для глаз.

Цель компьютерного практикума - научить учащихся начальной школы:

  • представлять на экране компьютера информацию об объектах различными способами:

в виде текста, рисунков, чисел;

  • выполнять элементарные преобразования информации - из ряда в список, из списка

в ряд, в таблицу, в схему;

  • работать с экранными «электронными» текстами и изображениями, используя текстовый и графический редактор;

  • производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора;

  • осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу электронной информации;

  • использовать указатели, справочники, словари для поиска нужной информации;

  • создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;

  • находить нужную программу на Рабочем столе компьютера и запускать ее

на исполнение;

  • управлять экранными объектами с помощью мыши;

  • получить навыки набора текста с клавиатуры.

Место предмета в учебном плане

В соответствии ООН НОО и учебным планом МБОУ СОШ № 6 курс информатики со 2 по 4 класс по одному часу в неделю. Общий объем учебного времени составляет 102 часа. В третьем классе на изучение информатики отводиться 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Программой предусмотрено проведение 4 контрольных работ

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры изучения предмета «Информатика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где информационное содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов»), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Информатика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения
в обществе.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.


Результаты обучения


Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни отнестся:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;

  • ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;

  • сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание
    с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

  • выслушивание собеседника и ведение диалога;

  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Содержание учебного предмета

В третьем классе происходит повторение и развитие учебного материала, пройденного во втором классе. Кульминационным моментом содержания в третьем классе является понятие объекта. Формируется представление об объекте как предмете нашего внимания, т.е. под объектом понимаются не только предметы, но и свойства предметов, процессы, события, понятия, суждения, отношения. Уже в третьем классе начинается серьезный разговор о компьютере, как системе об информационных системах.

Информация, человек и компьютер (6 часов)

Человек и информация

Источники и приемники информации

Носители информации

Компьютер

Действия с информацией (9 часов)

Получение информации

Представление информации

Кодирование информации

Кодирование и шифрование данных

Хранение информации

Обработка информации

Мир объектов (9 часов)

Объект, его имя и свойства

Функции объекта

Отношения между объектами

Характеристика объекта

Компьютер, системы и сети (10 часов)

Компьютер - как система

Системные программы и операционная система

Файловая система

Компьютерные сети

Информационные системы


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Тематическое планирование

Основные виды учебной деятельности учащихся

Информация, человек и компьютер

-Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме

-Смысловое чтение

-Установление причинно-следственных связей

-Извлечение необходимой информации

-Структурирование знаний

-Анализ объектов

-Обобщение

-Построение логических цепочек, рассуждений

Действия с информацией

-Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме

-Смысловое чтение

-Анализ описательных примеров

-Установление причинно-следственных связей

-Поиск и выделение необходимой информации

-Способность к волевому усилию

-Обобщение информации

-Применение методов информационного поиска

-Построение логических цепочек, рассуждений

-Выдвижение гипотез и их обоснование

-Определение основной и второстепенной информации

-Смыслообразование

Мир объектов

-Моделирование

-Структурирование знаний

-Классифицировать понятия

-Построение логических цепочек рассуждений

-Установление причинно-следственных связей

-Рефлексия действий

-Умение работать с текстом

-Построение логических цепочек, рассуждений

-Анализ и обобщение информации

Компьютер, системы и сети

-Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме

-Смысловое чтение

-Составление и анализ текста

-Знаково-символьные действия

-Смыслообразование

-Планирование

-Обобщение информации

-Представление информации в различных формах

-Извлечение необходимой информации


Учебно-тематический план


№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Контрольные работы

1

Информация, человек и компьютер

6

5

1

2

Действия с информацией

9

8

1

3

Мир объектов

9

8

1

4

Компьютер системы и сети

10

9

1

5

Резерв

1

1

-

Всего

35

31

4

Календарно - тематическое планирование 3 класс

п/п

Наименование изучаемой темы


Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

1

Глава 1: «Информация, человек и компьютер» Всего часов 6

Дата

Тема урока, тип урока

Кол-во часов

Элемент содержания

Требования к результатам (предметным и метапредметным*)

