• Преподавателю
  • Информатика
  • Опубликованная статья Методические особенности использования мультимедиа технологий в основной школе

Опубликованная статья Методические особенности использования мультимедиа технологий в основной школе

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме повышения качества знаний на уроках с применением мультимедийных технологий.   В течение 2014-15 гг. автором проводится комплексное исследование, направленное на поиск решения проблемы повышения эффективности учебной деятельности в основной школе при помощи использования мультимедиа технологий. Одним из этапов данного исследования стала диагностика уровня доминирующей перцептивной модальности учеников, начинающих изучение информатики в 7 к...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ушакова Юлия Валентиновна,

учитель информатики и ИКТ,

МОУ СОШ №4 г.Дмитров,

г.Дмитров, Московская область.

Методические особенности использования мультимедиа технологий в основной школе

Аннотация:

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме повышения качества знаний на уроках с применением мультимедийных технологий.

В течение 2014-15 гг. автором проводится комплексное исследование, направленное на поиск решения проблемы повышения эффективности учебной деятельности в основной школе при помощи использования мультимедиа технологий. Одним из этапов данного исследования стала диагностика уровня доминирующей перцептивной модальности учеников, начинающих изучение информатики в 7 классе.

Ключевые слова: мультимедиа, доминирующяя перцептивная модальность,


Ushakova Juliya Valentinovna,

teacher of computer science,

Russia, Moscow region,

Dmitrov town, secondary school №4

Methodical features of using of multimedia technology in secondary school



Abstract:

The article is devoted to the actual problem of improving quality of student knowledge by using multimedia technologies on IT lessons and describes metod which used.

During 2014-2015, the author conducted a comprehensive research aimed to find solutions to improve the effectiveness of training activities in secendery school with help of multimedia technologies. One of the stages of this study was diagnostic the level of dominated of perceptual modality among students who started studying computer science in the 7 grade of secondary school.

Keywords: multimedia technology, perceptual modality

На сегодняшний день Интернет-технологии развиваются довольно быстрыми темпами, и все большее распространение находят программные продукты, которые позволяют создавать веб-приложения, интерактивные программные продукты, веб-анимацию.

В данный момент Россия находится на этапе становления новой системы образования, ориентированном на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Компьютерные технологии призваны стать не дополнением в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Все чаще поднимается вопрос о перспективах внедрения мультимедийных технологий в сферу образования.

Мультимедиа - это современная компьютерная информационная технология, которая позволяет объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию.

Мультимедиа обладает такими качествами как гибкость, интерактивность, интеграция различных типов мультимедийной учебной информации. Именно поэтому можно сказать, что мультимедиа является довольно полезной и продуктивной образовательной технологией.

Объектом исследования является процесс повышения эффективности учебной деятельности в основной школе при помощи использования мультимедиа технологий.

Предметом исследования является использование мультимедийных объектов в основной школе.

Гипотеза исследования: правильно организованное обучение с применением мультимедиа-технологий на уроках способно повысить эффективность обучения.

Исходя из цели были сформулированы следующие задачи работы:

1. Изучить психолого-педагогические основы использования мультимедиа-технологий в процессе обучения

2. Рассмотреть теоретические основы использования мультимедиа технологий.

3. Разработать методические рекомендации по созданию и использованию мультимедийных объектов.

Формирование информационной культуры ребёнка в динамично развивающемся информационном обществе является одной из важнейших задач обучения и воспитания. Одним из возможных путей её решения является учет при организации образовательного процесса ведущих каналов восприятия информации у детей. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации, в каждом человеке можно выявить один из четырех основных типов характера. Это - кинестетики, визуалы, аудиалы и дискреты.

По наблюдениям учёных наиболее распространенный тип среди взрослых людей - кинестетики (40%), за ними идут визуалы (30%), далее дискреты (20%) и в меньшинстве - аудиалы (10%).

Для того, чтобы выяснить какой тип восприятия информации является ведущим среди учащихся основной школы было решено провести диагностику среди учащихся 7 классов в начале и в конце учебного года, т.к. изучение информатики и ИКТ в основной школе начинается в 7 классе.

