- Преподавателю
- Информатика
- Разработка урока информатики в 9 классе по теме Циклический алгоритм
Разработка урока информатики в 9 классе по теме Циклический алгоритм
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Полторак Т.В. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Циклический алгоритм».
Цель урока:
-
Научить составлять циклические программы для рисования более сложных фигур, правильных многоугольников, составлять алгоритм построения объектов с повторяющимися элементами.
-
Научить решать простые типовые задачи с командой ПОВТОРИ.
-
Повторение и закрепление ранее изученного материала.
Ход урока.
-
Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Мы продолжаем работать с алгоритмами в среде программирования ЛОГО. На этом уроке мы научимся составлять циклические программы для рисования более сложных фигур, правильных многоугольников, составлять алгоритм построения объектов с повторяющимися элементами.
-
Повторение ранее изученного.
Но для начала давайте повторим, что вы уже знаете об алгоритмах и среде программирования ЛОГО.
Отгадайте кроссворд.
-
Точная последовательность действий, направленная на получение результата к поставленной задаче. (алгоритм)
-
Как называют управляющий объект в системе управления? (исполнитель)
-
Предложение на языке программирования для указания действия объекту.(команда)
-
Какой графический объект является исполнителем в среде программирования ЛОГО? (черепашка)
-
Как называется команда, с помощью которой Черепашка устанавливается в центр Рабочего поля, голова направлена на Север? (домой)
Из списка команд выбрать пары (полная и сокращенная форма записи). (Слайд представлен на интерактивной доске. Дети по очереди выходят и соединяют верные блоки между собой).
Вперед вп
Направо пр
Назад нд
Налево лв
Нов_цвет нц
Нов_курс нк
Нов_фон нф
Цвет_поля цп
-
Изучение нового материала.
Молодцы, это вы усвоили. А теперь выполните следующее задание в своих тетрадях. (1 человек вслух комментирует).
Задание 1. Запишите программу построения квадрата со стороной 100 шагов. В результате выполнения программы Черепашка должна вернуться в начальное положение.
вп 100 пр 90
вп 100 пр 90
вп 100 пр 90
вп 100 пр 90
Подчеркните в этом алгоритме одинаковые команды: команду вп 100 - одной чертой, команду пр 90 - двумя. Вы видите, что пара команд вп 100 пр 90 повторяется 4 раза.
Во всех языках программирования существует способ сокращённой записи повторяющихся действий - циклический алгоритм.
В среде программирования циклический алгоритм состоит из тела цикла и условия:
Тело цикла содержит команды, которые должны повторяться.
Условие указывает, сколько раз или до каких пор повторяются команды тела цикла.
В языке программирования ЛОГО для записи циклического алгоритма
Применяется команда ПОВТОРИ. В этой команде 2 параметра: первый задаёт количество повторений (условие цикла), второй - список команд, которые должны повторяться (тело цикла). С помощью команды ПОВТОРИ алгоритм построения квадрата можно записать короче:
Повтори 4 [вп 100 пр 90].
Здесь число 4 - условие цикла, а команды вп 100 пр 90 - тело цикла. Тело цикла всегда заключается в квадратные скобки.
Рассмотрим такую задачу:
Напишите программу рисования данной фигуры (рис 1).
Рисунок 1. Большой квадрат, который состоит из 4 маленьких.
Для рисования такой фигуры достаточно поместить в тело одного цикла второй цикл.
Вложенный цикл описывает алгоритм рисования квадрата. В соответствии с внешним циклом черепашка 4 раза рисует квадрат, поворачиваясь после рисования каждого на 900. В результате вы увидите на экране большой квадрат, составленный из четырех маленьких.
Команда для выполнения выглядит следующим образом:
повтори 4 [повтори 4 [вп 40 пр 90] лв 90]
Решение нашей задачи выглядит следующим образом:
Создание узоров с помощью вложенных циклов
Рассмотрим теперь, как создавать различные узоры при помощи вложенных циклов.
Задание:
Разработайте программу рисования узора вида (рис. 2):
Рисунок 2. Узор.
Для решения задачи внимательно посмотрим на рисунок и обнаружим, что узор тоже состоит из квадратов. Количество квадратов увеличилось до 8, то есть в 2 раза.
