Рабочая программа 10 класс - информатика. К. Ю. Поляков (2 часа)

Пояснительная запискаРабочая программа курса по предмету «Информатика» составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (Программа Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика 10-11 Программы для старшей школы. Углубленный уровень, 2013) и основана на учебно-методическом комплекте, который включает в себя учебник:·               Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика. Углублённый уровень : учебник для 10 класса : в 2 ч. Москва, Бином, 2013·         комп...
Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №4 г.Данкова Липецкой области

Рассмотрена на заседании ШМО учителей информатики

______ августа 2014 года Протокол №


Утверждено

приказом № МБОУ лицей №4 г.Данкова Липецкой области

от______ августа 2014 года




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

для 10 класса

(РАСШИРЕННЫЙ УРОВЕНЬ)

составлена на 2014-2015 учебный год





Учитель информатики:

Янченко Владимир Владимирович








2014 год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса по предмету «Информатика» составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (Программа Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика 10-11 Программы для старшей школы. Углубленный уровень, 2013) и основана на учебно-методическом комплекте, который включает в себя учебник:

  • Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика. Углублённый уровень : учебник для 10 класса : в 2 ч. Москва, Бином, 2013

  • компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm

  • материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;

  • методическое пособие для учителя;

  • комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (fcior.edu.ru);

  • сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.

Учебники «Информатика и ИКТ. 10 класс» разработан с учетом вхождения курса «Информатика» в 10 классах в состав учебного плана в объеме 70 часов (2 часа в неделю)..

Изучение информатики и информационных технологий в 10 классе уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Задача курса информатики в лицее - это освоение информационной технологии решения задачи.

Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках. Материал некоторых разделов программы является развитием и продолжением соответствующих разделов курса основной школы. Отличие углубленного курса от базового состоит в том, что более глубоко рассматриваются принципы хранения, передачи и автоматической обработки данных; ставится задача выйти на уровень понимания происходящих процессов, а не только поверхностного знакомства с ними.

Общая характеристика изучаемого предмета

Программа по предмету «Информатика» предназначена для изучения всех основных разделов курса информатики учащимися. Она включает в себя три крупные содержательные линии:

  • Основы информатики

  • Алгоритмы и программирование

  • Информационно-коммуникационные технологии.

Важная задача изучения этих содержательных линий в курсе - переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование. Для изучения программирования используются школьный алгоритмический язык (среда КуМир) и язык Паскаль.


Образовательные технологии и формы организации образовательного процесса

Основной формой обучения является классно-урочная система. Формы занятий с учащимися: лекции, практикумы, практические работы на компьютере.

При реализации программы использую следующие технологии: здоровьесберегающую, технологии проблемного, дифференцированного, личностно ориентированного, модульного обучения, элементы индивидуального обучения, проектные технологии.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты

  1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;

  2. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  3. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  4. эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;

  5. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Учебно-тематический план


№ п/п

Наименование тем (разделов)

Количество часов

Контрольные мероприятия

Основы информатики

Техника безопасности. Организация рабочего места

1


Информация и информационные процессы

3

Проверочная работа

Кодирование информации

12

Проверочная работа

Логические основы компьютеров

6

Проверочная работа

Компьютерная арифметика

1

Проверочная работа

Устройство компьютера

4


Программное обеспечение

5


Компьютерные сети

3


Информационная безопасность

3


Алгоритмы и программирование

1.

Алгоритмизация и программирование

21

Проверочная работа


Решение вычислительных задач

7



Резерв

4



Итого по всем разделам:

70



Содержание

  1. Основы информатики (38 ч)

  • Техника безопасности. Организация рабочего места

  • Информация и информационные процессы

  • Кодирование информации

  • Логические основы компьютеров

  • Компьютерная арифметика

  • Устройство компьютера

  • Программное обеспечение

  • Компьютерные сети

  • Информационная безопасность

  1. Алгоритмы и программирование (28 ч)

  • Алгоритмизация и программирование

  • Решение вычислительных задач

Резерв (4 ч)





Календарно-тематический план

(10 «г» класс)


к учебнику информатики К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина

Используемые сокращения: СР - самостоятельная работа, ПР - практическая работа.

10 класс (70 часов)

Номер урока

Тема урока

Виды деятельности учащихся

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

Техника безопасности. Организация рабочего места.

  1. Техника безопасности.

1



Информатика и информация. Информационные процессы.

  1. Информация и информационные процессы.

1



Измерение информации.

  1. Задачи на измерение количества информации.

1



Структура информации (простые структуры). Деревья. Графы.

Изучение нового материала.

1



Кодирование и декодирование.

  1. Двоичное кодирование.

1



Дискретность.

  1. Декодирование.

1



Алфавитный подход к оценке количества информации.

  1. Алфавитный подход к оценке количества информации.

1



Системы счисления. Позиционные системы счисления.

  1. Позиционные системы счисления.

1



Двоичная система счисления.

  1. Двоичная система счисления.

1



Восьмеричная система счисления.

  1. Восьмеричная система счисления.

1



Шестнадцатеричная система счисления.

  1. Шестнадцатеричная система счисления.

1



Проверочная работа по теме «Системы счисления».

Контроль знаний обучающихся.

1



Кодирование символов.

  1. Кодирование символов.

1



Кодирование графической информации.

  1. Кодирование графических изображений.

1



Кодирование звуковой информации. Кодирование видеоинформации.

  1. Кодирование звука и видео.

1



Проверочная работа по теме «Кодирование информации».

Контроль знаний обучающихся.

1



Логика и компьютер. Логические операции.

Изучение нового материала.

1



Диаграммы Эйлера-Венна.

  1. Запросы для поисковых систем.

1



Упрощение логических выражений.

  1. Упрощение логических выражений.

1



Синтез логических выражений.

  1. Синтез логических выражений.

1



Логические элементы компьютера.

  1. Построение схем на логических элементах.

1



Проверочная работа по теме «Логические основы компьютеров».

Контроль знаний обучающихся.

1



Хранение в памяти целых и вещественных чисел.

  1. Хранение в памяти целых чисел.

1



Принципы устройства компьютеров.

  1. Принципы устройства компьютеров.

1



Процессор.

  1. Процессор.

1



Память.

  1. Память.

1



Устройства ввода и вывода.

  1. Устройства ввода.

  2. Устройства вывода.

1



Прикладные программы.

  1. Прикладные программы.

1



Правила оформления рефератов; правила цитирования источников.

Практикум: коллективная работа над текстом;

1



Системное программное обеспечение.

Изучение нового материала.

1



Системы программирования.

  1. Системное программное обеспечение.

1



Правовая охрана программ и данных.

  1. Правовая охрана программ и данных.

1



Компьютерные сети. Основные понятия

  1. Компьютерные сети.

1



Сеть Интернет.

Адреса в Интернете.

  1. Адреса в Интернете.

1



Службы Интернета.

Представление докладов.

1



Простейшие программы Вычисления. Стандартные функции.

  1. Оператор вывода.

  2. Операторы div и mod.


1



Условный оператор.

  1. Ветвления.

1



Сложные условия.

  1. Сложные условия.

1



Цикл с условием.

  1. Циклы с условием.

1



Цикл с переменной.

  1. Циклы с переменной.

1



Проверочная работа «Ветвления и циклы».

Контроль знаний обучающихся.

1



Процедуры.

Составление программ

1



Функции.

Работа с программами на компьютере

1



Логические функции.

Составление программ

1



Рекурсия.

Работа с программами на компьютере

1



Массивы. Перебор элементов массива.

  1. Массивы.

1



Линейный поиск в массиве.

Составление программ

1



Отбор элементов массива по условию.

Работа с программами на компьютере

1



Сортировка массивов.

Составление программ

1



Сортировка массивов. Быстрая сортировка.

Работа с программами на компьютере

1



Двоичный поиск в массиве.

