- Преподавателю
- Информатика
- Примерная программа информатика 10 класс
Примерная программа информатика 10 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сайкин А.В. |
Дата | 02.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
На 2014 -2015 учебный год
Класс:10 «А» Предмет: Информатика и ИКТ
Количество часов по учебному плану: 2 часа в неделю, 68 часов за год.
Составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и в соответствии с авторской программой И.Г.Семакина (Программа расширенного курса Информатика и ИКТ metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/)
Учебник : 10-11 класс, Информатика и ИКТ. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., . М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.
Программу составила : учитель информатики
Чернышова Т.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и в соответствии с авторской программой И.Г.Семакина. (ПРОГРАММА расширенного курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) для 10-11 классов, , metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/) Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне в соответствии с новым базисным учебным планом направлено на достижении следующих целей:
-
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
-
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных предметов;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
-
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
-
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной деятельности.
Тематическое планирование построено в соответствии с содержанием учебника и включает в себя 5 разделов в 10 классе. Для каждого раздела указано общее число учебных часов. В планирование включено итоговое повторение материала за 10 класс
10 класс
Общее число часов: 68 ч., из них резерв учебного времени: 1 час.
Раздел №1. Введение. Информация (9).
Введение. Структура информатики.
Учащиеся должны знать:
- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах
- из каких частей состоит предметная область информатики
. Информация. Представление информации
Учащиеся должны знать:
- три философские концепции информации
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
- что такое язык представления информации; какие бывают языки
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
- понятия «шифрование», «дешифрование».
Измерение информации.
Учащиеся должны знать:
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
- определение бита с алфавитной т.з.
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
- определение бита с позиции содержания сообщения
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы
Учащиеся должны знать:
-
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
-
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
-
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
-
в чем состоят основные свойства алгоритма;
-
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
-
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
-
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
-
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
-
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
-
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
-
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
-
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Раздел №2 . Информационные процессы в системах(14)
. Введение в теорию систем
Учащиеся должны знать:
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
- основные свойства систем: целесообразность, целостность
- что такое «системный подход» в науке и практике
- чем отличаются естественные и искусственные системы
- какие типы связей действуют в системах
- роль информационных процессов в системах
- состав и структуру систем управления
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
- анализировать состав и структуру систем
- различать связи материальные и информационные.
Процессы хранения и передачи информации
Учащиеся должны знать:
- историю развития носителей информации
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
- понятие «шум» и способы защиты от шума
Учащиеся должны уметь:
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
Обработка информации
Учащиеся должны знать:
- основные типы задач обработки информации
- понятие исполнителя обработки информации
- понятие алгоритма обработки информации
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
Учащиеся должны уметь:
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
Поиск данных
Учащиеся должны знать:
- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»
- что такое «структура данных»; какие бывают структуры
- алгоритм последовательного поиска
- алгоритм поиска половинным делением
- что такое блочный поиск
- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях
- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера
Защита информации
Учащиеся должны знать:
-
какая информация требует защиты
-
виды угроз для числовой информации
-
физические способы защиты информации
-
программные средства защиты информации
-
что такое криптография
-
что такое цифровая подпись и цифровой сертификат
Учащиеся должны уметь:
- применять меры защиты личной информации на ПК
- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)
Раздел №3. Информационные модели.(10)
Информационные модели и структуры данных
Учащиеся должны знать:
- определение модели
- что такое информационная модель
- этапы информационного моделирования на компьютере
- что такое граф, дерево, сеть
- структура таблицы; основные типы табличных моделей
- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в граф-моделях
- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
- строить табличные модели по вербальному описанию системы
Алгоритм - модель деятельности
Учащиеся должны знать:
- понятие алгоритмической модели
- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык
- что такое трассировка алгоритма
Учащиеся должны уметь:
- строить алгоритмы управления учебными исполнителями
- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы
Раздел №4 Программно-технические системы реализации информационных процессов(18)
Компьютер: аппаратное и программное обеспечение
Учащиеся должны знать:
- архитектуру персонального компьютера
- что такое контроллер внешнего устройства ПК
- назначение шины
- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК
- основные виды памяти ПК
- что такое системная плата, порты ввода-вывода
- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.
- что такое программное обеспечение ПК
- структура ПО ПК
- прикладные программы и их назначение
- системное ПО; функции операционной системы
- что такое системы программирования
Учащиеся должны уметь:
- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения
- соединять устройства ПК
- производить основные настройки БИОС
- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне
Дискретные модели данных в компьютере
Учащиеся должны знать:
- основные принципы представления данных в памяти компьютера
- представление целых чисел
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком
- принципы представления вещественных чисел
- представление текста
- представление изображения; цветовые модели
- в чем различие растровой и векторной графики
- дискретное (цифровое) представление звука
Учащиеся должны уметь:
-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
Многопроцессорные системы и сети
Учащиеся должны знать:
- идею распараллеливания вычислений
- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации
- назначение и топологии локальных сетей
- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)
- основные функции сетевой операционной системы
- историю возникновения и развития глобальных сетей
- что такое Интернет
- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)
- способы организации связи в Интернете
- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP
Раздел №5 «Программирование» (14)
. Программирование линейных алгоритмов(2)
Учащиеся должны знать:
- систему типов данных в Паскале;
- операторы ввода и вывода;
- правила записи арифметических выражений на Паскале;
- оператор присваивания;
- структуру программы на Паскале.
