- Преподавателю
- Информатика
- Методическая статья Современный урок информатики в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Методическая статья Современный урок информатики в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Петрушкина Т.А. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая статья «Современный урок информатики
в начальной школе в условиях реализации ФГОС»
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения начального общего образования был утверждён Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 и введен в действие с 1 января 2010 года [1].
ФГОС выдвигает три группы требований:
-
Требования к результатам освоения основной образовательной программы [1, п.19.1, п.19.2, п.19.5].
-
Требования к структуре основной образовательной программы [п.1, п.3].
-
Требования к условиям реализации основной образовательной программы [1, п.4.21, п.4.22].
Одним из параметров ФГОС является «формирование универсальных учебных действий», например, п.16 Раздела II ФГОС: «Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Результатами образования по ФГОС являются:
-
Умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий [2].
-
Умение учиться - способность к самоорганизации в решении учебных задач [2].
-
Прогресс в личностном развитии - эмоциональном, познавательном, саморегуляции [2].
В связи с этим я изменила:
-
Свою деятельность:
-
использую ЭОР - интерактивные диски «Матвеева_2,3,4 ФГОС». 2013. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний;
-
применяю индивидуальный подход - учащиеся, которые выполнили задания, выбирают тему для самостоятельного изучения в игровой форме или для самостоятельного закрепления в игровой форме навыков работы (электронный учебник «МИР ИНФОРМАТИКИ». Обучение компьютеру в игре для младших школьников. Издательство «Кирилл и Мефодий»);
-
использую информационные технологии для изучения нового материала - презентации по каждой теме [3];
-
уделяю особое внимание здоровьесберегающим технологиям - чередую режимы труда и отдыха, соблюдаю технику безопасности, провожу физминутки.
-
Деятельность учащихся:
-
самостоятельной работе учащихся на уроке отвожу больше времени, чем ранее;
-
характер самостоятельной работы стал исследовательским, творческим, продуктивным;
-
учащиеся учатся формулировать цель урока и выполнять соответствующие задачи.
Как показывает результат, возможность выбора заданий, способов решения повысила мотивацию к обучению.
Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин:
-
Каждый ученик имеет индивидуальное рабочее место за компьютером.
-
Ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места, что создает особые условия для развития коммуникативных УУД.
-
Значительно активнее формируется самостоятельная деятельность учащихся.
На уроке информатики происходит формирование следующих УУД [4, стр.102-32]:
-
личностных - умение организовать свое рабочее время, распределить силы; нахождение новых способов самореализации [5];
-
регулятивных - умение формулировать цели при изучении темы, при создании проекта [5];
-
познавательных - владение технологией решения задач с помощью компьютера [5];
-
коммуникативных - умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта [5].
Вывод:
Введение ФГОС позволяет:
-
Использовать в работе современные образовательные технологии.
-
Организовать здоровьесберегающую среду.
-
Осознать педагогам необходимость перехода на развивающие системы обучения.
-
Создавать необходимые условия для реализации основной образовательной программы.
-
Развивать универсальные учебные действия.
Список литературы
-
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.05.2015) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785).
-
Гнеутова Е.Л. «ФГОС в начальной школе». [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. URL: nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2014/04/12/fgos-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 16.10.2015).
-
Матвеева Н.В. Информатика : учебник для 4 класса : в 2 ч. Ч.1 / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 101с. : ил.
-
Матвеева Н.В. Информатика. Программа для начальной школы : 2-4 классы / Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова. - 2-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 133с. : ил. - (Программы и планирование).
-
Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс». [Электронный ресурс] // Сообщество «Учитель-менеджер», проект «Формирование универсальных учебных действий». URL: open-klass.ru (дата обращения: 16.10.2015).