Организация проектной деятельности на уроках информатики в начальной школе

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ



Баймухамедова А.Н. , Международный колледж

непрерывного образования (МКНО),

учитель информатики

г. Астана



Концепция модернизации казахстанского образования подчёркивает необходимость "ориентации образования не только на усвоение учащимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Формирование у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда".

Слово "проект" более привычно для преподавателей технических наук в ВУЗах и учителям информатики. Учителям других школьных дисциплин обычно не приходится сталкиваться с такой формой организации учебного процесса. В технологии проект представляет собой самостоятельное доскональное изучение какой-либо проблемы с презентацией результатов работы - как правило, это компьютерная программа. Однако в современных условиях, когда общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к их умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точек зрения различных наук, все мы сталкиваемся с необходимостью поиска новой формы учебной деятельности. Нам нужен подход, который позволил бы обучать студентов навыкам самостоятельной поисковой и исследовательской работы, повысил бы мотивацию к обучению и дал возможность сформировать у детей целостную картину мира. Проектная деятельность - один из возможных способов достижения указанных целей.

Цели и задачи проектной деятельности:

  1. контроль знаний и умений по пройденному материалу;

  2. формирование в сознании школьника информационной картины мира;

  3. возможность работать с компьютером;

  4. развитие умений поиска и обработки информации;

  5. работа по новым технологиям;

  6. развитие самостоятельности;

  7. умение слушать и уважать мнения учащихся;

  8. способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения;

  9. развитие исследовательских умений.

Работа над проектом развивает творческую активность учащихся, умения выполнять исследовательские работы, анализировать выполненную работу.

Данная форма обучения способствует развитию коллективной учебной деятельности учащихся, при которой цель осознаётся как единая, требующая объединения всего коллектива:

  • в процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности;

  • умение понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных;

  • умение наглядно представлять имеющийся материал, организовать продуктивную содержательную коммуникацию;

  • контроль за деятельностью выполнения проекта осуществляется членами самого коллектива.

Значительное внимание в современном образовании уделяется личностной ориентации, методике для учёта индивидуальных особенностей учащегося, использование опыта учащегося и обучении методам исследования.

Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения. Проектная форма обучения - это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что-то новое.

Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей.

В ходе проектирования учитель должен быть консультантом: даёт рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя направляет в верное русло, если ученики отошли от темы, обсуждает с учащимися этапы реализации проекта.

Работа над проектами проходит в несколько этапов:

  1. Подготовка к работе над проектом.

  2. Выбор темы.

  3. Постановка цели и задачи проекта.

  4. Поиск информации различными способами.

  5. Поиск иллюстраций.

  6. Разработка структуры презентации.

  7. Разработка дизайна кадров.

  8. Подготовка к защите проекта.

  9. Презентация проектов (защита).

  10. Анализ проектной работы.

Метод проектов наиболее интересная форма изучения и представления материала. И в то же время, это один из самых сложных приёмов обучения. Сложным для ученика своим продолжительным и обязательно качественным выполнением работы. Ведь результатом является не столько оценка за работу, а сама работа. И самое главное - её практическое использование другими людьми. Всё это накладывает большую ответственность на ребят и требует гораздо больше усилий, чем подготовка к уроку или даже контрольной работе. Но в то же время - законченная работа, и ещё важнее сам процесс, являются прекрасным стимулом для ребят, приумножающим уверенность в себе, подвигающим на новые проекты. Учителю тоже приходится много поработать. Ведь он теперь руководитель, консультант, эксперт и просто старший товарищ, который направит и поможет, и, конечно же, порадуется успехам своих учеников. А это самое главное в работе учителя - видеть радость в глазах ребят за выполненную работу, а не просто за полученную оценку!



© 2010-2022