- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа 10-11 класс Семакин
Рабочая программа 10-11 класс Семакин
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рыбакова И.В. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Поповская средняя общеобразовательная школа №19»
«Согласовано»
Руководитель ШМО
---------------/И.И.Соловьева/
Протокол № __________
от «____» сентября 2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ
«Поповская СОШ №19»
---------------/_____________/
от «____» сентября 2014 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ
«Поповская СОШ №19 »
------------/В.М. Стойкин/
Приказ № __________
от «____» сентября 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Информатика и ИКТ 10-11 класс»
-
Составила: Рыбакова Ирина Владимировна
учитель информатики
2014
Пояснительная записка
Данная рабочая программа соответствует методической теме школы «Повышение качества образования через использование инновационных методов и технологий в работе учителя.»
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10-11 класс составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень), разработанной по заказу Минобрнауки РФ в соответствии с его полномочиями, обозначенными в п. 19, ст. 28 Закона РФ «Об образовании», программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г., под редакцией Семакин И.Г. и др. Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (10-11 классы), Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ», 10 класс (БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.), Семакин И.Г «Информатика и ИКТ», 11 класс (БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 г.).
Цели программы:
-
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
-
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
-
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
-
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Место предмета в учебном плане
Планирование курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне в соответствии с Базисным учебным планом рассчитано на 70 часов (35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе). В соответствии с учебным планом на 2013-2014 учебный год из регионального компонента добавлены часы, на изучение курса «Информатика и ИКТ». В авторской программе отводится на изучение предмета в 10 классе - 70 часов (2 часа в неделю), в 11 кассе - 70 часов (2 часа в неделю).
Требования к уровню подготовки:
В результате изучения курса - «Информатика 10-11»:
Учащиеся должны знать:
- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах
- из каких частей состоит предметная область информатики
Информация. Представление информации
Учащиеся должны знать:
- три философские концепции информации
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
- что такое язык представления информации; какие бывают языки
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
- понятия «шифрование», «дешифрование».
Измерение информации.
Учащиеся должны знать:
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
- определение бита с позиции содержания сообщения
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы
Введение в теорию систем
Учащиеся должны знать:
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
- основные свойства систем: целесообразность, целостность
- что такое «системный подход» в науке и практике
- чем отличаются естественные и искусственные системы
- какие типы связей действуют в системах
- роль информационных процессов в системах
- состав и структуру систем управления
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
- анализировать состав и структуру систем
- различать связи материальные и информационные.
Процессы хранения и передачи информации
Учащиеся должны знать:
- историю развития носителей информации
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
- модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
- понятие «шум» и способы защиты от шума
Учащиеся должны уметь:
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
Обработка информации
Учащиеся должны знать:
- основные типы задач обработки информации
- понятие исполнителя обработки информации
- понятие алгоритма обработки информации
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
Учащиеся должны уметь:
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
Поиск данных
Учащиеся должны знать:
- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»
- что такое «структура данных»; какие бывают структуры
- алгоритм последовательного поиска
- алгоритм поиска половинным делением
- что такое блочный поиск
- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях
- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера
Защита информации
Учащиеся должны знать:
какая информация требует защиты
виды угроз для числовой информации
физические способы защиты информации
программные средства защиты информации
что такое криптография
что такое цифровая подпись и цифровой сертификат
Учащиеся должны уметь:
- применять меры защиты личной информации на ПК
- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)
Информационные модели и структуры данных
Учащиеся должны знать:
- определение модели
- что такое информационная модель
- этапы информационного моделирования на компьютере
- что такое граф, дерево, сеть
- структура таблицы; основные типы табличных моделей
- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в граф-моделях
- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
- строить табличные модели по вербальному описанию системы
Алгоритм - модель деятельности
Учащиеся должны знать:
- понятие алгоритмической модели
- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык
- что такое трассировка алгоритма
Учащиеся должны уметь:
- строить алгоритмы управления учебными исполнителями
- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы
Компьютер: аппаратное и программное обеспечение
Учащиеся должны знать:
- архитектуру персонального компьютера
- что такое контроллер внешнего устройства ПК
- назначение шины
- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК
- основные виды памяти ПК
- что такое системная плата, порты ввода-вывода
- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.
