Тематическое планирование Мой инструмент - компьютер 2 класс

Раздел Информатика
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Тематическое планирование.



«Информатика и ИКТ» («Мой инструмент - компьютер»)



Автор курса: А.В. Горячев, Р.В. Макарова







Класс: 2 Учитель: Гордеева И. Г.

Количество часов: 34



Программа по Информатике и ИКТ. 2 - 3 классы.

Для четырехлетней начальной школы А.В. Горячев, Р.В. Макарова.

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

Пояснительная записка

При изучении подготовительного курса информатики в начальной школе наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии мышления школьников и на освоении ими практической работы на компьютере.

Накопление опыта в применении компьютера как инструмента информационной деятельности подводит школьников (при последующем осмыслении и обобщении этого опыта) к изучению таких тем, как, например, «Информация и информационные процессы», «Виды информации», «Организация и поиск информации». Кроме того, практическую работу на компьютере можно рассматривать как общеучебное умение, применяемое на других уроках. Уроки, нацеленные на освоение работы на компьютере, требуют обязательного наличия компьютеров.

В образовательной программе «Школа 2100» изучение раздела «Информационные технологии» направлено на достижение следующих целей:

  • овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;

  • развитие мелкой моторики рук;

  • развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;

  • освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;

  • формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;

  • воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;

  • воспитание уважительного отношения к авторским правам;

  • практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

В качестве основных задач на уроках информационных технологий ставится:

  • начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);

  • создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;

  • ознакомление со способами организации и поиска информации;

  • создание завершенных проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объема неупорядоченной информации;

  • создание завершенных проектов, предполагающих поиск необходимой информации.

Внутренняя структура задач раздела «Информационные технологии» допускает модульную организацию программы. Модульная структура программы создает возможность варьирования количества часов, отводимых на освоение информационных технологий в рамках учебного предмета.

Обучение проводится по учебно-методическому комплекту «Мой инструмент компьютер».

Курс разделен на модули и нумерация уроков в каждом модуле начинается с первого урока. Это сделано для того, чтобы учитель сам мог распланировать обучение в течение года. Начинать обучение надо с первого модуля «Знакомство с компьютером», затем идет модуль «Создание рисунков». Далее порядок изучения модулей (и сам перечень изучаемых модулей) может быть определен учителем.

Учебные модули не привязаны к конкретному программному обеспечению. В каждом модуле приведены примеры компьютерных программ, позволяющих реализовывать изучаемую технологию. На уроках, описанных в данном методическом пособии, дети будут учиться рисовать, создавать мультфильмы. Выбор программы осуществляет учитель. Такой подход не только дает свободу выбора учителя в выборе инструментальной программы, но и позволяет создавать у учеников определенный кругозор.

В то же время, для некоторых инструментальных программ разработаны справочники-практикумы - пособия, содержащие подробные описания работы с конкретными программами и набор упражнений для освоения отдельных операций. Справочники-практикумы изданы для следующих компьютерных программ:

  • Графический редактор «TUXPAINT»,

  • Конструктор игр,

  • Конструктор мультфильмов «МУЛЬТИ-ПУЛЬТИ»,

Помимо справочников-практикумов для этих программ выпущены диски с самими программами и файлами для выполнения упражнений. В дальнейшем предполагается разработка справочников-практикумов и для других компьютерных программ.

