• Преподавателю
  • Информатика
  • Рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 7 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы

Рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 7 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы

Рабочая  учебная программа  базового курса «Информатика» для 7 класса II  ступени обучения средней общеобразовательной  школы  составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по информатике, утвержденного приказом Министерства образования России от 05.03.2004 года №1089, программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»  изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учрежден...
Раздел Информатика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

к рабочей программе по предмету «Информатика и ИКТ»

для 7 класса

Статус документа

С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента в школе введено изучение в 5-7 классах предмета «Информатика и ИКТ». (Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах. За счет компонента образовательного учреждения можно изучать этот предмет, как в начальных, так и в 5-7 классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики в 5-7 классах.).

Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 7 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по информатике, утвержденного приказом Министерства образования России от 05.03.2004 года №1089, программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012».

Объем учебного времени - 1 час в неделю. Курс рассчитан на 35 часов.

Рабочая программа по предмету "Информатика" представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; тематическое планирование с распределением учебных часов по темам курса и поурочное планирование; требования к уровню подготовки учеников; учебно-методический комплект; критерии оценивания знаний; материально-техническое обеспечение.

Изучение информатики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

  • формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;

  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

  • развитие познавательныхинтеллектуальных и творческих способностей учащихся.

В седьмом классе решаются следующие задачи обучения информатике и ИКТ:

  • развивать коммуникативные умения и элементы информационной культуры, в основе которой лежат умения работать с информацией;

  • формировать основополагающие понятия информатики, такие как: «объект», «система», «информационное моделирование», «модель», «алгоритм» др.;

  • формировать навыки использования компьютерной техники и современных информационных и коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач.

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 классов предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже. Планируется использование новых педагогических технологий в преподавании предмета. В течение года возможны коррективы календарно-тематического планирования, связанные с объективными причинами.

Программа призвана сформировать:

  • умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата),

  • элементарные навыки прогнозирования.

В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается:

  • поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график);

  • передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

  • владение основными навыками публичного выступления.

В области рефлексивной деятельности:

  • объективное оценивание своих учебных достижений;

  • навыки организации и участия в коллективной деятельности;

  • постановка общей цели и определение средств ее достижения;

  • умение отстаивать свою позицию,

  • формулировать свои мировоззренческие взгляды.

Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики на последующих ступенях обучения, но и для успешного усвоения учебного материала по всем предметам в средней школе.

Интеллектуальные умения

Абстрактное мышление, доступное ученикам основной школы, и стремление к практической деятельности позволяют достроить картину мира фактами, явлениями и абстрактными понятиями из разных предметов (наук). Дальнейшее развитие интеллектуальных умений осуществляется как под руководством учителя, так и в ходе самостоятельного решения учебных задач на уроках и в ходе проектной деятельности.

Оценочные умения

В этом возрасте ученик постепенно учится давать свои ответы на неоднозначные оценочные вопросы. Таким образом, он постепенно выращивает основы личного мировоззрения. Однако зачастую даваемые подростком оценки еще не согласуются друг с другом. Сам он может не замечать и не признавать, что только определяется в своем мировоззрении. Поэтому подростки так часто занимают максималистские, крайние позиции.

Коммуникативные умения

Дальнейшее развитие коммуникативных умений учеников осуществляется через использование на уроках учителями-предметниками технологии формирования правильного типа читательской деятельности, а также через самостоятельное использование учениками присвоенной системы приемов понимания устного и письменного текста. На уроках по ряду предметов ведется обучение приемам гибкого чтения, различным способам фиксации информации.

Коммуникативные умения используются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в группах, самостоятельной работы (в т.ч. в проектной деятельности). Принципиально важно, чтобы подростки учились переносить основные коммуникативные умения в свое ежедневное неформальное общение.

Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования, имеет большую практическую направленность.

Организация учебно-воспитательного процесса.

Образовательные и воспитательные задачи обучения математике должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики математики как науки и учебного предмета. Учитель самостоятельно выбирает методические пути и приемы решения этих задач. С целью обеспечения эффективности и результативности учебного процесса используются различные технологии обучения.

Главной задачей использования новых технологий является расширение интеллектуальных возможностей человека. Все используемые технологии направлены на сохранение физического, психического и нравственного здоровья каждого ученика.

На уроках используются элементы следующих технологий:

Проблемное обучение
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Индивидуально-развивающее обучение

Знакомство с новыми методами мыслительной деятельности при решении творческих заданий с чертежами, технологическими картами в индивидуальном порядке

Разноуровневое обучение

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.

Технология проектного обучения

Учитель организует учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность обучающихся, которые овладевают навыками самостоятельного поиска, обработки и анализа нужной информации для решения какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Работа с использованием этой технологии дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Тестовые технологии

Оценка уровня обученности по конкретной теме, позволяющая реально оценить готовность обучающихся к итоговому контролю, установление количественных и качественных индивидуальных различий.

