Примерная программа информатика 10 класс

Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и в соответствии с авторской программой  И.Г.Семакина. (ПРОГРАММА расширенного курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень)  для 10-11 классов, , http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/) Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информацион...
Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рабочая программа

На 2014 -2015 учебный год


Класс:10 «А» Предмет: Информатика и ИКТ

Количество часов по учебному плану: 2 часа в неделю, 68 часов за год.

Составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и в соответствии с авторской программой И.Г.Семакина (Программа расширенного курса Информатика и ИКТ metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/)

Учебник : 10-11 класс, Информатика и ИКТ. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., . М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.

Программу составила : учитель информатики

Чернышова Т.В.
























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и в соответствии с авторской программой И.Г.Семакина. (ПРОГРАММА расширенного курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) для 10-11 классов, , metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/) Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне в соответствии с новым базисным учебным планом направлено на достижении следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных предметов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной деятельности.

Тематическое планирование построено в соответствии с содержанием учебника и включает в себя 5 разделов в 10 классе. Для каждого раздела указано общее число учебных часов. В планирование включено итоговое повторение материала за 10 класс

10 класс

Общее число часов: 68 ч., из них резерв учебного времени: 1 час.


Раздел №1. Введение. Информация (9).

Введение. Структура информатики.

Учащиеся должны знать:

- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах

- из каких частей состоит предметная область информатики

. Информация. Представление информации

Учащиеся должны знать:

- три философские концепции информации

- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации

- что такое язык представления информации; какие бывают языки

- понятия «кодирование» и «декодирование» информации

- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо

- понятия «шифрование», «дешифрование».

Измерение информации.

Учащиеся должны знать:

- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

- определение бита с алфавитной т.з.

- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)

- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб

- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

- определение бита с позиции содержания сообщения

Учащиеся должны уметь:

- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)

- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы

Учащиеся должны знать:

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

  • в чем состоят основные свойства алгоритма;

  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Учащиеся должны уметь:

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

Раздел №2 . Информационные процессы в системах(14)

. Введение в теорию систем

Учащиеся должны знать:

- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

- основные свойства систем: целесообразность, целостность

- что такое «системный подход» в науке и практике

- чем отличаются естественные и искусственные системы

- какие типы связей действуют в системах

- роль информационных процессов в системах

- состав и структуру систем управления

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)

- анализировать состав и структуру систем

- различать связи материальные и информационные.

Процессы хранения и передачи информации

Учащиеся должны знать:

- историю развития носителей информации

- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики

- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи

- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность

- понятие «шум» и способы защиты от шума

Учащиеся должны уметь:

- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам

- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи

Обработка информации

Учащиеся должны знать:

- основные типы задач обработки информации

- понятие исполнителя обработки информации

- понятие алгоритма обработки информации

- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов

- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной

- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

Учащиеся должны уметь:

- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста

Поиск данных

Учащиеся должны знать:

- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»

- что такое «структура данных»; какие бывают структуры

- алгоритм последовательного поиска

- алгоритм поиска половинным делением

- что такое блочный поиск

- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных

Учащиеся должны уметь:

- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях

- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера

Защита информации

Учащиеся должны знать:

  • какая информация требует защиты

  • виды угроз для числовой информации

  • физические способы защиты информации

  • программные средства защиты информации

  • что такое криптография

  • что такое цифровая подпись и цифровой сертификат

Учащиеся должны уметь:

- применять меры защиты личной информации на ПК

- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)

Раздел №3. Информационные модели.(10)

Информационные модели и структуры данных

Учащиеся должны знать:

- определение модели

- что такое информационная модель

- этапы информационного моделирования на компьютере

- что такое граф, дерево, сеть

- структура таблицы; основные типы табличных моделей

- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы

Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в граф-моделях

- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы

- строить табличные модели по вербальному описанию системы

Алгоритм - модель деятельности

Учащиеся должны знать:

- понятие алгоритмической модели

- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык

- что такое трассировка алгоритма

Учащиеся должны уметь:

- строить алгоритмы управления учебными исполнителями

- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы

Раздел №4 Программно-технические системы реализации информационных процессов(18)

Компьютер: аппаратное и программное обеспечение

Учащиеся должны знать:

- архитектуру персонального компьютера

- что такое контроллер внешнего устройства ПК

- назначение шины

- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК

- основные виды памяти ПК

- что такое системная плата, порты ввода-вывода

- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.

- что такое программное обеспечение ПК

- структура ПО ПК

- прикладные программы и их назначение

- системное ПО; функции операционной системы

- что такое системы программирования

Учащиеся должны уметь:

- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения

- соединять устройства ПК

- производить основные настройки БИОС

- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне

Дискретные модели данных в компьютере

Учащиеся должны знать:

- основные принципы представления данных в памяти компьютера

- представление целых чисел

- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком

- принципы представления вещественных чисел

- представление текста

- представление изображения; цветовые модели

- в чем различие растровой и векторной графики

- дискретное (цифровое) представление звука

Учащиеся должны уметь:

-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера

- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета

Многопроцессорные системы и сети

Учащиеся должны знать:

- идею распараллеливания вычислений

- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации

- назначение и топологии локальных сетей

- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)

- основные функции сетевой операционной системы

- историю возникновения и развития глобальных сетей

- что такое Интернет

- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)

- способы организации связи в Интернете

- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP

Раздел №5 «Программирование» (14)

. Программирование линейных алгоритмов(2)

Учащиеся должны знать:

- систему типов данных в Паскале;

- операторы ввода и вывода;

- правила записи арифметических выражений на Паскале;

- оператор присваивания;

- структуру программы на Паскале.

