- Преподавателю
- Информатика
- Методическая разработка урока по информатике «Базы данных»
Методическая разработка урока по информатике «Базы данных»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Фалилеева Е.А. |
Дата | 18.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Методическая разработка урока
по информатике «Базы данных»
Фалилеева Евгения Александровна
Учитель информатики
МОУ: Шерловогорская СОШ №47
Тема урока: "Базы данных. Таблицы, формы, отчеты"
Цель урока: формирование навыков выполнения заданий части А и В ЕГЭ
через освоение простейших приемов работы с готовой базой данных в среде СУБД Microsoft Access: открытие базы данных (БД); просмотр структуры БД, содержимого БД в режимах Таблица и Форма; добавление записей через форму; быстрая сортировка таблицы; использование фильтра, формирование отчета.
Задачи урока:
-образовательная: повторить, обобщить и закрепить знания учащихся о базах данных, представлении базы данных в режимах таблицы и формах; умение сортировать данные, использовать фильтр, формировать отчеты.
-развивающая: развитие у учащихся навыков работы в базах данных, продолжить работу по развитию умений анализировать исходные данные с выделением необходимого, проводить сравнение, умение вычленять главное из большого объема информации, развитие внимания, памяти, логического мышления, самостоятельности;
-воспитательная: воспитание в учащихся информационной культуры, целеустремленности, уверенности в себе.
Учебно-методическое обеспечение и программное обеспечение урока:
-
Методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса "Информатика и ИКТ" в основной и старшей школе».
-
«Информатика» 11 класс, Семакин И.Г., Хеннер Е.
-
Информатика и ИКТ. Профильный уровень. 11кл. Угринович Н.Д. 2009
Оборудование урока: персональные компьютеры, мультимедиа проектор, презентация, программа MS Access, карточки с заданием.
Форма урока: урок-практикум, урок-консультация.
Межпредметные связи: математика, экономика.
Содержательные элементы (в соответствии с Кодификатором ЕГЭ):
2.1 Осуществлять поиск и отбор информации
2.2 Создавать и использовать структуры хранения данных
2.3 Работать с распространенными автоматизированными информационными системами
№№
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Актуализация знаний
1 уровень.
Раскрыть основные понятия по теме «Базы данных». Привести примеры БД.
2 уровень. Составить реляционную (табличную) БД по предложенным данным. Предложите свое название.
3 уровень. Постройте модель расписания уроков в нашей школе, нарисуйте её граф.
Выбор уровня, выполнение заданий
Обмен в парах, взаимопроверка-дополнение ответов одноклассника
2.
Закрепление материала
Освоение простейших приемов работы с готовой базой данных в среде СУБД Microsoft Access: открытие базы данных (БД); просмотр структуры БД, содержимого БД в режимах Таблица и Форма; добавление записей через форму; быстрая сортировка таблицы; использование фильтра, формирование отчета.
Практическая работа в MO Access
Решение заданий в формате ЕГЭ
-решение части А
-работа в группах -выполнение заданий В
-работа с текстами 1, 2, 3 (отработка навыка создания
Примеры заданий части А и В приведены ниже.
3.
Этап самоконтроля и разбора заданий
Правильность выполнения заданий А и В, проверяются в процессе обсуждения.
Участвуют в обсуждении
4.
Домашнее задание
Создайте табличную базу данных
5.
рефлексия
ПОПС-формула (Позиция, Обоснование, Пример, Следствие)
-
Актуализация знаний.
.
1 уровень. Основные понятия БД
База данных - организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ЭВМ и постоянного применения.
Примеры баз данных, их применения.
- база данных книжного фонда библиотеки;
- база данных кадрового состава учреждения;
- база данных законодательных актов в области уголовного права;
- база данных современной эстрадной песни.
Базы данных представляют собой определенным образом организованную совокупность данных некоторой предметной области, хранящуюся в компьютере. В дальнейшем мы будем иметь в виду только компьютерные БД.
1. По характеру хранимой информации базы данных бывают фактографическими и документальными. Но у них есть отличия: в фактографических БД содержатся краткие сведения об описываемых объектах, представленные в строго определенном формате. Из приведенных выше примеров две первые БД скорее всего будут организованы как фактографические.
В БД библиотеки о каждой книге хранятся библиографические сведения: год издания, автор, название. Разумеется, текст книги в ней содержаться не будет.
В БД отдела кадров учреждения хранятся анкетные данные сотрудников: фамилия, имя, отчество, год и место рождения.