Учитель может использовать как программы, рекомендованные авторами и для которых разработаны справочники-практикумы, так и другие программные среды. Например, вместо программы TuxPaint можно использовать стандартную программу Paint, а вместо предложенного конструктора мультфильмов «Незнайка на Луне» использовать программу ЛогоМиры. Тем не менее, учителям, не имеющим пристрастий к каким-либо иным компьютерным программам, можно рекомендовать использовать программы, для которых изданы справочники-практикумы. Работа с этими пособиями удобна и комфортна для учителя, а ответы на многие свои вопросы ученики могут получить из справочников-практикумов самостоятельно. В этих пособиях ориентированных на детей описаны возможности и правила работы соответствующих программ, пошаговые правила выполнения отдельных операций, примеры и задания. Наличие в справочниках-практикумах раздела «Ресурсы программы» позволяет школьникам продумывать итоговые творческие работы для каждого модуля не за экраном компьютера, что позволяет более эффективно организовывать работу на уроке (с учетом ограничений на время работы школьников за компьютером). Справочники-практикумы можно использовать в классе, как пособие для урока, во внеклассной работе на факультативных занятиях и кружках, а также дома.

Изучение каждого модуля (кроме модуля «Знакомство с компьютером») предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий. Выбор учащимся задания происходит в начале изучения модуля после знакомства учеников с предлагаемым набором ситуаций, требующих выполнения проектного задания. Начиная с первого урока, дети должны продумывать вид своего будущего проекта. Далее, по мере прохождения материала, они могут добавлять новые возможности и эффекты проекта, могут начинать работать над ним после уроков или дома (в этом случае появляется необходимость наличие соответствующей программы на домашнем компьютере).

При работе по данному курсу класс делится на две группы: одна группа занимается в компьютерном классе, другая группа может:

  • заниматься во втором компьютерном классе по той же теме, если в школе в кабинетах информатики, два учителя ведут уроки информатики в одних и тех же классах;

  • заниматься со своим учителем теоретической информатикой по курсу «Информатика в играх и задачах», если в школе учителя начальных классов ведут этот курс информатики;

  • заниматься со своим учителем дополнительно математикой, чтением или русским языком, если в школе один кабинет информатики, один учитель информатики и учителя начальных классов не ведут уроки информатики. В этом случае целесообразно разделить класс по уровню обучаемости. Тогда, учитель информатики и учитель начальных классов могут строить свои уроки дифференцированно: со слабыми учениками больше повторять и отрабатывать, а с сильными учениками двигаться вперед, решая сложные проблемы.

Учебник «Мой инструмент компьютер» должен быть у каждого ученика, дети должны иметь возможность работать с этим учебником в классе и дома. Примерное предполагаемое количество используемых справочников-практикумов - по одному на компьютер плюс один для учителя. Справочники-практикумы наряду с компакт-дисками с программным обеспечением относятся к методическому обеспечению кабинета информатики. Предполагается, что эти пособия находятся в кабинете информатики и при необходимости выдаются учащимся на уроке.

На родительском собрании учителю рекомендуется познакомить родителей учеников с программой курса, с учебником, а также, показать «Справочники-практикумы», объяснить условия работы в классе. Если кто-то из родителей пожелает установить эти программы на домашний компьютер и приобрести справочники-практикумы для использования дома, то это было бы очень полезно. Учитель знакомит родителей со своими требованиями, показывает родителем те методические пособия, с которыми дети встретятся на уроках, объясняет, какие домашние задания могут быть заданы детям. Учитель обращает внимание родителей на то, что работу над творческими работами (итоговыми проектами) дети могут выполнять не только в классе, но и на кружках, а по возможности и на домашнем компьютере. В этом случае родители должны строго соблюдать временные нормы работы за компьютером и, при необходимости, помочь ребенку установить соответствующую программу, сохранить свою работу, записать работу на любой возможный носитель.

На усмотрение учителя остается вопрос об использовании обычных тетрадей для работы в классе, дети могут туда записывать темы уроков и те задания, которые необходимо сделать письменно в классе или дома. В этих же тетрадях ученики могут создавать эскизы, планы, сценарии своих итоговых творческих работ. Впрочем, эскизы, планы, сценарии ученики могут заносить в отдельную тетрадь или альбом.

