Методическая разработка урока по информатике «Базы данных»

Методическая разработка урока по информатике «Базы данных» для 11 класса. Цель: формирование навыков выполнения заданий части А и В ЕГЭ по информатике, раздел «Базы данных». Рассматриваются различные способы представления баз данных через формы и таблицы, отрабатывается навык сортировки данных и использования фильтра, умение формировать отчеты. Продолжается работа по развитию умений анализировать исходные данные, проводить сравнение, уметь вычленять главное из большого объема информации, развити...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока

по информатике «Базы данных»

Фалилеева Евгения Александровна

Учитель информатики

МОУ: Шерловогорская СОШ №47

Тема урока: "Базы данных. Таблицы, формы, отчеты"

Цель урока: формирование навыков выполнения заданий части А и В ЕГЭ

через освоение простейших приемов работы с готовой базой данных в среде СУБД Microsoft Access: открытие базы данных (БД); просмотр структуры БД, содержимого БД в режимах Таблица и Форма; добавление записей через форму; быстрая сортировка таблицы; использование фильтра, формирование отчета.

Задачи урока:

-образовательная: повторить, обобщить и закрепить знания учащихся о базах данных, представлении базы данных в режимах таблицы и формах; умение сортировать данные, использовать фильтр, формировать отчеты.

-развивающая: развитие у учащихся навыков работы в базах данных, продолжить работу по развитию умений анализировать исходные данные с выделением необходимого, проводить сравнение, умение вычленять главное из большого объема информации, развитие внимания, памяти, логического мышления, самостоятельности;

-воспитательная: воспитание в учащихся информационной культуры, целеустремленности, уверенности в себе.

Учебно-методическое обеспечение и программное обеспечение урока:

  1. Методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса "Информатика и ИКТ" в основной и старшей школе».

  2. «Информатика» 11 класс, Семакин И.Г., Хеннер Е.

  3. Информатика и ИКТ. Профильный уровень. 11кл. Угринович Н.Д. 2009

Оборудование урока: персональные компьютеры, мультимедиа проектор, презентация, программа MS Access, карточки с заданием.

Форма урока: урок-практикум, урок-консультация.

Межпредметные связи: математика, экономика.

Содержательные элементы (в соответствии с Кодификатором ЕГЭ):

2.1 Осуществлять поиск и отбор информации

2.2 Создавать и использовать структуры хранения данных

2.3 Работать с распространенными автоматизированными информационными системами

№№

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Актуализация знаний

1 уровень.

Раскрыть основные понятия по теме «Базы данных». Привести примеры БД.

2 уровень. Составить реляционную (табличную) БД по предложенным данным. Предложите свое название.

3 уровень. Постройте модель расписания уроков в нашей школе, нарисуйте её граф.

Выбор уровня, выполнение заданий

Обмен в парах, взаимопроверка-дополнение ответов одноклассника

2.

Закрепление материала

Освоение простейших приемов работы с готовой базой данных в среде СУБД Microsoft Access: открытие базы данных (БД); просмотр структуры БД, содержимого БД в режимах Таблица и Форма; добавление записей через форму; быстрая сортировка таблицы; использование фильтра, формирование отчета.

Практическая работа в MO Access

Решение заданий в формате ЕГЭ

-решение части А

-работа в группах -выполнение заданий В

-работа с текстами 1, 2, 3 (отработка навыка создания

Примеры заданий части А и В приведены ниже.

3.

Этап самоконтроля и разбора заданий

Правильность выполнения заданий А и В, проверяются в процессе обсуждения.

Участвуют в обсуждении

4.

Домашнее задание

Создайте табличную базу данных

5.

рефлексия

ПОПС-формула (Позиция, Обоснование, Пример, Следствие)



  1. Актуализация знаний.

Методическая разработка урока по информатике «Базы данных»

.

1 уровень. Основные понятия БД

База данных - организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ЭВМ и постоянного применения.