Команда для выполнения будет иметь вид:
повтори 8 [повтори 4 [вп 40 пр 90] лв 45]
Рисование правильных многоугольников
Как в математике, так и в информатике есть понятие правильный многоугольник. Научим черепашку рисовать любые правильные многоугольники.
Многоугольник называется правильным, если все его стороны и углы равны.
Для того чтобы написать соответствующую процедуру, следует заметить, что угол поворота черепашки для правильной фигуры можно получить по формуле:
Угол = 360 / количество сторон
В качестве примера можно рассмотреть правильный шестиугольник.
Рассчитаем угол поворота черепахи для правильного шестиугольника: .
Его можно нарисовать такой командой:
повтори 6 [вп 50 пр 60]
То есть, мы пишем программу:
· 3-угольник : по повтори 3 [вп 60 пр 360 / 3];
· 5-угольник: по повтори 5 [вп 60 пр 360 / 5];
· 6-угольник: по повтори 6 [вп 60 пр 360 / 6];
· 8-угольник: по повтори 8 [вп 60 пр 360 / 8].
Рассмотрим теперь программы для построения более сложных фигур.
Задание:
Составить программу построения домика с условием, что черепашка не должна проходить дважды по одной и той же линии. Начальное положение выберите самостоятельно. Стороны квадрата и треугольника равны.
Домик состоит из крыши и основания (двух правильных многоугольников). Основание представляет собой квадрат, крыша - равносторонний треугольник. Низ крыши и верх основания - один и тот же отрезок.
Составим примерный алгоритм рисования домика:
1. Нарисовать квадрат, начиная с нижней вершины, и вернуться в ту же точку.
2. Нарисовать крышу - стороны треугольника.
Нарисовав квадрат, черепашка должна перейти в верхнюю левую вершину. Перо должно быть поднято.
При рисовании треугольника нужно перо опустить и повернуть голову черепашки влево на угол 300 для того, чтобы основание треугольника располагалось параллельно верхней стороне квадрата. Полученная программа для рисования домика:
это домик
по повтори 4 [вп 60 пр 90]
пп вп 60 пр 30
по повтори 3 [вп 60 пр 120]
конец
Результат ее работы приведен ниже (рис. 3):
Рисунок 3. Домик
-
Закрепление изученного.
Теперь попробуем написать еще более сложные программы. Создадим программу рисования трех домиков, расположенных на одной горизонтали и имеющих одинаковый размер.
Программа для рисования:
это домики
повтори 3 [повтори 4[по вп 60 пр 90]
пп нк 45 вп 15 нц 45 крась
нд 15 нк 0 вп 60 по нк 45
вп 43 нк 135 вп 43 нк 285
пп вп 5 нц 65 крась нд 15
нк 180 вп 60 нк 90 вп 40 нк 0 ]
конец
Сначала мы рисуем все 3 домика, а потом последовательно их закрашиваем. Вспомним, чтобы закрасить область, необходимо с поднятым пером разместить черепашку внутри замкнутой фигуры, выбрать номер цвета и применить команду крась.
Результат такой программы (рис. 4):
Рисунок 4. Три домика
V. Рекомендованное домашнее задание.
1) Напишите программу рисования следующих изображений, используя циклы:
VI.Итог урока.
Раздаточный материал
Во всех языках программирования существует способ сокращённой записи повторяющихся действий - циклический алгоритм.
В среде программирования циклический алгоритм состоит из тела цикла и условия:
Тело цикла содержит команды, которые должны повторяться.
Условие указывает, сколько раз или до каких пор повторяются команды тела цикла.
В языке программирования ЛОГО для записи циклического алгоритма
Применяется команда ПОВТОРИ. В этой команде 2 параметра: первый задаёт количество повторений (условие цикла), второй - список команд, которые должны повторяться (тело цикла). С помощью команды ПОВТОРИ алгоритм построения квадрата можно записать короче:
Повтори 4 [вп 100 пр 90].
Здесь число 4 - условие цикла, а команды вп 100 пр 90 - тело цикла. Тело цикла всегда заключается в квадратные скобки.
Напишите программу рисования следующих изображений, используя циклы: