- Преподавателю
- Информатика
- Урок «Технология работы с текстовой информацией»
Урок «Технология работы с текстовой информацией»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тальпис А.А. |
Дата | 13.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Гайдаржи А.А.
Теория и методика обучения информатики,
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
Тема: Технология работы с текстовой информацией
Цель: познакомить обучающихся с методикой изучения систем обработки текстовой информации;
Задачи:
-
познакомить обучающихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти;
-
раскрыть назначение текстовых редакторов/процессоров;
-
обучить основным приемам работы с текстовыми редакторами/процессорами;
-
создать ситуацию для развития умения "слушать - делать - понимать";
-
научить обучающихся получению инструментальных знаний через привитие навыков использования компьютера для разрешения учебной ситуации;
-
выработать культуру умственного труда, концентрации внимания, логичности и развитого воображения.
Изучаемые вопросы:
-
кодирование текстов;
-
характеристики аппаратных средств;
-
текстовые редакторы/процессоры (ТР/ТП);
-
текстовые файлы;
-
среда текстового редактора/процессора
-
структура текстового документа;
-
режимы работы;
-
команды работы с ТР/ТП;
-
данные, обрабатываемые ТР/ТП;
-
практические работы с ТР/ТП.
ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
Кодирование текста: таблицы кодировки
Текстовые редакторы и текстовые процессоры
Организация текстовых документов
Хранение текста:
текстовые файлы
Система команд
Данные
Среда
Режимы работы
-
символ;
-
слово;
-
строка;
-
абзац;
-
страница;
-
документ
-
рабочее поле;
-
курсор;
-
строка состояния;
-
меню;
-
линейки прокрутки
Данная тема является, как правило, первой, изучаемой в базовом курсе, относящейся к содержательной линии «Информационные технологии».
Области применения: подготовка письменных документов, издательская деятельность.
К теоретическим основам компьютерных технологий работы с текстом относятся вопросы кодирования текстовой информации.
Аппаратные средства. Процесс создания текстового документа с помощью ТР носит комплексный характер: в нем задействованы все основные устройства компьютера. В рамках данной темы ученики должны не только развить практические навыки работы с различными аппаратными компонентами ЭВМ, но и углубить свои знания об их устройстве, о принципах их работы. В этом проявляется пересечение содержательной линии «Компьютер» с линией информационных технологий.
Клавиатура - основное устройство для ввода текста, для управления ТР. Знакомство с клавиатурой с помощью клавиатурных тренажеров позволяет ученикам освоить только ее центральную часть - символьные клавиши. При работе с ТР активно задействованы все остальные группы клавиш: функциональные, управляющие, переключения режимов, перемещения курсора, прочие клавиши.
Дисплей. Во-первых, ученики должны узнать, что любое изображение на экране получается из совокупности светящихся точек - пикселей. Символы текста формируются не из непрерывных линий, а из отдельных точек.
Все текстовые редакторы, работающие под DOS, используют символьный режим экрана. Существует один стандартный шрифт.
Операционная система Windows и все ее приложения работают с дисплеем только в графическом режиме. Символы могут выводиться на экран в разных позициях, разных размеров и форм, однако дискретная пиксельная структура экрана.
Память ЭВМ. Вводимый пользователем текст заносится в специально отведенную для этого область оперативной памяти - рабочую область ТР. Еще один раздел оперативной памяти занимает буфер для копирования фрагментов текста. В него попадают фрагменты, с которыми выполняются команды ВЫРЕЗАТЬ, КОПИРОВАТЬ (забрать в буфер).
Сохранение текста, сформированного в рабочей области оперативной памяти, ведет к созданию файла документа на внешнем носителе. Пользователю предоставляется возможность указать место сохранения файла на диске (имя диска, каталог) и задать имя файла. Некоторые ТР присваивают таким файлам стандартные расширения. Это характерно для всех приложений Windows. Например, MS Word создает файлы с расширением .DOC. Текст сохраненного на диске документа может быть снова вызван в рабочую область текстового редактора при выполнении команды ОТКРЫТЬ.
