Урок «Технология работы с текстовой информацией»

Тема: Технология работы с текстовой информациейЦель: познакомить обучающихся с методикой изучения систем обработки текстовой информации. Задачи:- познакомить обучающихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти;- раскрыть назначение текстовых редакторов/процессоров;- обучить основным приемам работы с текстовыми редакторами/процессорами;- создать ситуацию для развития умения “слушать – делать – понимать”;- научить обучающихся получению инструментальных знаний через привитие навыков использования компьютера для разрешения учебной ситуации;-         выработать культуру умственного труда, концентрации вн...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гайдаржи А.А.

Теория и методика обучения информатики,

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

Тема: Технология работы с текстовой информацией

Цель: познакомить обучающихся с методикой изучения систем обработки текстовой информации;

Задачи:

  • познакомить обучающихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти;

  • раскрыть назначение текстовых редакторов/процессоров;

  • обучить основным приемам работы с текстовыми редакторами/процессорами;

  • создать ситуацию для развития умения "слушать - делать - понимать";

  • научить обучающихся получению инструментальных знаний через привитие навыков использования компьютера для разрешения учебной ситуации;

  • выработать культуру умственного труда, концентрации внимания, логичности и развитого воображения.

Изучаемые вопросы:

  • кодирование текстов;

  • характеристики аппаратных средств;

  • текстовые редакторы/процессоры (ТР/ТП);

  • текстовые файлы;

  • среда текстового редактора/процессора

  • структура текстового документа;

  • режимы работы;

  • команды работы с ТР/ТП;

  • данные, обрабатываемые ТР/ТП;

  • практические работы с ТР/ТП.

ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

Урок «Технология работы с текстовой информацией»


Кодирование текста: таблицы кодировкиУрок «Технология работы с текстовой информацией»Урок «Технология работы с текстовой информацией»Урок «Технология работы с текстовой информацией»Урок «Технология работы с текстовой информацией»Урок «Технология работы с текстовой информацией»

Текстовые редакторы и текстовые процессорыУрок «Технология работы с текстовой информацией»Урок «Технология работы с текстовой информацией»


Организация текстовых документов


Хранение текста:

текстовые файлы

Система команд


Данные


Среда

Режимы работы


  • символ;

  • слово;

  • строка;

  • абзац;

  • страница;

  • документ



  • рабочее поле;

  • курсор;

  • строка состояния;

  • меню;

  • линейки прокрутки


Урок «Технология работы с текстовой информацией»Урок «Технология работы с текстовой информацией»Урок «Технология работы с текстовой информацией»Урок «Технология работы с текстовой информацией»Урок «Технология работы с текстовой информацией»Урок «Технология работы с текстовой информацией»



Данная тема является, как правило, первой, изучаемой в базо­вом курсе, относящейся к содержательной линии «Информаци­онные технологии».

Обла­сти применения: подготовка письменных документов, издательская деятельность.

К теоретическим основам компьютерных технологий работы с текстом относятся вопросы кодирования текстовой информации.

Аппаратные средства. Процесс создания текстового документа с помощью ТР носит комплексный характер: в нем задействова­ны все основные устройства компьютера. В рамках данной темы ученики должны не только развить практические навыки работы с различными аппаратными компонентами ЭВМ, но и углубить свои знания об их устройстве, о принципах их работы. В этом про­является пересечение содержательной линии «Компьютер» с ли­нией информационных технологий.

Клавиатура - основное устройство для ввода текста, для управления ТР. Знакомство с клавиатурой с помощью клавиатурных тренажеров позволяет ученикам освоить только ее центральную часть - символьные клавиши. При работе с ТР активно задействованы все остальные группы клавиш: функциональные, управляющие, переключения режимов, перемещения курсора, прочие клавиши.

Дисплей. Во-первых, ученики должны узнать, что любое изображение на экране получается из совокупности светящихся точек - пикселей. Символы текста формируются не из непрерывных линий, а из отдельных точек.

Все текстовые редакторы, работающие под DOS, используют символь­ный режим экрана. Существует один стандартный шрифт.

Операционная система Windows и все ее приложения работают с дисплеем только в графическом режиме. Символы могут выводиться на экран в разных позициях, разных размеров и форм, однако дискретная пиксельная структура экрана.

Память ЭВМ. Вводимый пользователем текст заносится в специально отведенную для этого область оперативной памяти - рабочую область ТР. Еще один раздел оперативной памяти занимает буфер для копирования фрагментов текста. В него попадают фрагменты, с которыми выполняются команды ВЫРЕЗАТЬ, КОПИРОВАТЬ (забрать в буфер).