- что такое программное обеспечение ПК
- структура ПО ПК
- прикладные программы и их назначение
- системное ПО; функции операционной системы
- что такое системы программирования
Учащиеся должны уметь:
- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения
- соединять устройства ПК
- производить основные настройки БИОС
- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне
Дискретные модели данных в компьютере
Учащиеся должны знать:
- основные принципы представления данных в памяти компьютера
- представление целых чисел
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком
- принципы представления вещественных чисел
- представление текста
- представление изображения; цветовые модели
- в чем различие растровой и векторной графики
- дискретное (цифровое) представление звука
Учащиеся должны уметь:
-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
Многопроцессорные системы и сети
Учащиеся должны знать:
- идею распараллеливания вычислений
- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации
- назначение и топологии локальных сетей
- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)
- основные функции сетевой операционной системы
- историю возникновения и развития глобальных сетей
- что такое Интернет
- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)
- способы организации связи в Интернете
- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP
Информационные системы
Учащиеся должны знать:
- назначение информационных систем
- состав информационных систем
- разновидности информационных систем
Гипертекст
Учащиеся должны знать:
- что такое гипертекст, гиперссылка
- средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки)
Учащиеся должны уметь:
- автоматически создавать оглавление документа
- организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.
Интернет как информационная система
Учащиеся должны знать:
- назначение коммуникационных служб Интернета
- назначение информационных служб Интернета
- что такое прикладные протоколы
- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес
- что такое поисковый каталог: организация, назначение
- что такое поисковый указатель: организация, назначение
Учащиеся должны уметь:
- работать с электронной почтой
- извлекать данные из файловых архивов
- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
Web-сайт.
Учащиеся должны знать:
- какие существуют средства для создания web-страниц
- в чем состоит проектирование web-сайта
- что значит опубликовать web-сайт
- возможности текстового процессора по созданию web-страниц
Учащиеся должны уметь:
- создать несложный web-сайт с помощью MS Word
- создать несложный web-сайт на языке HTML (углубленный уровень)
Геоинформационные системы (ГИС)
Учащиеся должны знать:
- что такое ГИС
- области приложения ГИС
- как устроена ГИС
- приемы навигации в ГИС
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС
Базы данных и СУБД
Учащиеся должны знать:
- что такое база данных (БД)
- какие модели данных используются в БД
- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ
- определение и назначение СУБД
- основы организации многотабличной БД
- что такое схема БД
- что такое целостность данных
- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД
Учащиеся должны уметь:
- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)
Запросы к базе данных
Учащиеся должны знать:
- структуру команды запроса на выборку данных из БД
- организацию запроса на выборку в многотабличной БД
- основные логические операции, используемые в запросах
- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов
Учащиеся должны уметь:
- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов
- реализовывать запросы со сложными условиями выборки
- реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень)
- создавать отчеты (углубленный уровень)
Моделирование зависимостей; статистическое моделирование
Учащиеся должны знать:
- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины
- что такое математическая модель
- формы представления зависимостей между величинами
для решения каких практических задач используется статистика;
- что такое регрессионная модель
- как происходит прогнозирование по регрессионной модели
Учащиеся должны уметь:
- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов
- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели
Социальная информатика
Учащиеся должны знать:
- что такое информационные ресурсы общества
- из чего складывается рынок информационных ресурсов
- что относится к информационным услугам
- в чем состоят основные черты информационного общества
- причины информационного кризиса и пути его преодоления
- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества
- основные законодательные акты в информационной сфере
- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
-
Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
-
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
-
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
-
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
-
Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
-
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Технические средства обучения
-
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
-
Наушники (рабочее место ученика).
-
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
-
Колонки (рабочее место учителя).
-
Микрофон (рабочее место учителя).
-
Проектор.
-
Лазерный принтер черно-белый.
-
Лазерный принтер цветной.
-
Сканер.
-
Цифровая фотокамера.
-
Модем ADSL
-
Локальная вычислительная сеть.
Программные средства
-
Операционная система Windows ХР.
-
Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
-
Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
-
Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
-
Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
-
Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
-
Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
-
Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
-
Антивирусная программа.
-
Программа-архиватор WinRar.
-
Клавиатурный тренажер «Руки солиста».
-
Офисное приложение Microsoft Office 2010, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
-
Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.
-
Система программирования TurboPascal.
Использованные информационные ресурсы
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов.
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов.
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие.
-
Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера.
