Доклад «Организация самостоятельной деятельности учащихся с использованием ИКТ»

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация самостоятельной деятельности учащихся

с использованием ИКТ



  1. Введение.

  2. Основные принципы организации самостоятельной деятельности учащихся.

  3. Организация самостоятельной деятельности учащихся по различным дисциплинам с использованием ИКТ.



  1. Введение.

Современная жизнь на передний план выдвигает вопросы развития человека в быстро меняющемся обществе. Мобильный, активный, самостоятельный человек имеет все шансы стать успешным в современном мире. В связи с этим особое значение приобретает проблема взаимодействия человека и общества. В этом взаимодействии значимым оказывается не только то, как общество влияет на человека, какие оно обеспечивает условия для его развития, что происходит с ним в результате этого, но и то, как сам развивающийся человек воздействует на общественную жизнь, преобразует ее, создавая тем самым наиболее благоприятную ситуацию для собственного развития.

Социализация личности учащегося, т.е. его умение адаптироваться в окружающей действительности, ставиться во главу угла в процессе обучения и воспитания. Компетентностный подход в обучении становится рычагом, обеспечивающим социализацию личности ребенка. В настоящее время большое значение приобретает поиск наиболее эффективных путей обучения, повышения качества усвоения знаний в школе, выявление внутренних резервов познавательной активности, мыслительных процессов и памяти учащихся.

Итак, современное образование ставит своей целью воспитание социально-компетентной личности, где среди прочих, особенно важными являются информационная и учебно-познавательная компетентность личности, успешно формировать которые позволяет метод самостоятельной работы с использованием ИКТ. Самостоятельная работа учащихся с использованием ИКТ, Интернет-технологий - активный метод обучения, в процессе которого учащиеся по заданию учителя и под его руководством решают не только учебную задачу, но и получают необходимые навыки работы с компьютером, с различной информацией. Активность этого метода определена, прежде всего, целью, которая в самостоятельной деятельности осознается учеником, становится для него актуальной и значимой, появляются мотивы деятельности:

● потребность расширить свои знания, узнать новое;

● овладеть умением работать с помощью компьютера;

● желание проявить самостоятельность, выполнить задание без посторонней помощи;

● потребность проверить свои знания;

● возможность публично представить результаты своей деятельности


  1. Общие принципы организации самостоятельной деятельности учащихся.

В различной справочной литературе можно встретить следующие определения:

Самостоятельная работа учащихся

  • индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя.

  • вид познавательной деятельности обучаемых на уроке и дома; ее выполнение осуществляется по заданию учителя, но без его непосредственного участия

Как видно из приведенных выше определений и толкований, самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, а с другой - как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью учащихся. Самостоятельная работа способствует формированию таких важных черт личности, как самостоятельность, познавательная активность, творческое отношение к труду и др.;

С точки зрения организации самостоятельная работа может быть:

  • фронтальной (общеклассной) - учащиеся выполняют одно и то же задание, например пишут сочинение на заданную тему;

  • групповой - для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-6 чел.);

  • парной - например, при проведении опытов, на занятиях в лингафонном кабинете;

  • индивидуальной - каждый учащийся выполняет отдельное задание.

Наиболее распространённые виды самостоятельной работы:

  • работа с учебником, справочной литературой или первоисточниками;

  • решение задач, выполнение упражнений, сочинения, изложения;

  • наблюдения, конструирование, моделирование и т.д.

Целесообразно выделить следующие уровни самостоятельности учащихся в ходе учебной деятельности:

1. Простейшая воспроизводящая самостоятельность, когда ученик, имея правило, образец, самостоятельно решает задачи на его применение. Ученик, вышедший на первый уровень самостоятельности, но не достигший ещё второго уровня, использует для решения задачи или упражнения, имеющийся у него образец. Если же задача не соответствует образцу, то он решить её не может. При этом он даже не предпринимает попыток как-то изменить ситуацию, а чаще всего отказывается от решения новой задачи под предлогом того, что такие задачи ещё не рассматривались.

2. Вариативная самостоятельность. Проявляется в умении выбрать из нескольких правил, определений одно и использовать его в процессе решения задачи. На данном уровне самостоятельности учащиеся показывают умения производить мыслительные операции такие, как сравнение и анализ. Анализируя условие задачи, ученик перебирает имеющиеся в его распоряжении средства для её решения, сравнивает их и выбирает более действенное.

3. Частично поисковая самостоятельность. Проявляется в умении из имеющихся у ученика правил и предписаний решения задачи формировать обобщённые способы решения более широкого круга задач, в умении осуществлять перенос методов, рассмотренных в одном разделе, на решение задач из другого раздела, в стремлении найти «собственное правило», приём, способ деятельности. В этих проявлениях самостоятельности присутствуют элементы творчества.

4. Высший, четвёртый уровень самостоятельности - творческая самостоятельность. Ученик на этом уровне обладает относительно большим набором приёмов умственной деятельности: умеет проводить сравнения, анализ, синтез, абстрагирование и т.п. Это находит выражение в самостоятельной постановке проблемы или задачи, в составлении плана её решения и отыскании способа решения, в постановке гипотез и их проверке.

Необходимо соблюдать следующие условия успешной организации самостоятельной работы учащихся:

1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Цель каждого задания должна быть осознана. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению. Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.

2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики - подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

3. На первых парах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске. Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приемов работы учителем, носит характер подражания.

При самостоятельной работе учащиеся опираются на свои знания, предметные умения, опыт в изучении данной дисциплины, а также умения пользоваться средствами обучения. Самостоятельная работа требует наличия у учащихся некоторых общеучебных умений, способствующих ее рациональной организации: умение планировать эту работу, четко ставить систему задач, вычленять среди них главные, умело избирать способы наиболее быстрого экономного решения поставленных задач, умелый оперативный контроль за выполнением задания, умение быстро вносить коррективы в самостоятельную работу, анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале ее, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе.

Правильно организованная самостоятельная работа принесет следующие результаты:

1. Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитического характера.

2. Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных.

3. Выработка умения применять знания на практике, переносить приобретенные умения в нестандартную ситуацию.

4. Формирование умений творческого характера, исследовательских, проектных и других компетенций.

Высшая степень овладения умением самостоятельно работать - это способность организовать собственное индивидуальное продвижение по изучению учебных предметов, т.е. выход на собственную образовательную программу.

Но чтобы спокойно работать индивидуально на фоне самостоятельно работающего класса, чтобы продвигаться в обучении по индивидуальному плану необходимо предварительно специально обучить учащихся приемам самостоятельной работы, приемам взаимоконтроля и самоконтроля. Еще важнее овладеть новыми формами планирования самостоятельной работы учащихся, чтобы на каждом уроке ученик мог работать непрерывно. Затем мог бы перейти к самостоятельной работе дома по индивидуальной программе, а классную самостоятельную работу продолжать на следующем уроке независимо от остальных учащихся. Развитие этого нового уровня самостоятельности учащихся ещё предстоит исследовать и разработать.


  1. Организация самостоятельной деятельности учащихся по школьным дисциплинам с использованием ИКТ.

Своеобразие самостоятельной работы с использованием ИКТ заключается в том, что его основу составляют действия, которые ученик выполняет без помощи преподавателя, он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует и проверяет их в соответствии с поставленной целью и учится находить, классифицировать, систематизировать и использовать информацию различного вида (текст, схема, таблица, иллюстрация, видео и т.д.)

Еще одной спецификой самостоятельной работы является самоконтроль.

Ожидаемые результаты работы не могут быть достигнуты, если ученик не контролирует свои действия (обращается к таблице, словарю, справочнику, образовательному электронному ресурсу: порталу, сайту и т.д.). Таким образом, ученик сочетает исполнительные и контрольные действия. С действиями самоконтроля тесно связана третья составляющая самостоятельной работы учащихся с использованием ИКТ - оценочная деятельность, формировать которую необходимо на основе содержательных оценок преподавателя и коллективной оценочной деятельности всех учащихся в классе.