Обучение в сотрудничестве ( групповая работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности. Обучающиеся и учитель занимаются совместной деятельностью. Эффективность метода не только в академических успехах обучающихся, но и в их интеллектуальном и нравственном развитии.

Информационно-коммуникационные технологии

Использование ПК в учебном процессе. Создание рефератов, слайдов, презентаций и др. Поиск нужной информации в Интернет. Применение полученных знаний в практической деятельности.
Здоровье сберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.

Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся (система диагностики) осуществляется в виде текущего контроля (проверка тетрадей, домашних заданий; опрос обучающихся, обучающие и проверочные работы и др.), тематического контроля (контрольные работы, тесты)

Содержание курса информатики и информационных технологий для 7 класса

Содержание курса информатики и информационных технологий для 7 класса в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями.

Тема 1. Объекты и их имена (6 часов).

Содержание учебного материала: техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Система объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

Практические работы:

№1. Основные объекты операционной системы;

№2.Работа с объектами файловой системы;

№3. Создание текстовых объектов.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

Знать/понимать:

требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;

разновидности отношений объектов, как осуществить деление заданного множества объектов на классы по заданному признак;

основные приёмы создания текстовых документов;

название распространенных систем окружающего мира, новые приёмы создания текстовых документов;

Уметь:

формулировать определения понятия объект, указывать их признаки, работать с объектами операционной системы;

классифицировать объекты по заданному признаку;

приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «система», «системный подход», выполнять правила поведения и ТБ в компьютерном классе.

Контроль ЗУН: тест

Тема 2. Информационное моделирование (20 часов).

Содержание учебного материала: модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Математические модели. Табличные информационные модели. Простые таблицы. Сложные таблицы. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.

Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.

Компьютерный практикум:

Создание словесных моделей;

Графические модели;

Создание табличных моделей;

Создание вычислительных таблиц;

Знакомство с электронными таблицами;

Создание диаграммы и графиков;

Схемы, графы и деревья

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

Знать/понимать:

смысл терминов «модель», «моделирование»;

различные стили выполнения словесных информационных моделей;

понимать в каких случаях полезны аннотация или конспект;

новые приёмы работы с текстовыми документами (сортировка, колонки, колонтитулы);

знать разные виды списков;

компоненты таблицы, правила оформления таблиц, преимущество табличных моделей над словесными;

определение знаковой информационной модели;

правила оформления простых таблиц;

правила оформления сложных таблиц;

условия взаимно однозначного соответствия, примеры взаимно однозначного соответствия;

назначение электронных таблиц (ЭТ), преимущество ЭТ, области использования, структуру ЭТ;

определения графика, диаграммы, виды диаграмм.

Уметь:

работать со словесными информационными моделями, различать стили выполнения словесная информационная модель;

создавать аннотацию и конспект известного материала;

систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую информацию;

систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую информацию;

преобразовывать словесную модель в математическую, составлять математические модели;

применять табличный способ при решении логических задач;

строить блок-схему к любому алгоритму;

строить графы к различным задачам;

создавать графы и деревья в графическом редакторе, правильно использовать при решении логических задач.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

создавать, форматировать таблицы, подбирать материал для заполнения таблицы;

применять табличный способ при решении логических задач;

вводить текст, формулы в ЭТ, производить простейшие вычисления, редактировать и форматировать.

строить графики и диаграммы в табличном процессоре Excel.

Контроль ЗУН: тест

Тема 3. Алгоритмика (7 часов).

Содержание учебного материала: Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз». Исполнитель Робот.

Цикл «пока». Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика».

Компьютерный практикум:

Работа в среде «Алгоритмика».

Контроль ЗУН: проект.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

Знать/понимать:

определение исполнитель, примеры исполнителей, виды исполнителей, круг исполняемых задач, среда исполнителя, СКИ, режим работы, управление, алгоритм, программа;

знать определение вспомогательного алгоритма, процедура, СКИ;

СКИ Робот, среду действия Робот.

Уметь:

определять типы исполнителей, приводить примеры исполнителей, задавать СКИ;

создавать программу для линейного алгоритма;

создавать программу для циклического алгоритма.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

иметь представления об алгоритмах, приводить их примеры;

иметь представление об исполнителях алгоритмов и системах команд исполнителей.

Резерв учебного времени: 1 час

В результате изучения информатики в седьмом классе школьники должны:

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки - свойства, действия, поведение, состояния;

  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку - основанию классификации;

  • понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;

  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

  • понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;

  • иметь представление о назначении и области применения моделей;

  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

  • уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;

  • знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

  • знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;

  • осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;

  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

  • выполнять операции с основными объектами операционной системы;

  • выполнять основные операции с объектами файловой системы;

  • уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;

  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;

  • выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;

  • создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;

  • для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.