-
Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. «Математические основы информатики» (учебное пособие и методическое пособие)
-
Нурмухамедов Г. М. Информатика для абитуриента. Теоретические основы информатики. Элективный курс: учебное пособие
10 класс
№
Изучаемый раздел,
тема учебного материала
Количество часов
Тип урока
Характеристика деятельности учащихся
Планируемые результаты
Контрольно-
измерительные материалы
Домашнее задание
Дата проведения урока
знания
умения
ОУУН
и способы деятельности
план
факт
1
Введение. Структура информатики
1
Урок - лекция
Беседа
- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах
- из каких частей состоит предметная область информатики
- три философские концепции информации
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
- что такое язык представления информации; какие бывают языки
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
- понятия «шифрование», «дешифрование».
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
- определение бита с алфавитной т.з.
- сопоставлять связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)
- соизмерять связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
-использовать для решения задач сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
- определение бита с позиции содержания сообщения
ПТБ
стр. 5-7
2
Информация. Понятие информации.
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
§1-2
3
Информация. Представление информации, языки, кодирование.
1
Комбинированный урок
Беседа, практикум на компьютере
§1-2
4
Практическая работа №1 «Представление информации»
1
Лабораторно-практическая работа № 1
Практическая работа № 1
Практическая работа
§1-2
5
Измерение информации. Объемный подход
1
Лекция
Решение задач, практикум на компьютере
§3-4
6
Измерение информации. Содержательный подход.
1
Комбинированный урок
Тест
§3-4
7
Практическая работа №2 «Измерение информации»
1
Лабораторно-практическая работа № 2
Практическая работа № 2
Практическая работа
§3-4
8
Решение задач на тему изменение информации
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
§3-4
9
Контрольное тестирование
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
§3-4
10
Введение в теорию систем
1
Урок усвоения новых знаний и умений
Беседа, практикум на компьютере
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
- основные свойства систем: целесообразность, целостность
- чем отличаются естественные и искусственные системы
- какие типы связей действуют в системах
- роль информационных процессов в системах
- состав и структуру систем управления
- историю развития носителей информации
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
- ориентироваться в граф-моделях
- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
- анализировать состав и структуру систем
- различать связи материальные и информационные.
-осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях
- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера
- применять меры защиты личной информации на ПК
- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)
- строить табличные модели по вербальному описанию системы
§5-6
11
Информационные процессы в естественных и искусственных системах
1
Комбинированный урок
Беседа, практикум на компьютере
§5-6
12
Практическая работа №3 «Информационные процессы в системах»
1
Лабораторно-практическая работа № 3
Практическая работа № 3
Практическая работа
§5-6
13
Решение задач по теме «Систематизация»
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
§5-6
14
Процессы хранения и передачи информации
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
§7-8
15
Обработка информации
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
§9-10
16
Алгоритмы
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
- понятие «шум» и способы защиты от шума
§9-10
17
Процессы хранения и передачи информации. Решение задач
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
§7-10
18
Практическая работа №4 «Процессы передачи и хранения информации»
1
Лабораторно-практическая работа № 4
Практическая работа № 4
Практическая работа
§7-10
19
Решение задач на представление информации
1
Урок усвоения новых знаний и умений
Решение задач, практикум на компьютере
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»
- что такое «структура данных»; какие бывают структуры
- алгоритм последовательного поиска
- алгоритм поиска половинным делением
ЗП 4.2.1
20
Система счисления, используемая на компьютере. Решение задач
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
ЗП 4.2.1
21
Поиск данных
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
§11
22
Защита информации
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
-
какая информация требует защиты
-
виды угроз для числовой информации
-
физические способы защиты информации
-
программные средства защиты информации
-
что такое криптография
-
что такое цифровая подпись и цифровой сертификат
- этапы информационного моделирования на компьютере
- что такое граф, дерево, сеть
§12
23
Практическая работа №5 «Шифрование данных»
1
Лабораторно-практическая работа № 5
Практическая работа № 5
Практическая работа
§12
24
Информационные модели и структуры данных.
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
§13-15
25
Информационные модели и структуры данных
1
Лекция
Решение задач, практикум на компьютере
§13-15
26
Практическая работа №6 «Структуры данных. Графы. Таблицы»
1
Лабораторно-практическая работа № 6
Практическая работа № 6
Практическая работа
§13-15
27
Контрольная работа по теме «Информационные процессы и модели»
1
Урок проверки знаний и умений
Контрольная работа по теме «Информационные процессы и модели»
§13-15
28
Алгоритм - модель деятельности
1
Лекция
Беседа
- понятие алгоритмической модели
- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык
- что такое трассировка алгоритма
- строить алгоритмы управления учебными исполнителями
- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы
- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения
- соединять устройства ПК
- производить основные настройки БИОС
- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне
§16
29
Практическая работа №7 «Управление алгоритмическим исполнителем»
1
Лабораторно-практическая работа № 7
Практическая работа № 7
Практическая работа
§16
30
Алгоритмическая модель
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
§16
31
Управление алгоритмическими исполнителями
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
§16
ЗП 4.2.3,
4.2.4
32
Алгоритмы работы с величинами
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
§16,
ЗП 4.3
33
Контрольная работа по теме «Алгоритмы»
1
Урок проверки знаний и умений
Контрольная работа по теме «Алгоритмы»
§16
34
Компьютер: аппаратное обеспечение
1
Лекция
Решение задач, практикум на компьютере
- архитектуру персонального компьютера
- что такое контроллер внешнего устройства ПК
- назначение шины
- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК
- основные виды памяти ПК
- что такое системная плата, порты ввода-вывода
- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.
- что такое программное обеспечение ПК
- структура ПО ПК
- прикладные программы и их назначение
- системное ПО; функции операционной системы
- что такое системы программирования
- основные принципы представления данных в памяти компьютера- представление целых чисел
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком
- принципы представления вещественных чисел
- представление текста
- представление изображения; цветовые модели
- в чем различие растровой и векторной графики
- дискретное (цифровое) представление звука
- назначение и топологии локальных сетей
- что такое многопроцессорные
-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
- вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
- идею распараллеливания вычислений
вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации
- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)
- основные функции сетевой операционной системы
- историю возникновения и развития глобальных сетей
- что такое Интернет
- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)
- способы организации связи в Интернете
- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP
§17-18
35
Компьютер: программное обеспечение
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
§17-18
36
Практическая работа №8 «Выбор конфигурации компьютера»
1
Лабораторно-практическая работа № 8
Практическая работа № 8
Практическая работа
§17-18
37
Практическая работа №9 «Настройка BIOS»
1
Лабораторно-практическая работа № 9
Практическая работа № 9
Практическая работа
§17-18
38
Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел.
1
Урок усвоения новых знаний и умений
Решение задач, практикум на компьютере
§19-20
39
Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики и звука.
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
§19-20
40
Практическая работа №10 «Представление чисел»
1
Лабораторно-практическая работа № 10
Практическая работа № 10
Практическая работа
§19-20 ЗП 1.5
41
Практическая работа №11 «Представление текстов. Сжатие текстов»
1
Лабораторно-практическая работа № 11
Практическая работа № 11
Практическая работа
§19-20 ЗП 1.5
42
Практическая работа №12 «Представление изображения и звука»
1
Лабораторно-практическая работа № 12
Практическая работа № 12
Практическая работа
§19-20 ЗП 1.5
43
Контрольная работа по теме «СПО и ППО компьютера»
1
Урок проверки знаний и умений
Контрольная работа по теме «СПО и ППО компьютера»
§19-20
44
Системы счисления; двоичная арифметика; представление чисел в памяти компьютера
1
Урок усвоения новых знаний и умений
Решение задач, практикум на компьютере
типы систем счисления;
системы счисления, используемые в вычислительной технике; правила перевода чисел из десятичной системы счисления в системы счисления используемые в компьютере, и наоборот; назначение таблич-ного процессора, его команд и режимов; объекты электронной таблицы и их характеристики, типы данных электронной таблицы; правила записи, использования и копирования формул и функций; технология создания, редактирования и форматирования табличного документа; понятия относительной и абсолютной ссылки; технология создания и редактирования диаграмм;
перевод десятичных чисел в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления;
перевод в двоичную систему счисления из десятичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем счисления;
создание структуры ЭТ и заполнение её данными;
редактирование электронной таблицы;
использование шрифтового оформления и других операций форматирования;
запись формул и использование в них встроенных функций;
создание и редактирование диаграммы;
умение составлять таблицы, схемы, графики;
умение читать таблицу, диаграмму;
анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации;
составление на основе текста таблицы, графика;
определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;
§19-20 ЗП 1.5
45
Кодирование текста. Сжатие текста (алгоритм Хаффмена)
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
§19-20 ЗП 3.1.5
46
Кодирование изображения и звука.
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
§19-20 ЗП 3.1.5, 3.1.6
47
Кодирование изображения и звука. Решение задач
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
§19-20 ЗП 3.1.5, 3.1.6
48
Многопроцессорные системы и сети
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
§21-23
49
Практическая работа №13 «Подготовка презентации на тему «Компьютерные сети»»
1
Лабораторно-практическая работа № 13
Практическая работа № 13
Практическая работа
§21-23
50
Практическая работа№14 «Подготовка презентации на тему «Компьютерные сети»»
1
Лабораторно-практическая работа № 14
Практическая работа № 14
Практическая работа
§21-23
51
Зачётная работа по теме «Модели данных в компьютере, многопроцессорные системы и сети»
Урок проверки знаний и умений
Зачётная работа по теме «Модели данных в компьютере, многопроцессорные системы и сети»
52
Программирование для ЭВМ. Работа с величинами
1
Лекция
Решение задач, практикум на компьютере
назначение языков программирования;
алфавит языка программирования Pascal;
объекты, с которыми работает программа (константы, переменные, функции, выражения, операторы и т.д.);
основные типы данных и операторы языка Паскаль;
определение массива, правила описания массивов, способы хранения и доступа к отдельным элементам массива;
разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов;
владение основными приемами работы с массивами: создание, заполнение, сортировка массива, вывод элементов массива в требуемом виде;
выполнение действий по инструкции, алгоритму;
составление алгоритмов;
анализ и синтез, обобщение и классификация,
сравнение информации;
использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации;
логичность мышления;
умение работать в коллективе;
сравнение полученных результатов с учебной задачей;
владение компонентами доказательства;
формулирование проблемы и определение способов ее решения;
определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;
ЗП § 4.4.1
53
Программирование линейных алгоритмов
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
ЗП § 4.4.2
54
Программирование ветвящихся алгоритмов
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
ЗП § 4.4.2
55
Программирование ветвящихся алгоритмов
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
ЗП § 4.4.2
56
Программирование циклических алгоритмов
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
ЗП § 4.4.3
57
Программирование циклических алгоритмов
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
ЗП § 4.4.3
58
Работа с массивами
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
ЗП § 4.4.4
59
Работа с массивами. Линейный (одномерный) массив.
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
ЗП § 4.4.4
60
Работа с массивами. Сортировка массивов
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
ЗП § 4.4.4
61
Работа с массивами. Двумерный массив
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
ЗП § 4.4.4
62
Подпрограммы
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
ЗП § 4.4
63
Подпрограммы. Решение задач
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
ЗП § 4.4
64
Обработка строк
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
ЗП § 4.4
65
Обработка строк. Решение задач
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
ЗП § 4.4
66
Контрольная работа по теме «Программирование»
1
Урок проверки знаний и умений
Контрольная работа по теме
«Программиро-вание»
67
Подготовка к итоговой контрольной работе
1
Комбинированный урок
Беседа, практикум на компьютере
определение проблем собственной учебной деятельности и устранение их причины;
68
Годовая контрольная работа
1
Урок проверки знаний и умений
Годовая контрольная работа
69-70
Резерв
2
Комбинированный урок
Беседа, практикум на компьютере
11 класс
№
Изучаемый раздел,
тема учебного материала
Количество часов
Тип урока
Характеристика деятельности учащихся
Планируемые результаты
Контрольно-
измерительные материалы
Домашнее задание
Дата проведения урока
знания
умения
ОУУН
и способы деятельности
план
факт
1
Введение. Правила техники безопасности.
1
Урок - лекция
Беседа
- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 11 классе;
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной точки зрения;
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
- определение бита с алфавитной т.з.
- определение бита с позиции содержания сообщения
ПТБ, записи в тетради
2
Повторение. Измерение информации. Решение задач.
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
записи в тетради
3
Входное контрольное тестирование.