Контрольно-оценочная деятельность

Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы**

Д.З.*

Учащийся научится

Учащийся сможет научиться

Вид

Форма

1.1

1 неделя

Техника безопасности при работе на компьютере. Человек и информация Урок формиро­вания умений и навыков

1

Информация виды информации. Органы чувств: нос, ухо, язык, глаза, кожа

Приводить примеры, иллюстрирующие различные виды информации; соблюдать требования безопас­ности и гигиены при работе со средствами ИКТ

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Смысловое чтение.

Установление причинно-следственных связей.

Изучение нового материала

Беседа

ЭОР Матвеева 3 класс. ( среда Stratum), п. 1.

Презентация, ЭОР

П. 1. Т№1. с. 3-5 № 2,4,7

1.2

2 неделя

Источники и приемники информации Комбинированный урок

1

Источники и приемники информации

Приводить примеры источников и приемников информации; соблюдать требования безопас­ности и гигиены при работе со средствами ИКТ

Отличать источники от приемников информации

Установление причинно-следственных связей. умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Структурирование знаний; смысловое чтение

Текущий

Беседа

Работа с файлом «Источники и приемники информации»,

Презентация, ЭОР

П. 2. Т№1. с. 7-10 № 2,5,6

1.3

3 неделя

Носители информации

Комбинированный урок

1

Носитель и источник информации

Приводить примеры различных носителей информации; различать носители информации

Структурирование знаний.

Умение осознанно и произвольно строить речевой высказывание в устной и письменной форме.

Осознанное чтение.

Анализ объектов.

Построение логических цепочек рассуждений.

Текущий

Беседа

Работа с файлом «Носители информации»,

Презентация, ЭОР

П. 3. Т№1. с. 12-14 № 3,4,5,7

1.4

4 неделя

Компьютер Комбинированный урок

1

Компьютер, ПК, состав ПК, клавиатура, мышь, принтер, сканер, монитор, системный блок, процессор, память

Состав персонального компьютера, названия его устройств, их назначение

Выполнять простые действия с помощью мыши, вводить простой текст с клавиатуры

Структурирование знаний.

Умение осознанно и произвольно строить речевой высказывание в устной и письменной форме.

Осознанное чтение.

Анализ объектов.

Построение логических цепочек рассуждений.

Текущий

Беседа

Работа с файлом «Устройства компьютера»,

Презентация, ЭОР

П. 4. Т№1. с. 16- 18 № 3,4,5(в)

1.6

5 неделя

Подготовка к контрольной работе №1 «Информация, человек и компьютер» Комбинированный урок

1

Информация, виды информации, источники, приемники, носители информации, компьютер.

Обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи

Умения работать с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной информацией. Анализ описательных примеров.

Установление причинно-следственных связей.

Поиск и выделение необходимой информации

Текущий

Беседа

П. 1-4 повторение в среде Stratum,

Презентация, ЭОР

п. 1-4 Т.№1 с. 22 № 5

1.6

6 неделя

Контрольная работа № 1по теме «Информация, человек и компьютер» Урок проверки и коррекции знаний и умений

1


Обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи

Умения работать с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной информацией. Анализ описательных примеров.

Установление причинно-следственных связей.

Поиск и выделение необходимой информации

Контрольная работа

Тетрадь для контрольных работ, Презентация

П. 1-4

Глава 2: «Действия с информацией» Всего часов 9

2.1

7 неделя

Получение информации Комбинированный урок

1

Получение информации, передача информации, хранение информации, наблюдение, вычисления.