Базы данных в третьем и четвертом примерах наверняка будут организованы как документальные. Первая из них будет включать в себя тексты законов; вторая - тексты и ноты песен; биографическую и творческую справочную информацию о композиторах, поэтах, исполнителях; звуковые записи и видеоклипы. Следовательно, документальная БД содержит обширную информацию самого разного типа: текстовую, графическую, звуковую, мультимедийную.
Современные информационные технологии постепенно стирают границу между фактографическими и документальными БД. Существуют средства, позволяющие легко подключать любой документ (текстовый, графический, звуковой) к фактографической базе данных.
2. По способу хранения базы данных делятся на централизованные (базы данных хранятся на одном компьютере) и распределенные (различные части одной базы данных хранятся на множестве компьютеров, объединенных между собой сетью.
Информация в базах данных может быть организована по-разному. Чаще всего используется табличный способ.
Реляционными базами данных называются базы данных с табличной формой организации.
Базы данных удобно представлять в виде таблицы. В строке таблицы размещаются значения свойств одного объекта, а столбец таблицы хранит значения определенного свойства всех объектов. Например, в базе данных «Деканат» в каждой строке таблицы содержится информация об определенном человеке, а значения его «свойств» Фамилия,Номер группы, Телефон, наличие стипендии хранятся в различных столбцах.
Столбцы табличной базы называются полями. Каждое поле имеет имя и может хранить данные определенного типа (текст, число, дата/время и т.д.).
В реляционных БД строка таблицы называется записью, а столбец - полем. В общем виде это выглядит так: в базе данных «Деканат» полями являются № (число), Фамилия, Телефон и Стипендия. Одна запись содержит информацию об одном объекте той реальной системы, модель которой представлена в таблице. Например, одна запись о каком либо объекте - это информация об одной игрушке.
Поля - это различные характеристики (иногда говорят - атрибуты) объекта. Значения полей в одной строчке относятся к одному объекту. Строки таблицы являются записями об объектах. Строка хранит набор значений, содержащихся в полях базы данных. Запишите это в тетради.
Записи можно нумеровать с использованием счетчика (поле Код_Студента) - это позволяет однозначно идентифицировать каждую запись в таблице. Так, в таблице «Студенты» базы данных «Деканат» содержится 10 записей, в каждой из которых хранятся значения 7 свойств.
Разные поля отличаются именами. А чем отличаются друг от друга разные записи? Записи различаются значениями ключей.
Главным ключом в базах данных - называют поле (или совокупность полей), значение которых не повторяется у разных записей.
В БД «Домашняя библиотека» разные книги могут иметь одного автора, могут совпадать названия книг, год издания, полка. Но инвентарный номер у каждой книги свой (поле НОМЕР). Он и является главным ключом для записей в этой базе данных.
С каждым полем связано еще одно очень важное свойство - тип поля. Тип определяет множество значений, которые может принимать данное поле в различных записях. В реляционных базах данных используются четыре основных типа полей: числовой, символьный, тип «дата», логический.
Значения полей - это некоторые величины определенных типов. От типа величины зависят те действия, которые можно с ней производить. Например, с числовыми величинами можно выполнять арифметические операции, а с символьными и логическими - нельзя.
Достоинством табличного представления базы данных является возможность видеть одновременно несколько записей. Однако если база данных содержит много полей, а значения полей содержат много символов, то не очень удобно осуществлять ввод, просмотр и редактирование записей.
Представление записей базы данных с помощью формы.
Для поочередного ввода, просмотра и редактирования записей базы данных часто используется форма. Форма позволяет последовательно отображать записи в удобном для пользователя виде. Обычно на форме размещаются надписи, являющиеся именами полей базы данных, и поля, в которых отображаются данные выбранной записи базы данных.
В процессе создания формы можно указать, какие поля базы данных включить в форму и как расположить поля в окне формы. Пользователь может подобрать подходящий дизайн формы (размер и цвет) надписей, текстовых полей и самой формы.
Системы управления базами данных (СУБД).
Система управления базами данных - это приложение, позволяющее создавать базы данных и осуществлять в них сортировку и поиск данных.
Функцию простой СУБД могут выполнять электронные таблицы. Столбцы таблицы являются полями базы данных, а в строках таблицы размещаются записи базы данных. Первая строка таблицы должна содержать имена полей базы данных.
Создание базы данных с использованием СУБД начинается с создания полей базы данных, установки их типов и ввода имен. Затем в режиме таблица или форма производится ввод, просмотр и редактирование записей базы данных. После этого в созданной базе данных можно осуществлять сортировку и поиск данных.
2 уровень. Составить реляционную (табличную) БД по предложенным данным. Предложите свое название.