На уроках можно использовать имеющиеся у учителя плакаты по изучаемой теме, наглядные пособия, мультимедиа-презентации, мультимедиа-проекторы, дополнительные программки-тренажеры, некоторый раздаточный материал. Если у учителя есть возможность, то можно к каждому уроку сделать презентацию, в которой страницы учебника или справочника-практикума выведены на слайды. В этом случае очень удобно вести урок и объяснять материал: на экране будет то же самое задание, что и у ребенка в учебнике, дети работают по своим учебникам, следя на экране за объяснением учителя. Можно вызывать учащихся к доске, где дети могут отвечать, показывая на экране ход своего решения.

В описании уроков присутствует этап «Формулирование основного вопроса урока» или «Дополнение основного вопроса урока». Это связано с единым подходом к обучению, принятом в Образовательной системе «Школа 2100»:

  1. На уроке ученики вместе с учителем формулируют основной вопрос, проблему урока. Например, учитель приводит противоречивые факты или мнения, и тогда у вас может возникнуть удивление, разброс мнений - то есть, проблемная ситуация. Учитель помогает ученикам осознать противоречие и сформулировать проблему: вопрос для исследования или тему урока. Затем ученики сравнивают свой вариант основного вопроса, проблемы урока с авторским вариантом, приводимым в данном методическом пособии.

  2. При необходимости учитель задаёт вопросы и даёт задания по пройденному материалу, которые необходимы для изучения нового.

  3. В случаях, когда ответ на основной вопрос урока может быть логически выведен на основе личного опыта или изученного ранее материала, ученики вместе с учителем ищут решение проблемы - открывают новые для себя знания. Для этого в одних случаях учитель в диалоге побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы о новом знании. В других случаях учитель с помощью диалога подводит учеников к открытию нового знания. В результате ученики сами формулируют новое понятие, закономерность или правило. А затем сверяют правильность своего открытия с текстом учебника и делают вывод, что проблема решена.

  4. Если же ответ на основной вопросу урока нельзя или сложно вывести логически, учитель знакомит учеников с ответом на этот вопрос или с решением проблемы, вводит новые термины.

  5. Ученики применяют новые знания, выполняя различные задания (индивидуально, в парах или группах).

  6. В конце урока ученики совместно с учителем подводят итог: Какую проблему решали, какие знания открыли, и как их удалось применить.

При этом общая схема построения урока может иметь свои особенности на уроках по разным учебным предметам. Этап «Формулирование основного вопроса урока» может появляться на уроках несколько раз, если на уроке рассматривается несколько тем.

Название большинства модулей в учебнике (4 из 5) начинается со слова «Создание». Логика изучения модулей такого типа примерно одинакова:

  • На первом уроке

    • ученики знакомятся с модулем (по его первой и последней стиранице), видят, чему они научатся, и как это будет проверяться,

    • отталкиваясь от слов на последней страницы модуля о «творческой работе для выбранной ситуации», переходят к знакомству с приведенными жизненными ситуациями,

    • кратко обзорно знакомятся с терминами изучаемой технологии, с примерами компьютерных программ, учатся запускать ту программу, в которой они будут работать,

    • учатся выполнять одну самую простую операцию в программе,

    • на дом получают задание придумать свою ситуацию, в которой можно применить изучаемую технологию (можно по аналогии с приведенными)

  • На втором уроке

    • в парах или четверках (одна или две парты) обсуждают свои придуманные ситуации, выбирают ситуацию, для которой будут делать творческую работу (в том числе из придуманных самостоятельно), фиксируют её название в тетради,

    • знакомятся с набором операций, который они освоят на уроках,

    • используя простую операцию, с которой познакомились на первом уроке, создают что-то, и учатся сохранять результаты своей работы и возвращаться к их редактированию,

    • знакомятся с новой операцией, с ресурсами программы, используемыми в этой операции, возможно, рассматривают применение изучаемой операции в итоговой творческой работе, выполняют задания на освоение этой операции (при освоении операций, при обзоре ресурсов программы по возможности применяются справочники-практикумы).