Понимать что сбор информации - это одно из возможных действий с информацией

Представлять что человек собирает инф. с помощью своих органов чувств

Приводить примеры устройств для сбора информации

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Смысловое чтение;

Анализ описательных примеров;

Установление причинно-следственных связей;

Поиск и выделение необходимой информации;

Способность к волевому усилию.

Текущий

Беседа

Среда stratum п. 6-7

Презентация, ЭОР

П. 5. Т№1. с. 24 - 26 № 2,3

2.2

8 неделя

Представление информации Комбинированный урок

1

Представление информации, способы и формы представления

Иметь представление о формах представления информации; о способах представления информации

Приводить примеры различных форм представления текстовой, графической и числовой информации

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Смысловое чтение;

Анализ описательных примеров;

Установление причинно-следственных связей;

Поиск и выделение необходимой информации; Способность к волевому усилию.

Текущий

Беседа

Работа с текстовым редактором

Презентация, ЭОР

П. 6. Т№1. с. 28- 32 № 3,4,5,7

2.3

9 неделя

Кодирование информации Комбинированный урок

1

Код, преобразование, способы кодирования, данные, кодирование информации

Уметь различные способы кодирования информации

Приводить примеры правил кодирования информации

Владеть приемами кодирования с помощью алфавита и кодовых таблиц

Смыслообразование;

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Обобщение информации;

Применение методов информационного поиска;

Знаково-символич. действия;

Рефлексия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Текущий

Беседа

Работа с файлом «Кодирование информации»

Презентация, ЭОР

П. 7 Т№1. с. 34-36 № 3, 4,5(б, в, г)

2.4

10 неделя

Кодирование и шифрование данных Комбинированный урок

1

Кодирование и шифрование информации, код, кодировочная таблица, декодирование

Представление о декодировании информации; различных способах преобразования информации.

Формулирование правил преобразования информации. Владеть приемами декодирования с помощью алфавита и кодовых таблиц

Смыслообразование;

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Обобщение информации;

Применение методов информационного поиска;

Знаково-символич. действия;

Рефлексия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Текущий

Беседа

Работа с файлом «Кодирование и шифрование»

Презентация, ЭОР

П. 8 Т №1. с. 38-42 № 2( в,г,д), 5,6

2.5

11 неделя

Хранение информации Комбинированный урок

1

Кодирование и шифрование информации, код, кодировочная таблица, декодирование

Объяснять, для чего человек хранит информацию; приводить примеры носителей информации

Хранение информации - это одно из возможных действий с информацией; компьютер может хранить информацию

Смыслообразование;

Анализ информации; Установление причинно-следственных связей; Построение логических цепочек рассуждений;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Текущий

Беседа

Работа с файлом «Хранение информации в памяти ПК»

Презентация, ЭОР

П.9 Т№1 с. 44-47 № 2,3(б),4

2.6

12 неделя

Обработка информации Комбинированный урок

1

Хранение информации, носители информации, библиотека, медиатека, электронная память

Обработка информации - это одно из возможных действий с информацией

Объяснять смысл обработки информации

Об обработке разных видов информации (текстовой, графической, числовой)

Понимать что компьютер - это инструмент для обработки информации

Смыслообразование.

Анализ информации. Установление причинно-следственных связей. Построение логических цепочек рассуждений;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Текущий

Беседа

Работа в среде Stratum п. 12

Презентация, ЭОР

П. 10 с. 110-113 Т №1 с. 49-52 № 2,4

2.7

13 неделя

Обработка информации Комбинированный урок

1

Обработка информации, виды информации, программа

Обработка информации - это одно из возможных действий с информацией

Объяснять смысл обработки информации

Смыслообразование.