Поголовье овец и коз на 1 января 1991 г. составляло 58,2 млн. голов. Поголовье птицы на 1 января 1996 г. составляло 422,6 млн. голов. Поголовье свиней на 1 января 1986 г. составляло 39 млн.голов. поголовье крупного рогатого скота на 1 января 1996 г. составляло 39,7 млн. голов. Поголовье овец и коз н а1 января 1986 г. составляло 63,4 млн.голов. Поголовье свиней на 1 января 1991 г. составляло 38,3 млн.голов. поголовье крупного рогатого скота на 1 января 1991 г. составляло 57 млн.голов. Поголовье птицы на 1 января 1991 г. 659,8 млн. голов. Поголовье овец и коз н а1 января 1996 г. составляло 28 млн. голов. Поголовье птицы на 1 января 1986 г. составляло 627,7 млн. голов. Поголовье крупного рогатого скота на 1 января 1986 г. составляло 59,6 млн. голов. Поголовье свиней на 1 января 1996 г. составляло 22,6 млн. голов.
Пример выполнения
Поголовье скота и птицы (млн.голов)
Овцы и козы
птица
свиньи
крс
01.01.1986
63,4
627,7
39
59,6
01.01.1991
58,2
659,8
38,3
57
01.01.1996
28
422,6
22,6
39,7
3 уровень. Постройте модель расписания уроков в нашей школе, нарисуйте её граф.
Пример выполнения
Неделя
Расписание
Классы
Уроки
Кабинеты
1
1
1
1
∞
∞
∞
∞
1
1
-
Практическая работа в МО Access
Задание 1.
-
Запустить на исполнение Microsoft Access.
-
Открыть базу данных Деканат.
-
Установить режим работы с таблицей (вкладка Таблицы). Открыть таблицу Преподаватели командой Открыть. Изучить содержимое таблицы.
-
Закрыть таблицу. Перейти в режим работы с конструктором таблиц командой Конструктор.
-
Последовательно перемещаясь от поля к полю, познакомиться со свойствами полей: типами, форматами, описаниями.
-
Закрыть конструктор.
Задание 2.
1. Перейти в режим работы с формами (вкладка Формы).
2. Открыть форму Студенты.
3. Через открывшуюся форму просмотреть последовательность записей. Выполнить переход на первую и последнюю запись, на запись с указанным номером.
4. Добавить в конец таблицы ещё одну запись о новом студенте, указав необходимые данные.
5. Закрыть форму.
Задание 3.
В этом задании выполняются действия на сортировку записей в полной таблице.
-
Отсортировать таблицу в алфавитом порядке фамилий (ключ сортировки - поле Фамилия). Для этого:
-
выделить столбец Фамилия (щёлкнуть на заголовке столбца);
-
через контекстное меню или кнопку на панели инструментов выполнить сортировку.
-
Отсортировать таблицу по двум ключам (выбрать по желанию) в порядке убывания. Для этого:
-
выделить два столбца, выбранными вами (щелкнуть на заголовках при нажатой клавише Shift);
-
через контекстное меню или кнопку на панели инструментов выполнить сортировку.
Обратите внимание на результат:
записи с одинаковым значением полей расположились в порядке убывания другого поля.
-Самостоятельно (по таблице Преподаватели) выполнить сортировку по возрасту.
Задание 4.
В этом задании выполняются действия, связанные с отбором записей из таблицы с помощью фильтра.
1. Открыть таблицу Преподаватели.
2. С помощью фильтра выполнить Фильтрацию данных по полю «Доцент». Для этого:
- выполнить команду Записи - Фильтр - Изменить фильтр;
-Самостоятельно (по таблице Преподаватели) выполнить фильтрацию по полю Доцент по записи Информатика.
Решение заданий в формате ЕГЭ
1. Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных о результатах тестирования учащихся (используется стобалльная шкала):
-
Фамилия
Пол
Математика
Русский язык
Химия
Информатика
Биология
Аганян
ж
82
56
46
32
70
Воронин
м
43
62
45
74
23
Григорчук
м
54
74
68
75
83
Роднина
ж
71
63
56
82
79
Сергеенко
ж
33
25
74
38
46
Черепанова
ж
18
92
83
28
61
Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию «Пол='м' ИЛИ Химия>Биология»?
