- Преподавателю
- Информатика
- Открытый урок по информатике и ИКТ на тему Кодирование текстовой информации
Открытый урок по информатике и ИКТ на тему Кодирование текстовой информации
Раздел | Информатика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | ХУЗИАХМЕТОВА Л.А. |
Дата | 15.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
5
Открытый урок «Кодирование текстовой информации»
Предмет - информатика и ИКТ.
Класс - 9.
Форма проведения - создание проектов.
Цель: сформировать у обучающихся понимание процесса кодирования текстовой информации.
Задачи:
общеобразовательная:
-
познакомить обучающихся со способами кодирования текстовой информации и их использовании;
-
научить кодировать и перекодировать текстовую информацию;
развивающая:
-
развивать умение планировать, организовывать и выполнять работу в группе, используя элементы проектирования;
-
способствовать развитию познавательных интересов обучающихся;
воспитывающая:
-
воспитывать доброжелательные отношения в группе;
-
воспитывать творческое отношение к труду, к культуре труда, эстетический вкус при оформлении проекта.
Техническое оборудование:
-
мультимедийный проектор;
-
компьютерный класс с доступом в локальную сеть.
Раздаточный материал:
-
название команд;
-
информационный лист;
-
ватман, фломастеры, клей, магниты;
-
технологическая карта.
Ход урока
1. Организационный момент
Ученики стоят около ПК.
- Здравствуйте, ребята!
- Давайте сделаем глубокий вдох и выдохнем. А теперь улыбнемся друг другу.
- Садитесь, пожалуйста на свои места.
- У нас будет необычный урок. Мы будем работать над созданием проектов. Внимание на экран.
Запуск ролика (слайд 1 Приложение 1)
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
тема урока (слайд 2 Приложение 1)
- Итак, тема урока «Кодирование текстовой информации»
2. Введение в проект
- Цели нашего урока:
-
познакомиться с разными таблицами кодировок и научиться кодировать и декодировать текстовую информацию.
- Что значит закодировать информацию?
- Закодировать текст - значит сопоставить ему другой текст. Кодирование применяется при передаче данных - для того, чтобы зашифровать текст от посторонних, чтобы сделать передачу данных более надежной.
- Скажите, а вы когда-нибудь кодировали информацию?
- При кодировании заранее определяют алфавит, в котором записаны исходные тексты (исходный алфавит) и алфавит, в котором записаны закодированные тексты (коды), этот алфавит называется кодовым алфавитом.
-
Для удобства алфавит представляют в виде кодовой таблицы.
способы кодирования (слайд 3 Приложение 1)
- Существуют разные способы кодирования: графический, символьный, числовой.
- На сегодняшнем уроке мы познакомимся с приемами кодирования текста, которые были изобретены людьми на различных этапах развития человеческой мысли. И ваша задача выяснить, как исторически появились разные таблицы кодов.
ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР
- Для дальнейшей работы нам необходимо разбиться на 4 группы.
- Для этого за экраном монитора найдите № группы.
- Распределитесь по группам.
-
конструкторы - 3 человека
-
радисты - 2 человека
-
исследователи - 3 человека
-
историки - 3 человека
- Спасибо.
- У нас получилось 4 творческих группы.
- Каждая группа будет выполнять проект на разные темы.
- Исследователи поднимите руки, историки поднимите руки, радисты поднимите руки, конструкторы поднимите руки. Подойдите все к своим столам (Приложение 2).
- Молодцы. Послушайте инструкцию:
- У вас на столах технологическая карта (Приложение 3) (показать фиолетовый лист), информационный лист (Приложение 4) (показать зеленый лист), таблицы, схемы, и др (Приложение 5_1, (Приложение 5_2, Приложение 5_3, Приложение 5_4) (показать белые листы).
- А также ватман и принадлежности в коробочках.
- Строго следуйте технологичной карте.
- На создание проекта - 15 минут.
- После работы - готовые проекты прикрепите к доске.
- Приступаем к работе, я буду помогать!
3. Работа над проектом
Учитель помогает.
4. Защита проектов
- Какой пример кодирования текстовой информации рассмотрели конструкторы?
в 1906 году в Берлине на Международной Радиотелеграфной Конвенции единым сигналом бедствия для радиосвязи на море был установлен сигнал ( . . . - - - . . . SOS) Спасите наши души. Я приглашаю - радистов.
Какие кодировки текста существуют и что они из себя представляют? Об этом нам расскажут исследователи.
У вас встречалась ситуация, когда вы получаете электронное письмо, но не можете его прочитать - вместо текста идут какие-то непонятные знаки? То же самое случается и в интернете - открываете страницу, а разобрать ничего не возможно. Причем заметьте, подобное происходит именно с русским текстом, с английским подобные проблемы маловероятны. Причина проблем - открытие файла в неверной кодировке.
Чтобы узнать, с чем это связано - Приглашаются историки
- Молодцы, вы справились и представили свои проекты.
(Приложение 6 - фото с урока)
5. Подведение итогов
- Подведем итог урока. Ответьте на следующие вопросы по материалу урока:
-
Какие способы кодирования текста существуют? (графический, символьный, числовой)
-
Назовите способы кодирования текста (Цезарь, Морзе)
-
Что необходимо для кодирования текстовой информации на компьютере? (Кодовая таблица)
-
Как называется международная кодовая таблица? (ASCII)
-
Сколько существует кодировок русского языка? (Пять)
6. Рефлексия
- Оценка вашего проекта - будет номинирована:
-
Какой самый содержательный?
-
Самый доступный?
-
Самый красочный?
-
Самый оригинальный?
- Какие вы испытали трудности при выполнении проекта?
- Мне понравились все ваши проекты.
7. Закрепление материала
- А теперь применим наши знания на практике (Приложение 7):
- Пройдите к ПК.
- Работа с заданиями на сайте учителя dtank.ucoz.ru
- Кто заработал 3 балла?
- Кто заработал 2 балла?
- Кто заработал 1 балл?
- Молодцы.
8. Домашнее задание
- На сайте учителя dtank.ucoz.ru есть задания в разделе тесты
- Выполните их, а ответы отправьте мне на электронный адрес по вашему желанию (раздать задания)
- Спасибо всем за работу. Наш урок был продуктивным. До свидания.
Методическая литература
-
Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/Н.Д. Угринович. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 512 с.: ил.
-
Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. - 3-е изд. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 394 с.: ил.
-
Простейшие методы шифрования текста/ Д.М. Златопольский. - М.: Чистые пруды, 2007 - 32 с.
Интернет-ресурсы
-
dtank.ucoz.ru/ - персональный сайт учителя