Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

Сайфутдинова В.Н. /_________/

Протокол №___ от

«__» ___________ 2015 г.

«Согласовано»

Зам.директора по УР

Ефимова Ф.А. /________/

«__» ___________ 2015 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ « Кляушская СОШ»

Галимуллин И.Ф. /_________/

Приказ № ___

от «__» ________ 2015 г.





Рабочая программа

По Информатике

Класс: 8

Количество часов: 35

Уровень: базовый

Учитель: Шахтин Виктор Михайлович

Категория: первая квалификационная категория

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № от «__» ______ 2015г.







2015-2016 учебный год






Учебно - тематическое планирование по информатике

Класс: 8

Учитель: Шахтин Виктор Михайлович

Количество часов: 35, 1 час в неделю.

Планируемые практические работы - 11.

Итоговая контрольная работа - 1.

Учебник:

  1. «Информатика и ИКТ» Базовый курс для 8 класса И.Г.Семакин. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний.

































Пояснительная записка

Изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 8 классе основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.








Данная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 - Ф3 от 29.12.2012;

- Приказа МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального Компонента Государственных Образовательных Стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);

- Примерной программы основного общего образования по информатике: «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008;

- Авторской программы И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы), опубликованной в методическом пособии «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы», составитель М.Н.Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2015-2016 учебный год;

- Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции);

- Учебного плана МБОУ «Кляушская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района РТ на 2015-2016 учебный год, утвержденного решением педагогического совета.

- Положение о рабочей программе МБОУ «Кляушская СОШ»

- Образовательной программы МБОУ «Кляушская СОШ»;
























Содержание учебного курса


Общее число часов - 35 ч.

  1. Человек и информация 4 (ч).

Информация и ее виды. Информация и знания. Восприятие и представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как форма представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Передача информации. Процесс передача информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Измерение информации. Единицы измерения информации. Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационная этика и право. Итоговый урок по теме «Человек и информация».

Компьютерный практикум.

Практическая работа «Измерение информации».


  1. Первое знакомство с компьютером. 6 (ч).

Компьютер как универсальное средство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память. Программный принцип работы компьютера. Основные этапы развития средств информационных технологий. Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т.д.) , использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Программное обеспечение компьютера и его структура Программное обеспечение общего назначения. Системное ПО. Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов. Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, материальные технологии, обществознание (экономика). Файлы и файловые структуры. Командное взаимодействие пользователя с компьютером. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме. Графический пользовательский интерфейс. Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов. Компьютерные энциклопедии и справочники. Некомпьютерные источники информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги. Образовательные области приоритетного освоения: обществоведение, естественнонаучные дисциплины, языки. Итоговое тестирование по разделу «Архитектура компьютера».

Компьютерный практикум.

Практическая работа "Работа с файловой структурой"

Практическая работа «Работа с файловой структурой ОС».


  1. Обработка текстовой информации. 10 (ч).

Тексты в памяти компьютера: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Дополнительные возможности текстового процессора. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).Системы перевода и распознавания текстов. Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира. Запись текстов (с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи). Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание, естественнонаучные дисциплины, филология, искусство. Итоговое тестирование по разделу «Текстовая информация и компьютер».

Компьютерный практикум.

Практическая работа «Основные приемы ввода и редактирования».

Практическая работа «Форматирование текста».

Практическая работа «Работа с таблицами».

Практическая работа «Возможности текстового редактора».


  1. Технология обработки графической информации. 5 (ч).

Компьютерная графика и области ее применения, технические средства. Принципы кодирования. Растровая и векторная графика. Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов. Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, искусство, материальные технологии. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты. Технические средства компьютерной графики. Простейшие управляемые компьютерные модели. Образовательные области приоритетного освоения: черчение, материальные технологии, искусство, география, естественнонаучные дисциплины. Кодирование изображения.

Компьютерный практикум.

Практическая работа «Работа с векторным ГР».


  1. Технология мультимедиа 5 (ч).

Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов. Образовательные области приоритетного освоения: языки, искусство, проектная деятельность в различных предметных областях. Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа. Технология мультимедиа. Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов). Запись музыки (в том числе с использование музыкальной клавиатуры). Итоговое тестирование по разделам «Графическая информация и компьютер. Технология мультимедиа». Итоговое тестирование по курсу информатики 8 класса.

Компьютерный практикум.

Практическая работа «Создание презентации».


  1. Повторение 5 (ч).



Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • связь между информацией и знаниями человека;

  • что такое информационные процессы;

  • какие существуют носители информации;

  • функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

  • как определяется единица измерения информации - бит (алфавитный подход);

  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;

  • правила техники безопасности и при работе на компьютере;

  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

  • структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

  • типы и свойства устройств внешней памяти;

  • типы и назначение устройств ввода/вывода;

  • сущность программного управления работой компьютера;

  • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

  • назначение программного обеспечения и его состав;

  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);

  • способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

  • какие существуют области применения компьютерной графики;

  • назначение графических редакторов;

  • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.;

  • что такое мультимедиа;

  • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

  • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях;

уметь

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

  • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных;

  • включать и выключать компьютер;

  • пользоваться клавиатурой;

  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;

  • просматривать на экране каталог диска;

  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

  • использовать антивирусные программы;

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;

  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать;

  • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.