1) 5 2) 2 3) 3 4) 4
2. Для каждого файла в таблицу записывался исходный размер файла (поле РАЗМЕР), а также размеры архивов, полученных после применения к файлу различных архиваторов: программы Winzip (поле ZIP), программы Winrar (поле rar) и программы Stufflt (поле SIT). Вот начало этой таблицы (все размеры в таблице - в килобайтах):
-
Имя файла
РАЗМЕР
ZIP
RAR
SIT
Аквариум.mw2
296
124
88
92
Муар.mw2
932
24
20
28
Нужно отобрать файлы, исходный размер которых больше 1 мегабайта и размер которых при использовании WinRAR уменьшился более чем в 4 раза. Для этого достаточно найти в таблице записи, удовлетворяющие условию:
-
(РАЗМЕР > 1000) ИЛИ (РАЗМЕР / RAR > 4)
-
(РАЗМЕР > 1024) И (RAR < 256)
-
(РАЗМЕР > 1024) И (РАЗМЕР / RAR > 4)
-
(РАЗМЕР > 1024) ИЛИ (РАЗМЕР / RAR > 4)
3. Количество полей в базе данных структуры, представленной таблицей:
ФИО
Класс
Город
Школа
Оценка
Петров П.П.
9
Москва
15
4
Иванов И.И.
10
Сочи
16
5
равно:
1) 10 2) 2 3) 3 4) 5
4. Из правил соревнования по тяжелой атлетике:
Тяжелая атлетика - это прямое соревнование, когда каждый атлет имеет три попытки в рывке и три попытки в толчке. Самый тяжелый вес поднятой штанги в каждом упражнении суммируется в общем зачете. Если спортсмен потерпел неудачу во всех трех попытках в рывке, он может продолжить соревнование в толчке, но уже не сможет занять какое-либо место по сумме 2-х упражнений. Если два спортсмена заканчивают состязание с одинаковым итоговым результатом, высшее место присуждается спортсмену с меньшим весом. Если же вес спортсменов одинаков, преимущество отдается тому, кто первым поднял победный вес.
Таблица результатов соревнований по тяжелой атлетике:
Фамилия И.О.
Вес спортсмена
Взято в рывке
Рывок с попытки
Взято в толчке
Толчок с попытки
Айвазян Г.С.
77,1
147,5
3
200,0
2
Викторов М.П.
79,1
150,0
1
202,5
1
Гордезиани Б.Ш.
78,2
150,0
2
200,0
1
Михальчук М.С.
78,2
150,0
1
202,5
3
Пай СВ.
79,5
-
-
205,0
1
Шапсугов М.Х.
77,1
150,0
3
197,5
1
Кто победил в рывке?
-
Викторов М.П. 3) Михальчук М.С.
-
Гордезиани Б.Ш. 4) Шапсугов М.Х.
5. Ниже представлены две таблицы из базы данных. Каждая строка таблицы 2 содержит информацию о ребёнке и об одном из его родителей. Информация представлена значением поля ID в соответствующей строке таблицы 1. Определите на основании приведённых данных фамилию и инициалы внучки Петровой С.М.
Таблица 1
ID
ФИО
Пол
25
Жвания К.Г.
Ж
49
Черняк А.П.
М
62
Петрова М.Н.
Ж
76
Ильченко Т.В.
Ж
82
Петрова С.М.
Ж
96
Басис В.В.
Ж
102
Ильченко Т.В.
М
123
Павлыш Н.П.
Ж
134
Черняк П.Р.
М
…
…
…
Таблица 2
-
ID_родителя
ID_ребёнка
25
134
76
49
76
123
82
76
82
96
102
76
102
96
134
49
134
123
…
…
-
Басис В.В. 2) Ильченко Т.В. 3) Павлыш Н.П. 4) Петрова М.Н.
4. Домашнее задание
Задание 1. Создайте табличную базу данных с названием таблицы Телефонный справочник» на основе предложенной структуры.
Имя поля
Тип данных
Свойства поля общие
№
счетчик
Фамилия
текстовый
Имя
текстовый
Отчество
числовой
Пол
логический
Формат поля м/ж
Домашний адрес
текстовый
Домашний телефон
числовой
Маска ввода 00-00-00
Дата рождения
Дата/время
Формат поля Краткий формат даты
Задание 2. Заполните таблицу данными (не менее 10).
Задание 3. Создайте запрос к базе данных на выборку записей об абонентах, имеющих телефон, начинающийся на цифры 46.
Задание 4. Проведите сортировку данных так, чтобы записи в таблице были расположены в алфавитном порядке по полю фамилия ».
Задание 5. Постройте на основе таблицы телефонный справочник» форму, содержащую поля фамилия» и дата рождения».
-
Подведение итогов урока. Рефлексия «ПОПС-формула»
Выскажите свое мнение по плану:
План выступления
Пояснение
Позиция
Я считаю, что…
В чем заключается ваша точка зрения?
Обоснование
…потому, что…
На чем она основана? Довод
Пример
…например,…
Подтвердите довод фактами
Следствие
…поэтому…
Сделайте вывод на основании точки зрения