Методическая статья Современный урок информатики в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методическая статья «Современный урок информатики

в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения начального общего образования был утверждён Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 и введен в действие с 1 января 2010 года [1].

ФГОС выдвигает три группы требований:

  1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы [1, п.19.1, п.19.2, п.19.5].

  2. Требования к структуре основной образовательной программы [п.1, п.3].

  3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы [1, п.4.21, п.4.22].

Одним из параметров ФГОС является «формирование универсальных учебных действий», например, п.16 Раздела II ФГОС: «Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Результатами образования по ФГОС являются:

  1. Умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий [2].

  2. Умение учиться - способность к самоорганизации в решении учебных задач [2].

  3. Прогресс в личностном развитии - эмоциональном, познавательном, саморегуляции [2].

В связи с этим я изменила:

  1. Свою деятельность:

  • использую ЭОР - интерактивные диски «Матвеева_2,3,4 ФГОС». 2013. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний;

  • применяю индивидуальный подход - учащиеся, которые выполнили задания, выбирают тему для самостоятельного изучения в игровой форме или для самостоятельного закрепления в игровой форме навыков работы (электронный учебник «МИР ИНФОРМАТИКИ». Обучение компьютеру в игре для младших школьников. Издательство «Кирилл и Мефодий»);

  • использую информационные технологии для изучения нового материала - презентации по каждой теме [3];

  • уделяю особое внимание здоровьесберегающим технологиям - чередую режимы труда и отдыха, соблюдаю технику безопасности, провожу физминутки.

  1. Деятельность учащихся:

  • самостоятельной работе учащихся на уроке отвожу больше времени, чем ранее;

  • характер самостоятельной работы стал исследовательским, творческим, продуктивным;

  • учащиеся учатся формулировать цель урока и выполнять соответствующие задачи.

Как показывает результат, возможность выбора заданий, способов решения повысила мотивацию к обучению.

Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин:

  1. Каждый ученик имеет индивидуальное рабочее место за компьютером.

  2. Ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места, что создает особые условия для развития коммуникативных УУД.

  3. Значительно активнее формируется самостоятельная деятельность учащихся.

На уроке информатики происходит формирование следующих УУД [4, стр.102-32]:

  • личностных - умение организовать свое рабочее время, распределить силы; нахождение новых способов самореализации [5];

  • регулятивных - умение формулировать цели при изучении темы, при создании проекта [5];

  • познавательных - владение технологией решения задач с помощью компьютера [5];

  • коммуникативных - умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта [5].

Вывод:

Введение ФГОС позволяет:

  1. Использовать в работе современные образовательные технологии.

  2. Организовать здоровьесберегающую среду.

  3. Осознать педагогам необходимость перехода на развивающие системы обучения.

  4. Создавать необходимые условия для реализации основной образовательной программы.

  5. Развивать универсальные учебные действия.

Список литературы

  1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.05.2015) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785).

  2. Гнеутова Е.Л. «ФГОС в начальной школе». [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. URL: nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2014/04/12/fgos-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 16.10.2015).

  3. Матвеева Н.В. Информатика : учебник для 4 класса : в 2 ч. Ч.1 / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 101с. : ил.

  4. Матвеева Н.В. Информатика. Программа для начальной школы : 2-4 классы / Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова. - 2-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 133с. : ил. - (Программы и планирование).

  5. Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс». [Электронный ресурс] // Сообщество «Учитель-менеджер», проект «Формирование универсальных учебных действий». URL: open-klass.ru (дата обращения: 16.10.2015).


© 2010-2022