Рабочая программа по информатике (5 класс) Л. Л. Босова

Пояснительная записка. Изучение информатики и ИКТ в  5 классах направлено на достижение следующих целей: ·                        формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты; ·                         пропедевтическое (предварительное, вводно...
Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Изучение информатики и ИКТ в 5 классах направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 5 классе необходимо решить следующие задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;



Общая характеристика учебного предмета

Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами. Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Место учебного предмета в учебном плане

Изучение информатики в 5 классах является пропедевтическим курсом. В нем закладываются основные сведения об информатике, первоначальные навыки работы на компьютере. Предлагаемая программа реализуется в расширенном курсе информатики в V-IX классах (пять лет по одному часу в неделю (35 часов) - всего 175 часов). Количество часов в V классе - 35 ч. (1 ч. в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения

воспитанниками инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации воспитанников на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества. Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.

Учебник «Информатика» Босовой Л.Л. для 5-го класса предназначен для изучения курса «Информатика» в 5 классе общеобразовательной школы, входит в состав учебно-методического комплекта по информатике для 5-9 классов, включающего авторскую программу, учебники, рабочие тетради, электронные приложения и методические пособия для учителя. Учебники «ИНФОРМАТИКА » для 5-9 классов автора Босовой Л.Л. разработаны с учётом целенаправленного формирования и развития универсальных учебных действий. Это определяется их структурой, содержанием, системой заданий и практических работ. В учебниках 5-6 классов представлено введение в предмет, предполагающее дальнейшее изучение курса информатики в 7-9 классах. Учебники «Информатика-5» и «Информатика-6» составляют пропедевтический курс информатики. Основное назначение пропедевтического курса - подготовить учеников к восприятию базового курса информатики, познакомить их с основами работы на компьютере. Теоретический материал учебника поддержан развернутым аппаратом организации усвоения изучаемого материала, включающим вопросы, задачи и задания для практического выполнения, описание работ компьютерного практикума. Учебник соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Рабочая программа по информатике в составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. на основе авторской программы Босовой Л.Л. и примерной программы общего образования по информатике и информационным технологиям с использованием следующих документов:

  1. Примерная основная программа образовательного учреждения. Основная школа/[сост. Е.С. Савинов].-М.:Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

  2. Л.Л. Босова, А.Ю. Программа для основной школы 5-6классы. 7-9 классы . М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова, Л.Л. Информатика : Учебник для 5 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  4. Примерная программа общего образования по информатике и информационным технологиям [Электронный ресурс]: ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist_inform.asp.

Описание личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета

Личностные образовательные результаты

Основные личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе

развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,

  • понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе

развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,

  • понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;

  • умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации);

  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни

Предметные результаты

Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики включают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей- таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


Содержание учебного предмета

Структура содержания курса информатики для 5 классов определена следующими тематическими блоками (разделами):

  1. Компьютер для начинающих - 8 ч.

  2. Информация вокруг нас - 14 ч.

  3. Информационные технологии - 11 ч.

  4. Повторение, резерв времени - 2 ч.









Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» в V классе

Кол-во часов

Тема

Результат

Универсальные учебные (познавательные) действия


1

1

Информация. Компьютер. Информатика. Техника безопасности на уроках информатики

Правильно вести себя в компьютерном классе и правильно сидеть за компьютерным столом.

Работать с учебником; уметь работать с электронным приложением к учебнику.

Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе

2

1

Как устроен компьютер

Уметь показать основные устройства компьютера.

Правильно располагать пальцы на клавиатуре.

Представлять роль компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

3

1

Ввод информации в память компьютера

Уметь вводить символы с помощью клавиатуры.

Понимать важность для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати.

Определять понятия данной темы

4

1

Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Вводить символы основной позиции с клавиатуры.

Понимать важность для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати.

Задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

5

1

Программы и файлы

Вводить символы с помощью клавиатуры

Определять понятия данной темы

Осуществлять поиск нужной информации

Задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

6

1

Рабочий стол. Управление мышью.

Выполнять действия с мышью.

Определять понятия данной темы

Задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

7

1

Главное меню. Запуск программ.

Открывать главное меню. Запускать программы.

Определять понятия данной темы

Задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

Допускать существование различных точек зрения

8

1

Управление компьютером с помощью меню. Контрольная работа №1

Использовать раскрывающиеся и контекстные меню.

Формулировать собственное мнение

Определять понятия данной темы


Задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

9

1

Действия с информацией. Хранение информации.

Перечислять достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти

Определять понятия данной темы

Формулировать собственное мнение

Задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

10

1

Носители информации.

Приводить примеры носителей информации. Правильно располагать пальцы на клавиатуре.

Формулировать и удерживать учебную задачу;

Определять понятия данной темы

Объяснять различные виды носителей.

Задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

11

1

Передача информации.

Приводить примеры передачи информации. Правильно располагать пальцы на клавиатуре.