Учебно-тематический план



Наименование разделов

Всего часов

Из них

Практические работы

Контрольные уроки







1


-

1

Человек и информация.

4

  1. Практическая работа «Измерение информации».

2

Первое знакомство с компьютером.

6

2


-


  1. Практическая работа "Работа с файловой структурой"

  2. Практическая работа «Работа с файловой структурой ОС».

3

Обработка текстовой информации.

10

4

2


  1. Практическая работа «Основные приемы ввода и редактирования».

  2. Практическая работа «Форматирование текста».

  3. Практическая работа «Работа с таблицами».

  4. Практическая работа «Возможности текстового редактора».


  1. Контрольная работа «Файловая система. Представление текста».

  2. Контрольная работа «Обработка текстовой информации».

4

Технология обработки графической информации.

5

1

-


  1. Практическая работа «Работа с векторным ГР».

5

Технология мультимедиа.

5

1

1


  1. Практическая работа «Создание презентации».

  1. Контрольная работа «Графика и мультимедиа».

5

Повторение.

5




Итого

35

9

3







Календарно-тематический план.

Изучаемый раздел,

тема учебного материала

Количество часов

Календарные сроки

планируемые /фактические

планируемые

фактические

1. Человек и информация.

4

1

Правила техники безопасности. Предмет информатики. Роль информатики. Информация и знания.

2

Информационные процессы.

3

Измерение информации. Единицы измерения информации.

4

Практическая работа «Измерение информации».

2. Первое знакомство с компьютером.

6

5

Назначение и устройство компьютера.

6

Компьютерная память. Характеристики основных устройств компьютера.

7

Программное обеспечение и его типы.

8

Пользовательский интерфейс. Файлы и файловые структуры.

9

Практическая работа "Работа с файловой структурой"

10

Практическая работа «Работа с файловой структурой ОС».

3. Обработка текстовой информации.

10

11

Представление текстов в памяти компьютера.

12

Текстовые редакторы и текстовые процессоры.

13

Практическая работа «Основные приемы ввода и редактирования».

14

Контрольная работа «Файловая система. Представление текста».

15

Работа над ошибками.

Практическая работа «Форматирование текста».

16

Работа с фрагментами текста.

17

Практическая работа «Работа с таблицами».

18

Дополнительные возможности текстового редактора.

19

Практическая работа «Возможности текстового редактора».

20

Контрольная работа «Обработка текстовой информации».

4. Технология обработки графической информации.

5

21

Компьютерная графика и области ее применения.

22

Графические редакторы растрового типа.

23

Кодирование изображения.

24

Практическая работа «Работа с векторным ГР».

25

Технические средства компьютерной графики.

5. Технология мультимедиа.

5

26

Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации.

27

Практическая работа «Создание презентации».

28

Представление звука в памяти компьютера.

29

Использование гиперссылок.

30

Контрольная работа «Графика и мультимедиа».

Повторение.

5

31

Решение задач по теме «Измерение информации».

32

Повторение темы «Обработка текстовой информации».

33

Повторение темы «Обработка графической информации».

34

Повторение темы. Компьютерные презентации.

35

Повторение темы. Компьютерные презентации.










Учебно-методическое обеспечения, список дополнительной литературы, электронно-образовательные ресурсы:


  1. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009.

  2. Задачник-практикум по информатике в И ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер - М.: Лаборатория Базовых Знаний

  3. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)

  4. metodist.ru Лаборатория информатики МИОО

  5. it-n.ru Сеть творческих учителей информатики

  6. metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

  7. fcior.edu.ru eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)

  8. pedsovet.su Педагогическое сообщество

  9. school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


























Примерная итоговая контрольная работа по информатике и ИКТ за курс 8 класса

Блок А.

При выполнении заданий этой части из четырёх предложенных вам вариантов выберите один верный.

А1. Сведения об объектах окружающего нас мира это:

  1. информация

  2. объект

  3. предмет

  4. информатика

Ответ: 1

А2. Информацию, изложенную на доступном для получателя языке называют:

  1. понятной

  2. полной

  3. полезной

  4. актуальной

Ответ: 1

А3. Наибольший объем информации человек получает при помощи:

  1. органов слуха

  2. органов зрения

  3. органов обоняния

  4. органов осязания

Ответ: 2

А4. Двоичный код каждого символа при кодировании текстовой информации (в кодах ASCII) занимает в памяти персонального компьютера:

  1. 1 байт

  2. 1 Кб

  3. 2 байта

  4. 1 бит

Ответ: 1

А5. Измерение температуры представляет собой

  1. процесс хранения

  2. процесс передачи

  3. процесс получения

  4. процесс защиты

Ответ: 3

А6. Что такое 1 байт?