1
Урок проверки знаний и умений
Тестирование
Тестирование
повторить ЗП § 4.4
4
Программирование линейных алгоритмов
1
Лабораторно-практическая работа № 1
Решение задач, практикум на компьютере
основные типы данных и операторы языка Паскаль;
определение массива, правила описания массивов, способы хранения и доступа к отдельным элементам массива;
разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов;
владение основными приемами работы с массивами: создание, заполнение, сортировка массива, вывод элементов массива в требуемом виде;
выполнение действий по инструкции, алгоритму;
использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации;
логичность мышления;
сравнение полученных результатов с учебной задачей;
формулирование проблемы и определение способов ее решения;
определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;
Практическая работа
ЗП § 4.4.2
5
Программирование ветвящихся алгоритмов
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
ЗП § 4.4.2
6
Программирование циклических алгоритмов
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
ЗП § 4.4.3
7
Работа с одномерными массивами
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
ЗП § 4.4.4
8
Работа с двумерными массивами
1
Лабораторно-практическая работа № 2
Решение задач, практикум на компьютере
Практическая работа
ЗП § 4.4.4
9
Работа с двумерными массивами. Решение задач
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
ЗП § 4.4.4
10
Подпрограммы
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
ЗП § 4.4
11
Обработка строк
1
Комбинированный урок
Решение задач, практикум на компьютере
ЗП § 4.4
12
Подготовка к контрольной работе по теме программирование
1
Лабораторно-практическая работа № 3
Решение задач, практикум на компьютере
Практическая работа
ЗП § 4.4
13
Контрольная работа по теме «Программирование»
1
Комбинированный урок
Контрольная работа
Контрольная работа по теме «Программиро-вание»
14
Понятие информационной системы, классификация ИС.
1
Комбинированный урок
Беседа, практикум на компьютере
понятие информационной системы, их классификации
создание гипертекста
применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации
§ 24, задание в тетради
15
Текстовый документ как структура данных.
1
Комбинированный урок
Беседа, работа с учебником и на ПК
§ 25, задание в тетради
16
Гипертекст
1
Комбинированный урок
Беседа, работа с учебником и на ПК
§ 25, задание в тетради
17
Практическая работа № 4 «Гипертекстовые структуры»
1
Лабораторно-практическая работа № 4
Практикум на компьютере
Практическая работа
§ 25, П 3.1
18
Интернет как информационная система
1
Урок усвоения новых знаний и умений
Лекция, работа с учебником и на ПК
основные протоколы передачи данных;
назначение программы-браузера и её управляющих элементов;
технология поиска информации в сети Интернет;
создание простейших Web-страниц;
сопоставление, отбор и проверка информации, полученной из различных источников, в том числе СМИ;
преобразование информации одного вида в другой;
представление информации в оптимальной форме в зависимости от адресата;
передача информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
§ 26, задание в тетради
19
Интернет как информационная система
1
Комбинированный урок
Беседа, работа с учебником и на ПК
§ 27, задание в тетради
20
Практическая работа «Интернет: работа с электронной почтой и телеконференциями»
1
Лабораторно-практическая работа № 5
Практикум на компьютере
Практическая работа
§ 24-27,
П 3.2
21
Практическая работа «Интернет: работа с браузером. Просмотр web-страниц»
1
Лабораторно-практическая работа № 6
Практикум на компьютере
Практическая работа
§ 24-27, П.3.3
22
Практическая работа «Интернет: сохранение загруженных web-страниц »
1
Лабораторно-практическая работа № 7
Практикум на компьютере
Практическая работа
§ 24-27,
П 3.4
23
Средства поиска данных в сети Интернет
1
Комбинированный урок
Беседа, работа с учебником и на ПК
§ 28, задание в тетради
24
Практическая работа «Интернет: работа с поисковыми системами»
1
Лабораторно-практическая работа № 8
Практикум на компьютере
Практическая работа
§ 24-28,
П 3.5
25
Web-сайт - гиперструктура данных.
1
Урок усвоения новых знаний и умений
Беседа, работа с учебником
§ 29,
отвечать на вопросы
26
Практическая работа «Интернет: создание Web-сайта с помощью MS Word »
1
Лабораторно-практическая работа № 9
Практикум на компьютере
Практическая работа
§ 29,
П 3.6
27
Практическая работа «Интернет: создание Web-сайта на языке HTML »
1
Лабораторно-практическая работа № 10
Практикум на компьютере
Практическая работа
§ 29,
П 3.7*
28
Зачётная работа: «Создание Web-сайта на языке HTML »
1
Урок проверки знаний и умений
Практикум на компьютере
Зачёт
§ 24-29
29
Геоинформационные системы.