И, наконец, самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это не только выполненные упражнения, написанные сочинения, эссе, заполненные таблицы, подготовленные ответы на вопросы, но и мультимедийные проекты, презентации, фотоальбомы, электронные справочники, фильмы и другое. Поскольку к этим результатам ученик приходит самостоятельно, ценность и значимость их осознается острее по сравнению с теми, которые добываются в совместной деятельности ученика и учителя. В индивидуальных результатах всегда проявляется не только уровень знаний, но и самостоятельность ученика, индивидуальная манера его деятельности, творческий или стандартный подход к решению той или иной проблемы. Поэтому анализировать и оценивать необходимо не только знания, показанные учеником, но и саму деятельность, ее качество.

При этом следует обратить особое внимание на самостоятельность ученика, которая проявляется в целеполагании, в мотивации, в действиях и в конечном результате деятельности.

Требования к организации самостоятельной работы учащихся с использованием ИКТ:

1. Наличие необходимых навыков работы с компьютером.

2. Наличие умений работы с Интернетом.

3. Наличие конкретной цели.

4. Наличие конкретного задания.

5. Четкая форма выражения результата самостоятельной работы.

6. Определение формы проверки самостоятельной работы.

7. Обязательность выполнения самостоятельной работы каждым учеником, получившим задание.

8. Содержание и методический аппарат заданий должны обеспечить познавательную деятельность на всех уровнях познавательной самостоятельности (репродуктивном, частично-поисковом, творческом).

9. Задания индивидуализировать для обеспечения успешного выполнения самостоятельной работы.

Важнейшим средством формирования у учащихся всех разновидностей познавательной деятельности является выполнение ими различных типов и видов самостоятельных работ. Необходимо отметить особую роль для развития личности учащихся тех видов самостоятельной работы, которые построены с учётом возможности применения компьютерных технологий. Существенное значение для формирования положительной мотивации и поддержания интереса к предмету имеют самостоятельные задания в рамках применения проектной технологии. Работа над проектами учащимися средних классов осуществляется следующим образом. Прежде всего, учащимися определяется актуальная для них проблема, над которой в течение определенного времени, индивидуально или в группе, ребята будут работать.

На этом этапе учащиеся формируют умения выявлять проблемы в различных областях знания.

 Постановка задачи и составление плана работы развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования.

 Выполнение данного проекта в соответствии с поставленными задачами. Здесь у учащихся развиваются умения выдвигать гипотезы, предположения, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из разных источников.

 Подведение итогов работы. Этот этап дает возможность учителю выработать у ребят умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, научить решать познавательные и творческие задачи, работать в сотрудничестве.

 Подготовка защиты работы. Ребята самостоятельно готовят презентацию проекта с использованием компьютера, мультимедийного оборудования.

 Презентация проекта. Данный этап имеет цель: представить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, доказать правильность решений, что позволяет развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации.

Самостоятельная работа с использованием ИКТ на уроках

По всем школьным предметам можно использовать интернет - ресурсы, мультимедийные приложения, электронные справочники.

Получив информацию из различных источников, учащиеся могут, как просто изучить материал, получить новую информацию, так и использовать эту информацию для собственных проектов.

Заключение.

Существенны преимущества использования компьютера при организации самостоятельной работы учащихся на уроках:

 Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.

 Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.

 Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к выполнению самостоятельной работы.

 ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности и развивают самостоятельную творческую деятельность учащихся.

 Использование ИКТ в организации самостоятельной работы увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения.

 Созданные учащимися образовательные продукты дают им возможность наглядно представить результат своих действий.

Заключительным выводом является то, что самостоятельная работа с использованием ИКТ - мощный стимул к учению, путь к осознанным знаниям и убеждениям. Различные виды такой самостоятельной работы помогают успешнее решать задачи по активизации мыслительной деятельности учащихся по формированию у них творческого мышления. Самостоятельный творческий поиск решения учебной проблемы позволяет ученику пережить радость успеха, поверить в свои силы, научиться преодолевать трудности. В рамках разработки какого-либо проекта перед учащимися ставятся проблемы, решение которых требует анализа и синтеза материала и информации, полученной из других источников (Интернет, электронные справочники и пособия, мультимедийные приложения, научная литература и т.д.), что в свою очередь способствует формированию социально-компетентной личности ребенка.

11


© 2010-2022