Сохранение текста, сформированного в рабочей области опе­ративной памяти, ведет к созданию файла документа на внешнем носителе. Пользователю предоставляется возможность указать место сохра­нения файла на диске (имя диска, каталог) и задать имя файла. Некоторые ТР присваивают таким файлам стандартные расши­рения. Это характерно для всех приложений Windows. Например, MS Word создает файлы с расширением .DOC. Текст сохраненно­го на диске документа может быть снова вызван в рабочую об­ласть текстового редактора при выполнении команды ОТКРЫТЬ.

Для поиска в тексте грамматических ошибок на МД хранится файл с орфографическим словарем. Причем таких словарей может быть несколько для контроля текстов на разных языках; напри­мер, русский словарь и английский словарь. Справочник по рабо­те с ТР также постоянно хранится на МД.

При работе с принтером следует сообщить ученикам, что у принтера есть своя небольшая буферная память. Вывод документа на печать происходит путем заполнения буфера принтера, а затем из буфера текст переносится на бумагу.

Прикладные программные средства. Текстовый редактор - первый тип прикладной программы, который должны освоить ученики. Выбор ТР, используемого в учебных целях, зависит от технического и программного обеспе­чения школьного компьютерного класса.

Компьютер, на котором запущен на исполнение текстовый редактор, становится специализирован­ным исполнителем для работы с текстовой информацией:


ЭВМ+ТР


Исполнитель работы с текстамиУрок «Технология работы с текстовой информацией»

Изучение текстового редактора можно проводить по традиционной методической схеме, свойственной для изучения всякого исполнителя:

  • данные: структурные единицы текста;

  • среда ТР;

  • режимы работы ТР;

  • система команд.

Данные. Текстовый редактор работает с символьной информацией, в которой можно выделить следующие виды структур:

  • Символ - минимальный объект, подлежащий обработке ТР.

  • Слово - набор символов, ограниченный слева и справа про­белами или знаками препинания.

  • Строка символов - данные, занимающие в тексте одну стро­ку, размеры которой могут быть четко очерчены форматировани­ем.

  • Фрагмент текста - набор последовательных строк, с которым можно работать как с единым целым.

  • Понятие файла связано с хранением, считыванием и записью информации. Файлы являются поименованными данными.

Среда текстового редактора. Следует прежде всего обратить внимание учеников на те общие элементы среды, которые характерны для любых ТР. К ним относятся:

  • рабочее поле - пространство на экране, на котором отображается текст;

  • курсор - место активного воздействия на рабочее поле (отмечается черточкой или прямоугольником);

  • строка состояния - содержит информацию о текущем состо­янии ТР;

  • строка меню - содержит команды переключения режимов работы ТР и других действий.

Для конкретных ТР должны быть отмечены и другие специфи­ческие элементы среды: линейки прокрутки, панель инструмен­тов и пр.

Режимы работы. Под режимом работы понимается определен­ное состояние исполнителя, в котором воз­можно выполнение определенного вида работы.

Ввод и редактирование текста. Состояние исполнителя, нахо­дящегося в этом режиме, отражается в строке состояний. Отметим основные компоненты состояния:

  • координаты курсора;

  • вставка/удаление;

  • строчные/заглавные (нижний/верхний регистр);

  • шрифт (рус/лат);

  • разметка строки (абзац, длина строки);

  • выравнивание по краям, перенос.

Форматирование. Работа в этом режиме позволяет скомпоновать текст (фрагмент текста) в требуемом виде, установив разме­ры полей, красную строку, число позиций в строке и т.д.

Обращение за подсказкой.

Орфографическая проверка. Режим орфографической проверки может быть совмещен с режимом редактирования.

Обмен с внешними запоминающими устройствами возможен в двух направлениях: сохранение и загрузка текста, который при хранении называется файлом (текстовым файлом).

Печать. С помощью ТР можно управлять принтером, определив шрифт, вид печатаемой страницы (левое и правое поля, число строк на странице), способ нумерации страниц (местонахождения номера страницы, порядок нумерации).