Личностные образовательные результаты

  • широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • основы информационного мировоззрения - научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

  • способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

7 класс

1

Объекты и системы

6

3

3

2

Информационное моделирование

20

10

10

3

Алгоритмика

7

3

4

4

Повторение

2

0

2


Итого:

35

16

19

Практические работы

Практическая работа №1. Основные объекты операционной системы Windows

Практическая работа №2. Работаем с объектами файловой системы

Практическая работа №3. Создание текстовых объектов (зад. 1-3), (зад. 4-6), (зад. 7-9).

Практическая работа №4. Создание словесных моделей (зад. 1-3), (зад. 4-5), (зад. 6-7), (зад. 8-9).

Практическая работа №5. Многоуровневые списки.

Практическая работа №6. Создание табличных моделей (з. 1-2), (зад. 3-4), (зад. 5-6), (зад. 7).

Практическая работа №7. Создание вычислительных таблиц в Word

Практическая работа №8. Знакомство с электроными таблицами Excel. (задания 1-3).

Практическая работа №8. Знакомство с электроными таблицами Excel. (задания 4-6)

Практическая работа №9. Создание диаграмм и графиков (зад 5-7), (зад 1-3), (зад. 4).

Практическая работа №10. Схемы, графы и деревья (задания 1-2), (задания 3-5), (задания 6-7).

Практическая работа №11. Работа в среде Алгоритмика, ЛОГО

Практическая работа №12. Работа в среде Алгоритмика, ЛОГО

Практическая работа №13. Работа в среде Алгоритмика, ЛОГО

Практическая работа №14. Работа в среде Алгоритмика, ЛОГО

Практическая работа №15. Итоговая работа

Тематические и итоговые контрольные работы

Тематика

Вид

Форма

7 класс

1

Объекты и системы

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/

2

Информационное моделирование

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

3

Информационное моделирование

Тематический контроль

Контрольная работа на опросном листе

4

Алгоритмика

Тематический контроль

Контрольная работа на опросном листе

5

Презентация

Итоговый мини-проект

Творческая работа

Формы контроля и возможные варианты его проведения

Контроль за результатами обучения осуществляется через использование различных форм контроля: контрольная работа, практическая контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, тест, контрольный интерактивный тест, устный опрос, визуальная проверка, защита проекта.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

В качестве одной из основных форм контроля в 7 классе используется тестирование. В 7 классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.

Практические контрольные работы для учащихся 7 классов представлены в трех уровнях сложности.

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

  • 50-70% - «3»;

  • 71-85% - «4»;

  • 86-100% - «5»

Рекомендации по оценке знаний, умений и навыков учащихся по школьному курсу «Информатика и ИКТ»

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на ЭВМ, тестирование, устный опрос и зачеты (в старших классах).

3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.

Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.

5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

Оценка ответов учащихся

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

- оценка «5» выставляется, если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

- оценка «4» выставляется, если:

ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

- оценка «3» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

- оценка «2» выставляется, если:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

- оценка «1» выставляется, если:

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Для письменных работ учащихся:

- оценка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

- оценка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

- оценка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.

Самостоятельная работа на ПК оценивается следующим образом:

- оценка «5» ставится, если:

- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;

- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;

- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);

- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

- оценка «3» ставится, если:

- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

оценка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ЭВМ по проверяемой теме.

Индивидуальный подход к учащимся классов

Психологическими особенностями индивидуализации процесса обучения являются:

  • уровень обученности и обучаемости;

  • уровень общих умственных способностей;

  • скорость усвоения;

  • индивидуальный стиль умственной деятельности - мышления;

  • психофизические особенности обучающихся.

При составлении рабочей программы были учтены особенности учащихся и качество обученности 7 а, б, ж и 7 е классов, что соответствует поставленным целям и задачам программы: для сильных учащихся предусмотрены домашние и классные задания повышенной сложности, выполнение которых требует наличие знаний, умений; для основной группы класса материал подан в доступной форме, но все же даются задания творческого характера, которые прививают стойкий интерес к предмету. Предполагается использование дифференцированного подхода, решение тестов.

За основу диагностики качества обученности учащихся была взята методика В.П. Симонова, которая позволяет выявить фактическую степень обученности обучающихся (уровень реально усвоенных знаний, умений и навыков).

В отличие, от авторской методики, нами выделено четыре уровня, которые соответствуют оценкам «2», «3», «4», «5».

Уровни степени обученности по В.В. Симонову.

1-й уровень - «различение, запоминание» - самая низкая степень овладения знаниями.