Анализ информации. Установление причинно-следственных связей; Построение логических цепочек рассуждений.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Текущий

Беседа

Работа в файлом «Обработка информации»

П. 11- 12 в среде Stratum

Презентация, ЭОР

П. 10 Т№1 с. 52-57 № 5,7,9

2.8

14 неделя

Подготовка к контрольной работе №2 «Действия с информацией»

1

Код, кодирование, декодирование, шифрование, обработка информации

Уметь обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи

Установление причинно- следственных связей. Аргумен­тирование своей точки зрения на выбор оснований и критери­ев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собе­седника и ведение диалога; признавание возможности су­ществования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Текущий

Беседа

Среда stratum п. 6-7

Презентация, ЭОР

Т.№1 с. 59 - 65 № 3,5,7,8

2.9

15 неделя

Контрольная работа № 2 по теме «Действия с информацией» Урок проверки знаний и умений

1

Обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи

Умения работать с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной информацией. Анализ описательных примеров.

Установление причинно-следственных связей.

Поиск и выделение необходимой информации

Контрольная работа

Вариант 1:

с. 13- 15

( № 1,2,4,5), с.19- 24

( № 1,3,4,5,6)

Вариант 2:

с. 16- 18

( № 1,2,4,5),

с. 25-30

(№1,3,4,5,6)

Примечание: так как в ТКР работы №2 и №3 отражают один и тот же раздел, то можно их выполнить сразу в сокращенном варианте.

Презентация, тетрадь для контрольных работ

П. 5-10

Глава 3: «Мир объектов» Всего часов 9

3.1

16 неделя

Объект и его имя Комбинированный урок

1

объект нашего внимания, предмет, живое существо, явление, событие, виды имен объектов

Иметь представление: о понятии объекта

Понимать в каждый момент времени человек может думать только об одном объекте

Знать основные категории объектов и проводить их классификацию

Смыслообразование.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Обобщение информации;

Знаково-символич. действия.

Рефлексия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Текущий

Беседа

Работа с ЭОР в среде Stratum

( п. 13) или в электронном пособии в любом браузере

( п. 13-14)

Презентация, ЭОР

П. 11.(с. 7- 11)

Т№2. с. 3-8 № 2,5,8(б),9

3.2

17 неделя

Объект и его свойства Комбинированный урок

1

объект, свойства, совокупность свойств, характеристика

Иметь представление: всем объектам люди дают имена

Понимать для чего объектам дают имена

Знать основные виды имен объектов (общее, конкретное, собственное)

Смыслообразование.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Обобщение информации.

Знаково-символич. действия.

Рефлексия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Текущий

Беседа

Работа с файлом «Объект и его свойства»

Презентация, ЭОР

П. 11. с. 11-16 Т.№2 с. 5-9 № 6,7,11

3.3

18 неделя

Функции объекта Комбинированный урок

1

Назначение, элементный состав, действия объекта

Знать что такое характеристика объекта; основные категории свойств объекта и уметь раскрывать их на примерах

Понимать многообразие свойств объекта

Анализ объектов с целью выделения признаков (существен­ных, несущественных). Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объ­ектов; подведение под понятие; установление причинно- следственных связей; построе­ние логической цепи рассужде­ний.

Текущий

Беседа

Работа с файлом «Функции объекта» и с учебником

.(с. 29)

Презентация, ЭОР

П. 12 ( с. 21- 25) Т №2 с. 13 - 16 № 1,3

3.4

19 неделя

Функции объекта Комбинированный урок

1

Назначение, элементный состав, действия объекта

Знать что такое характеристика объекта; основные категории свойств объекта и уметь раскрывать их на примерах

Понимать многообразие свойств объекта

Анализ объектов с целью выде­ления признаков (существен­ных, несущественных). Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объ­ектов; подведение под понятие. установление причинно - следственных связей. Построе­ние логической цепи рассужде­ний.

Текущий

Беседа

Работа с файлом «Функции объекта 2»

Презентация, ЭОР

П. 12 Т №2 с. № 5

3.5

20 неделя

Отношения между объектами Комбинированный урок

1

Отношения объектов, виды отношений

Знать что такое «отношения объектов» как важная часть характеристики объекта

Понимать многообразие отношений между объектами

Уметь устанавливать отношения между объектами; различать отношения объектов между собой; определять тип отношений между объектами; обозначать отношения в виде схемы и в текстовой форме

Установление причинно-следственных связей.