Примеры баз данных, их применения.

- база данных книжного фонда библиотеки;

- база данных кадрового состава учреждения;

- база данных законодательных актов в области уголовного права;

- база данных современной эстрадной песни.

Базы данных представляют собой определенным образом организованную совокупность данных некоторой предметной области, хранящуюся в компьютере. В дальнейшем мы будем иметь в виду только компьютерные БД.

1. По характеру хранимой информации базы данных бывают фактографическими и документальными. Но у них есть отличия: в фактографических БД содержатся краткие сведения об описываемых объектах, представленные в строго определенном формате. Из приведенных выше примеров две первые БД скорее всего будут организованы как фактографические.

В БД библиотеки о каждой книге хранятся библиографические сведения: год издания, автор, название. Разумеется, текст книги в ней содержаться не будет.

В БД отдела кадров учреждения хранятся анкетные данные сотрудников: фамилия, имя, отчество, год и место рождения.

Базы данных в третьем и четвертом примерах наверняка будут организованы как документальные. Первая из них будет включать в себя тексты законов; вторая - тексты и ноты песен; биографическую и творческую справочную информацию о композиторах, поэтах, исполнителях; звуковые записи и видеоклипы. Следовательно, документальная БД содержит обширную информацию самого разного типа: текстовую, графическую, звуковую, мультимедийную.

Современные информационные технологии постепенно стирают границу между фактографическими и документальными БД. Существуют средства, позволяющие легко подключать любой документ (текстовый, графический, звуковой) к фактографической базе данных.

2. По способу хранения базы данных делятся на централизованные (базы данных хранятся на одном компьютере) и распределенные (различные части одной базы данных хранятся на множестве компьютеров, объединенных между собой сетью.

Информация в базах данных может быть организована по-разному. Чаще всего используется табличный способ.

Реляционными базами данных называются базы данных с табличной формой организации.

Базы данных удобно представлять в виде таблицы. В строке таблицы размещаются значения свойств одного объекта, а столбец таблицы хранит значения определенного свойства всех объектов. Например, в базе данных «Деканат» в каждой строке таблицы содержится информация об определенном человеке, а значения его «свойств» Фамилия,Номер группы, Телефон, наличие стипендии хранятся в различных столбцах.

Методическая разработка урока по информатике «Базы данных»

Столбцы табличной базы называются полями. Каждое поле имеет имя и может хранить данные определенного типа (текст, число, дата/время и т.д.).

В реляционных БД строка таблицы называется записью, а столбец - полем. В общем виде это выглядит так: в базе данных «Деканат» полями являются № (число), Фамилия, Телефон и Стипендия. Одна запись содержит информацию об одном объекте той реальной системы, модель которой представлена в таблице. Например, одна запись о каком либо объекте - это информация об одной игрушке.

Поля - это различные характеристики (иногда говорят - атрибуты) объекта. Значения полей в одной строчке относятся к одному объекту. Строки таблицы являются записями об объектах. Строка хранит набор значений, содержащихся в полях базы данных. Запишите это в тетради.

Записи можно нумеровать с использованием счетчика (поле Код_Студента) - это позволяет однозначно идентифицировать каждую запись в таблице. Так, в таблице «Студенты» базы данных «Деканат» содержится 10 записей, в каждой из которых хранятся значения 7 свойств.

Методическая разработка урока по информатике «Базы данных»

Разные поля отличаются именами. А чем отличаются друг от друга разные записи? Записи различаются значениями ключей.

Главным ключом в базах данных - называют поле (или совокупность полей), значение которых не повторяется у разных записей.

В БД «Домашняя библиотека» разные книги могут иметь одного автора, могут совпадать названия книг, год издания, полка. Но инвентарный номер у каждой книги свой (поле НОМЕР). Он и является главным ключом для записей в этой базе данных.

Методическая разработка урока по информатике «Базы данных»

С каждым полем связано еще одно очень важное свойство - тип поля. Тип определяет множество значений, которые может принимать данное поле в различных записях. В реляционных базах данных используются четыре основных типа полей: числовой, символьный, тип «дата», логический.

Значения полей - это некоторые величины определенных типов. От типа величины зависят те действия, которые можно с ней производить. Например, с числовыми величинами можно выполнять арифметические операции, а с символьными и логическими - нельзя.

Достоинством табличного представления базы данных является возможность видеть одновременно несколько записей. Однако если база данных содержит много полей, а значения полей содержат много символов, то не очень удобно осуществлять ввод, просмотр и редактирование записей.

Представление записей базы данных с помощью формы.

Методическая разработка урока по информатике «Базы данных»

Для поочередного ввода, просмотра и редактирования записей базы данных часто используется форма. Форма позволяет последовательно отображать записи в удобном для пользователя виде. Обычно на форме размещаются надписи, являющиеся именами полей базы данных, и поля, в которых отображаются данные выбранной записи базы данных.

Методическая разработка урока по информатике «Базы данных»

В процессе создания формы можно указать, какие поля базы данных включить в форму и как расположить поля в окне формы. Пользователь может подобрать подходящий дизайн формы (размер и цвет) надписей, текстовых полей и самой формы.

Системы управления базами данных (СУБД).

Система управления базами данных - это приложение, позволяющее создавать базы данных и осуществлять в них сортировку и поиск данных.

Функцию простой СУБД могут выполнять электронные таблицы. Столбцы таблицы являются полями базы данных, а в строках таблицы размещаются записи базы данных. Первая строка таблицы должна содержать имена полей базы данных.

Создание базы данных с использованием СУБД начинается с создания полей базы данных, установки их типов и ввода имен. Затем в режиме таблица или форма производится ввод, просмотр и редактирование записей базы данных. После этого в созданной базе данных можно осуществлять сортировку и поиск данных.

2 уровень. Составить реляционную (табличную) БД по предложенным данным. Предложите свое название.

Поголовье овец и коз на 1 января 1991 г. составляло 58,2 млн. голов. Поголовье птицы на 1 января 1996 г. составляло 422,6 млн. голов. Поголовье свиней на 1 января 1986 г. составляло 39 млн.голов. поголовье крупного рогатого скота на 1 января 1996 г. составляло 39,7 млн. голов. Поголовье овец и коз н а1 января 1986 г. составляло 63,4 млн.голов. Поголовье свиней на 1 января 1991 г. составляло 38,3 млн.голов. поголовье крупного рогатого скота на 1 января 1991 г. составляло 57 млн.голов. Поголовье птицы на 1 января 1991 г. 659,8 млн. голов. Поголовье овец и коз н а1 января 1996 г. составляло 28 млн. голов. Поголовье птицы на 1 января 1986 г. составляло 627,7 млн. голов. Поголовье крупного рогатого скота на 1 января 1986 г. составляло 59,6 млн. голов. Поголовье свиней на 1 января 1996 г. составляло 22,6 млн. голов.

Пример выполнения


Поголовье скота и птицы (млн.голов)

Овцы и козы

птица

свиньи

крс

01.01.1986

63,4

627,7

39

59,6

01.01.1991

58,2

659,8

38,3

57

01.01.1996

28

422,6

22,6

39,7

3 уровень. Постройте модель расписания уроков в нашей школе, нарисуйте её граф.

Пример выполнения

Неделя

Расписание

Классы

Уроки

Кабинеты

1

1

1

1

1

1


  1. Практическая работа в МО Access

Задание 1.

  1. Запустить на исполнение Microsoft Access.

  2. Открыть базу данных Деканат.

  3. Установить режим работы с таблицей (вкладка Таблицы). Открыть таблицу Преподаватели командой Открыть. Изучить содержимое таблицы.

  4. Закрыть таблицу. Перейти в режим работы с конструктором таблиц командой Конструктор.

