Урок информатики «Передача информации», технология АМО

Планируемые образовательные результаты: предметные – общие представления о передаче информации как информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приемниках информации; метапредметные – понимание единой сущности процесса передачи информации; личностные – понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики. Решаемые учебные задачи: 1) раскрыть суть информационного процесса передачи информации, ознакомить учащихся со схемой передачи информации; 2) рассмотреть примеры передачи информации, научить выделять в них источники информации, информационные каналы, приемники информации. Основные понятия, рассматриваемые на уроке: информация; действия с информацией; передача информации; источник информации; информационный канал; приемник информации.
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4

Класс: 5

Раздел программы: Информация вокруг нас.

Тема урока: Передача информации.

Цели урока.

Планируемые образовательные результаты:

предметные - общие представления о передаче информации как информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приемниках информации;

метапредметные - понимание единой сущности процесса передачи информации;

личностные - понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.

Решаемые учебные задачи:

1) раскрыть суть информационного процесса передачи информации, ознакомить учащихся со схемой передачи информации;

2) рассмотреть примеры передачи информации, научить выделять в них источники информации, информационные каналы, приемники информации.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

информация;

действия с информацией;

передача информации;

источник информации;

информационный канал;

приемник информации.

Используемые на уроке средства ИКТ:

  • персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

  • ПК обучающихся.

Электронное приложение к учебнику:

  • презентация к уроку «Передача информации»;

  • учебник по ФГОСам Л.Л. Босовой «Информатика. 5 класс» (§6);

  • электронная тетрадь по информатике 5 класс под редакцией Д. Тарасова, с сайта products.videouroki.net/t5ru/index.html;

  • Flash-анимационный ролик «Физкультминутка», с сайта .videouroki.net

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Метод проведения: АМО (активные методы обучения)

ХОД УРОКА

1. Инициация (приветствие, знакомство) - 5 минут

Жеребьевка СЛАЙД

Здравствуйте. Я очень рада вас сегодня видеть. Вы, наверное, знаете, что 7 февраля 2014 года начнутся XXII зимние Олимпийских игры в г. Сочи. А 7 октября стартовала эстафета Олимпийского огня. Эстафета является частью Олимпийских игр. Впервые в истории Эстафета пройдет через столицы 83 субъектов РФ, коснется 2014 населенных пунктов. Эстафета продлится 123 дня и станет одной из самых масштабных зимних Эстафет в истории Олимпийских игр: более 40 000 км, 9 часовых поясов. В Эстафете примут участие 14 000 факелоносцев. Олимпийский огонь и олимпийский факел являются символами Олимпийских игр со времен Древней Греции. Греки возжигали огонь в честь подвига Прометея, похитившего его по легенде у Зевса, чтобы передать людям.

Эстафета состоит из четырех этапов - огонь будет перемещаться по земле и воздуху. Первый этап стартовал 7 октября, когда огонь прилетел из Афин в Москву, а оттуда автопробегом через 15 основных городов Центрального и Северо-Западного федеральных округов за 23 дня будет доставлен в Санкт-Петербург. Оттуда во время второго этапа огонь будет доставлен во Владивосток на самолете. Этот этап продлится 30 дней и затронет 14 городов. Он будет привезен на Север и в наименее доступные места России. Третий этап будет в течение 58 дней огонь поездом будет путешествовать из Владивостока в Элисту и посетит 45 основных городов - административных центров субъектов. Четвертый этап - это автопробег из Элисты в Сочи, за 12 дней и коснется 10 южных городов. Олимпийский огонь побывает на самом глубоком озере мира - Байкале, на высочайшей европейской горной вершине - Эльбрусе, на Северном полюсе. Планируется отправить огонь в космос.

Мы с вами сегодня будем факелоносцами, это лица, которое несут Олимпийский огонь на определенном отрезке пути следования. Итак, чтобы начать эстафету вам надо разбиться на пары. А поможет вам в этом домашнее задание на сегодня: §5 «Хранение информации». Каждый из вас вытягивает карточку (желтого или оранжевого цвета). Читает задание и ищет свою вторую половинку (но другого цвета). Кто найдет, подходит ко мне, и я выдам этой паре факела (на каждом факеле подписать фамилию, класс). (Приложение 1)

ОРАНЖЕВЫЕ карточки

ОУрок информатики «Передача информации», технология АМОперативная память

ДУрок информатики «Передача информации», технология АМОолговременная память

ПУрок информатики «Передача информации», технология АМОолучение информации

Передача информации

Хранение информации

ОУрок информатики «Передача информации», технология АМОперативная память

ДУрок информатики «Передача информации», технология АМОолговременная память

ЗУрок информатики «Передача информации», технология АМОаписная книжка

Электронная книга

Винчестер

Тетрадь

Энциклопедия

НУрок информатики «Передача информации», технология АМОоситель информации

ЖЕЛТЫЕ карточки

Содержащаяся информация в памяти человека воспроизводится достаточно быстро и поэтому ее можно назвать…

Записные книжки, справочники, энциклопедии и другие внешние хранилища информации можно назвать…

Действия, которые совершает человек с информацией

Если информация из памяти воспроизводится достаточно быстро, то такая память называется…

Внешняя память является…

Найдите примеры долговременной памяти


Любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации называется…

2. Вхождение или погружение в тему (целеполагание) - 3 минуты

1 этап пробега (Москва - Санкт-Петербург) СЛАЙД

Ребята прочитайте текст на экране и скажите о чем пойдет речь на уроке?