  • На следующих уроках с третьего с начала до третьего с конца (пред- предпоследнего урока)

  • знакомятся с новыми операциями, с ресурсами программы, используемыми в этих операциях, возможно, рассматривают применение изучаемых операций в итоговой творческой работе, выполняют задания на освоение этих операций (при освоении операций, при обзоре ресурсов программы по возможности применяются справочники-практикумы),

  • если уроков на изучение операций отведено достаточно, то на последнем из этих уроков (третьем с конца, пред- предпоследнем) проводят самостоятельную работу на проверку умения выполнять изученные операции (простая техническая работа); если уроков на освоение операций недостаточно, то отнимая время у работы над итоговым проектом, переносим самостоятельную работу в начало следующего урока (предпоследнего),

  • на третьем с конца (пред- предпоследнем) уроке на дом задаём задание продумать эскиз (план, набросок) выбранной творческой работы, зафиксировать этот эскиз (план, набросок) в тетради.

  • На предпоследнем и последнем уроке ученики будут выполнять творческую работу по выбранной ситуации. Учитывая ограничения СанПиН на работу за компьютером, часть предпоследнего урока перед работой над проектом отводится на обсуждение своих эскизов в парах/четверках (одна-две парты), рассмотрение новых идей одноклассников о своей работе, уточнение эскиза. Затем начинается работа по реализации своего проекта по выбранной ситуации.

  • На последнем уроке дети продолжают работу над творческой работой. Если кто-нибудь из детей быстро работает в этой программе, и уже завершил работу на предыдущем уроке, он может выбрать новую ситуацию и пытаться успеть сделать ещё один проект. Часть времени урока после завершения работы над проектами отводится на сравнение того, что получилось с тем, что задумывали. Ученики оценивают, что они могли бы улучшить, если бы было больше времени, что нового они бы добавили к своему проекту, если бы продолжили над ним работать. По усмотрению учителя некоторые работы могут быть продемонстрированы всему классу или при работе по группам демонстрируются все работы учеников.

Некоторые дети могут не успеть освоить на уроке очередную изучаемую операцию или могут отсутствовать на уроке. Неумение выполнять операции ставит под угрозу выполнение итоговой творческой работы. Поэтому учителю мы рекомендуем помимо уроков проводить во внеурочное время занятия-консультации, на которых ученики могут изучать пропущенный или недостаточно освоенный материал.

Список литературы, рекомендуемый учащимся.

  1. Горячев А. В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. - М.: Балласс 2010. - 80 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

  2. Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. - СПб.: Лидер, 2010. - 160 с.: ил.







Тематическое планирование.

Информатика и ИКТ («Мой инструмент компьютер»). 2 класс.

Количество часов: 34

п/п

Дата

Тема

1-2


Модуль: «Знакомство с компьютером». Информационные технологии. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.

3


История развития ЭВМ.

4 -5


Основные устройства компьютера.

6 -7


Компьютерные программы.

8 -9


Запуск и завершение программ.

10 -11


Меню запуска программ.

12 -13


Набор и редактирование текста.

14-15


Действия с фрагментом текста.

16-17


Калькулятор - помощник математиков.

18


Самостоятельная работа над проектами.

19 -20


Модуль: «Создание рисунков». Знакомство с технологией создания рисунков на компьютере.

21 -22


Примеры графических редакторов

23 -24


Графический редактор Tux Paint. Операции при создании рисунков. Инструменты: Линии, Текст, Ластик.

25 -26


Инструменты Фигура, Штамп, Заливка.

27-28


Графический редактор Paint.

29 -30


Основные операции при создании рисунков в графическом редакторе Paint.

31


Инструменты графического редактора Paint.

32


Действия с фрагментом рисунка. Повторяющиеся действия в алгоритмах.

33


Самостоятельная работа. Начало работы над проектами.

34


Завершение работы над проектами.



© 2010-2022