Система команд ТР. Систему команд ТР можно условно разде­лить на следующие группы команд:

  • команды интерфейса - вход в меню и выход из него, пере­мещение маркера по меню, выбор нужного пункта меню;

  • команды изменения состояния ТР, позволяющие в режиме редактирования выбрать шрифт, нижний/верхний регистр, режим вставки/замены и т.д.;

  • команды перемещения по тексту, которые разделяются нам две группы: пошаговое перемещение (стрелки вправо, влево, вверх, вниз); быстрое перемещение по тексту (переход в начало/конец строки, начало/конец текста, листание страниц, прыжок на метку и т.д.);

  • команды посимвольного редактирования, позволяющие вне­сти исправления в текст (вставить/удалить/заменить символ, за­менить строчную букву на заглавную и т.д.);

  • команды работы со строками, позволяющие манипулировать строками (удалить, вставить пустую, рассечь на две части, «склеить» две последовательные строки);

  • поиск по образцу служит для отыскания в тексте мест, содержа­щих указанный набор символов (букву, слово, фразу и т.д.);

  • копирование включает в себя выделение копируемого фрагмента текста и помещение его в буфер (в некоторых ТР эти процессы идут параллельно), воспроизведение содержимого буфера в требуемом месте текста;

  • форматирование позволяет придать тексту требуемый вид: установить число символов в строке, выровнять правый край, выделить поля и красную строку и т.д.

В большинстве ТР команды исполнителя реализуются двумя способами: с помощью функциональных, управляющих и прочих клавиш специального назначения; выбором соответствую пункта в меню.

Рекомендации по организации практической работы на компьютере

Существует понятие основного стандарта редактирования. Это набор операций редактирования, которые выполняются одинаково для всех вариантов символьного ввода.

Прежде всего ученики должны освоить приемы основного стандарта редактирования. К ним относятся:

  1. Перемещение по тексту: клавиши [→], [←], [↑], [↓], [Home], [End], [PageUp], [PageDown].

  2. Удаление символа: клавиши [Backspace], [Del]

  3. Вставка/замена символа: переключение режима с помощью клавиши [Insert].

  4. Разрыв и слияние строк: клавиша [Enter]; клавиша [Del] в конце первой соединяемой строки или [Backspace] в начале второй строки.

Для отработки навыков следует использовать простейшие ТР типа Блокнот.

Учитель должен ясно представлять последовательность педаго­гических целей, которые ставятся перед учащимися в процессе формирования умений и навыков для работы с программными средствами информационных технологий. В рамках темы «инфор­мационные технологии работы с текстом» указанные цели могут быть представлены следующим списком, расположенным ниже. Порядок пунктов в этом списке отражает рекомендуемую последовательность обучения.

  • Поиск и запуск программы ТР; обращение за справкой.

  • Набор русского текста, переход на верхний/нижний, знаки препинания, перевод строки.

  • Переход «РУС/ЛАТ».

  • Простейшие приемы редактирования: клавиши DEL, Backspace; режимы вставки и замены.

  • Открытие файла с текстом; просмотр текста, приемы пере­мещения по тексту.

  • Редактирование данного текста: поиск и исправление ошибок; разрыв строки, слияние строк.

  • Сохранение документа на диске.

  • Установка параметров формата: размеры полей, длина строки, межстрочный интервал, абзацный отступ, выравнивание строк.

  • Работа с фрагментами: выделение фрагмента, перемещение, копирование через буфер обмена.

  • Работа со шрифтами: установка типа шрифта, размера, начертания; изменение шрифта выделенного фрагмента.

  • Поиск и замена.

  • Работа в многооконном режиме; перемещение фрагментов между различными документами.

  • Создание и редактирование таблиц.

  • Формирование гиперссылок.

Данные. Текстовый редактор работает с символьной информацией, в которой можно выделить следующие виды структур:

  • Символ - минимальный объект, подлежащий обработке ТР.

  • Слово - набор символов, ограниченный слева и справа про­белами или знаками препинания.

  • Строка символов - данные, занимающие в тексте одну стро­ку, размеры которой могут быть четко очерчены форматировани­ем.

  • Фрагмент текста - набор последовательных строк, с которым можно работать как с единым целым.

  • Понятие файла связано с хранением, считыванием и записью информации. Файлы являются поименованными данными.

Требования к знаниям и умениям учащихся при изучении технологии работы с текстовым редактором

Учащиеся должны знать:

  • способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы);

  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод, редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

Учащиеся должны уметь:

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;

  • *создавать на компьютере документы, совмещающие объекты разного типа: тексты, таблицы, рисунки и др. (на примерах школьного учебного материала).

5

© 2010-2022