- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа 10 класс - информатика. К. Ю. Поляков (2 часа)
Рабочая программа 10 класс - информатика. К. Ю. Поляков (2 часа)
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Янченко В.В. |
Дата | 31.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №4 г.Данкова Липецкой области
Рассмотрена на заседании ШМО учителей информатики
______ августа 2014 года Протокол №
Утверждено
приказом № МБОУ лицей №4 г.Данкова Липецкой области
от______ августа 2014 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
для 10 класса
(РАСШИРЕННЫЙ УРОВЕНЬ)
составлена на 2014-2015 учебный год
Учитель информатики:
Янченко Владимир Владимирович
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса по предмету «Информатика» составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (Программа Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика 10-11 Программы для старшей школы. Углубленный уровень, 2013) и основана на учебно-методическом комплекте, который включает в себя учебник:
-
Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика. Углублённый уровень : учебник для 10 класса : в 2 ч. Москва, Бином, 2013
-
компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
-
материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
-
методическое пособие для учителя;
-
комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (fcior.edu.ru);
-
сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
Учебники «Информатика и ИКТ. 10 класс» разработан с учетом вхождения курса «Информатика» в 10 классах в состав учебного плана в объеме 70 часов (2 часа в неделю)..
Изучение информатики и информационных технологий в 10 классе уровне направлено на достижение следующих целей:
-
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
-
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
-
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
-
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Задача курса информатики в лицее - это освоение информационной технологии решения задачи.
Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках. Материал некоторых разделов программы является развитием и продолжением соответствующих разделов курса основной школы. Отличие углубленного курса от базового состоит в том, что более глубоко рассматриваются принципы хранения, передачи и автоматической обработки данных; ставится задача выйти на уровень понимания происходящих процессов, а не только поверхностного знакомства с ними.
Общая характеристика изучаемого предмета
Программа по предмету «Информатика» предназначена для изучения всех основных разделов курса информатики учащимися. Она включает в себя три крупные содержательные линии:
-
Основы информатики
-
Алгоритмы и программирование
-
Информационно-коммуникационные технологии.
Важная задача изучения этих содержательных линий в курсе - переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование. Для изучения программирования используются школьный алгоритмический язык (среда КуМир) и язык Паскаль.
Образовательные технологии и формы организации образовательного процесса
Основной формой обучения является классно-урочная система. Формы занятий с учащимися: лекции, практикумы, практические работы на компьютере.
При реализации программы использую следующие технологии: здоровьесберегающую, технологии проблемного, дифференцированного, личностно ориентированного, модульного обучения, элементы индивидуального обучения, проектные технологии.
Формы организации учебного процесса:
-
индивидуальные;
-
групповые;
-
индивидуально-групповые;
-
фронтальные;
-
практикумы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты
-
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
-
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
-
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
-
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
-
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
-
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
-
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
-
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
-
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
-
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование тем (разделов)
Количество часов
Контрольные мероприятия
Основы информатики
Техника безопасности. Организация рабочего места
1
Информация и информационные процессы
3
Проверочная работа
Кодирование информации
12
Проверочная работа
Логические основы компьютеров
6
Проверочная работа
Компьютерная арифметика
1
Проверочная работа
Устройство компьютера
4
Программное обеспечение
5
Компьютерные сети
3
Информационная безопасность
3
Алгоритмы и программирование
1.
Алгоритмизация и программирование
21
Проверочная работа
Решение вычислительных задач
7
Резерв
4
Итого по всем разделам:
70
Содержание
-
Основы информатики (38 ч)
-
Техника безопасности. Организация рабочего места
-
Информация и информационные процессы
-
Кодирование информации
-
Логические основы компьютеров
-
Компьютерная арифметика
-
Устройство компьютера
-
Программное обеспечение
-
Компьютерные сети
-
Информационная безопасность
-
Алгоритмы и программирование (28 ч)
-
Алгоритмизация и программирование
-
Решение вычислительных задач
Резерв (4 ч)
Календарно-тематический план
(10 «г» класс)
к учебнику информатики К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина
Используемые сокращения: СР - самостоятельная работа, ПР - практическая работа.
10 класс (70 часов)
Номер урока
Тема урока
Виды деятельности учащихся
Кол-во часов
Дата
По плану
По факту
Техника безопасности. Организация рабочего места.
-
Техника безопасности.
1
Информатика и информация. Информационные процессы.
-
Информация и информационные процессы.
1
Измерение информации.
-
Задачи на измерение количества информации.
1
Структура информации (простые структуры). Деревья. Графы.
Изучение нового материала.
1
Кодирование и декодирование.
-
Двоичное кодирование.
1
Дискретность.
-
Декодирование.
1
Алфавитный подход к оценке количества информации.
-
Алфавитный подход к оценке количества информации.
1
Системы счисления. Позиционные системы счисления.
-
Позиционные системы счисления.
1
Двоичная система счисления.
-
Двоичная система счисления.
1
Восьмеричная система счисления.
-
Восьмеричная система счисления.
1
Шестнадцатеричная система счисления.
-
Шестнадцатеричная система счисления.
1
Проверочная работа по теме «Системы счисления».
Контроль знаний обучающихся.
1
Кодирование символов.
-
Кодирование символов.
1
Кодирование графической информации.
-
Кодирование графических изображений.
1
Кодирование звуковой информации. Кодирование видеоинформации.
-
Кодирование звука и видео.
1
Проверочная работа по теме «Кодирование информации».
Контроль знаний обучающихся.
1
Логика и компьютер. Логические операции.
Изучение нового материала.
1
Диаграммы Эйлера-Венна.
-
Запросы для поисковых систем.
1
Упрощение логических выражений.
-
Упрощение логических выражений.
1
Синтез логических выражений.
-
Синтез логических выражений.
1
Логические элементы компьютера.
-
Построение схем на логических элементах.
1
Проверочная работа по теме «Логические основы компьютеров».
Контроль знаний обучающихся.
1
Хранение в памяти целых и вещественных чисел.
-
Хранение в памяти целых чисел.
1
Принципы устройства компьютеров.
-
Принципы устройства компьютеров.
1
Процессор.
-
Процессор.
1
Память.
-
Память.
1
Устройства ввода и вывода.
-
Устройства ввода.
-
Устройства вывода.
1
Прикладные программы.
-
Прикладные программы.
1
Правила оформления рефератов; правила цитирования источников.
Практикум: коллективная работа над текстом;
1
Системное программное обеспечение.
Изучение нового материала.
1
Системы программирования.
-
Системное программное обеспечение.
1
Правовая охрана программ и данных.
-
Правовая охрана программ и данных.
1
Компьютерные сети. Основные понятия
-
Компьютерные сети.
1
Сеть Интернет.
Адреса в Интернете.
-
Адреса в Интернете.
1
Службы Интернета.
Представление докладов.
1
Простейшие программы Вычисления. Стандартные функции.
-
Оператор вывода.
-
Операторы div и mod.
1
Условный оператор.
-
Ветвления.
1
Сложные условия.
-
Сложные условия.
1
Цикл с условием.
-
Циклы с условием.
1
Цикл с переменной.
-
Циклы с переменной.
1
Проверочная работа «Ветвления и циклы».
Контроль знаний обучающихся.
1
Процедуры.
Составление программ
1
Функции.
Работа с программами на компьютере
1
Логические функции.
Составление программ
1
Рекурсия.
Работа с программами на компьютере
1
Массивы. Перебор элементов массива.
-
Массивы.
1
Линейный поиск в массиве.
Составление программ
1
Отбор элементов массива по условию.
Работа с программами на компьютере
1
Сортировка массивов.
Составление программ
1
Сортировка массивов. Быстрая сортировка.
Работа с программами на компьютере
1
Двоичный поиск в массиве.
Составление программ
1
Символьные строки.
Работа с программами на компьютере
1
Функции для работы с символьными строками.
-
Символьные строки.
1
Сравнение и сортировка строк.
Составление программ
1
Матрицы.
Работа с программами на компьютере
1
Проверочная работа «Массивы и символьные строки».
Контроль знаний обучающихся.
1
Решение уравнений. Метод перебора.
Составление программ
1
Решение уравнений. Метод деления отрезка пополам.
Работа с программами на компьютере
1
Решение уравнений в табличных процессорах.
Работа с программами на компьютере
1
Оптимизация с помощью табличных процессоров.
Составление программ
1
Статистические расчеты.
Работа с программами на компьютере
1
Условные вычисления.
Работа с программами на компьютере
1
Восстановление зависимостей в табличных процессорах.
Составление программ
1
Вредоносные программы.
Изучение теоретического материала
1
Защита от вредоносных программ.
-
Вредоносные программы и защита от них.
1
Хэширование и пароли. Безопасность в Интернете.
Представление докладов.
1
67
Резерв
1
68
Резерв
1
69
Резерв
1
70
Резерв
1
Итого
70
Требования к уровню подготовки обучающихся
-
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
-
владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
-
сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
-
систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
-
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
-
сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
-
сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
-
понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
-
владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
-
сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
-
владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
-
овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
-
владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
-
владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
-
владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
-
владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
Организация контроля
Формы контроля ЗУН: наблюдение; беседа; фронтальный опрос; опрос в парах; практикум; тестирование.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При выполнении практической работы и проверочной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в проверочной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
-
грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
-
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
-
недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
-
мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Устный опрос
Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
В состав УМК, кроме учебников для 10 класса, также входят:
-
данная программа по информатике;
-
компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
-
методическое пособие для учителя;
-
комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (fcior.edu.ru);
-
сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
Для реализации учебного курса «Информатика» необходимо наличие компьютерного класса в соответствующей комплектации.
Требования к комплектации компьютерного класса
Предполагается объединение компьютеров в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет, что позволяет использовать сетевые цифровые образовательные ресурсы.
Минимальные требования к техническим характеристикам каждого компьютера следующие:
-
процессор - не ниже Celeron с тактовой частотой 2 ГГц;
-
оперативная память - не менее 256 Мб;
-
жидкокристаллический монитор с диагональю не менее 15 дюймов;
-
жёсткий диск - не менее 80 Гб;
-
клавиатура;
-
мышь;
-
устройство для чтения компакт-дисков (желательно);
-
аудиокарта и акустическая система (наушники или колонки).
Кроме того в кабинете информатики должны быть:
-
принтер на рабочем месте учителя;
-
проектор на рабочем месте учителя;
-
сканер на рабочем месте учителя
Требования к программному обеспечению компьютеров
На компьютерах, которые расположены в кабинете информатики, должна быть установлена операционная система Windows или Linux, а также необходимое программное обеспечение:
-
текстовый редактор (Блокнот или Gedit) и текстовый процессор (Word или OpenOffice.org Writer);
-
табличный процессор (Excel или OpenOffice.org Calc);
-
средства для работы с баз данных (Access или OpenOffice.org Base);
-
графический редактор Gimp (gimp.org);
-
редактор звуковой информации Audacity (audacity.sourceforge.net);
-
среда программирования КуМир (niisi.ru/kumir/);
-
среда программирования PascalABC и другие программные средства.
Список литературы
-
Программа Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика 10-11 Программы для старшей школы. Углубленный уровень.
-
Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика. Углублённый уровень : учебник для 10 класса : в 2 ч. Москва, Бином, 2013
-
М.Н. Бородин Методическое пособие для учителя 10-11 Информатика. УМК для старшей школы, Москва, Бином, 2013
-
Компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
-
Комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (fcior.edu.ru);
-
Сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.