Открытый урок по информатике и ИКТ на тему Кодирование текстовой информации

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Открытый урок «Кодирование текстовой информации»

Предмет - информатика и ИКТ.

Класс - 9.

Форма проведения - создание проектов.

Цель: сформировать у обучающихся понимание процесса кодирования текстовой информации.

Задачи:

общеобразовательная:

  • познакомить обучающихся со способами кодирования текстовой информации и их использовании;

  • научить кодировать и перекодировать текстовую информацию;

развивающая:

  • развивать умение планировать, организовывать и выполнять работу в группе, используя элементы проектирования;

  • способствовать развитию познавательных интересов обучающихся;

воспитывающая:

  • воспитывать доброжелательные отношения в группе;

  • воспитывать творческое отношение к труду, к культуре труда, эстетический вкус при оформлении проекта.

Техническое оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • компьютерный класс с доступом в локальную сеть.

Раздаточный материал:

  • название команд;

  • информационный лист;

  • ватман, фломастеры, клей, магниты;

  • технологическая карта.


Ход урока

1. Организационный момент

Ученики стоят около ПК.

- Здравствуйте, ребята!

- Давайте сделаем глубокий вдох и выдохнем. А теперь улыбнемся друг другу.

- Садитесь, пожалуйста на свои места.

- У нас будет необычный урок. Мы будем работать над созданием проектов. Внимание на экран.

Запуск ролика (слайд 1 Приложение 1)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

тема урока (слайд 2 Приложение 1)

- Итак, тема урока «Кодирование текстовой информации»

2. Введение в проект

- Цели нашего урока:

  • познакомиться с разными таблицами кодировок и научиться кодировать и декодировать текстовую информацию.

- Что значит закодировать информацию?

- Закодировать текст - значит сопоставить ему другой текст. Кодирование применяется при передаче данных - для того, чтобы зашифровать текст от посторонних, чтобы сделать передачу данных более надежной.

- Скажите, а вы когда-нибудь кодировали информацию?

- При кодировании заранее определяют алфавит, в котором записаны исходные тексты (исходный алфавит) и алфавит, в котором записаны закодированные тексты (коды), этот алфавит называется кодовым алфавитом.

  • Для удобства алфавит представляют в виде кодовой таблицы.

способы кодирования (слайд 3 Приложение 1)

- Существуют разные способы кодирования: графический, символьный, числовой.

- На сегодняшнем уроке мы познакомимся с приемами кодирования текста, которые были изобретены людьми на различных этапах развития человеческой мысли. И ваша задача выяснить, как исторически появились разные таблицы кодов.


ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР

- Для дальнейшей работы нам необходимо разбиться на 4 группы.

- Для этого за экраном монитора найдите № группы.

- Распределитесь по группам.

  1. конструкторы - 3 человека

  2. радисты - 2 человека

  3. исследователи - 3 человека

  4. историки - 3 человека

- Спасибо.

- У нас получилось 4 творческих группы.

- Каждая группа будет выполнять проект на разные темы.

- Исследователи поднимите руки, историки поднимите руки, радисты поднимите руки, конструкторы поднимите руки. Подойдите все к своим столам (Приложение 2).

- Молодцы. Послушайте инструкцию:

- У вас на столах технологическая карта (Приложение 3) (показать фиолетовый лист), информационный лист (Приложение 4) (показать зеленый лист), таблицы, схемы, и др (Приложение 5_1, (Приложение 5­_2, Приложение 5_3, Приложение 5_4) (показать белые листы).

- А также ватман и принадлежности в коробочках.

- Строго следуйте технологичной карте.

- На создание проекта - 15 минут.

- После работы - готовые проекты прикрепите к доске.

- Приступаем к работе, я буду помогать!

3. Работа над проектом

Учитель помогает.

4. Защита проектов

- Какой пример кодирования текстовой информации рассмотрели конструкторы?

в 1906 году в Берлине на Международной Радиотелеграфной Конвенции единым сигналом бедствия для радиосвязи на море был установлен сигнал ( . . . - - - . . . SOS) Спасите наши души. Я приглашаю - радистов.

Какие кодировки текста существуют и что они из себя представляют? Об этом нам расскажут исследователи.

У вас встречалась ситуация, когда вы получаете электронное письмо, но не можете его прочитать - вместо текста идут какие-то непонятные знаки? То же самое случается и в интернете - открываете страницу, а разобрать ничего не возможно. Причем заметьте, подобное происходит именно с русским текстом, с английским подобные проблемы маловероятны. Причина проблем - открытие файла в неверной кодировке.

Чтобы узнать, с чем это связано - Приглашаются историки

- Молодцы, вы справились и представили свои проекты.

(Приложение 6 - фото с урока)

5. Подведение итогов

- Подведем итог урока. Ответьте на следующие вопросы по материалу урока:

  1. Какие способы кодирования текста существуют? (графический, символьный, числовой)

  2. Назовите способы кодирования текста (Цезарь, Морзе)

  3. Что необходимо для кодирования текстовой информации на компьютере? (Кодовая таблица)

  4. Как называется международная кодовая таблица? (ASCII)

  5. Сколько существует кодировок русского языка? (Пять)

6. Рефлексия

- Оценка вашего проекта - будет номинирована:

  • Какой самый содержательный?

  • Самый доступный?

  • Самый красочный?

  • Самый оригинальный?

- Какие вы испытали трудности при выполнении проекта?

- Мне понравились все ваши проекты.

7. Закрепление материала

- А теперь применим наши знания на практике (Приложение 7):

- Пройдите к ПК.

- Работа с заданиями на сайте учителя dtank.ucoz.ru

- Кто заработал 3 балла?

- Кто заработал 2 балла?

- Кто заработал 1 балл?

- Молодцы.

8. Домашнее задание

- На сайте учителя dtank.ucoz.ru есть задания в разделе тесты

- Выполните их, а ответы отправьте мне на электронный адрес по вашему желанию (раздать задания)

- Спасибо всем за работу. Наш урок был продуктивным. До свидания.

Методическая литература

  1. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/Н.Д. Угринович. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 512 с.: ил.

  2. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. - 3-е изд. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 394 с.: ил.

  3. Простейшие методы шифрования текста/ Д.М. Златопольский. - М.: Чистые пруды, 2007 - 32 с.

Интернет-ресурсы

  1. dtank.ucoz.ru/ - персональный сайт учителя


© 2010-2022