(Текст на экране (СЛАЙД): Когда трава полыни повреждена насекомыми, она начинает передавать сообщение об этом, изменяя свой запах. Ее собратья тут же принимают сигнал от своего раненного товарища и пытаются его защитить.

Учитель хвалит учащихся назвавших правильный ответ.

Как только учащиеся называют правильный ответ, на экране появляется тема урока: Передача информации. Учащиеся записывают число и тему в тетрадь.)

3. Интерактивная лекция (инпут) -10 минут

2 этап пробега (Санкт-Петербург - север - Владивосток) СЛАЙД

Сейчас мы с вами совершим экскурс в историю и узнаем, как раньше люди передавали информацию. (СЛАЙД)

Я предлагаю вашему вниманию посмотреть мультфильм: «АЛЛО! ВАС СЛУШУ!», 1971 г. выпуска. (Приложение 2)

Ваша задача записывать по ходу просмотра средства передачи информации, в порядке, в котором они будут появляться в мультфильме.

(В ходе просмотра учитель наблюдает, как внимательно ребята смотрят мультфильм и делают записи. Содержание мультфильма четко в хронологической последовательности отражает все основные средства передачи информации от древности до появления радио.)

Понравился вам мультфильм? Давайте прочитаем что вы записали.

(Дети перечисляют средства передачи информации, о которых узнали из мультфильма. Если кто-то ошибается, его поправляют учащиеся. На экране фиксируется заранее подготовленная схема.

Средства передачи информации

  • Речь, слух, зрение, крик

  • Барабан (там-там)

  • Дым, костер

  • Гонцы, почта

  • Телеграф, телефон,радио


Какие средства передачи информации появились с момента выхода мультфильма, напоминаю, что мультфильм был выпущен в 1971 году? (Дети перечисляют современные средства передачи информации, схема дополняется.)

Средства передачи информации

  • Речь, слух, зрение, крик

  • Барабан (там-там)

  • Дым, костер В ПРОШЛОМ

  • Гонцы, почта

  • Телеграф, телефон

  • Радио, телевизор СОВРЕМЕННЫЕ

  • Интернет, сотовая связь

Урок информатики «Передача информации», технология АМО

Урок информатики «Передача информации», технология АМО

В передаче информации всегда участвуют две стороны: тот кто передает информацию (источник информации), и тот, кто ее получает (приемник информации).

Органы чувств человека выполняют роль информационных каналов. Техническими информационными каналами является телефон, радио, телевидение, компьютер, с помощью которых люди обмениваются информацией. Письмо и записка, тоже являются информационными каналами.

4. Разминка (релаксация) - 3 минуты

Физкультминутка (Flash-анимационная физкультминутка) (Приложение 3)

5. Проработка содержания темы - 15 минут

3 этап пробега (Владивосток-Элиста) СЛАЙД

1часть. Давайте вернемся к тексту и построим схему передачи информации для описанной в нем ситуации.

СЛАЙД. Текст: Когда трава полыни повреждена насекомыми, она начинает передавать сообщение об этом, изменяя свой запах. Ее собратья тут же принимают сигнал от своего раненного товарища и пытаются его защитить.

Урок информатики «Передача информации», технология АМОИсточник Приемник

Биологические каналы связи

не поврежденная насекомыми трава полыни

поврежденная трава полыни

Урок информатики «Передача информации», технология АМО

Источник, либо передает информацию с носителя, либо сам является носителем информации.

Возможна ли передача информации без носителей информации? (Нет)

2 часть. Устно разобрать вместе с детьми три ситуации. СЛАЙД

3 часть. Команды (пары) выполняют задания с электронной рабочей тетради СЛАЙД

1. Регистрация (Фамилия, Имя, класс)

2. «Информация и компьютер» (Урок 11)

3. Вопросы № 106-113

(если времени мало разделить по вариантам: I - №106,108-111; II - №107,108,109,112,113) (Приложение 4)

6. Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока) - 5 минут

4 этап пробега (Элиста - Сочи) СЛАЙД

Домашнее задание

  1. Прочитать текст учебника §6 (с.41-43).

  2. Письменно ответить на вопросы (1,3,6) в конце параграфа.

3. Вот и завершилась наша эстафета, в которой вы приняли участие как факелоносцы. Но, когда идешь или бежишь с факелом он иногда гаснет, т.е. например, не все этапы урока были понятны. Давайте вы прикрепите ваши факела на тот соответствующий уровень своей успешности, до которого вы сегодня дошли.

- Я молодец! У меня все получилось!

-У меня получилось почти все, но я чувствую себя не совсем уверенно.

- Я старался, но не сумел справиться со всеми заданиями.

Мурзина Татьяна Юрьевна, МБОУ СОШ №1 с УИОП, г. Пыть-Ях, ХМАО-Югра

© 2010-2022