• Преподавателю
  • Информатика
  • Доклад по информатике на тему: Совершенствование структуры и содержания образования. Формы и методы формирования знаний, умений и навыков

Доклад по информатике на тему: Совершенствование структуры и содержания образования. Формы и методы формирования знаний, умений и навыков

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Совершенствование структуры и содержания образования. Формы и методы формирования знаний, умений и навыков.

Ни одно знание не надежно,

основу надежности дает лишь

прогресс поиска знаний,

длящийся всю жизнь

Уокке

Мы сегодня поговорим о методах обучения, о совершенствовании их, ведь именно от них зависит эффективность всего учебно-воспитательного процесса. Идя в школу, на урок, мы (и учитель, и ученик) ставим перед собой цель и от того, какими методами и приемами мы будем идти к ней, очень многое зависит.

Одной из наиболее сложных и трудно усваиваемых тем школьной информатики является алгоритмизация. Для глубокого усвоения принципов построения и функционирования алгоритма недостаточно правильно изобразить его в виде блок - схемы или описать на алгоритмическом языке. На мой взгляд, требуется и пояснение методики исполнения алгоритма при конкретных исходных данных, а методика. В силу экономии времени часто излагается упрощенно. К тому же используемые для этого приемы и средства не отличаются высокой наглядностью и требуют развитого абстрактного мышления как педагога, так и учащихся.
Культурный уровень молодого современного человека формируется в школе, начиная с первых уроков.

Большинство психологов считает, что в стенах школы легче начать изучение нового, нежели позже.

Именно в школьном возрасте специфические умения и навыки, формируемые в процессе разработки алгоритмов и решения задач, составление программ, дисциплинируют мышление учащихся.

Обучение конструированию алгоритмов - важный раздел информатики. Следует отметить, что знания, навыки и умения конструирования алгоритмов необходимы не только специалистам математических и информационно-технологических специальностей, но составляют важных аспект общетехнической и общекультурной подготовки специалистов.

Содержание алгоритмической линии курса информатики также должно отражать как общеобразовательные цели и задачи, так и прагматические.

Говоря о значимости этой содержательной линии, нельзя не учитывать тот факт, что алгоритмы буквально «пронизывают» содержание школьных предметов: формулирование, изучение и применение алгоритмов составляют существенный компонент содержания школьного обучения. В подавляющем большинстве случаев результат деятельности ученика зависит от того, насколько четко он чувствует алгоритмическую сущность своих действий: что делать в каждый момент, в какой последовательности, каким должен быть итог действий и т. п. Все это определяет особый аспект культуры его мышления и поведения, характеризующийся умением составлять и использовать различные алгоритмы на любых предметных уроках, не ограничиваясь рамками курса информатики. Причем, формирование алгоритмической культуры мышления школьника во многом зависит от уровня профессионализма педагога, умений введения ученика в алгоритмическую природу понятий.

Естественным продолжением алгоритмических моделей являются программные модели. Говоря о целесообразности изучения основ программирования в школьном курсе информатике, многие высказывают тезис, что в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения изучение этого раздела потеряло свою актуальность. Конечно, овладение приемами и техникой программирования не может быть задачей общеобразовательной школы. При этом изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, ее планирование и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из задач современной школы. Потому не использовать действительно большие возможности программирования для развития мышления школьников, формирование многих приемов умственной деятельности было бы, наверное, неправильно.

Программирование создает естественное поле деятельности, в котором учащиеся могут активно работать с алгоритмами. Поэтому естественно встает вопрос: «Как надо преподавать вопросы программирования, проводить изучение конкретного языка программирования, чтобы создались предпосылки для формирования алгоритмической культуры мышления?».

Существуют два методических подхода к изучению линии алгоритмизации и программирования:

  • сначала рассматриваются всевозможные алгоритмы, для описания которых используются блок-схемы, а затем - правила языка программирования, способы перевода уже построенных алгоритмов в программу на этом языке;

  • алгоритмизация и язык программирования осваиваются параллельно.

Опыт показывает, что «теоретическое изучение алгоритмизации и программирования, оторванное от практики, малоэффективно. Желательно, чтобы ученики как можно раньше получили возможность проверять правильность своих алгоритмов, работая на компьютере». Этап программирования с последующим получением результата на компьютере должен выступать для учащихся как контрольно-оценочный аспект деятельности по формированию алгоритмической культуры. Поэтому метод последовательного изучения алгоритмизации и программирования приемлем лишь в «безмашинном» варианте преподавания курса информатики.

Но даже при использовании компьютера, на первом этапе рекомендуется не отказываться от ручной трассировки алгоритма, "тот прием помогает «почувствовать» процесс исполнения, увидеть свои ошибки, допущенные в алгоритме.

Поскольку в базовом курсе ставится лишь «цель первоначального знакомства с программированием, то строгого описания языка программирования не требуется. Основной используемый метод - демонстрация языка на примерах простых программ с краткими комментариями. Некоторые понятия достаточно воспринять ученикам на «интуитивном» уровне. Для выполнения учениками несложных самостоятельных заданий достаточно действовать методом «по образцу».

Обучение программированию должно проводиться на примерах типовых задач с последующим усложнением структуры алгоритмов. По признаку алгоритмической структуры их можно классифицировать так:

  • линейные алгоритмы: вычисления по формулам, всевозможные пересылки значений переменных;

  • ветвящиеся алгоритмы: поиск наибольшего или наименьшего значений из нескольких данных; сортировка двух-трех значений; диалог с ветвлениями;

  • циклические алгоритмы: вычисление сумм и произведений числовых последовательностей, циклический ввод данных с последовательной обработкой.

Все сказанное относится не только к информатике, но и к другим предметам. И мне кажется, что взаимное влияние "традиционных" предметов и информатики полезно со всех точек зрения.


© 2010-2022