2-й уровень - «понимание, простейшие умения и навыки» - репродуктивный уровень.

3-й уровень - при этой степени обученности обучающийся показывает умение применять на практике полученные им теоретические знания в простейших (алгоритмизированных) заданиях.

4-й уровень - «перенос», творческое применение полученных теоретических знаний на практике в новой, нестандартной ситуации.

Так как в журнал учитель ставит не уровень, а оценку, то необходимо эти показатели соотнести.

Таблица 1.

Уровень

Оценка (в баллах)

Высокий (3,4 уровни по Симонову)

5

4

3

2

Средний (2 уровень по Симонову)

5

4

3

2

Низкий (1 уровень по Симонову)

5

4

3

2

Степень обученности

До 100 %

До 64 %

До 36 %

До 16 %

До 4 %

0%

Таблица 2.

Класс

высокий

средний

низкий

7 А

2

8

3

.Таблица 3.

Класс

высокий

средний

низкий

7 Б

7

5

Таблица 4.

Класс

высокий

средний

низкий

7 Ж

3

8

1

Таблица 5.

Класс

высокий

средний

низкий

7 Е

2

8

1

Образовательная программа учебного заведения, опираясь на возрастные особенности и возможности обучающихся, содержит перечень основных задач, которые должны быть решены обучающимися, как полноправными субъектами образовательного процесса.

В программе сформулированы конкретные задачи, решение и реализация которых позволит сформировать у обучающихся не только субъектную позицию, но и важные для их дальнейшего развития конкретные способы учебно-образовательной деятельности.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2014-2015 учебный год

7 класс


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Количество недель

8

8

10

9

35

Количество часов по программе

8

8

10

9

35

Количество часов фактически



Количество компенсирующих мероприятий



Количество контрольных работ

1

1

0

2

4

Количество практических работ

4

3

4

1

12












Календарное планирование на 2014-2015 учебный год

7 класс

Тема урока

Дата проведения

7 е

7 а, ж

7 б

По плану

Кор--ка

По плану

Кор-ка

По плану

Кор-ка

1

Объекты и их имена. Вводный инструктаж по ОТ и ТБ.

02.09


03.09


06.09


2

Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.

09.09


10.09


13.09


3

Состав объектов.

16.09


17.09


20.09


4

Системы объектов.

23.09


24.09


27.09


5

Система и окружающая среда.

30.09


08.10


04.10


6

Контрольная работа №1. Персональный компьютер как система.

07.10


15.10


11.10


7

Модели объектов и их назначение.

14.10


22.10


18.10


8

Информационные модели.

21.10


29.10


25.10


9

Словесные информационные модели.

28.10


12.11


01.11


10

Словесные информационные модели.

11.11


19.11


15.11


11

Многоуровневые списки.

18.11


26.11


22.11


12

Математические модели

25.11


03.12


29.11


13

Контрольная работа№2. Информационные модели

02.12


10.12


06.12


14

Табличные информационные модели.

09.12


17.12


13.12


15

Простые таблицы.

16.12


24.12


20.12


16

Сложные таблицы.

23.12


14.01


27.12


17

Табличное решение логических задач.

13.01


21.01


17.01


18

Вычислительные таблицы.

20.01


28.01


24.01


19

Электронные таблицы.

27.01


04.02


31.01


20

Электронные таблицы.

03.02


11.02


07.02


21

Графики и диаграммы.

10.02


18.02


14.02


22

Наглядное представление о соотношении величин.

17.02


25.02


21.02


23

Визуализация многорядных данных.

24.02


04.03


28.02


24

Многообразие схем.

03.03


11.03


07.03


25

Информационные модели на графах.

10.03


18.03


14.03


26

Деревья.

17.03


01.04


21.03


27

Контрольная работа№3 Представление данных

31.03


08.04


04.04


28

Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов.

07.04


15.04


11.04


29

Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов.

14.04


22.04


18.04


30

Исполнитель Чертежник. Цикл повторить n раз.

21.04


29.04


25.04


31

Исполнитель Робот. Цикл «пока».

28.04


06.05


02.05


32

Исполнитель Робот. Ветвление «пока».

05.05


13.05


09.05


33

Контрольная работа№4 Алгоритм

12.05


20.05


16.05


34

Итоговое повторение

19.05


27.05


23.05


35

Итоговое повторение

26.05


03.06


30.05


Итого:

35







Состав учебно-методического комплекта по информатике и ИКТ для VII классов

  1. Используемые средства обучения

Учебно-методический комплект:

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012..

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

  6. Босова Л.Л. Обработка текстовой информации. Дидактические материалы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  7. «Программа курса «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений: 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012» - 584 с.


  1. Цифровые образовательные ресурсы:

    1. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

    2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru.

















15


© 2010-2022