Учащиеся должны уметь:

- составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале.

Логические величины и выражения, программирование ветвлений(3)

Учащиеся должны знать:

- логический тип данных, логические величины, логические операции;

- правила записи и вычисления логических выражений;

- условный оператор If;

- оператор выбора Select case.

Учащиеся должны уметь:

- программировать ветвящиеся алгоритмы с использованием условного оператора и оператора ветвления.

Программирование циклов(4)

Учащиеся должны знать:

- различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием;

- различие между циклом с заданным числом повторений иитерационным циклом;

- операторы цикла While и Repeat-Until;

- оператор цикла с параметром For;

- порядок выполнения вложенных циклов.

Учащиеся должны уметь:

- программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром;

- программировать итерационные циклы;

- программировать вложенные циклы.

Подпрограммы(5)

Учащиеся должны знать:

- понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы;

- правила описания и использования подпрограмм-функ-

ций;

- правила описания и использования подпрограмм-про-

цедур.

Учащиеся должны уметь:

- выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы;

- описывать функции и процедуры на Паскале;

- записывать в программах обращения к функциям и процедурам.

На итоговое повторение и контроль отведено 2 часа. Резер времени 1 час.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  3. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2012

  4. Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)



Поурочно-тематическое планирование курса

2 часа в неделю, 68 часов за год


урока

Раздел, тема

Технологический материал, компьютерный практикум

учебной недели

Раздел №1.Введение. Информация (9).

1

Техника безопасности. Введение. Структура информатики.

Введение

1

2

Понятие информации

§1


3

Представление информации, языки, кодирование

§2

2

4

Практическая работа 1.1

Практикум, раздел №1


5

Измерение информации. Объёмный подход.

§3, З-П 1.3, 1.4

3

6

Практическая работа 1.2

Практикум, раздел №1


7

Измерение информации. Содержательный подход

§4, З-П 1.3, 1.4

4

8

Практическая работа 2.1

Практикум, раздел №2


9

Практическая работа 1.3

Практикум, раздел №1

5

Раздел №2 . Информационные процессы в системах(14)

10

Что такое система

§5, З-П 2.1.4

5

11

Практическая работа 1.4

Практикум, раздел №1

6

12

Информационные процессы в естественных и искусственных системах

§6, З-П 2.1.4


13

Практическая работа 1.5 (итоговая)

Практикум, раздел №1

7

14

Хранение информации

§7


15

Практическая работа 1.6

Практикум, раздел №1

8

16

Передача информации

§8


17

Практическая работа 1.8

Практикум, раздел №1

9

18

Обработка информации и алгоритмы

§9, З-П 4.2.1


19

Автоматическая обработка информации

§10, З-П 4.2.1

10

20

Практическая работа 2.2

Практикум, раздел №2


21

Поиск данных

§11

11

22

Защита информации

§12


23

Практическая работа 2.3Проверочная работа по теме «Информационные процессы в системах»

Практикум, раздел №2

12


Раздел №3. Информационные модели.(10)

24

Компьютерное информационное моделирование

§13

12

25

Практическая работа 2.4

Практикум, раздел №2

13

26

Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы

§14 (стр.70-75)

13

27

Практическая работа 2.4

Практикум, раздел №2

14

28

Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы

§14 (стр.75-80)


29

Пример структуры данных - модели предметной области

§15

15

30

Практическая работа 2.5

Практикум, раздел №2


31

Алгоритм как модель деятельности

§16, З-П 4.2.3. 4.2.4

16

32

Практическая работа 2.6

З-П 4.3,

Пр-м, раздел №2,


33

Контрольное занятие по теме «Информационные модели»

17


Раздел №4 Программно-технические системы реализации информационных процессов(18)

34

Компьютер - универсальная техническая система обработки информации

§17

17

35

Выбор конфигурации компьютера

Практикум, стр42-44

21

36

Практическая работа 2.7

Практикум, раздел №2


37

Программное обеспечение компьютера

§18


38

Настройка BIOS

Практикум, стр.46-49

23

39

Практическая работа 2.8

Практикум, раздел №2


40

Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел.

§19 (стр.104-108)


41

Практическая работа 2.9

Практикум, раздел №2

25

42

Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел

§19 (стр.108-112)


43

Практическая работа 2.9

Практикум, раздел №2

26

44

Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики и звука

§20, З-П 3.1.5, 3.1.6


45

Практическая работа 2.10

Практикум, раздел №2

27

46

Развитие архитектуры вычислительных систем

§21


47

Практическая работа 2.11

Практикум, раздел №2

28

48

Организация локальных сетей

§22


49

Практическая работа 2.11

Практикум, раздел №2

29

50

Организация глобальных сетей

§23


51

Практическая работа 2.12

Практикум, раздел №2

30


Раздел №5 Программирование для ЭВМ (14)

52-53

Программирование линейных алгоритмов

З-П 4.4.1

30

54-56

Программирование ветвящихся алгоритмов

З-П 4.4.2

31

57-60

Программирование циклических алгоритмов

З-П 4.4.3


61-65

. Работа с массивами

З-П 4.4.4


66-67

Итоговое повторение. Контрольное занятие

§5-§12


68

Резерв. Итоговое занятие

34


© 2010-2022