1
Урок усвоения новых знаний и умений
Беседа, работа с учебником и на ПК
понятие ГИС, их разновидности
устанавливать на свой компьютер ГИС
пользоваться разными ГИС для получения необходимой информации
§ 30, отвечать на вопросы
30
Практическая работа «Поиск информации в геоинформационных системах»
1
Лабораторно-практическая работа № 11
Практикум на компьютере
Практическая работа
§ 30,
П 3.8
31
База данных - основа информационной системы
1
Урок усвоения новых знаний и умений
Лекция, работа с учебником и на ПК
понятие базы данных и ее основных элементов;
технология создание и редактирования баз данных;
технология поиска и замены данных, сортировки, группировки, фильтрации;
назначение и технология создания форм, отчетов, запросов;
создание и редактирование базы данных;
заполнение данными созданной структуры и проведение редактирования данных;
создание и редактирование формы;
осуществление выборки, сортировки и просмотра данных в режиме списка и формы;
реализация простых запросов на выборку данных в конструкторе запросов;
реализация запросов со сложными условиями выборки;
оперирование понятиями, суждениями;
установление причинно-следственных связей;
классификация информации;
умение составлять таблицы, схемы, графики;
умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;
качественное и количественное описание изучаемого объекта;
§ 31, отвечать на вопросы
32
Проектирование многотабличной базы данных
1
Комбинированный урок
Беседа, работа с учебником и на ПК
§ 32, отвечать на вопросы
33
Создание базы данных
1
Урок проверки знаний и умений
Беседа, работа с учебником и на ПК
§ 33, отвечать на вопросы
34
Практическая работа «Знакомство с СУБД MS Access»
1
Лабораторно-практическая работа № 12
Беседа, работа с учебником и на ПК
Практическая работа
§ 31-33,
П 3.9
35
Практическая работа «Создание базы «Приёмная комиссия»»
1
Лабораторно-практическая работа № 13
Беседа, работа с учебником и на ПК
Практическая работа
§ 31-33,
П 3.10
36
Практическая работа «Самостоятельная разработка информационной системы»»
1
Лабораторно-практическая работа № 14 (начало работы)
Беседа, работа с учебником и на ПК
Практическая работа
§ 31-33,
П 3.10 для СР
37
Практическая работа «Самостоятельная разработка информационной системы»»
1
Лабораторно-практическая работа № 14
Беседа, работа с учебником и на ПК
Практическая работа
§ 30,
П 3.10 для СР
38
Запросы к базе данных как приложения информационной системы
1
Урок усвоения новых знаний и умений
Лекция, работа с учебником
§ 34, отвечать на вопросы
39
Запросы к базе данных как приложения информационной системы
1
Комбинированный урок
Беседа, работа с учебником и на ПК
40
Практическая работа «Реализация простых запросов с помощью конструктора. Работа с формой»
1
Лабораторно-практическая работа № 15
Работа с учебником и на ПК
Практическая работа
§ 34,
П 3.11, 3.12
41
Практическая работа «Реализация сложных запросов, запросов на удаление и использование вычисляемых полей»»
1
Лабораторно-практическая работа № 16
Работа с учебником и на ПК
Практическая работа
§ 34,
П 3.13, 3.14
42
Зачётная работа «Создание отчёта для БД»
1
Лабораторно-практическая работа № 17
Работа с учебником и на ПК
Зачёт
§ 30-34,
П 3.15
43
Основы логики.
1
Урок усвоения новых знаний и умений
Лекция, работа с учебником
основные логические операции;
законы логики
применять логические законы и операции для решения логических задач
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
§ 35, выучить конспект
44
Основы логики. Решение задач.
1
Комбинированный урок
Практикум решения логических задач
§ 35, задание в тетради
45
Основы логики. Решение задач.
1
Комбинированный урок
Практикум решения логических задач
§ 35, задание в тетради
46
Основы логики. Решение задач.
1
Комбинированный урок
Практикум решения логических задач
§ 35, задание в тетради
47
Основы логики. Решение задач.