По проведённой диагностике доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева у учащихся 7 классов на начало учебного года было выявлено что в основном все учащиеся относятся к лицам со смешанным типом восприятия информации, однако ведущим являются визуальный и аудиальный типы восприятия информации. Результаты проведённого тестирования среди учащихся 7 классов приведены в таблице 1.

Таблица 1

класс

Кол-во человек

Визуал, %

Аудиал, %

Кинестетик, %

7 а

27

40,2

35,4

24,4

7 б

24

20,5

41

38,5

7 в

26

37,8

32,4

29,8

7 г

23

37,5

37,5

25,0

итого

100

34

36,6

29,4

К концу учебного года по результатам проведённой диагностики было выявлено, что количество человек, у которых ведущими являются визуальный и аудиальный типы восприятия информации, в процентном соотношении стало больше, по сравнению с началом учебного года. Результаты проведённого повторного тестирования приведены в таблице 2.

Таблица 2

класс

Кол-во человек

Визуал, %

Аудиал, %

Кинестетик, %

7 а

27

44,4

37

18,6

7 б

24

29,2

45,8

25

7 в

26

38,5

34,6

26,9

7 г

23

43,5

39,1

17,4

итого

100

39

39

22

Наряду с диагностикой перцептивной модальности отслеживалось качество знаний учащихся данных классов в течение учебного года.

По результатам тестирований можно прийти к выводу, что мультимедийные компьютерные технологии позволили оперативно совместить всевозможные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, съэкономить время урока, насытить его информацией.

Использование мультимедиа технологий в образовании обладает следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:

  • допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;

  • допускает возможность постоянного обновления;

  • допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;

  • допускает возможность нелинейного прохождения материала благодаря множеству гиперссылок.

Егорова Ю.Н. отмечает, что использование мультимедиа способствует повышению эффективности обучения, тем, что:

  • усвоение знаний происходит не по необходимости, а по желанию учащихся;

  • мультимедиа воспринимается радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету,

  • предоставляется возможность оценить себя на фоне деятельности других учеников;

  • выдвигается новый объективный критерий оценки своей деятельности: побеждает, выигрывает тот, кто много знает и умеет пользоваться своими знаниями;

  • создается возможность дать волю фантазии, снять барьеры страха, боязни быть смешным, получения плохой отметки и т.д.;

  • создается атмосфера сотрудничества всего коллектива и здорового соревнования;

  • ученики стремятся самостоятельно преодолеть трудности;

  • предоставляется реальная возможность использования межпредметных связей.

Перечисленные выше особенности мультимедиа способствуют развитию у ученика способности целеполагания, планирования, развитию работоспособности, рефлексии, самооценки, абстрактного и наглядно-образного мышления, формированию теоретических и фактических знаний, технических навыков владения технологией мультимедиа и их общей культуры и эрудиции в сфере аудио-визуальной медиапродукции.

Использование мультимедиа технологий в учебном процессе обеспечивает возможность:

  • дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;

  • повысить роль наглядности в учебном процессе;

  • удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;

  • освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний;

  • наладить эффективную обратную связь;

  • организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости.

С помощью видеометода эффективно решаются многие дидактические и воспитательные задачи. Он полезен, когда происходит:

  • изложение новых знаний;

  • объяснение в динамике принципов действия сложных механизмов, процессов, графических моделей;

  • наблюдение трудоемких процессов;

  • представление видеодокументов, укрепление связи с жизнью;

  • наблюдений скрытых процессов протекающих внутри оборудования;

  • создание баз данных для учебно-тренировочных и исследовательских работ;

  • рационализация учебного процесса, повышение его продуктивности, обеспечение оптимального объема передачи и усвоения научной информации путем повышения качества педагогического управления.

В реальной школьной практике учитель должен обладать гибким стилем преподавания, включающим множество поведенческих реакций, воздействующих на зрительную, аудиальную, кинестетическую сенсорные системы.

Многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать ее, используя свой ведущий канал восприятия, и развивать другие модальности. Работа в трех модальностях восприятия возможна абсолютно на всех уроках. Необходимо учитывать проявления ведущей модальности каждого конкретного ученика.

Овладение технологией мультимедиа дает возможность учителю расширить простор для творчества в использовании анимации, видео, звука, это ведет к повышению качества современного урока, концентрирует внимание обучающихся, способствует лучшему пониманию, осмыслению и запоминанию информации.

© 2010-2022