Для поиска в тексте грамматических ошибок на МД хранится файл с орфографическим словарем. Причем таких словарей может быть несколько для контроля текстов на разных языках; например, русский словарь и английский словарь. Справочник по работе с ТР также постоянно хранится на МД.
При работе с принтером следует сообщить ученикам, что у принтера есть своя небольшая буферная память. Вывод документа на печать происходит путем заполнения буфера принтера, а затем из буфера текст переносится на бумагу.
Прикладные программные средства. Текстовый редактор - первый тип прикладной программы, который должны освоить ученики. Выбор ТР, используемого в учебных целях, зависит от технического и программного обеспечения школьного компьютерного класса.
Компьютер, на котором запущен на исполнение текстовый редактор, становится специализированным исполнителем для работы с текстовой информацией:
ЭВМ+ТР
Исполнитель работы с текстами
Изучение текстового редактора можно проводить по традиционной методической схеме, свойственной для изучения всякого исполнителя:
-
данные: структурные единицы текста;
-
среда ТР;
-
режимы работы ТР;
-
система команд.
Данные. Текстовый редактор работает с символьной информацией, в которой можно выделить следующие виды структур:
-
Символ - минимальный объект, подлежащий обработке ТР.
-
Слово - набор символов, ограниченный слева и справа пробелами или знаками препинания.
-
Строка символов - данные, занимающие в тексте одну строку, размеры которой могут быть четко очерчены форматированием.
-
Фрагмент текста - набор последовательных строк, с которым можно работать как с единым целым.
-
Понятие файла связано с хранением, считыванием и записью информации. Файлы являются поименованными данными.
Среда текстового редактора. Следует прежде всего обратить внимание учеников на те общие элементы среды, которые характерны для любых ТР. К ним относятся:
-
рабочее поле - пространство на экране, на котором отображается текст;
-
курсор - место активного воздействия на рабочее поле (отмечается черточкой или прямоугольником);
-
строка состояния - содержит информацию о текущем состоянии ТР;
-
строка меню - содержит команды переключения режимов работы ТР и других действий.
Для конкретных ТР должны быть отмечены и другие специфические элементы среды: линейки прокрутки, панель инструментов и пр.
Режимы работы. Под режимом работы понимается определенное состояние исполнителя, в котором возможно выполнение определенного вида работы.
Ввод и редактирование текста. Состояние исполнителя, находящегося в этом режиме, отражается в строке состояний. Отметим основные компоненты состояния:
-
координаты курсора;
-
вставка/удаление;
-
строчные/заглавные (нижний/верхний регистр);
-
шрифт (рус/лат);
-
разметка строки (абзац, длина строки);
-
выравнивание по краям, перенос.
Форматирование. Работа в этом режиме позволяет скомпоновать текст (фрагмент текста) в требуемом виде, установив размеры полей, красную строку, число позиций в строке и т.д.
Обращение за подсказкой.
Орфографическая проверка. Режим орфографической проверки может быть совмещен с режимом редактирования.
Обмен с внешними запоминающими устройствами возможен в двух направлениях: сохранение и загрузка текста, который при хранении называется файлом (текстовым файлом).
Печать. С помощью ТР можно управлять принтером, определив шрифт, вид печатаемой страницы (левое и правое поля, число строк на странице), способ нумерации страниц (местонахождения номера страницы, порядок нумерации).