1
Урок проверки знаний и умений
Практикум решения логических задач
Самостоятель-ная работа
§ 35, задание в тетради
48
Моделирование зависимостей между величинами
1
Урок усвоения новых знаний и умений
Беседа, работа с учебником и на ПК
основные виды классификации моделей;
основные типы информационных моделей;
основные этапы моделирования и последовательность их выполнения;
разработка схемы моделирования для любой задачи;
построение и исследование информационной модели, в том числе на компьютере;
выделение объекта управления и управляющего воздействия;
умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное; умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;
качественное и количественное описание изучаемого объекта;
проведение эксперимента; использование разных видов моделирования; выявление существенных признаков объекта;
§ 36, отвечать на вопросы
49
Практическая работа «Получение регрессионных моделей в MS Excel»
1
Лабораторно-практическая работа № 18
Беседа, работа с учебником и на ПК
Практическая работа
§ 36,
П 3.16
50
Модели статистического прогнозирования. Статистика и статистические данные.
1
Урок усвоения новых знаний и умений
Беседа, работа с учебником и на ПК
§ 37, отвечать на вопросы
51
Модели статистического прогнозирования. Прогнозирование по репрессионной модели
1
Комбинированный урок
Беседа, работа с учебником и на ПК
§ 37, задание в тетради
52
Практическая работа №19 «Прогнозирование в MS Excel»
1
Лабораторно-практическая работа № 19
Беседа, работа с учебником и на ПК
Практическая работа
§ 37,
П 3.17
53
Практическая работа №20 «Получение регрессионных зависимостей»
1
Лабораторно-практическая работа № 20
Работа с учебником и на ПК
Самостоятель-ная практическая работа
§ 37,
П 3.17 для СР
54
Модели корреляционных зависимостей
1
Комбинированный урок
Беседа, работа с учебником и на ПК
§ 38, отвечать на вопросы
55
Практическая работа № 21 «расчёт корреляционных зависимостей в MS Excel»
1
Лабораторно-практическая работа № 21
Беседа, работа с учебником и на ПК
Практическая работа
§ 38,
П 3.18
56
Практическая работа №22 «Корреляционные зависимости»
1
Лабораторно-практическая работа № 22
Беседа, работа с учебником и на ПК
Самостоятель-ная практическая работа
§ 38,
П 3.18 для СР
57
Модели оптимального планирования
1
Урок усвоения новых знаний и умений
Лекция, работа с учебником и на ПК
§ 39, отвечать на вопросы
58
Модели оптимального планирования. Решение задач
1
Комбинированный урок
Беседа, работа с учебником и на ПК
§ 39, задание в тетради
59
Практическая работа №23 «Решение задачи оптимального планирования в MS Excel»
1
Лабораторно-практическая работа № 23
Беседа, работа с учебником и на ПК
Практическая работа
§ 39,
П 3.19
60
Практическая работа № 24 «Оптимальное планирование»
1
Лабораторно-практическая работа № 24
Беседа, работа с учебником и на ПК
Самостоятель-ная практическая работа
§ 39,
П 3.19 для СР
61
Зачёт по теме «Моделирование зависимостей»
1
Урок проверки знаний и умений
Беседа, практикум на ПК
Зачёт
§ 36-39, повторить
62
Информационные ресурсы
1
Комбинированный урок
Беседа, работа с учебником, рефераты и сообщения учащихся
проблемы информационной безопасности;
правовые аспекты охраны программ и данных;
умение определять основные компоненты информационной культуры человека;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
§ 40, отвечать на вопросы, сообщения
63
Информационное общество
1
Комбинированный урок
Беседа, работа с учебником, рефераты и сообщения учащихся
§ 41, отвечать на вопросы, сообщения
64
Правовое регулирование в информационной сфере
1
Комбинированный урок
Беседа, работа с учебником, рефераты и сообщения учащихся
§ 42, отвечать на вопросы, сообщения
65
Проблема информационной безопасности
1
Комбинированный урок
Беседа, работа с учебником, сообщения учащихся
§ 43, отвечать на вопросы, сообщения
66
Повторение изученного за год
1
Урок проверки знаний и умений
Контрольная работа
Итоговая контрольная работа
§ 40-43 повторить, рефераты
67
Годовая контрольная работа
1
Комбинированный урок
Беседа, работа с учебником, рефераты и сообщения учащихся
68-70
Резерв
1
Комбинированный урок
Беседа, работа с учебником, рефераты и сообщения учащихся