Создание занимательных задач на компьютере

Раздел Информатика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Белоярского района

«Общеобразовательная редняя (полная) школа №2 г. Белоярский»












ПРОГРАММА

элективного курса

по информатике

для учащихся 7 классов

Создание занимательных задач на компьютере.



Всего -68 часов, 2 часа в неделю.







Учитель информатики

Лисенкова Наталья Анатольевна











2013 год

Пояснительная записка

Программа кружка «Создание занимательных задач на компьютере» составлена на основе примерной программы по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) основного общего образования, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089), а также учебных пособий «Информатика и ИКТ» для основного общего образования.

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: в наших школах учащимся вменяется изучать большое количество предметов, которые очень трудно усвоить подавляющему большинству школьников, учащиеся испытывают затруднения, нехватку времени. И для инновационных уроков, с точки зрения включения занимательности, места не находится, поэтому постепенно угасает интерес к учению. Для решения этой проблемы считаю необходимым применять в учебном процессе задания в занимательной форме (ребусы, кроссворды, сканворды, занимательные задачи) корректируя их количество и направленность, с учетом психологических и физиологических особенностей школьников. Решение таких задач связано с формированием определенной гибкости мышления, умению и готовностью рассматривать нестандартные и проблемные учебные ситуации требует достаточно развитой культуры умственного труда.

Однако, очевидна тенденция использования элементов занимательности только с учащимися начальной школы. Хотя элементы занимательности не только можно, но даже нужно применять и для школьников старшего звена.

Курс «Создание занимательных задач на компьютере» носит прикладной характер и призван сформировать у обучаемых знания об элементах занимательности и закрепить технологические навыки оперирования различными программными средствами при создании занимательных материалов. При изучении курса обучаемые узнают, что понимается под тем или иным занимательным элементом, каким образом его создать и как оформить на компьютере.

Прикладные навыки отрабатываются учениками в ходе разработки и оформления занимательных заданий. Самостоятельная работа учеников сводится к подбору занимательных материалов по различным темам и разработке заданий, которые они оформляют на занятиях курса или в домашних условиях (для тех учащихся, которые имеют компьютер дома).

Для создания и оформления материалов применяются текстовый процессор Word, графические редакторы Paint, программа составления кроссвордов «Кроссворд», электронные энциклопедии.

Цель:

  • заинтересовать учащихся, показать возможности современных программных средств для создания задач в занимательной форме;

  • сформировать понятие безграничных возможностей разработки и создания занимательных материалов.

Задачи:

  • Формирование умений создания и оформления занимательных материалов с применением различных прикладных программных средств компьютера;

  • выработка знаний о занимательных элементах, специфике того или иного элемента;

  • формирование умений грамотно подавать занимательный материал окружающим;

  • демонстрация возможностей типовых и специализированных программных средств по созданию и оформлению занимательного материала;

  • овладение учащимися программными средствами, не изучаемыми
    в базовом курсе информатики;


Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся среднего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе, в котором должно быть до 12 учебных мест и одно рабочее место - для преподавателя.

Занятия проводятся со всем составом группы, по 1 часу 2 раза в неделю. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз.

Программа составлена таким образом, чтобы получить, расширить и усовершенствовать знания, умения и навыки школьников, в области информатики.

В результате изучения курса «Создание занимательных задач на компьютере»

обучающиеся должны знать:

  • о понятии занимательности,

  • об элементах занимательности и их классификации,

  • о видах занимательных задач,

  • о правилах составления кроссвордов, ребусов.

обучающиеся должны уметь:

  • создавать и оформлять занимательные материалы с применением различных прикладных программных средств компьютера;

  • грамотно подавать занимательный материал окружающим,

  • демонстрировать возможности типовых и специализированных программных средств по созданию и оформлению занимательного материала,

  • научиться составлять кроссворды в программе«Кроссворд».

Занятия курса проводятся в виде лекций и компьютерного практику­ма.

Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе - создание проектов - как подведение итогов.

В результате изучения данного курса повысится уровень познавательного интереса к изучаемому предмету и другим дисциплинам, инициативности и творчества в труде, развитие коммуникативной культуры.