Учащиеся должны уметь:
- составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале.
Логические величины и выражения, программирование ветвлений(3)
Учащиеся должны знать:
- логический тип данных, логические величины, логические операции;
- правила записи и вычисления логических выражений;
- условный оператор If;
- оператор выбора Select case.
Учащиеся должны уметь:
- программировать ветвящиеся алгоритмы с использованием условного оператора и оператора ветвления.
Программирование циклов(4)
Учащиеся должны знать:
- различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием;
- различие между циклом с заданным числом повторений иитерационным циклом;
- операторы цикла While и Repeat-Until;
- оператор цикла с параметром For;
- порядок выполнения вложенных циклов.
Учащиеся должны уметь:
- программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром;
- программировать итерационные циклы;
- программировать вложенные циклы.
Подпрограммы(5)
Учащиеся должны знать:
- понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы;
- правила описания и использования подпрограмм-функ-
ций;
- правила описания и использования подпрограмм-про-
цедур.
Учащиеся должны уметь:
- выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы;
- описывать функции и процедуры на Паскале;
- записывать в программах обращения к функциям и процедурам.
На итоговое повторение и контроль отведено 2 часа. Резер времени 1 час.
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2012
-
Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
Поурочно-тематическое планирование курса
2 часа в неделю, 68 часов за год
№ урока
Раздел, тема
Технологический материал, компьютерный практикум
№ учебной недели
Раздел №1.Введение. Информация (9).
1
Техника безопасности. Введение. Структура информатики.
Введение
1
2
Понятие информации
§1
3
Представление информации, языки, кодирование
§2
2
4
Практическая работа 1.1
Практикум, раздел №1
5
Измерение информации. Объёмный подход.
§3, З-П 1.3, 1.4
3
6
Практическая работа 1.2
Практикум, раздел №1
7
Измерение информации. Содержательный подход
§4, З-П 1.3, 1.4
4
8
Практическая работа 2.1
Практикум, раздел №2
9
Практическая работа 1.3
Практикум, раздел №1
5
Раздел №2 . Информационные процессы в системах(14)
10
Что такое система
§5, З-П 2.1.4
5
11
Практическая работа 1.4
Практикум, раздел №1
6
12
Информационные процессы в естественных и искусственных системах
§6, З-П 2.1.4
13
Практическая работа 1.5 (итоговая)
Практикум, раздел №1
7
14
Хранение информации
§7
15
Практическая работа 1.6
Практикум, раздел №1
8
16
Передача информации
§8
17
Практическая работа 1.8
Практикум, раздел №1
9
18
Обработка информации и алгоритмы
§9, З-П 4.2.1
19
Автоматическая обработка информации
§10, З-П 4.2.1
10
20
Практическая работа 2.2
Практикум, раздел №2
21
Поиск данных
§11
11
22
Защита информации
§12
23
Практическая работа 2.3Проверочная работа по теме «Информационные процессы в системах»
Практикум, раздел №2
12
Раздел №3. Информационные модели.(10)
24
Компьютерное информационное моделирование
§13
12
25
Практическая работа 2.4
Практикум, раздел №2
13
26
Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы
§14 (стр.70-75)
13
27
Практическая работа 2.4
Практикум, раздел №2
14
28
Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы
§14 (стр.75-80)
29
Пример структуры данных - модели предметной области
§15
15
30
Практическая работа 2.5
Практикум, раздел №2
31
Алгоритм как модель деятельности
§16, З-П 4.2.3. 4.2.4
16
32
Практическая работа 2.6
З-П 4.3,
Пр-м, раздел №2,
33
Контрольное занятие по теме «Информационные модели»
17
Раздел №4 Программно-технические системы реализации информационных процессов(18)
34
Компьютер - универсальная техническая система обработки информации
§17
17
35
Выбор конфигурации компьютера
Практикум, стр42-44
21
36
Практическая работа 2.7
Практикум, раздел №2
37
Программное обеспечение компьютера
§18
38
Настройка BIOS
Практикум, стр.46-49
23
39
Практическая работа 2.8
Практикум, раздел №2
40
Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел.
§19 (стр.104-108)
41
Практическая работа 2.9
Практикум, раздел №2
25
42
Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел
§19 (стр.108-112)
43
Практическая работа 2.9
Практикум, раздел №2
26
44
Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики и звука
§20, З-П 3.1.5, 3.1.6
45
Практическая работа 2.10
Практикум, раздел №2
27
46
Развитие архитектуры вычислительных систем
§21
47
Практическая работа 2.11
Практикум, раздел №2
28
48
Организация локальных сетей
§22
49
Практическая работа 2.11
Практикум, раздел №2
29
50
Организация глобальных сетей
§23
51
Практическая работа 2.12
Практикум, раздел №2
30
Раздел №5 Программирование для ЭВМ (14)
52-53
Программирование линейных алгоритмов
З-П 4.4.1
30
54-56
Программирование ветвящихся алгоритмов
З-П 4.4.2
31
57-60
Программирование циклических алгоритмов
З-П 4.4.3
61-65
. Работа с массивами
З-П 4.4.4
66-67
Итоговое повторение. Контрольное занятие
§5-§12
68
Резерв. Итоговое занятие
34