- Преподавателю
- Информатика
- Формирование ИКТ-компетентности учащихся на уроках информатики посредством MS Excel
Формирование ИКТ-компетентности учащихся на уроках информатики посредством MS Excel
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шабалдина Н.В. |
Дата | 12.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Формирование ИКТ-компетентности учащихся
на уроках информатики посредством MS Excel
Шабалдина Наталья Владимировна
Учитель информатики и ИКТ
МАОУ «Лицей № 36» Ленинского района г. Саратова.
«Чтобы удивиться, достаточно одной минуты; чтобы сделать удивительное, нужны многие годы»
(К. Гельвеций)
Современное общество - это информационное общество. Термин «информационное общество» возник в Японии и обозначает общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а так же есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования в привычной для пользователя форме [3]. Поток информациии с каждым годом увеличивается и возникает потребность предоставления информации в удобном для человека виде.
В настоящее время предмет «информатика» во многих школах изучается со второго класса. В основном - это один час в неделю, за небольшим исключением (9 класс, профиль 10-11 классы). Так как информатика - это наука, изучающая общие свойства информации и информационные процессы (получение, хранение, обработка, передача) в живой и неживой природе, обществе и технике, то возникает необходимость обучения школьников обработке большого объема информации посредством прикладного ПО.
На сегодняшний момент сущестует два основных блока изучения курса информатики: «Изучение прикладного программного обеспечения» и «Изучение основ алгоритмизации и программирования». Какой из этих блоков наиболее интересен и полезен, решать каждому учащемуся индивидуально, так как умение программировать необходимо только тем, кто выбирает это направление в качестве профессионального. Основная же масса учеников выбирает базовый уровень изучения информатики, поэтому здесь возрастает значимость изучения курса прикладного ПО. Ведь умение работать на компьютере в современном информационном обществе необходимо практически каждому человеку.
ИКТ-компетентность - общеучебное умение работать с информацией, представленной в электронном виде [1]. Соответственно, формирование этого умения должно проходить на всех школьных уроках, а не только на уроках информатики. В дополнение к этому можно добавить, что из самого понятия «компетентность» вытекает и основное условие, необходимое для её формирования. Компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большое внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов.
Навыки работы в текстовом и табличном процессоре обязательны при трудоустройстве на работу. Именно поэтому основной задачей изучения курса «Прикладное ПО» - научить учащихся обрабатывать большие объемы информации и предоставлять их в удобной, наглядной форме. Здесь на помощь приходит MS Excel.
Microsoft Excel - мощный табличный процессор, предназначенный для выполнения всех процессов обработки таблиц: от создания табличных документов, до расчета математических функций и построения к ним графиков, а также вывода их на печать.
На уроках я стараюсь показать возможности табличного процессора и научить учащихся работать в электронных таблицах. Впервые изучение табличного процессора MS Excel начинается в 7 классе. После изучения тем учебника, в качестве закрепления учащиеся получают творческие задания:
-
построение графиков и рисунков средствами MS Excel:
Построение рисунка «Зонтик»
Построение рисунка «Кошка»
-
при изучении темы: «Встроенные функции. Абсолютная и относительная адресация» полезно учащимся давать задание на создание таблицы Пифагора в MS Excel;
Предмет «информатика» тесно связан с другими предметами. В нашем лицее приветствуются бинарные уроки. Наибольшая межпредметная связь прослеживается между предметами «информатика» и «математика», «информатика» и «физика». Это связано с тем, что при помощи компьютера очень удобно производить сложные математические расчеты. MS Excel позволяет не только рассчитывать функции, но и представляет их графически, что в значительной степени помогает понять, например, движение точки по заданному уравнению, исследование математических функций, задачи на движение.
В старших классах учащиеся создают в электронных таблицах кроссворды, что способствует закреплению навыков работы с различными видами формул, созданию макросов.
В 10-х профильных классах табличный процессор MS Excel используется при изучении следующих тем:
-
Системы счисления (перевод чисел из недесятичной системы счисления в десятичную систему счисления, таблицы умножения в 8-й и 16-й системах счисления);
-
Основы логики (построение таблиц истинности, доказательство законов алгебры логики, табличное решение логичских задач).
В заключение хотелось бы отметить, что задания подобного типа является чрезвычайно эффективными для усвоения знаний и отработки навыков при работе с электронными таблицами. В результате грамотного и успешного изучения редактора таблиц MS Excel у учащихся развивается абстрактно-логическое мышление, память, и вследствие этого повышается уровень ИКТ-компетентности. Ко всему прочему опыт работы с табличным процессором Microsoft Excel неоднократно пригодится им в дальнейшей учебной и трудовой деятельности.
Список литературы
-
Бурмакина В. Ф., Зелман, М., Фалина, И. Н.. Большая Семёрка (Б7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. Международный банк реконструкции и развития. Национальный фонд подготовки кадров. Центр развития образования АНХ при правительстве РФ, Москва, 2007.
-
Селевко Г.К. Педагогические технологи на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. - Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. 7-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 246 с.: ил.
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. - Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 120 с.: ил.