Структурирование знаний.

Рефлексия действий;

Классификация понятий.

Умение работать с текстом.

Построение логических цепочек, рассуждений.

Текущий

Беседа

Работа с файлом «Отношения между объектами»

Презентация, ЭОР

П. 13 Т №2 с. 18 - 24 № 2,3,4,7,9

3.6

21 неделя

Характеристика объекта Комбинированный урок

1

объект, элементный состав объекта, назначение части, цель описания, характеристика

Понимать свойства объектов бывают общими и отличительными.

Уметь выделять в объектах общие и отличительные свойства; производить планомерный и осознанный анализ и сравнение объектов

Установление причинно-следственных связей;

Структурирование знаний.

Рефлексия действий;

Классификация понятий.

Умение работать с текстом.

Построение логических цепочек, рассуждений.

Текущий

Беседа

Работа с файлом «Характеристика объекта»

Презентация, ЭОР

П. 14 Т №2 с.26- 32 № 1,4,5,6(в,г),8

3.7

22 неделя

Документы и данные об объекте Комбинированный урок

1

Документ, электронный документ, описание объекта в документе

Понимать многообразие свойств объектов

Знать существенное свойство объекта

Уметь: выделять существенное свойство

Установление причинно-следственных связей.

Структурирование знаний.

Классификация понятий.

Умение работать с текстом

Текущий

Беседа

Работа с файлом «Электронный документ»

Презентация, ЭОР

П. 15 Т №2 с. 36-38 № 3,5,7

3.8

23 неделя

Повторение. Подготовка к контрольной работе №3 « Мир объектов» Комбинированный урок

1

Объект, действия объекта, функции, элементный состав объекта

Уметь обоснованно приводить примеры, решать информационные задачи

Установление причинно-следственных связей;

Структурирование знаний.

Построение логических цепочек, рассуждений.

Анализ информации.

Обобщение информации.

Текущий

Беседа

Работа с ЭОР в браузере

П. 13 -20 (раздел «Уметь»)

Презентация, ЭОР

П 11-15 Т №2 с. 40- 47 № 1,3,5,6

3.9

24 неделя

Контрольная работа№ 3 по теме «Мир объектов» Урок проверки знаний и умений

1

Уметь обоснованно приводить примеры, решать информационные задачи

Установление причинно-следственных связей.

Структурирование знаний.

Построение логических цепочек, рассуждений.

Анализ информации;

Обобщение информации.

Контрольная работа

Вариант 1:

с. 31-34

( №1,2,4,6*),

с. 39-43(№ 1,2,5,6)

Вариант 2:

с. 35-38

(№1,2,4,6*),

с. 44-48

( №1,2,5,6)

Примечание: так как в ТКР работы №4 и №5 отражают один и тот же раздел, то можно их выполнить сразу в сокращенном варианте.

Презентация, тетрадь для контрольных работ

П 11-15

Глава 4: «Компьютер, системы и сети» Всего часов 10

4.1

25 неделя

Компьютер - это система Комбинированный урок

1

Компьютер, части компьютера, программы и данные

Уметь строить схему компьютера как систему его основных частей.

Понимать из каких взаимосвязанных частей состоит компьютер и как они связаны между собой

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Структурирование знаний.

Построение логических цепочек, рассуждений.

Анализ информации;

Обобщение информации.


Текущий

Беседа

Работа с файлом «Компьютер»

Презентация

П. 16 Т №2 с. 49-53 № 2, 5,6

4.2

26 неделя

Системные программы и операционная система Комбинированный урок

1

Программы, системные программы: драйверы, утилиты, архиваторы, антивирусы, операционная система

Понимать что такое системные программы и операционная система.