Формулировать и удерживать учебную задачу;

Выполнять учебные действия по созданию и сохранению файлов.

12

1

Кодирование информации

Кодировать информацию и составлять ребусы.

Объяснять значения различных кодов в жизни человека;

Задавать вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника.

13

1

Формы представления информации. Метод координат

Применять метод координат для представления графической информации

Определять необходимость выбора той или иной формы представления (кодирования)информации в зависимости от стоящей задачи;

Объяснять значения различных кодов в жизни человека.

14

1

Текст как форма представления информации.

Приводить примеры текстов, отличающихся по размеру, по оформлению, по назначению.

Строить речевое высказывание в письменной форме;

Объяснять исторические аспекты создания текстовых документов.

15

1

Табличная форма представления информации.

Решение задач с помощью таблицы.

Определять понятия данной темы;

Преобразовывать практическую задачу в образовательную

16

1

Наглядные формы представления информации. Контрольная работа №2

Определять форму представления информации

Формулировать собственное мнение;

Преобразовывать практическую задачу в образовательную

17

1

Обработка информации.

Открывать программу Калькулятор и использовать ее.

Задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

Формулировать собственное мнение;

Объяснять способы обработки информации

18

1

Обработка текстовой информации

Открывать программу Word-Pad и вводить текст.

Задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

Формулировать собственное мнение;

Объяснять способы обработки текстовой информации

19

1

Обработка текстовой информации.

Редактировать текст в программе Word-Pad.

Задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

Формулировать собственное мнение;

Объяснять способы обработки текстовой информации

20

1

Редактирование текста. Работа с фрагментами.

Работать с фрагментами.

Формулировать свои затруднения, собственное мнение, слушать собеседника;

Ориентироваться в текстовом редакторе (редактировать несложные текстовые документы на русском языке);

21

1

Редактирование текста. Поиск информации.

Осуществлять поиск информации в учебнике, словаре

Формулировать свои затруднения, собственное мнение, слушать собеседника;

Ориентироваться в текстовом редакторе (редактировать несложные текстовые документы на русском языке);

Осуществлять поиск нужной информации.

22

1

Изменение формы представления информации. Систематизация информации.

Приводить примеры систематизации информации

Формулировать подходы к сортировке информации;

Понимать ситуации, в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки.

23

1

Форматирование - изменение формы представления информации

Форматировать текст в текстовом редакторе.

Оформлять текст в соответствии с заданными требования.

Контролировать и оценивать процесс деятельности

Задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

Формулировать собственное мнение

24

1

Компьютерная графика.

Открывать программу Paint и использовать имеющиеся в ней инструменты.

Выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче.

Задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

Формулировать собственное мнение

25

1

Инструменты графического редактора.

Использовать имеющиеся в Paint инструменты.

Планировать и осуществлять деятельность с целью достижения желаемого результата.

Задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

Формулировать собственное мнение;

Объяснять назначение инструментов графического редактора

26

1

Обработка графической информации. Контрольная работа №3

Использовать имеющиеся в Paint инструменты.

Выделять в сложных графических объектах простые;

Планировать работу по конструированию сложных объектов из простых.

Задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

Формулировать собственное мнение

27

1

Обработка текстовой и графической информации.

Работать в разных программах с разными открытыми документами

Анализировать виды информации;

Формулировать собственное мнение и позицию.

Задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

Формулировать собственное мнение

28

1

Преобразование информации по заданным правилам.

Открывать программу Калькулятор и использовать ее.

Понимать роль информационных процессов в современном мире;

Определять способы действий в рамках предложенных условий;

Анализировать и делать выводы

Задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

Формулировать собственное мнение

29

1

Преобразование информации путем рассуждений.

Редактировать и форматировать графические объекты.

Понимать роль информационных процессов в современном мире;

Определять способы действий в рамках предложенных условий;

Анализировать и делать выводы

30

1

Разработка плана действий и его запись.

Решать логические задачи.

Понимать роль информационных процессов в современном мире;

Определять способы действий в рамках предложенных условий

31

1

Разработка плана действий и его запись.

Решать логические задачи.

Понимать роль информационных процессов в современном мире;

Определять способы действий в рамках предложенных условий

32

1

Контрольная работа №4. Создание движущихся изображений.

Создавать движущиеся изображения

Определять способы действий в рамках предложенных условий;

Контролировать процесс и результат деятельности


33

1

Создание движущихся изображений.

Создавать движущиеся изображения

Определять способы действий в рамках предложенных условий;

Контролировать процесс и результат деятельности

34

1

Резерв учебного времени



35

1

Резерв учебного времени





Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:

Оборудование и приборы:

Аппаратные средства:

  1. ПК;

  2. Проектор;

  3. Принтер;

Программные средства:

  1. Операционная система Windows

  2. Пакет офисных приложений Office или OpenOffice

  3. Л.Л. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  4. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  5. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/).

  6. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).


Наличие списка литературы:


  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6-2007. - М.: Образование и Информатика, 2014.


© 2010-2022