Рейтинговая оценка образовательных достижений обучающихся по информатике

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рейтинговая оценка образовательных достижений обучающихся

по информатике

Мосолкова Людмила Васильевна, учитель информатики МБОУ г. Магадана «СОШ с УИМ № 15»

Задача каждого учителя - создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.

Рейтинговая система оценивания учебных достижений школьников может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленной задаче, позволяет в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения предметом, помогает учителю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности.

Главная цель рейтинговой системы оценивания - влияние на активность учащихся в получении знаний, а также оценка динамики уровня знаний на каждом этапе их усвоения.

Задачи:

  • расширить компетентность школьников в области изучения дисциплины;

  • развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;

  • создать условия, учитывающие индивидуальные способности, возможности учащихся, для успешной реализации общих, единых целей обучения;

  • повысить ответственность школьников за результаты своего обучения.

Рейтинговая система оценивания реализует на практике лекционно-семинарское, модульное, проблемное, дифференцированное обучение, игровые, проектные, информационно-коммуникативные технологии на этапе проверки и оценки достижений школьника при помощи индивидуального числового показателя - рейтинга.

В своей практике рейтинговую систему контроля знаний использовала при проведении элективного курса «Оптимизационное моделирование экономических задач в среде ЭТ Excel»

На первом же занятии элективного курса познакомила учащихся с рейтинговой системой, ее условиями, шкалой перевода рейтинговых баллов в традиционную систему оценивания.

Этапы введения рейтинговой системы оценивания учебных достижений учащихся были следующие:

  1. Разработка оценочной шкалы по теме (модулю) с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом.

  2. Ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов учащихся.

  3. Изучение материала по теме, занесение результатов в рейтинговый лист учащегося.

  4. Подведение итогов по теме и составление рейтинговой шкалы по группе.

  5. Перевод суммы баллов в оценку и выставление в журнал.

При разработке оценочной шкалы использовала следующие виды рейтинга: текущий рейтинг, который включает оценку работы ученика на занятиях; дисциплинарный рейтинг - текущий, промежуточный, итоговый контроль; творческий рейтинг - это самостоятельная работа ученика вне занятия.

Рейтинговая оценочная шкала

Вид рейтинга

Вид учебной

деятельности

Баллы

текущий

рейтинг

Текущие ответы (знание теоретических вопросов).

0-2

Выполнение обязательных практических заданий.

0-2

Домашняя работа

0-2

дисциплинарный рейтинг

Тестирование, диктанты

0-5

Зачетная работа

0-10

творческий

рейтинг

Сообщение, реферат.

1-10

Решение задач повышенной сложности

0-10

Создание и защита проекта

(проект, презентация)

15-30

Критерий оценки (текущий рейтинг): 2 балла - учащийся самостоятельно выполняет задания, свободно владеет терминологией, умеет применить теорию на практике; 1 балл - учащийся не со всеми заданиями справляется самостоятельно, или выполняет частично; ориентируется в терминологии, но допускает неточности в толковании определений; 0 -учащийся не справляется с заданиями, не владеет терминологией.

Если ученик отсутствует на занятии, то за пропущенную работу получает "0" баллов. Если учащийся набирает не удовлетворяющее его количество баллов, он имеет право "добрать" недостающие баллы (закрыть пробелы в знаниях). Такие работы ученик может выполнить в специально отведенное время.

Рейтинговый балл переводится в оценку и выставляется в журнал. Учащиеся, имеющие 80-100% от общей суммы баллов, получают оценку "отлично", 65 - 79% - оценку "хорошо", а 50 - 64% - оценку "удовлетворительно".

Учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов по элективному курсу, освобождаются от сдачи итогового зачета.

Результаты отражаются в «карте контроля достижений учащихся при изучении элективного курса».


Карта контроля достижений учащегося

при изучении элективного курса

«Оптимизационное моделирование

экономических задач в ЭТ Excel»

Название темы курса

Фамилия, имя

______________________________________________

Средства Excel

Этапы моделирования в электронных таблицах

Линейные модели

Динамические модели

Сетевые модели

Нелинейные модели

Зачетная работа

Создание и защита проекта

(проект, презентация)

Что оценивается

Теоретические знания



Выполнение обязательных практических заданий



Домашняя работа



Тестирование, диктанты



Индивидуальная работа (реферат, сообщение, задание повышенной сложности)



Зачетная работа



Создание и защита проекта

(проект, презентация)



Рейтинг по теме



Рейтинг по курсу

Оценка за курс


Рейтинговое оценивание знаний активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает их творческие способности, интерес к предмету. Активность учащихся на занятиях возрастает, ребята перестают испытывать страх перед опросом, выполнением заданий практического характера, так как понимают, что оценка по предмету зависит от их способностей, возможностей и трудолюбия.

Преимущества, связанные с использованием рейтинговой системы оценивания учебных достижений как средства успешного развития компетентности школьников очевидны, так как они позволяют значительно повысить эффективность учебной деятельности учащихся за счет целого ряда факторов.

Во-первых, стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес учащихся к конкретной теме, а, следовательно, к предмету в целом.

Во-вторых, процесс обучения и контроля охватывает всех учащихся, их обучение при этом контролируется учителем и одноклассниками.

В-третьих, дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не вызывает стрессовой ситуации.

В-четвертых, развиваются элементы творчества, навыки самоанализа, включаются дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией учащихся.

В-пятых, наблюдается поворот мышления и поведения школьников в направлении более продуктивной и активной познавательной деятельности.

Рейтинговая система помогает старшеклассникам при выстраивании индивидуальной образовательной траектории, при планировании и достижении результатов обучения в соответствии со способностями, склонностями и интересами. Рейтинговая система оценивания знаний заставляет ученика заниматься предметом систематически, быть внимательным на занятии, заниматься самостоятельно, использовать дополнительную литературу, что способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, повышению учебной мотивации, развитию интереса к изучаемому предмету. Данная система развивает аналитическое и критическое мышление, коммуникативные способности, позволяет психологически перевести учащихся с роли пассивных "зрителей" в роль активных участников педагогического процесса. Рейтинговое оценивание способствует контролю целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также формированию самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетентностей.


© 2010-2022