  5. Последовательно перемещаясь от поля к полю, познакомиться со свойствами полей: типами, форматами, описаниями.

  6. Закрыть конструктор.

Задание 2.

1. Перейти в режим работы с формами (вкладка Формы).
2. Открыть форму Студенты.

Методическая разработка урока по информатике «Базы данных»

3. Через открывшуюся форму просмотреть последовательность записей. Выполнить переход на первую и последнюю запись, на запись с указанным номером.
4. Добавить в конец таблицы ещё одну запись о новом студенте, указав необходимые данные.
5. Закрыть форму.

Задание 3.

В этом задании выполняются действия на сортировку записей в полной таблице.

  1. Отсортировать таблицу в алфавитом порядке фамилий (ключ сортировки - поле Фамилия). Для этого:

  • выделить столбец Фамилия (щёлкнуть на заголовке столбца);

  • через контекстное меню или кнопку на панели инструментов выполнить сортировку. Методическая разработка урока по информатике «Базы данных»

  1. Отсортировать таблицу по двум ключам (выбрать по желанию) в порядке убывания. Для этого:

  • выделить два столбца, выбранными вами (щелкнуть на заголовках при нажатой клавише Shift);

  • через контекстное меню или кнопку на панели инструментов Методическая разработка урока по информатике «Базы данных» выполнить сортировку.

Обратите внимание на результат:

записи с одинаковым значением полей расположились в порядке убывания другого поля.

-Самостоятельно (по таблице Преподаватели) выполнить сортировку по возрасту.

Методическая разработка урока по информатике «Базы данных»

Задание 4.

В этом задании выполняются действия, связанные с отбором записей из таблицы с помощью фильтра.
1. Открыть таблицу Преподаватели.
2. С помощью фильтра выполнить Фильтрацию данных по полю «Доцент». Для этого:
- выполнить команду Записи - Фильтр - Изменить фильтр;

Методическая разработка урока по информатике «Базы данных»

Методическая разработка урока по информатике «Базы данных»

-Самостоятельно (по таблице Преподаватели) выполнить фильтрацию по полю Доцент по записи Информатика.

Решение заданий в формате ЕГЭ

1. Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных о результатах тестирования учащихся (используется стобалльная шкала):


Фамилия

Пол

Математика

Русский язык

Химия

Информатика

Биология

Аганян

ж

82

56

46

32

70

Воронин

м

43

62

45

74

23

Григорчук

м

54

74

68

75

83

Роднина

ж

71

63

56

82

79

Сергеенко

ж

33

25

74

38

46

Черепанова

ж

18

92

83

28

61

Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию «Пол='м' ИЛИ Химия>Биология»?

1) 5 2) 2 3) 3 4) 4

2. Для каждого файла в таблицу записывался исходный размер файла (поле РАЗМЕР), а также размеры архивов, полученных после применения к файлу различных архиваторов: программы Winzip (поле ZIP), программы Winrar (поле rar) и программы Stufflt (поле SIT). Вот начало этой таблицы (все размеры в таблице - в килобайтах):


Имя файла

РАЗМЕР

ZIP

RAR

SIT

Аквариум.mw2

296

124

88

92

Муар.mw2

932

24

20

28

Нужно отобрать файлы, исходный размер которых больше 1 мегабайта и размер которых при использовании WinRAR уменьшился более чем в 4 раза. Для этого достаточно найти в таблице записи, удовлетворяющие условию:

  1. (РАЗМЕР > 1000) ИЛИ (РАЗМЕР / RAR > 4)

  2. (РАЗМЕР > 1024) И (RAR < 256)

  3. (РАЗМЕР > 1024) И (РАЗМЕР / RAR > 4)

  4. (РАЗМЕР > 1024) ИЛИ (РАЗМЕР / RAR > 4)

3. Количество полей в базе данных структуры, представленной таблицей:

ФИО

Класс

Город

Школа

Оценка

Петров П.П.