Система команд ТР. Систему команд ТР можно условно разделить на следующие группы команд:
-
команды интерфейса - вход в меню и выход из него, перемещение маркера по меню, выбор нужного пункта меню;
-
команды изменения состояния ТР, позволяющие в режиме редактирования выбрать шрифт, нижний/верхний регистр, режим вставки/замены и т.д.;
-
команды перемещения по тексту, которые разделяются нам две группы: пошаговое перемещение (стрелки вправо, влево, вверх, вниз); быстрое перемещение по тексту (переход в начало/конец строки, начало/конец текста, листание страниц, прыжок на метку и т.д.);
-
команды посимвольного редактирования, позволяющие внести исправления в текст (вставить/удалить/заменить символ, заменить строчную букву на заглавную и т.д.);
-
команды работы со строками, позволяющие манипулировать строками (удалить, вставить пустую, рассечь на две части, «склеить» две последовательные строки);
-
поиск по образцу служит для отыскания в тексте мест, содержащих указанный набор символов (букву, слово, фразу и т.д.);
-
копирование включает в себя выделение копируемого фрагмента текста и помещение его в буфер (в некоторых ТР эти процессы идут параллельно), воспроизведение содержимого буфера в требуемом месте текста;
-
форматирование позволяет придать тексту требуемый вид: установить число символов в строке, выровнять правый край, выделить поля и красную строку и т.д.
В большинстве ТР команды исполнителя реализуются двумя способами: с помощью функциональных, управляющих и прочих клавиш специального назначения; выбором соответствую пункта в меню.
Рекомендации по организации практической работы на компьютере
Существует понятие основного стандарта редактирования. Это набор операций редактирования, которые выполняются одинаково для всех вариантов символьного ввода.
Прежде всего ученики должны освоить приемы основного стандарта редактирования. К ним относятся:
-
Перемещение по тексту: клавиши [→], [←], [↑], [↓], [Home], [End], [PageUp], [PageDown].
-
Удаление символа: клавиши [Backspace], [Del]
-
Вставка/замена символа: переключение режима с помощью клавиши [Insert].
-
Разрыв и слияние строк: клавиша [Enter]; клавиша [Del] в конце первой соединяемой строки или [Backspace] в начале второй строки.
Для отработки навыков следует использовать простейшие ТР типа Блокнот.
Учитель должен ясно представлять последовательность педагогических целей, которые ставятся перед учащимися в процессе формирования умений и навыков для работы с программными средствами информационных технологий. В рамках темы «информационные технологии работы с текстом» указанные цели могут быть представлены следующим списком, расположенным ниже. Порядок пунктов в этом списке отражает рекомендуемую последовательность обучения.
-
Поиск и запуск программы ТР; обращение за справкой.
-
Набор русского текста, переход на верхний/нижний, знаки препинания, перевод строки.
-
Переход «РУС/ЛАТ».
-
Простейшие приемы редактирования: клавиши DEL, Backspace; режимы вставки и замены.
-
Открытие файла с текстом; просмотр текста, приемы перемещения по тексту.
-
Редактирование данного текста: поиск и исправление ошибок; разрыв строки, слияние строк.
-
Сохранение документа на диске.
-
Установка параметров формата: размеры полей, длина строки, межстрочный интервал, абзацный отступ, выравнивание строк.
-
Работа с фрагментами: выделение фрагмента, перемещение, копирование через буфер обмена.
-
Работа со шрифтами: установка типа шрифта, размера, начертания; изменение шрифта выделенного фрагмента.
-
Поиск и замена.
-
Работа в многооконном режиме; перемещение фрагментов между различными документами.
-
Создание и редактирование таблиц.
-
Формирование гиперссылок.
Данные. Текстовый редактор работает с символьной информацией, в которой можно выделить следующие виды структур:
-
Символ - минимальный объект, подлежащий обработке ТР.
-
Слово - набор символов, ограниченный слева и справа пробелами или знаками препинания.
-
Строка символов - данные, занимающие в тексте одну строку, размеры которой могут быть четко очерчены форматированием.
-
Фрагмент текста - набор последовательных строк, с которым можно работать как с единым целым.
-
Понятие файла связано с хранением, считыванием и записью информации. Файлы являются поименованными данными.
Требования к знаниям и умениям учащихся при изучении технологии работы с текстовым редактором
Учащиеся должны знать:
-
способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы);
-
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
-
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод, редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Учащиеся должны уметь:
-
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
-
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
-
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;
-
*создавать на компьютере документы, совмещающие объекты разного типа: тексты, таблицы, рисунки и др. (на примерах школьного учебного материала).
5