Содержание учебной программы

«Создание занимательных задач на компьютере»

7 класс (68 часов -2 часа в неделю)

Тема 1. Занимательность

Что понимать под занимательностью. Элементы занимательности. Их классификация

Тема 2. Ребусы

Ребус как способ шифровки рисунками. Правила составления и разгадывания ребусов. Создание и оформление ребусов. Оформление ребусов в текстовом процессоре Word и средствами графических редакторов.

Тема 3. Создание оформление занимательных задач

Виды занимательных задач. Их особенности. Правила разработки. Оформление задач-рисунков в текстовом процессоре Word и средствами графических редакторов.

Тема 4. Кроссворды

Виды кроссвордов. Правила их составления и оформления. Разгадывание кроссвордов с помощью электронных энциклопедий. Оформление кроссвордов средствами текстового процессора.

Тема 5. Автоматизированные программы для составления кроссвордов

Автоматизация создания кроссвордов с помощью специализированной программы. Программа составления кроссвордов «Кроссворд». Рабочая область. Разработка занимательного материала по собственному выбору. Апробация выполненной работы младшим школьникам.

Учебно-тематический план

«Создание занимательных задач на компьютере»

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Теория

Практические занятия

Раздел 1

Занимательность

1



1

Что понимать под занимательностью. Элементы занимательности. Их классификация.


1


Раздел 2

Ребусы

14



1

Ребус как способ шифровки рисунками.


1


2

Правила составления и разгадывания ребусов.


1


3 - 6

Создание и оформление ребусов.



4

7 - 14

Оформление ребусов в текстовом процессоре Word и средствами графических редакторов.



8

Раздел 3

Создание оформление занимательных задач

14



1

Виды занимательных задач.


1


2

Правила разработки занимательных задач.


1


3 - 14

Оформление задач-рисунков в текстовом процессоре Word и средствами графических редакторов.



12

Раздел 4

Кроссворды

20



1

Виды кроссвордов.


1


2

Правила их составления и оформления.


1


3 - 7

Разгадывание кроссвордов с помощью электронных энциклопедий.



5

8 - 12

Создание и оформление кроссвордов.



5

13 - 20

Оформление кроссвордов средствами текстового процессора.



8

Раздел 5

Автоматизированные программы для составления кроссвордов

19



1

Виды автоматизированных программы для составления кроссвордов.


1


2 - 3

Программа составления кроссвордов «Кроссворд». Рабочая область.


1

1

4 - 5

Параметры работы «Кроссворд».


1

1

6 - 7

Режимы работы «Кроссворд».


1

1

18

Разработка занимательного материала по собственному выбору.



11

19

Апробация выполненной работы младшим школьникам.



1


Итого:

68







Список литературы

  1. Стандарт общего образования по «Информатике и ИКТ» / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  2. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  3. Залогова Л. А. Практикум по компьютерной графике. М.:. Лаборатория Базовых Знаний, 2010.

  4. Зубрилин А. А. Викторины по информатике // Информатика
    в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». 2005. № 2.

  5. Зубрилин А. А. Занимательные задачи на уроках информатики//Информатика в школе:. Приложение к журналу «Информатика и образование». 2004. № 5.

  6. Зубрилин А. А. Игровой компонент в обучении информати­ке // Информатика в начальном образовании: Приложение к журналу «Информатика и образование». 2001. № 3.

  7. Зубрилин А: А. Решение кроссвордов как способ проверки
    знаний // Информатика и образование. 2002. № 8.

  8. Угринович Н. Д. и др. Практикум по информатике,и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003.

  9. Шафрин Ю. А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч. 2: Офисная технология и информационные системы. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

Ключевые слова

Автоматизированная программа

Главное меню

Графический редактор Paint

Завершение работы

Занимательная задача

Запуск программы

Конструирование

Кроссворд

Масштаб

Проект

Ребус

Редактирование

Сканворд

Список

Строка меню

Текстовый редактор Microsoft Word

Файл

Форматирование


© 2010-2022