Уметь различать и называть виды системных программ.

Установление причинно- следственных связей. Аргумен­тирование своей точки зрения на выбор оснований и критери­ев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собе­седника и ведение диалога; признавание возможности су­ществования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Текущий

Беседа

Работа с файлом «Системные программы»

Презентация

П. 17 Т №2 с. 55-58 № 2, 4, 6

4.3

27 неделя

Файловая система Комбинированный урок

1

Файл, система хранения файлов

Понимать, что такое файловая система.

Уметь пользоваться файловой системой.

Применение методов информационного поиска.

Рефлексия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Текущий

Беседа

Работа с файлом «Файловая система»

Презентация

П. 18 Т №2 с. 60-63 № 2,4,7

4.4

28 неделя

Компьютерные сети

1

Компьютерная сеть, локальная сеть, сервер, браузер

Понимать, что такое компьютерные сети, какие они бывают.

Уметь составлять сравнительную характеристику локальной и глобальной сетей, компьютера и сервера.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Структурирование знаний.

Построение логических цепочек, рассуждений.

Анализ информации;

Обобщение информации.


Текущий

Беседа

Работа с файлом «Компьютерные сети»

Презентация

П. 19 Т №2 с. 65-68 №2,4,6

4.5

29 неделя

Информационные системы Комбинированный урок

1

Библиотека, энциклопедия, Интернет

Понимать, что такое информационная система, какие существуют информационные системы.

Уметь осуществлять поиск информации в информационной системе.

Формирование навыков и умений безопасной работы с компьютерными устройствами и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами

Текущий

Беседа

Работа в Интернете по распечатке и с таблицей в рабочей тетради

П. 20 Т №2 с. 70-74 № 2,3,8, 9

4.6

30 неделя

Подготовка к контрольной работе №4 Комбинированный урок

1

Компьютер, операционная система, системные программы, файл, файловая система, компьютерная сеть, локальная сеть, Глобальная сеть

Уметь обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи

Установление причинно-следственных связей.

Структурирование знаний.

Построение логических цепочек, рассуждений.

Анализ информации;

Обобщение информации.

Текущий

Беседа

Работа с файлом «Повторение»

Презентация

П. 16-20 Т.№2 С. 76-79 № 2,4,5

4.7

31 неделя

Контрольная работа №4

Урок проверки знаний и умений

1

Компьютер, операционная система, системные программы, файл, файловая система, компьютерная сеть, локальная сеть, Глобальная сеть

Уметь обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи

Структурирование знаний;

Научатся самостоятельно работать с учебником и рабочей тетрадью. Научится оценивать то, что усвоено и что подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.


Контрольная работа

КР №6 в ТКР

Вариант 1:

с. 49-52

Вариант 2:

с. 53-56

Презентация

П. 16-20

4.8

32 неделя

Годовое повторение

Урок обобщения и систематизации знаний

1

Компьютер, части компьютера, программы и данные

Уметь обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи

Установление причинно-следственных связей;

Структурирование знаний.

Построение логических цепочек, рассуждений;

Анализ информации;

Обобщение информации.

Итоговый

Беседа

Работа в текстовом редакторе

Повторить термины на с. 106-107

4.9

33 неделя

Повторение изученного материала Урок обобщения и систематизации знаний Урок обобщения и систематизации знаний

1

Программы, системные программы: драйверы, утилиты, архиваторы, антивирусы, операционная система

Уметь обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи

Установление причинно-следственных связей;

Структурирование знаний.

Построение логических цепочек, рассуждений;

Анализ информации;

Обобщение информации.

Итоговый

Беседа

Работа в текстовом редакторе

Презентация, распечатка

4.10

34 неделя

Повторение изученного материала

Урок обобщения и систематизации знаний

1

Файл, система хранения файлов


Установление причинно-следственных связей;

Структурирование знаний.

Построение логических цепочек, рассуждений.

Анализ информации;

Обобщение информации.