  1. 1024 Кбайт

  2. 4 бит

  3. 8 бит

  4. 10 Мбайт

Ответ: 3

А7. Алфавит азбуки Морзе состоит:

  1. нулей и единиц

  2. из точек и тире

  3. из 10 различных знаков

  4. из одного знака

Ответ: 2

А8. Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, определите, чему равен информационный объем следующего высказывания Жан-Жака Руссо:
Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине - только один.

  1. 92 бита

  2. 220 бит

  3. 456 бит

  4. 512 бит

Ответ: 3

А9. В кодировке Unicode на каждый символ отводится два байта. Определите информационный объем слова из двадцати четырех символов в этой кодировке.

  1. 384 бита

  2. 192 бита

  3. 256 бит

  4. 48 бит

Ответ: 1

А10. Метеорологическая станция ведет наблюдение за влажностью воздуха. Результатом одного измерения является целое число от 0 до 100 процентов, которое записывается при помощи минимально возможного количества бит. Станция сделала 80 измерений. Определите информационный объем результатов наблюдений.

  1. 80 бит

  2. 70 байт

  3. 80 байт

  4. 560 байт

Ответ: 2

А11. Архитектура компьютера - это

  1. техническое описание деталей устройств компьютера

  2. описание устройств для ввода-вывода информации

  3. описание программного обеспечения для работы компьютера

  4. список устройств подключенных к ПК

Ответ: 1

А12. Устройство ввода информации с листа бумаги называется:

  1. плоттер;

  2. стример;

  3. драйвер;

  4. сканер;

Ответ: 4

А13. Какое устройство ПК предназначено для вывода информации?

  1. процессор

  2. монитор

  3. клавиатура

  4. магнитофон

Ответ: 2

А14. Постоянное запоминающее устройство служит для хранения:

  1. особо ценных прикладных программ

  2. особо ценных документов

  3. постоянно используемых программ

  4. программ начальной загрузки компьютера и тестирования его узлов

Ответ: 4

А15. Драйвер - это

  1. устройство длительного хранения информации

  2. программа, управляющая конкретным внешним устройством

  3. устройство ввода

  4. устройство вывода

Ответ: 2

А16. Операционные системы входят в состав:

  1. системы управления базами данных

  2. систем программирования

  3. прикладного программного обеспечения

  4. системного программного обеспечения

Ответ: 4

А17. Что такое компьютерный вирус?

  1. прикладная программа

  2. системная программа

  3. программы, которые могут "размножаться" и скрытно внедрять свои копии в файлы, загрузочные секторы дисков и документы

  4. база данных

Ответ: 3

А18. Большинство антивирусных программ выявляют вирусы по

  1. алгоритмам маскировки

  2. образцам их программного кода

  3. среде обитания

  4. разрушающему воздействию

Ответ: 2

А19. Что делает невозможным подключение компьютера к глобальной сети:

  1. тип компьютера

  2. состав периферийных устройств

  3. отсутствие дисковода

  4. отсутствие сетевой карты

Ответ: 4

А20. Учебник по математике содержит информацию следующих видов:

  1. графическую, текстовую и звуковую

  2. графическую, звуковую и числовую

  3. исключительно числовую информацию

  4. графическую, текстовую и числовую

Ответ: 4

Блок В.

B1. Установите соответствие между видами информации процессов и реализующими их действиями.

1) Звуковая

(а) Косой взгляд

2) Зрительная

(б) Запах духов

3) Тактильная

(в) Поглаживание кошки

4) Обоняние

(г) Раскат грома

5) Вкусовая

(д) Поедание конфеты

Ответ: 1г), 2а), 3в), 4б), 5д)

В2. Декодируй слова с помощью кода Цезаря.

1) НЬЩЭ

а) Азбука

2) БИВФЛБ

в) Текст

3) БМХБГЙУ

б) Класс

4) ЛМБТТ

г) Алфавит

5) УЁЛТУ

д) Мышь

Ответ: 1д), 2а), 3г), 4б), 5в)

В3. Что из перечисленного ниже относится к устройствам вывода информации с компьютера? В ответе укажите буквы.

  1. Сканер

  2. Принтер

  3. Плоттер

  4. Монитор

  5. Микрофон

  6. Колонки

Ответ: б, в, г, е

В4. При определении соответствия для всех элементов 1-го столбца, обозначенных цифрой, указывается один элемент 2-го столбца, обозначенный буквой. При этом один элемент 2-го столбца может соответствовать нескольким элементам 1-го столбца (для заданий множественного соответствия) или не соответствовать ни одному из элементов 1-го столбца (для заданий однозначного соответствия).

Назначение

Устройство

1. Устройство ввода

а) монитор

2. Устройства вывода

б) принтер

в) дискета

г) сканер

д) дигитайзер

Ответ: 1г,д, 2а,б

В5. Какое количество бит содержит слово «информатика». В ответе записать только число.

Ответ: 88


© 2010-2022