Составление программ

1



Символьные строки.

Работа с программами на компьютере

1



Функции для работы с символьными строками.

  1. Символьные строки.

1



Сравнение и сортировка строк.

Составление программ

1



Матрицы.

Работа с программами на компьютере

1



Проверочная работа «Массивы и символьные строки».

Контроль знаний обучающихся.

1



Решение уравнений. Метод перебора.

Составление программ

1



Решение уравнений. Метод деления отрезка пополам.

Работа с программами на компьютере

1



Решение уравнений в табличных процессорах.

Работа с программами на компьютере

1



Оптимизация с помощью табличных процессоров.

Составление программ

1



Статистические расчеты.

Работа с программами на компьютере

1



Условные вычисления.

Работа с программами на компьютере

1



Восстановление зависимостей в табличных процессорах.

Составление программ

1



Вредоносные программы.

Изучение теоретического материала

1



Защита от вредоносных программ.

  1. Вредоносные программы и защита от них.

1



Хэширование и пароли. Безопасность в Интернете.

Представление докладов.

1



67

Резерв


1



68

Резерв


1



69

Резерв


1



70

Резерв


1




Итого


70



Требования к уровню подготовки обучающихся

  1. сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

  2. владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;

  3. сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;

  4. систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;

  5. сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

  6. сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;

  7. сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;

  8. понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;

  9. владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);

  10. сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;

  11. владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;

  12. овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;

  13. владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;

  14. владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;

  15. владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;

  16. владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.


Организация контроля

Формы контроля ЗУН: наблюдение; беседа; фронтальный опрос; опрос в парах; практикум; тестирование.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

При выполнении практической работы и проверочной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в проверочной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Устный опрос

Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса

В состав УМК, кроме учебников для 10 класса, также входят:

  • данная программа по информатике;

  • компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm

материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;

  • методическое пособие для учителя;

  • комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (fcior.edu.ru);

  • сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.

Для реализации учебного курса «Информатика» необходимо наличие компьютерного класса в соответствующей комплектации.

Требования к комплектации компьютерного класса

Предполагается объединение компьютеров в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет, что позволяет использовать сетевые цифровые образовательные ресурсы.

Минимальные требования к техническим характеристикам каждого компьютера следующие:

  • процессор - не ниже Celeron с тактовой частотой 2 ГГц;

  • оперативная память - не менее 256 Мб;

  • жидкокристаллический монитор с диагональю не менее 15 дюймов;

  • жёсткий диск - не менее 80 Гб;

  • клавиатура;

  • мышь;

  • устройство для чтения компакт-дисков (желательно);

  • аудиокарта и акустическая система (наушники или колонки).

Кроме того в кабинете информатики должны быть:

  • принтер на рабочем месте учителя;

  • проектор на рабочем месте учителя;

  • сканер на рабочем месте учителя

Требования к программному обеспечению компьютеров

На компьютерах, которые расположены в кабинете информатики, должна быть установлена операционная система Windows или Linux, а также необходимое программное обеспечение:

  • текстовый редактор (Блокнот или Gedit) и текстовый процессор (Word или OpenOffice.org Writer);

  • табличный процессор (Excel или OpenOffice.org Calc);

  • средства для работы с баз данных (Access или OpenOffice.org Base);

  • графический редактор Gimp (gimp.org);

  • редактор звуковой информации Audacity (audacity.sourceforge.net);

  • среда программирования КуМир (niisi.ru/kumir/);

  • среда программирования PascalABC и другие программные средства.

Список литературы

  1. Программа Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика 10-11 Программы для старшей школы. Углубленный уровень.

  2. Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика. Углублённый уровень : учебник для 10 класса : в 2 ч. Москва, Бином, 2013

  3. М.Н. Бородин Методическое пособие для учителя 10-11 Информатика. УМК для старшей школы, Москва, Бином, 2013

  4. Компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm

  5. Комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (fcior.edu.ru);

  6. Сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.


© 2010-2022