9

Москва

15

4

Иванов И.И.

10

Сочи

16

5

равно:

1) 10 2) 2 3) 3 4) 5

4. Из правил соревнования по тяжелой атлетике:

Тяжелая атлетика - это прямое соревнование, когда каждый атлет имеет три попытки в рывке и три попытки в толчке. Самый тяжелый вес поднятой штанги в каждом упражнении суммируется в общем зачете. Если спортсмен потерпел неудачу во всех трех попытках в рывке, он может продолжить соревнование в толчке, но уже не сможет занять какое-либо место по сумме 2-х упражнений. Если два спортсмена заканчивают состязание с одинаковым итоговым результатом, высшее место присуждается спортсмену с меньшим весом. Если же вес спортсменов одинаков, преимущество отдается тому, кто первым поднял победный вес.

Таблица результатов соревнований по тяжелой атлетике:



Фамилия И.О.

Вес спортсмена

Взято в рывке

Рывок с попытки

Взято в толчке

Толчок с попытки

Айвазян Г.С.

77,1

147,5

3

200,0

2

Викторов М.П.

79,1

150,0

1

202,5

1

Гордезиани Б.Ш.

78,2

150,0

2

200,0

1

Михальчук М.С.

78,2

150,0

1

202,5

3

Пай СВ.

79,5

-

-

205,0

1

Шапсугов М.Х.

77,1

150,0

3

197,5

1

Кто победил в рывке?

  1. Викторов М.П. 3) Михальчук М.С.

  2. Гордезиани Б.Ш. 4) Шапсугов М.Х.

5. Ниже представлены две таблицы из базы данных. Каждая строка таблицы 2 содержит информацию о ребёнке и об одном из его родителей. Информация представлена значением поля ID в соответствующей строке таблицы 1. Определите на основании приведённых данных фамилию и инициалы внучки Петровой С.М.

Таблица 1

ID

ФИО

Пол

25

Жвания К.Г.

Ж

49

Черняк А.П.

М

62

Петрова М.Н.

Ж

76

Ильченко Т.В.

Ж

82

Петрова С.М.

Ж

96

Басис В.В.

Ж

102

Ильченко Т.В.

М

123

Павлыш Н.П.

Ж

134

Черняк П.Р.

М

Таблица 2

ID_родителя

ID_ребёнка

25

134

76

49

76

123

82

76

82

96

102

76

102

96

134

49

134

123


  1. Басис В.В. 2) Ильченко Т.В. 3) Павлыш Н.П. 4) Петрова М.Н.



4. Домашнее задание

Задание 1. Создайте табличную базу данных с названием таблицы Телефонный справочник» на основе предложенной структуры.

Имя поля

Тип данных

Свойства поля общие

счетчик

Фамилия

текстовый

Имя

текстовый

Отчество

числовой

Пол

логический

Формат поля м/ж

Домашний адрес

текстовый

Домашний телефон

числовой

Маска ввода 00-00-00

Дата рождения

Дата/время

Формат поля Краткий формат даты

Задание 2. Заполните таблицу данными (не менее 10).

Задание 3. Создайте запрос к базе данных на выборку записей об абонентах, имеющих телефон, начинающийся на цифры 46.

Задание 4. Проведите сортировку данных так, чтобы записи в таблице были расположены в алфавитном порядке по полю фамилия ».

Задание 5. Постройте на основе таблицы телефонный справочник» форму, содержащую поля фамилия» и дата рождения».


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия «ПОПС-формула»

Выскажите свое мнение по плану:

План выступления

Пояснение

Позиция

Я считаю, что…

В чем заключается ваша точка зрения?

Обоснование

…потому, что…

На чем она основана? Довод

Пример

…например,…

Подтвердите довод фактами

Следствие

…поэтому…

Сделайте вывод на основании точки зрения


© 2010-2022