Итоговый

Беседа

Работа в текстовом редакторе

Презентация, распечатка

4.11

35 неделя

Резервный урок

1




Требования к уровню подготовки:

Виды информации. Человек и компьютер (6 ч.)

Правила работы на компьютере и ТБ. Человек и информация. Источники и приёмники информации. Искусственные и естественные источники информации. Носители информации. Что мы знаем о компьютере.

Знать:

  • что бывают искусственные и естественные источники информации;

  • основные источники информации;

  • правила работы с компьютером и технику безопасности;

Уметь:

  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;

  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: запускать тренажёры и тесты

Действия с информацией (9 ч.)

Немного истории о действиях с информацией. Сбор информации. Представление информации. Кодирование информации. Декодирование информации. Хранение информации. Обработка информации.

Знать:

  • что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

  • что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде.

Уметь:

  • кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач.

Объект и его характеристика (9 ч.)

Объект. Имя объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Существенные свойства и принятие решения. Элементный состав объекта.

Действия объекта. Отношения между объектами.

Знать:

  • что тексты и изображения - это информационные объекты;

  • как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами;

Уметь:

  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;

  • работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера.

Информационный объект и компьютер (10 ч.)

Информационный объект и смысл. Документ как информационный объект.

Электронный документ и файл. Текст и текстовой редактор. Изображение и графический редактор. Схема и карта. Число и электронные таблицы. Таблица и электронные таблицы.

Знать:

  • что документ - это информационный объект;

  • как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы).

Уметь:

  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

  • работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск);

  • запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор; электронные таблицы.

Повторение изученного за год (1 ч.)

Резерв 1ч.

Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Учебная литература

  • Учебник «Информатика» 3 класс, (в двух частях) Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  • Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика» 3 класс, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  • Тетрадь для контрольных работ «Информатика» 3 класс, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

2. Учебно-методическая литература для учителя:

  • Бородин М. Н. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  • Матвеева Н. В., Цветкова М. С. Информатика. Программа для начальной школы. 2-4 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  • Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Обучение информатике во втором классе, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  • Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Обучение информатике в третьем классе, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  • Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. К. Информатика и ИКТ. Методическое пособие. 4 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  • Электронное пособие. CD-диски, содержащие учебные и развивающие задания к курсу.

3. Интернет-ресурсы.

Электронное сопровождение УМК:

  • ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 3 класс(school-collection.edu.ru)

  • ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»(school-collection.edu.ru)

  • Авторская мастерская Н.В. Матвеевой(metodist.lbz.ru)

  • Лекторий «ИКТ в начальной школе» ( metodist.lbz.ru)

  • ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 3 класс, Н.В. Матвеева и др.

ЦОР:

ЭОР Единой коллекции к учебнику Н. В. Матвеевой и др.. «Информатика», 3 класс (school-collection.edu.ru/ )

ЭОР Единая коллекция «Виртуальные лаборатории» (school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupi&class)

ЭОР на CD - диске к методическому пособию для учителя 3 класс, Н. В. Матвеева и др.

Авторская мастерская Н. В. Матвеева ( metodist.lbz.ru/ authors/informatika/3/ )

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). ЭОР включают презентации, упражнения, клавиатурный тренажер, тренажер работы с мышью, плакаты и словарь.

4.Технические средства обучения.

Аппаратные средства

  • Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  • Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  • Колонки (рабочее место учителя).

  • Проектор.

  • Локальная вычислительная сеть.

Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).

  • Растровый редактор (входит в состав операционной системы).

  • Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционной системы).

  • Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).

  • Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).

  • Браузер Google Chrome, Internet Explorer.

  • Антивирусная программа

  • Программа-архиватор WinRar.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Офисное приложение, включающее текстовый процессор со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентацийt, электронные таблицы, систему управления базами данных.

  • Коллекция цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам

  • Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов




© 2010-2022